Антимонопольная политиками государственная поддержка конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 00:26, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: используя различные источники (книги и Интернет-ресурсы) изучить проблему антимонопольного регулирования экономики, его историю, значение и возможные последствия.

Содержание

Введение 3
1 Теоретические понятия и основы 6
1.1. Монополия, монополистическая деятельность 6
1.2. Конкуренция: понятие, виды 9
1.3. Государственное регулирование экономики, антимонопольная политика 12
1.4. Антимонопольное законодательство, его роль и значение 15
2. Проведение антимонопольной политики и мер государственной поддержки конкуренции 18
2.1. Становление основ антимонопольной политики и государственной поддержки конкуренции 18
2.2. Антимонопольная политика в России 20
2.3. Роль, функции и методы работы антимонопольной службы 27
2.4. Регулирование естественных монополий 30
2.5. Практика антимонопольного регулирования 31
Заключение 34
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Антимонопольная политика.doc

— 250.00 Кб (Скачать)
  1. Соперничество между конкурирующими продавцами в отрасли
  2. Рыночные попытки компаний из других отраслей завоевать потребителей с помощью товаров-заменителей
  3. Потенциальное появление новых конкурентов (свободный вход на рынок и выход из него)
  4. Открытость и доступность информации о рынке

      При этом, несмотря на множество трактовок конкуренции, все они однозначно признают эффективность и целесообразность ее существования. Она максимизирует благосостояние потребителя путем повышения как эффективности распределения ресурсов, так и эффективности производства, а также стимулируя прогресс. Необходимо также отметить, что конкурентность рынка определяется возможностями воздействия отдельных фирм на рынок, т.е. на условия реализации своей продукции, и, прежде всего, на цены. На рисунке 1 приведены критерии оценки состояния конкурентной среды:

Краткая характеристика товара
Возможность взаимозаменяемости товара
Определение товарных границ рынка
Выявление субъектов  рынка

 

 
Расчет  показателей концентрации рынка 
Расчет доли субъекта на рынке
 Вычисление объема товарного ресурса рынка
   Определение географических границ рынка

 

Определение степени открытости рынка
Определение качественных показателей состояния рынка (барьеры  входа)
Анализ рыночной власти и рыночного потенциала субъекта
Выводы о  состоянии конкурентной среды
 

Рисунок 1.  Методика определения  конкурентной среды 

      Многие  компании и предприятия нередко  стараются ликвидировать свободную  конкуренцию. Им нравится, однако, наблюдать свободную конкуренцию, когда они находятся в роли покупателя на рынке товаров и услуг и ищут для самих себя самые лучшие продукты и наиболее приемлемые цены. Более того, в этих случаях они всегда готовы сотрудничать с полномочными структурами, ответственными за свободную конкуренцию, чтобы защитить конкурентную борьбу. Но те же компании предпочитают для самих себя более простые условия при своем единоличном существовании, когда занимаются продажей собственного продукта покупателю.

Существует 4 основных вида конкуренции:

    * чистая (совершенная) конкуренция – в  борьбе за внимание и деньги покупателей сталкиваются между собой множество производителей однотипных, стандартизированных товаров. При этом ни один из них не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязать остальным выгодные ему условия сбыта;

    * монополистическая конкуренция – когда для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги, т.е. различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей;

* олигополия – если каким-то фирмам удалось придумать наиболее привлекающее покупателей разновидности товаров или привлечь за счет низких цен наибольшее число покупателей, они смогут в итоге вытеснить с рынка остальных, менее удачливых продавцов. И тогда эти несколько крупнейших фирм станут хозяевами рынка, ведя конкурентную борьбу лишь между собой;

* чистая монополия – возможности покупателя торговаться становятся крайне ограниченными, поскольку альтернативного изготовителя (продавца) просто не существует (как раз такой вид монополии преобладал в бывшем СССР).

Более детально выделяют следующие  виды:

  •   функциональная конкуренция — базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному;
  • видовая конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению;
  • предметная конкуренция – это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки;
  • ценовая конкуренция – снижение цены увеличивает продажи, приводит к расширению рынка;
  • скрытая ценовая конкуренцияпродажа личного товара по цене конкурента, снижение цены потребления товара
  • незаконные методы антиреклама товаров конкурентов, производство товаров-имитаторов (подделка).

    Федеральный закон № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» трактует понятие незаконных методов  как «недобросовестную конкуренцию» - любые направленные на приобретение преимуществ действия хозяйствующего субъекта, которые противоречат действующему законодательству, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и могут причинить другим хозяйствующим субъектам убытки, либо нанести ущерб их деловой репутации.

    Отсюда  опять же возникает необходимость  государственного вмешательства в рыночные механизмы с целью обеспечения нормального развития конкурентной борьбы.

    1.3. Государственное регулирование экономики, антимонопольная политика 

     Государственное регулирование экономики - форма управления 
экономикой, представляющая собой влияние, воздействие государственных органов на экономические процессы. Оно применяется в условиях, когда объект управления непосредственно не подчинен 
субъекту управления, т.е. какому-либо государственному органу. 
        Государственное регулирование экономики охватывает все стороны общественного воспроизводства. Но первостепенное внимание 
уделяется регулированию отношений собственности и предпринимательства, инвестиций и структурной перестройке отраслей материального производства, социального развития и рынка труда, финансового рынка и денежного обращения, внешнеэкономической деятельности. И в этой связи определенное вмешательство государства в экономические и социальные процессы представляется совершенно необходимым. Государству отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантии безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действия долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроле за их соблюдением.

      Практическое значение государственного регулирования экономики состоит в обеспечении развития инфраструктурных отраслей экономики, подавлении негативных проявлений рыночного механизма, осуществлении заботы о подрастающем поколении, поддерживании образования и культуры общества, субсидировании различных программ. Кроме того, от государства требуется регулирование деятельности крупных монополий, в том числе естественных, пресечение недобросовестной конкуренции.

      Антимонопольная политика - комплекс государственных мер (соответствующие законодательство и система налогообложения, денационализация собственности, поощрение малого предпринимательства и пр.), направленных против монополизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

     Основными целями антимонопольной политики являются:

а) воздействие на экономическое поведение субъектов: пресечение и предупреждение горизонтальных и вертикальных соглашений, недобросовестной конкуренции, злоупотреблений доминирующим положением

Доминирующей  называют компанию, обладающую уникальной возможностью воздействовать на всех участников рынка и изменять общие условия обращения товара на рынке в выгодном для себя направлении. Практику изменения общих условий обращения товара на рынке, которая приводит к ограничению свободы экономической деятельности или к ущемлению интересов потребителя, называют злоупотреблением доминирующим положением.

б) оптимизация  экономической структуры рынка: поддержка малого предпринимательства  и формирование конкурентной среды, контроль за процессами концентрации, проведение политики демонополизации;

в) корректировка  экономических результатов: устранение административных, организационных, межрегиональных барьеров, контроль за государственной и муниципальной помощью, запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия органов власти;

г) разделение монопольных структур.

     В современной юридической теории такими структурами являются те, которые  обладают избыточной рыночной силой (большой  долей рынка), а также осуществляют антиконкурентные действия. 

   Кроме ограничения поведения существующих фирм, антимонопольное законодательство предотвращает образование слияний, которые могут снизить уровень конкуренции. Сегодня горизонтальные слияния (между фирмами одной и той же отрасли) являются основным источником для беспокойства, а к вертикальным слияниям (между фирмами смежных отраслей) и конгломератам (между несвязанными фирмами) относятся более терпимо.            

    В любой стране мира публичная антимонопольная  политика защищает свободу экономической  деятельности как основу политической демократии и права граждан страны распоряжаться принадлежащим им имуществом, своими способностями, обеспечивать себя и своих близких всеми необходимыми материальными благами путем осуществлении любой, не запрещенной законом деятельности.

    Антимонопольная политика в европейских странах в большей мере направлена на регулирование уже сложившихся монополий независимо от того, какими путями они добились своего монопольного положения, причём данное регулирование не предполагает структурных изменений, то есть не содержит требований о деконцентрации, дроблении фирм на самостоятельные предприятия.

Для государственной  антимонопольной политики США, характерна такая позиция, в соответствии с которой совсем необязательно лишать фирму монопольно высоких прибылей, если монопольное положение на рынке достигнуто ею «благодаря более высоким деловым качествам, изобретательности или же просто счастливому случаю» [20].

     1.4. Антимонопольное законодательство 

     Антимонопольное законодательство— совокупность нормативных актов, направленных на ограничение свободы предпринимательской деятельности и свободы договора экономически влиятельных компаний. Наиболее часто ограничения затрагивают создание картелей или других механизмов поддержания цен и раздела рынков; крупные слияния и действия, которые могут существенно увеличить возможность продавца влиять на цену. На данный момент антимонопольные законы существуют в большинстве стран мира. 
 

Горизонтальные  и вертикальные соглашения   Недобросовестная  конкуренция   Картельные  соглашения

       

           

     

     

Монополизация рынка   Антиконкурентные  слияния фирм   Ценовая дискриминация
 

     Рисунок 2. Объекты,  регулируемые антимонопольными законами

     По  мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические  интересы потребителей и способствует экономическому развитию. Официальная позиция Федеральной антимонопольной службы России (далее я буду употреблять общепринятую аббревиатуру - ФАС)  по этому вопросу такова: защита конкуренции как публичная функция основана на тех же ценностях, которые в демократическом обществе оправдывают любую публичную активность власти, а именно — на доминирующих в обществе, причем понимаемых в их историческом преломлении и взаимосвязи, представлениях о свободе и справедливости [18, с. 201].     

Информация о работе Антимонопольная политиками государственная поддержка конкуренции