Антимонопольное регулирование в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью исследова¬ния является определение особенностей развития и различных направлений антимонопольного регулирования в российской и зарубежной практике.
Задачи данной работы:
- раскрыть различные подходы к определению сущности и содержа-ния категории «монополия», охарактеризовать виды монополий;
- изучить методы антимонопольной политики;
- рассмотреть антимонопольную политику в отношение естественных и искусственных монополий;
- изучить зарубежную практику антимонопольного регулирования;
- охарактеризовать сущность, цели и задачи антимонопольного регулирования в России;
- определить проблемы проведения антимонопольной политики в РФ и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5
1.1. Понятия и виды монополий 5
1.2. Методы антимонопольной политики 12
1.3. Антимонопольная политика в отношении естественных и искусственных монополий 17
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 24
2.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования 24
2.2. Сущность, цели и задачи антимонопольного регулирования в России 29
2.3. Проблемы проведения антимонопольной политики в РФ и пути их решения 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 142.50 Кб (Скачать)

Можно отметить факторы, в теории противодействующие монополизации рынка:

1.  Экономические, свойственные самому рынку:

• появление товаров-субститутов;

• частая смена приоритетных для потребителя товаров как результат НТР;

• интернационализация рынка.

2.  Административные меры, находящиеся в видении правительства стран:

• антитрестовское законодательство,  препятствующее тайным сговорам,  направленным на поддержание монопольных цен и установление контроля над предложением;

• принудительная демонополизация;

• налоговая политика, заставляющая снижать монопольные цены.

Мировая практика,  а также опыт рыночного реформирования экономики России позволяют сделать следующие принципиально важные выводы:

1) формирование конкурентного рынка невозможно без соответствующего вмешательства государства, поощрения предпринимательства и становления малых предприятий, работающих при относительно малых инвестициях;

2) эффективная рыночная экономика невозможна без государственного регулирования, предупреждения и ограничения чрезмерного «разлива» рыночной стихии путем формирования цивилизованного рынка, исключающего любую форму монополизма, который чреват деструктивными результатами;

3) антимонопольное законодательство может быть действенным лишь при условии жесткого государственного контроля за его выполнением. В России санкции за нарушение Федерального закона  «О конкуренции»

5)в некоторых отраслях промышленности были весьма значительными и способствовали формированию конкурентной среды.

4) из-за пренебрежения богатым опытом развитых зарубежных стран необходимые рыночные преобразования государственного сектора в России были неоправданно минимизированы, так как проводились посредством одномоментной либерализации всей сложнейшей гаммы внутренних и внешних экономических отношений. При этом без убедительных оснований были абсолютизированы монетарные и другие методы макрорегулирования, что привело к отказу от проведения рациональной структурной и промышленной политики, а также к непомерному преувеличению роли конкурентного рынка. [4. C 28]

Кроме регулирования цен определенную пользу, особенно в нашей стране, может принести и начавшееся реформирование структуры естественных монополий. Дело в том, что в России в рамках единой корпорации часто объединяется как производство естественномонопольных благ, так и производство таких благ, которые эффективней изготовлять в конкурентных условиях. Это объединение носит, как правило,  характер вертикальной интеграции.  В результате образуется монополист-гигант,  представляющий целую сферу национальной экономики.

В 1990-е годы российский нефтяной сектор пережил невиданную по масштабам реструктуризацию: на базе единого мультифункционального производственного комплекса, принадлежавшего государству, были сформированы вертикально-интегрированные нефтяные компании  (ВИНК), большинство из которых впоследствии перешло в руки частных собственников.  Вертикально-интегрированные компании объединили крупные нефтяные активы по принципу интеграции производственно-технологической цепочки  «от скважины до бензоколонки»

Процесс формирования начался в 1992 г. и получил новый импульс в 1994–1995 г, в результате чего основные вертикально интегрированные компании были в целом созданы. Разумеется, сектор прошел и через этап приватизации ВИНК, и через этап передела собственности.  Однако в целом можно утверждать, что история функционирования основных вертикально интегрированных нефтяных компаний в нынешнем их виде насчитывает примерно 10 лет.

Можно выделить плюсы модели ВИНК:

• Конкурентоспособный рыночный сектор

• Серьезный вклад в механизм экономического роста на основе частной инициативы и рыночного перераспределения капитала.

Минусы модели ВИНК:

• Монополизация сектора

• Стагнация в нефтепереработке

• Отсутствие работоспособного механизма воспроизводства ресурсов

• Картельный розничный рынок нефтепродуктов

Для успешного завершения реформирования ВИНК необходимо решить проблемы экономических стимулов для развития геологоразведки и модернизации нефтепереработки в России. Нужно отметить, что эта проблема актуальна безотносительно к вопросу структуры нефтяного сектора. [4.C 29 ]

Зарубежные опыт регулирования показывает,  что главным в успехе антимонопольной деятельности является максимальная независимость регулирующих органов как от других органов государственного управления, так и от регулируемых ими хозяйственных субъектов, а также согласованность интересов и направлений работы регулирующих органов, что предоставит им возможность принимать политически непопулярные решения.

Так, в первоначальном проекте Закона  «О естественных монополиях» предполагалось, что органы регулирования будут обладать высокой степенью независимости: члены их правлений, назначенные на продолжительный срок, не могли быть уволены ни по каким причинам,  кроме как по решению суда; предусматривался запрет на совмещение должностей членами правлений, владение акциями регулируемых компаний и т.п. Однако в окончательной редакции многие прогрессивные положения, заимствованные из многолетней практики регулирования в зарубежных странах,  были либо смягчены,  либо изъяты,  что ставит под вопрос возможность принятия решений, в достаточной степени защищенных от влияния различных политических сил. [4. C 30]

Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования.

Антимонопольные отношения во взаимодействии с конкурентными придают рыночной системе свойство организованности и потому,  что воздействуя,  на процесс монополизма, они способствуют выполнению им организующей функции, не допуская негативных последствий, связанных с застоем,  экономической неэффективностью, перераспределением общественных благ в пользу монополистов.

Антимонопольное регулирование выступает одним из способов макроэкономического регулирования и позволяет придать рыночным отношениям свойство управляемости на макроуровне.

Таким образом, существование антимонопольных отношений способствует уменьшению энтропии системы, придает стихии конкуренции и монополизма упорядоченность, управляемость. [4. C 31 ]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Монополия – тип структуры  рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю  отрасль производства определенного  товара, не имеющего близкого заменителя.

Различают три вида монополий:

Закрытая монополия. Она  защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Естественная монополия  – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает  весь рынок целиком. С естественными  монополиями, в основе которых лежит  экономия на масштабах производства, тесно связаны с ресурсами.

Открытая монополия –  монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции.

Антимонопольная политика – запрещение действий предприятия, занимающего доминирующее положение, которые имеют либо могут иметь  своим результатом ограничение  конкуренции и/или ущемление интересов  других предприятий или граждан.

Антимонопольная политика осуществляется специальными министерствами и органами антимонопольной  политики. Каждое государство имеет  свой определенный орган контроля за монополиями.

Главным инструментом государственной  антимонопольной политики выступает  государственно-правовой механизм - антимонопольное  законодательство и система органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти. С помощью антимонопольных законов государство осуществляет правовое и административное регулирование деятельности монополий, создавая условия для воспроизводства конкуренции. [2. C 358]

Административное регулирование  конкуренции основывается на противодействии  недобросовестной конкуренции, монополизации  экономики путем издания законодательных  актов и контроля за их соблюдением со стороны государства.

В России функции федерального антимонопольного органа, контролера за деятельностью естественных монополий  и соблюдением законодательства о рекламе возложено на Федеральную  антимонопольную службу.

Естественная монополия  существует, когда эффект масштаба на столько велик, что одна фирма  может снабжать весь рынок, имея более  низкие издержки на единицу продукции, чем ряд конкурентных фирм.

Регулирование естественных монополий опирается на специальные  нормативные акты, относящиеся к  сфере антимонопольного законодательства. Администрация “естественных монополий” может быть организована по-разному. В некоторых странах предприятия  этих отраслей находятся в государственной  собственности. Но в любом случае не допускается административный произвол в ценовой политике. Администрация  ответственна либо перед правительством, либо перед парламентом.

Формирование российской практики регулирования естественных монополий в целом идет в русле  зарубежного опыта.

Кардинальным способом установления прямого контроля над естественной монополией является государственная  собственность. Поэтому некоторые  отрасли естественных монополий  служили первоочередными объектами  национализации.

Антимонопольное законодательство зарубежных стран обычно запрещает следующие действия доминирующих компаний:

  1. некорректное поведение по отношению к конкурентам, например использование цен ниже себестоимости для устранения конкурентов;
  2. установление дискриминационных цен или условий поставок товаров или услуг;
  3. фиксирование цен или условий перепродаж;
  4. ограничения на импорт товаров;
  5. частичный или полный отказ вести дела на обычных коммерческих условиях;
  6. внесение в контракты навязываемых условий.

Государство контролирует процессы слияния корпораций, и далеко не каждое из них признается законным и допустимым.  Именно против таких монополий,  возникших на основе централизации капитала,  в первую очередь направлено антимонопольное законодательство.

В результате преобразований в Российской Федерации разрушены устои государственного монополизма.  При этом в России на сегодняшний день наблюдается очень высокая степень монополизации рынка. Так, в машиностроении 85% крупных предприятий являются полными монополистами в производстве некоторых видов продукции. В нашей стране монополизм в течение десятилетий насаждался  «сверху» государством. Поэтому демонополизация является важнейшей предпосылкой формирования рынка и отношений конкуренции между предприятиями.

В России главным органом, осуществляющим антимонопольную политику, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.  Его права и возможности достаточно широки, а статус соответствует положению аналогичных органов в других странах с рыночной экономикой.

Демонополизация в России в условиях современных рыночных реформ стала новым историческим опытом осуществления антимонопольной политики в период становления рыночного хозяйства.  Основным нормативным актом реализации такой политики является «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». В соответствии с новой трактовкой Закона безусловным монополистом может считаться предприятие,  контролирующее 65%  и более товарного рынка.  Предприятие,  контролирующее 35–65%  рынка,  тоже может быть признано монополистом,  но для этого антимонопольные органы должны доказать,  что имеет место  «доминирующее положение»  хозяйствующего субъекта на рынке, изучив конкретную рыночную ситуацию.

Трудности реализации антимонопольной политики в России в первую очередь были вызваны тем, что антимонопольное регулирование по своей природе базируется на рыночных отношениях и не включает инструментария, пригодного для создания рыночных отношений — задачи, которую приходилось решать антимонопольным органам в России с начала реализации конкурентной политики.

Высокий уровень монополизации  российской экономики требует на сегодняшний день проведения целого комплекса мер, направленных на ее снижение. Можно выделить четыре принципиальных пути осуществления этого комплекса:

  • прямое разделение монопольных структур;
  • дерегулирование;
  • поощрение иностранной конкуренции;
  • создание новых предприятий и перепрофилирование действующих;

Можно скачать, что антимонопольная политика в  России развита ещё не достаточно хорошо, но имеются все тенденции  к дальнейшему совершенствованию  этой сферы. В целях совершенствования  антимонопольного регулирования необходимо дальнейшее развитие нормативно-правовой базы в сфере государственной  антимонопольной политики. Активное использование опыта стран с  развитой рыночной экономикой будет  способствовать превращению антимонопольного законодательства Российской Федерации  в эффективный регулятор рыночных отношений.

В заключение следует отметить,  что весьма актуальной остается проблема создания в России конкурентной рыночной среды со всей необходимой инфраструктурой.  Решение ее должно осуществляться на основе нормативно обеспеченного,  но все же косвенного государственного вмешательства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Вечканов Г.С. Экономмческая теория. 2-е издание. Изд-во – Питер. 445страниц.
  2. Бабашкина А.М. Государственное регулирование национальной экономики. Москва-Финансф и статистика. 2005г. 478 страниц.
  3. Щербина М.В. антимонопольная политика российский и зарубежный опыт//Финансы, деньги, инвестиции. №6 2003 фининформсервис. С. 3-23.
  4. Еремин А.Ю. методы борьбы с монополизацией российской экономики// Вопросы экономических наук, № 3, 2007. С. 23-31.
  5. Розанова Н. Эволюция антимонопольной политики России: проблемы и перспективы// Вопросы экономики №5, 2005. С. 117-131.
  6. Юдакова О.А. Проблемы антимонопольного регулирования в России // Актуальные проблемы современной науки, № 1, 2008. С. 52-53.

Информация о работе Антимонопольное регулирование в России и за рубежом