Антимонопольное регулирование в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью исследова¬ния является определение особенностей развития и различных направлений антимонопольного регулирования в российской и зарубежной практике.
Задачи данной работы:
- раскрыть различные подходы к определению сущности и содержа-ния категории «монополия», охарактеризовать виды монополий;
- изучить методы антимонопольной политики;
- рассмотреть антимонопольную политику в отношение естественных и искусственных монополий;
- изучить зарубежную практику антимонопольного регулирования;
- охарактеризовать сущность, цели и задачи антимонопольного регулирования в России;
- определить проблемы проведения антимонопольной политики в РФ и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5
1.1. Понятия и виды монополий 5
1.2. Методы антимонопольной политики 12
1.3. Антимонопольная политика в отношении естественных и искусственных монополий 17
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 24
2.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования 24
2.2. Сущность, цели и задачи антимонопольного регулирования в России 29
2.3. Проблемы проведения антимонопольной политики в РФ и пути их решения 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 142.50 Кб (Скачать)

В 2002 году в Закон о конкуренции был внесен еще один значительный пакет изменений. [4. C 29]

Это изменение стало восьмым за десятилетний период существования Закона. Изменения этого самого последнего цикла включали в себя создание процедуры добровольной подачи соглашений в МАП для рассмотрения и согласования и внесение в закон новой статьи,  по которой МАП должен обеспечивать исполнение правовых норм, гарантирующих добросовестность индивидуальных тендеров на государственные закупки.

По Закону  «О естественных монополиях» РФ,  сфера регулирования включает:

• транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

• транспортировку газа по трубопроводам, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, железнодорожные перевозки,  услуги транспортных терминалов, портов и аэропортов, услуги общедоступной и почтовой связи.

Основными методами регулирования выступили:

• ценовое регулирование, то есть прямое определение цен (тарифов) или назначение их предельного уровня;

• определение потребителей для обязательного обслуживания и/или установление минимального уровня их обеспечения.

Органам регулирования также вменяется в обязанность контролировать различные виды деятельности субъектов естественных монополий, включая сделки по приобретению прав собственности, крупные инвестиционные проекты, продажу и сдачу в аренду имущества. [4. C 30]

 

 

2.3. Проблемы проведения  антимонопольной политики в РФ  и пути их решения

Трудности реализации антимонопольной политики в России в первую очередь были вызваны тем, что антимонопольное регулирование по своей природе базируется на рыночных отношениях и не включает инструментария, пригодного для создания рыночных отношений — задачи, которую приходилось решать антимонопольным органам в России с начала реализации конкурентной политики. Поэтому эффективность антимонопольного регулирования напрямую зависела и зависит от взаимодействия антимонопольной и других видов экономической политики в большей степени, чем в зарубежных странах. В России меры по антимонопольному регулированию стали предприниматься в условиях, когда конкурентного рынка и рыночных отношений не было вообще, антимонопольная политика тогда рассматривалась как часть политики разгосударствления и создания рыночных отношений. Первая версия Федерального закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" была принята в мае 1991 г. В целом для его разработки использовались зарубежные модели (в частности, западноевропейские законы). Зарубежные страны играли также заметную роль в подготовке соответствующих кадров, помогая антимонопольным органам делать первые шаги. В отличие от многих других реформ антимонопольные институты создавались и развивались довольно быстро и гладко с наименьшим сопротивлением со стороны промышленных кругов России. [5. C 118]

Это обусловливалось  тем, что антимонопольное регулирование  и поддержка конкуренции имели  разное значение для разных политических и экономических групп, стремившихся использовать антимонопольное регулирование для защиты своих собственных монопольных позиций от рыночной конкуренции. Политика поддержки конкуренции многими понималась как промышленная политика создания преимуществ одним экономическим агентам за счет других. Эта точка зрения во многом способствовала первоначальной жесткости антимонопольного регулирования и стимулировала стремление антимонопольных органов дистанцироваться от экономической политики, которая трактовалась как промонопольная политика.

Антимонопольная политика изначально мыслилась и закладывалась как пассивная защита возникающей конкуренции с преимущественно разрешительно-запретительной функцией. Придание антимонопольной политике пассивной роли в рамках более "важной" экономической политики объясняет, например, факт отсутствия осмысленного контроля со стороны антимонопольных органов над формированием финансово-промышленных групп в России, объединяющих крупнейших производителей и финансовые структуры главным образом на горизонтальной основе в рамках отдельных отраслей, которые представляются, как показывает мировая практика, наиболее опасными с точки зрения подрыва конкуренции. [5. C 119]

Высокий уровень монополизации  российской экономики требует на сегодняшний день проведения целого комплекса мер, направленных на ее снижение. Можно выделить четыре принципиальных пути осуществления этого комплекса:

  • прямое разделение монопольных структур;
  • дерегулирование;
  • поощрение иностранной конкуренции;
  • создание новых предприятий и перепрофилирование действующих;

Главная проблема и одновременно трудность демонополизации в  России связана с особой спецификой постсоциалистического монополизма, а именно российские монополисты  по большей части не могут быть демонополизированы путем разукрупнения. На Западе, когда монополизация некоторых отраслей доходила до крайней степени, решение проблемы было возможно с помощью разделения предприятий – гигантов на независимые фирмы, путем слияния которых они некогда возникли. Российские монополисты, напротив, сразу строились как единый завод или технологический комплекс, который принципиально не мо жет быть разделен на части без полного разрушения.

Поэтому применимость первого  пути в российской реальности сильно ограничена. Единый завод на части  не разделишь, а случаи, когда производитель  – монополист состоит из нескольких заводов одного профиля, почти не встречаются. Тем не менее на уровне общенациональных естественных монополий такая работа ведется. Основной принцип реформ в

этой сфере состоит  в выведении из их структуры и  продаже независимым владельцам тех подразделений, деятельность которых  не носит естественно монополистического характера.

Понижению степени монополизации  может способствовать и дерегулирование. Дело в том, что еще одна специфическая российская разновидность монополизма состоит в диктате

ведомств и государственных  органов, продолжающих вплоть до настоящего времени активно вмешиваться  в деятельность предприятий. Формально-юридических  прав на то они не имеют, так как  почти все предприятия находятся  в частной собственности. Но реальные рычаги давления у органов власти, а особенно у органов местной  власти, есть. И, скажем, не допустить  в регион стороннего производителя  с помощью частокола инструкций, распоряжений и беспрерывных проверок они вполне могут.

В итоге под надежной защитой  административных барьеров процветают многие местные монополисты. Дерегулирование, то есть законодательное ограничение прав органов власти на вмешательство в деятельность предприятий, способно серьезно уменьшить «низовой» уровень монополизации.

Третий путь – иностранная  конкуренция – явился, вероятно, самым действенным и эффективным  ударом по отечественному монополизму. Когда былая замкнутость советской  экономики сменилась либерализацией импорта, рядом с изделиями монополистов появились импортные аналоги, нередко  превосходящие эти изделия по качеству и сопоставимые по цене. В отраслях, попавших под пресс иностранной конкуренции, монополистические злоупот-

ребления стали невозможными. Скорее прежним монополистам пришлось думать о том, как бы вообще не оказаться вытесненными с рынка.

Беда в том, что из-за непродуманной валютной и таможенной политики импортная конкуренция  в очень многих случаях оказалось  избыточно сильной. Вместо того чтобы  ограничить злоупотребления, она фактически уничтожила целые отрасли промышленности, не готовые к мгновенному отпору сильнейшим корпорациям мира. Очевидно, что использовать столь сильнодействующее  средство нужно очень осторожно. Импортные товары бесспорно должны присутствовать на российском рынке, являясь  реальной угрозой для наших монополистов, но не должны превращаться в причину  массовой ликвидации отечественных  предприятий.

Четвертый путь – создание новых предприятий, конкурирующих  с монополистами – предпочтителен во всех отношениях. Он устраняет монополию, не уничтожая при этом самого монополиста  как фирму. Благоприятен он в силу своей естественности – новые  предприятия буквально «притягиваются»  повышенным уровнем прибылей, существующим в монополизированных секторах. К тому же новые предприятия – это всегда рост производства и новые рабочие места. Необходимым условием реализации этого пути, однако, является длительный экономический подъем. Инвестиции связаны с большими безвозвратными издержками и могут стать значительными только при устойчивом росте хозяйства страны.

В современных условиях большее  значение имеет полное или частичное  перепрофилирование производств. Былая  узкая специализация советских  перемен к настоящему моменту практически исчезла. И острая конкуренция приватизированных предприятий идет как раз по наиболее ходовым продуктам традиционного советского ассортимента, выпуск которых кроме прежних монополистов постепенно наладили и другие предприятия.

В долгосрочной перспективе  все пути снижения степени монополизации  российской экономики несомненно будут использованы. Огромные трудности продвижения по ним, однако заставляют прогнозировать, что в близком будущем хозяйство нашей страны сохранит

высокомонополизированный  характер. Тем большее значение в  этих условиях приобретает текущее  регулирование деятельности монополий.

Наряду со всеми этими  мерами необходимо также антимонопольное  законодательство, которое бы было способно регулировать возможные злоупотребления монополистов. [6. 52-53]

Государство должно стремиться не допустить превращения крупного бизнеса, возникшего на основе концентрации и централизации производства и капитала,  в монополию, нарушающую нормальное функционирование рыночного механизма.

Объективная необходимость существования общественных регуляторов конкурентных отношений обусловливается закономерностями функционирования и развития рыночной системы, а также конкуренции, являющейся её генетической чертой, атрибутивным свойством, и развивающихся на её основе конкурентных отношений. [4. C 23]

Конкурентные и антимонопольные отношения в их единстве придают экономической системе целостность, направляют экономическое развитие в позитивное русло, т.е. обеспечивают сосуществование,  сожительство,  взаимопомощь субъектов экономики при поддержании их конкурентоспособности реализации конкурентного потенциала,  экономической эффективности их функционирования,  внедрения результатов научно-технического прогресса.

Конкуренция является главной чертой рыночной системы,  она прослеживается на всех стадиях её развития, реализуется во всех процессах, происходящих в рамках рыночной экономики. В то же время она способна привнести в экономический процесс элемент стихийности,  произвольности,  волюнтаризма,  что без задаваемых обществом ограничителей приводит к негативным последствиям.

В рыночном механизме для достижения его целостности и воспроизводства необходим баланс частного и общественного,  произвольного и нормативного начал в экономических отношениях. Указанный баланс обеспечивается сочетанием конкурентных и антимонопольных отношений,  в котором проявляются положительные свойства конкуренции и монополизма,  связанные с внедрением достижений НТП,  развитием инновационных процессов,  и преодолеваются негативные.  Тем самым обеспечивается целостность рыночной системы, её поступательное развитие. [4. C 24]

Антимонопольными отношениями стихия конкуренции удерживается в определенных рамках. Они определяют меру свободы развития конкуренции в сторону монополизации.

Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных монополий состоит в государственном контроле за ценообразованием на естественно-монопольные товары и за объемом их производства  (скажем,  путем определения круга потребителей,  подлежащих обязательному обслуживанию).

Кроме регулирования цен определенную пользу –  особенно в нашей стране – может принести и реформирование структуры естественных монополий.

Монополия всегда существует только в виде определенных правовых форм, с помощью которых она проявляется в юридической жизни.

Само по себе юридическое лицо нельзя охарактеризовать как монополию, если абстрагироваться от его деятельности, и в первую очередь от тех договоров, которые оно заключает. Юридическое лицо только тогда может быть привлечено за нарушение антитрестовского законодательства, когда его правоспособность будет нарушать императивные предписания закона, иными словами, если оно создано для ограничения конкуренции или же фактически действует в этом направлении. [4. C 25]

Малое и среднее предпринимательство играет важную роль,  формируя конкурентную среду, насыщая потребительский рынок, быстро реагируя на изменения конъюнктуры, предопределяя необходимые структурные сдвиги. Развитие сети малых предприятий позволяет совершенствовать подетальную и технологическую специализацию крупных производственно-хозяйственных комплексов,  которым они поставляют комплектующие элементы готовой продукции.  Малые предприятия все более последовательно выполняют функции накопления капитала,  сглаживания социальных конфликтов,  создания рабочих мест и именно путь поддержания малого и среднего бизнеса должна выбрать современная Россия.

Приоритетными сферами малого бизнеса,  заслуживающими особой государственной поддержки, являются инновационная деятельность, производство и переработка сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, оказание производственных и бытовых услуг, строительство объектов социального назначения.

Говоря об антимонопольной политике, нужно  отметить,  что ее главная цель –  это не столько борьба с монополистами как таковыми,  сколько ограничение монополистических злоупотреблений.

Успешность реализации антимонопольных отношений в современной экономике обусловливается формированием совершенных законодательных норм, неуклонным их исполнением, формированием эффективно функционирующей системы государственных антимонопольных органов. Реализация антимонопольных отношений в современной экономике невозможна без государственного вмешательства в экономику. [4. C 26]

Информация о работе Антимонопольное регулирование в России и за рубежом