Антимонопольная политиками государственная поддержка конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: используя различные источники (книги и Интернет-ресурсы) изучить проблему антимонопольного регулирования экономики, его историю, значение и возможные последствия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические понятия и основы 6
1.1. Монополия, монополистическая деятельность 6
1.2. Конкуренция: понятие, виды 9
1.3. Государственное регулирование экономики, антимонопольная политика 12
1.4. Антимонопольное законодательство, его роль и значение 15
2. Проведение антимонопольной политики и мер государственной поддержки конкуренции 18
2.1. Становление основ антимонопольной политики и государственной поддержки конкуренции 18
2.2. Антимонопольная политика в России 20
2.3. Роль, функции и методы работы антимонопольной службы 27
2.4. Регулирование естественных монополий 30
2.5. Практика антимонопольного регулирования 31
Заключение 34
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Антимонопольная политика.doc

— 250.00 Кб (Скачать)

      По мнению противников, антимонопольное  законодательство является системой  нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом. По словам руководителя ФАС России Игоря Артемьева, «некоторые авторитетные представители экономической науки отказывают антимонопольной политике в праве на существование на том основании, что любое публичное вмешательство в частные дела является попранием конкуренции и никак не может служить ее восстановлению на товарном рынке, если только содержание термина «конкуренция» более или менее приближено к реальности» [18, с 201].

Мне очень  понравился ответ Джоэла Клейна (отдел антимонопольной политики, Министерство юстиции США) на вопрос журналистов: «Почему участники рынка не могут отрегулировать свою деятельность согласно спросу и предложению?». Вот что он ответил: «Подумайте, ведь причины совершенно очевидны. Если у Вас в городе только две бензозаправки, которые конкурируют друг с другом, то цены на бензин будут удерживаться на достаточно низком уровне. При отсутствии антимонопольного законодательства владельцы этих двух станций могут договориться примерно следующим образом: «Мы работаем с такой невысокой наценкой, а в ближайшей округе на 100 миль нет других заправок. Давай поднимем цены с $ 1,09 до $ 1,50, или даже $1,80», - или что-то вроде этого. 
Люди, имеющие возможность контролировать рынок, всегда будут стараться поднять цены, они хотят гарантировать себе монопольные прибыли. И именно это и произойдет при отсутствии антимонопольного законодательства» [19]. А как быть, например, с такой ситуацией, я бы сказала дикой, но достаточно правдоподобной и имеющей место, когда немногочисленные производители (либо единственный) какого-нибудь жизненно важного лекарства одновременно поднимают отпускную цену в несколько раз, прекрасно осознавая отсутствие конкуренции на таком рынке и неспособность потребителя отказаться от приобретения товара? 

    Можно было бы приводить еще целую массу  доводов в пользу оправдания антимонопольного регулирования экономики государством, но мне кажется, что все вышенаписанное исчерпывающе говорит о его пользе в экономике любого государства.

    Таким образом, антимонопольное регулирование в современной экономике - такая же необходимость, как и, например, налогообложение или комплекс внешнеторговых защитных мероприятий. 

    Глава 2. Практические вопросы проведения антимонопольной политики и мер государственной поддержки конкуренции 

       2.1. Становление основ антимонопольной политики и государственной поддержки конкуренции

     Первым  в современной истории антимонопольный  закон был принят в 1889 году в Канаде. На уровне отдельных регионов антимонопольные законы появились еще раньше — в отдельных штатах США. Инициаторами их утверждения становились такие организации как Альянс фермеров Миссури. Они объединяли производителей, обеспокоенных ростом конкуренции со стороны более крупных и эффективных ферм. Годом спустя, в 1890 году  Шерман внес предложение об издании первого в истории антимонопольного закона, чтобы ограничить рыночную власть трестов и, как следствие, увеличить благосостояние потребителей, который получил название закона Шермана. Суть этого закона выражена в двух основных параграфах:

§ 1. Любое соглашение, объединение в форме треста или в иной форме или тайный сговор, имеющие целью ограничение производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, настоящим объявляются незаконными.

§ 2. Любое  лицо, которое будет или попытается монополизировать, или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-нибудь часть производства или торговли между несколькими штатами или с иностранными государствами, будет считаться виновным в совершении преступления.

  «Будь в наших сводах законов строгое антитрестовское законодательство, как на федеральном уровне, так и на уровне штатов, в котором определялось и налагалось бы наказание на людей, которые вступают в сговор с целью ограничить производство и контролировать цены, то его последствием был бы более равномерный диапазон цен. Они бы никогда не опустились так низко и не поднялись бы так высоко, как это происходило в прежних условиях» [17, c.12]. Далее в период с 1900 по 1950 годы в США стало формироваться и утверждаться антитрестовское законодательство. В 1914 году принят Закон Клейтона, согласно которому осуществлялось дальнейшее ограничение деятельности трестов: запрещалась ценовая дискриминация и ограничивалась продажа товара «в нагрузку», для контроля над деятельностью трестов создана Федеральная торговая комиссия (Закон о Федеральной торговой комиссии 1914 г.). В отличие от принятого в 1890 году закона Шермана, закон Клейтона освобождал от преследований рабочие и фермерские организации. Основная же цель Федеральной торговой комиссии состояла в запрещении использования различных торговых скидок при отсутствии ясных и недвусмысленных доказательств отражения этих скидок как реальной экономии издержек и производственных затрат, либо попыток соответствия конкуренции. В 1936 году законом Робинсона – Патмана в антитрестовское законодательство вновь внесены поправки. Закон Сэллара - Кифовэра в 1950 году привнес   ужесточение законодательства, направленное против препятствующих конкуренции слияний. Результатом закона стало запрещение значительного числа вертикальных и горизонтальных слияний фирм. С 1950 по 1970 годы формирование антитрестовского законодательства было начато в Европе и мире. Появились законы о конкуренции во всех странах Западной Европы, Японии. При этом формирование конкурентного законодательства осуществлялось по американской модели. В этот же период была принята Римская конвенция, предполагающая единую политику евросообщества в области конкуренции. В период с 1970 по 1990 годы конкурентное законодательство претерпевает либеральные изменения вслед за либерализацией экономических моделей (в основном, за счет бывших стран социалистического лагеря). Либерализация выражалась в следующем: отказ от социальных и политических целей в антитрестовской политике, если отстаивание конкурентных ценностей может привести к ослаблению экономической эффективности; либеральное отношение к слияниям и поглощениям, нотификация соглашений; активизация принятия поправок в антимонопольные законы  о конкуренции. С 1990 года стала оформляться международная система регулирования конкуренции. Законы конкурентной и антимонопольной политики  приняты более, чем в 100 странах мира. В 1995 году в связи с созданием ВТО (Всемирной торговой организации) активизировались глобализация мирохозяйственных связей и установление комплексных правил международной торговли. С 1995 же года началось формирование антимонопольного законодательства в России и бывших социалистических государствах.

2.2. Антимонопольная политика в России

        В введении к работе я кратко охарактеризовала проблемы монополизма в командно-административной системе, наследницей коей явилась Россия. В Большой советской энциклопедии 1977 года я нашла такой тезис: «В социалистическом обществе, основанном на общественной собственности на средства производства и планомерной организации производства, конкуренции нет. Отношения товарищеского сотрудничества и братской взаимопомощи порождают социалистическое соревнование, являющееся прямой противоположностью капиталистической конкуренции». И действительно, существовал ряд отличий, который не позволял сопоставлять социалистическую монополию с капиталистической. Вот некоторые отличия:

1.  Не  имея  самостоятельности  ни  в  выборе  объёма   продукции,   ни   в    установлении цен, советские предприятия-монополисты не имели возможности осуществлять   монополистические   злоупотребления,   хотя   это   широко наблюдается в западных странах.

2.  Деятельность  советских  предприятий-монополистов  не  вызывала   многих последствий  монополизации:  не  наблюдалось    недопроизводства  товара,  завышения цен и предприятия   не   получали монопольных прибылей.

3.  Капиталистические   монополии   возникли   преимущественно   "снизу",   в результате конкурентной борьбы, а социалистические насаждались "сверху" и  действовали в неестественных условиях.

4.   Монополистом  в  капиталистических   странах  чаще   всего   становилось

   предприятие-лидер,  которое  использует   передовые   технологии,   имеет

   значительный  научно-технический   и   производственный   потенциал.   При социализме же монополии зачастую  появлялись  при отсталой  технологической базе.

5. Капиталистические  монополии, участвуя в международном  разделении  труда,  вынуждены   для   повышения   конкурентоспособности   улучшать   качество продукции, равняясь на мировые образцы, что положительно сказывается и на внутреннем  рынке,  социалистические  ограничивались  в   лучшем   случае региональными рамками (например, СЭВ – Совет экономической взаимопомощи).

     Учитывая  вышеописанное, нетрудно догадаться, с какими проблемами столкнулась Россия на пути становления рынка.

      В целом, формирование и развитие отечественного монополизма можно представить в виде следующей таблицы. 
 
 
 
 
 

Таблица 1

    Этапы эволюции отечественного монополизма

 
 
1
Конец 19 в. – 1917 г. - Бурное развитие отраслей тяжелой  промышленности. Поддержка крупных  предприятий со стороны государства. Процессы концентрации производства и капитала. Преобладание монополий в промышленности. Создание крупных синдикатов.

 
2
1917-1929 – Период «военного коммунизма» и НЭП (Новая экономическая политика). Активизация мелкой промышленности, производственных кооперативов. Создание крупной национализированной промышленности, представленной трестами и синдикатами. Национализм крупного капитала

 
3
1929-1956 - Тотальное  властное доминирование административной  системы. Высокая управляемость деятельностью предприятий и организаций из центра. Централизованный государственный монополизм

 
4
1957-1965 - Децентрализация  властно-хозяйственных отношений  административно-хозяйственной экономики  и создание локально-территориальных монопольных структур - совнархозов

 
5
1965-1987 - Дезинтеграция  функций экономического центра  путем воссоздания отраслевых  министерств, определяющих и проводящих  техническую политику всех предприятий  отрасли. Формирование ведомственно-корпоративных монополий

 
6
1987-1997 - Перестройка  экономических отношений, диверсификация  форм собственности, создание  рыночных структур, демонополизация  и развитие конкурентной среды

 
7
С 1998 - Волна  горизонтальных слияний, создание вертикально  интегрированных систем. Перераспределение  капитала и собственности. Рост темпов концентрации фирм и капитала

      В  результате  начала  рыночных  реформ  конца 80-х – начала 90-х гг. прошлого века,  монополистические тенденции резко усилились. Это усиление было во многом  связано с распадом СССР и ослаблением экономических связей с бывшими союзными  республиками. К  прежним  монополистам  добавились  новые,  а   именно   предприятия,   не являвшиеся единственными производителями в рамках СССР, но ставшие таковыми на сократившейся территории. Дилемма «конкуренция или монополия» требовала серьезного исследования и принятия мер, направленных на либерализацию и демонополизацию российской экономики, развитие конкурентной среды, диверсификацию форм собственности. Однако поначалу вопросы антимонопольной политики не были включены в стратегию рыночных реформ. Правда, необходимость некоего экономического соревнования, главная цель которого – наиболее полное удовлетворение спроса на качественную и конкурентоспособную продукцию, получила официальное признание. Вскоре началась разработка и внедрение нормативно-правовых актов, регулирующих антимонопольную политику.

Таблица 2

Нормативные акты, составляющие основу системы антимонопольного законодательства РФ

Дата  и номер Нормативный акт Основные характеристики и  положения
 
 
22.03.1991 № 948-1
 
Закон «О конкуренции и ограничении монополистической  деятельности на товарных рынках»
Определены  основные задачи: содействие формированию рыночных отношений на основе конкуренции и предпринимательства, предупреждение, ограничение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции, государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства. При разработке учитывался опыт зарубежного регулирования и особенности переходного состояния рыночной экономики России. На сегодняшний день претерпел множественные изменения и сохранил очень мало первоначальных положений
11.08.1992 № 576 Постановление Правительства РФ «О государственном  регулировании цен и тарифов  на продукцию и услуги предприятий-монополистов в 1992-1993 гг.» Определено, что  государственное регулирование и контроль цен осуществлялись следующим: установлением верхнего предела, установлением предельного размера рентабельности, установлением предельных коэффициентов цен, декларированием повышения свободных цен
07.02.1992 № 2300-1 Закон «О защите прав потребителей» Регламентирует  отношения между изготовителями, продавцами, исполнителями работ (услуг) и  потребителями
24.08.1992 № 915 Указ Президента «О Государственном комитете Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур» Регламентируются  правовой статус Комитета и его основные задачи: содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства; предупреждение и пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции; государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства
 
12.12.1993
 
Конституция Российской Федерации
Статьей 8 Конституции  определены единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, работ, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода  экономической деятельности

Статьей 34 гарантируется недопустимость монополизации  рынка и недобросовестной конкуренции

09.03.1994

№ 191

Постановление Правительства «О государственной  программе демонополизации экономики  и развития конкуренции на рынках РФ»  
Определены  этапы демонополизации экономики РФ и выделены основные рынки демонополизации
14.06.1995№  88-ФЗ  Федеральный закон  «О государственно поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» Законодательно  закреплены критерии отнесения предприятий  к субъектам малого предпринимательства. Разработаны методы государственной поддержки
18.07.1995 №108-ФЗ Федеральный закон  «О рекламе» Определяет  правовые основы отношений по созданию и распространению рекламы, а также нормы, регламентирующие предупреждение и пресечение ненадлежащей рекламы
17.08.1995 № 147-ФЗ Федеральный закон  «О естественных монополиях» Данный закон  впервые определил правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий; он направлен на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий
19.02.1996 №154 Постановление Правительства РФ «О реестре хозяйствующих  субъектов, имеющих на рынке определенного  товара долю более 35 %» Новая концепция  Реестра предприятий-монополистов. Реестр становится перечнем хозяйствующих субъектов, доминирующих на товарных рынках
21.02.1998 № 239 Постановление РФ «О мероприятиях по решению задач  государственной антимонопольной  политики, демонополизации экономики  и развитию конкуренции на товарных рынках РФ в 1998-2000 гг.» Разработка  комплексных программ демонополизации и развития конкуренции на рынках товаров и услуг в отдельных отраслях
23.06.1999 № 117-ФЗ Федеральный закон  «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» Регулирует  отношения, влияющие на конкуренцию  на рынке ценных бумаг, банковских, страховых и финансовых услуг
21.07.2005 № 94-ФЗ Федеральный закон  «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» Принципиально изменил систему заказов на поставки товаров выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, сделав рынок госзакупок более прозрачным и доступным для бизнеса
20.02.2006 г. № 94 Постановление Правительства РФ «О федеральном  органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов…» Федеральная антимонопольная  служба (ФАС) России уполномочивается осуществлять контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных  государственных нужд
13.03.2006 № 38-ФЗ Федеральный закон  «О рекламе» Совершенствование правового регулирования отношений, связанных с производством, размещением  и распространением рекламы и  введение новых положений, призванных консолидировать существующие требования к рекламе
26.07.2006 № 135-ФЗ Федеральный закон  «О защите конкуренции» Совершенствование и унификация регулирования отношений  по защите конкуренции на товарных и финансовых рынках
2006-2007 гг Поправки в  Кодекс РФ об административных нарушениях и Уголовный кодекс     Утвержден новый порядок исчисления штрафов  за нарушение антимонопольного законодательства в зависимости от состава правонарушения, нанесенного ущерба и размера  оборота компании. Согласно новой редакции ст. 178 Уголовного кодекса при наличии отягчающих обстоятельств участники сговора могут быть приговорены к семи годам заключения.
2006-2007 гг Разработка  антимонопольных поправок в группу федеральных законов Антимонопольные поправки в Лесной кодекс, федеральные  законов «О недрах», «О рыболовстве  и сохранении водных биологических ресурсов», «Об исполнительном производстве»

Информация о работе Антимонопольная политиками государственная поддержка конкуренции