Антимонопольное регулирование в России и за рубежом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2013 в 17:53, курсовая работа

Описание работы

Целью исследова¬ния является определение особенностей развития и различных направлений антимонопольного регулирования в российской и зарубежной практике.
Задачи данной работы:
- раскрыть различные подходы к определению сущности и содержа-ния категории «монополия», охарактеризовать виды монополий;
- изучить методы антимонопольной политики;
- рассмотреть антимонопольную политику в отношение естественных и искусственных монополий;
- изучить зарубежную практику антимонопольного регулирования;
- охарактеризовать сущность, цели и задачи антимонопольного регулирования в России;
- определить проблемы проведения антимонопольной политики в РФ и пути их решения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5
1.1. Понятия и виды монополий 5
1.2. Методы антимонопольной политики 12
1.3. Антимонопольная политика в отношении естественных и искусственных монополий 17
2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ 24
2.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования 24
2.2. Сущность, цели и задачи антимонопольного регулирования в России 29
2.3. Проблемы проведения антимонопольной политики в РФ и пути их решения 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

Работа содержит 1 файл

моя курсовая.docx

— 142.50 Кб (Скачать)

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ. 5

1.1. Понятия и виды монополий 5

1.2. Методы антимонопольной политики 12

1.3. Антимонопольная политика в отношении естественных и искусственных монополий 17

2. АНТИМОНОПОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РОССИИ И ЗА   РУБЕЖОМ 24

2.1. Зарубежный опыт антимонопольного регулирования 24

2.2. Сущность, цели и задачи антимонопольного регулирования в России 29

2.3. Проблемы проведения антимонопольной политики в РФ и пути их решения 37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 53

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической  политики государства во всех странах  с развитой рыночной экономикой.

В настоящее время проблема монополизации, привлекает большое  внимание не только специалистов, но и  широких слоев населения, поскольку  ее существование затрагивает экономические  интересы всего общества.

Развитие антимонопольного регулирования очень важно для развития российской экономики, где степень монополизации рынка выше, чем в государствах с исторически сложившимся рыночным хозяйством. Российская экономика унаследовала от советской экономики высокий уровень концентрации производства во многих отраслях хозяйства. В России также большой рыночной властью обладают естественные монополии, функционирующие в базовых сферах экономики - электроэнергетике и транспорте.

В России процесс создания государственного контроля по недопущению  недобросовестной конкуренции фактически начался с нуля, так как присутствующая еще совсем недавно в управлении экономикой командно-административная система по своей сути исключала  наличие свободной конкуренции  в хозяйственной деятельности. Отсюда следует, что антимонопольное регулирование  в сочетании с поддержкой отечественного предпринимательства служат одним  из существенных условий успешного  социально – экономического развития России.

Целью исследования является определение особенностей развития и различных направлений антимонопольного регулирования в российской и зарубежной практике.

Задачи данной работы:

- раскрыть различные подходы  к определению сущности и содержания категории «монополия», охарактеризовать виды монополий;

- изучить методы антимонопольной  политики;

- рассмотреть антимонопольную  политику в отношение естественных  и искусственных монополий;

- изучить зарубежную практику  антимонопольного регулирования;

- охарактеризовать сущность, цели и задачи антимонопольного регулирования в России;

- определить проблемы проведения антимонопольной политики в РФ и пути их решения.

В качестве источников для  курсовой работы использовались: учебная  литература, экономические  журналы  и публикации в экономической  печати, посвященные данной проблеме.

Объект исследования: монополия  и антимонопольная политика.

Предмет исследования: монополизация  и регулирование монополий.

Работа состоит из введения, 2 глав, включающих по 3 пункта, заключения, списка использованной литературы из 6 наименований. В курсовой  работе 53 страницы.

Первая глава работы посвящена  теоретической базе  изучения монополий, а также антимонопольному регулированию  монополий.

Во второй главе  первом пункте рассматривается зарубежный опыт антимонопольного регулирования. Во втором пункте обозревается антимонопольное  регулирование в РФ. В третьем  пункте рассматриваются проблемы регулирования  монополий в РФ и пути их решения.

 

 

  1. АСПЕКТ ИЗУЧЕНИЯ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ.

1.1. Понятия и  виды монополий

Монополия – тип структуры  рынка, в котором существует только один продавец, контролирующий всю  отрасль производства определенного  товара, не имеющего близкого заменителя.[1.C.140]

Рынок на котором господствует монополия, представляет собой полную противоположность конкурентному рынку, где имеется много конкурентов, предлагающих для продажи стандартизированные товары.

Различают три вида монополий:

Закрытая монополия. Она защищена от конкуренции юридическими ограничениями, патентной защитой, институтом авторских прав.

Естественная монополия – отрасль, в которой долгосрочные средние издержки достигают минимума только тогда, когда одна фирма обслуживает весь рынок целиком. С естественными монополиями, в основе которых лежит экономия на масштабах производства, тесно связаны с ресурсами.

Открытая монополия – монополия, при которой одна фирма, по крайней мере на определенное время, является единственным поставщиком продукта, однако не имеет специальной защиты от конкуренции. В подобном положении нередко находятся фирмы, которые впервые вышли на рынок с новой продукцией. [1.C.140]

Подобное разграничение монополий носит достаточно условный характер, поскольку некоторые фирмы могут принадлежать одновременно к нескольким видам монополий.

Чистая монополия – это ситуация, когда существует единственный продавец товара которому нет близкого заменителя в других отраслях.

Чистые монополии в  настоящее время – редкое явление. Они могут существовать, как правило, только при покровительстве государства. [1.C141]

Чистая монополия характеризуется  следующими чертами:

1)Одна фирма и много покупателей, т.е. на рынке имеется единственный производитель, реализующий свои товары множеству покупателей.

2)Отсутствие товаров-заменителей.

3)Отсутствие свободы входа в рынок, т.е. существуют практически непреодолимые барьеры на входе. Входные барьеры следующие:

    • Экономия от масштаба;
    • Правовые ограничения;
    • Высокие издержки входа;
    • Реклама и дифференциация продуктов. Рекламная деятельность способствует формированию уверенности и уважения покупателей по отношению к известным торговым маркам. Дифференциация продуктов способна усиливать рыночную власть существующих производителей и создавать барьеры входа;
    • Контроль монополистом источников поступления необходимого сырья или других специализированных ресурсов;
    • Высокие транспортные расходы способствующие формированию изолированных местных рынков, в результате чего единая в технологическом смысле отрасль может представлять множество локальных монополистов;

4) Фирма-монополист устанавливает  цену на свой товар, а не  принимает ее как данную, как  рыночную реальность;

5)Совершенная информированность. [1. C 141]

Олигополия – это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара доминирует очень  небольшое количество продавцов, а  появление новых продавцов затруднено или невозможно.

На олигополистических рынках господствуют, как правило, от двух до десяти фирм, на которые приходится половина и более общих продаж продукта.

Олигополистические рынки  обладают следующими признаками:

  • малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, реализуют продукт многим мелким покупателям;
  • дифференцированная или стандартизированная продукция. В теории удобнее рассматривать однородную олигополию, однако если отрасль производит дифференцированную продукцию и имеется множество субститутов, то это множество субститутов можно анализировать как однородный агрегированный продукт;
  • наличие существенных препятствий входа в рынок, т.е. высокие барьеры входа в рынок;
  • фирмы в отрасли сознают взаимозависимость, поэтому контроль над ценами ограничен. Только фирмы, обладающие большими долями в общем объеме продаж, могут влиять на цену товара. [1.C.142]

Монополисты обладают монопольной  властью. Монопольная власть - это возможность монополиста устанавливать цену на свой товар, изменяя его объем, который он готов продать. Степень монопольной власти отдельного продавца зависит от наличия близких заменителей его товара и от его доли в общих продажах на рынке. Обладание монопольной властью отнюдь не означает, что данная фирма должна быть чистой монополией. В качестве предпосылки монопольной власти выступает то, чтобы кривая спроса на продукцию данной фирмы имела наклон вниз. В этом случае фирма имеет возможность изменять цену на свой товар посредством изменения объема товара, предлагаемого ею. Обладание монопольной властью - это свобода устанавливать цену на свой товар. [1.C.142]

Если конкурентная фирма может  максимизировать прибыль, лишь варьируя объем выпуска, то фирма-монополист может достигнуть этой цели, варьируя или объем выпуска, или уровень  цен.

Проблема воздействия монополизма  на поведение фирмы вытекает из теории монопольного спроса. Поскольку монополист выступает единственным производителем данного продукта, то спрос на его  продукт будет совпадать с  рыночным спросом, а кривая спроса на производство продукта монополистом будет  совпадать с кривой рыночного  спроса, которая является убывающей, и объем продаж можно увеличить  лишь путем понижения цены. Вследствие этого предельный доход будет  меньше, чем цена товара, поэтому  кривая предельного дохода MR лежит  всегда ниже кривой спроса (рис. 1). Изображая  спрос в виде прямой наклонной  линии, находим, что предельный доход  составляет половину угла наклона линии  спроса.

Рис. 1 Спрос на продукцию  монополистической фирмы

В качестве измерителя монопольной  власти считается величина, на которую  цена, максимизирующая прибыль, превышает предельные издержки. Этот метод определения монопольной власти был предложен в 1934 г. экономистом Аббой Лернером и получил название показателя монопольной власти Лернера: L = (P-MC)/P.

Численное значение коэффициента Лернера всегда находится между 0 и 1. Для совершенно конкурентной фирмы Р = МС и L == 0. Чем больше L, тем больше монопольная власть.

Данный коэффициент монопольной  власти может быть также выражен  в терминах эластичности спроса, с  которой сталкивается фирма:

L = (P-MC)/P = -l/Ed,

где Ed означает эластичность спроса фирмы, а не всего рыночного спроса.

[1. C 142]

Ущерб, причиняемый монополией - потери для потребителей и общества в чистой полезности, происходящие из-за монопольной власти на рынке.

Количественную оценку ущербу, наносимому монополией, впервые дал американский экономист А. Харбергер в 1954 г.

Если на конкурентном рынке цена равна предельным издержкам, то при  монополии цена превышает предельные издержки. Следовательно, монопольная  власть ведет к росту цен и  сокращению объема выпуска. В результате ухудшается благосостояние потребителей и растет благосостояние фирм-монополистов.

Обратимся к рисунку 2. На нем изображены кривые среднего и предельного доходов и кривые предельных издержек монополиста. Чтобы максимизировать прибыль, фирма-монополист выполняет такой объем выпуска, при котором предельный доход равен предельным издержкам. Монопольная цена и объем выпуска обозначены как Рм и QM.

Рис. 2 Чистые убытки от монопольной  власти

На конкурентном рынке цена равна  предельным издержкам. Цена Рс и объем продукта Qc находятся на пересечении кривой среднего дохода и кривой предельных издержек. Посмотрим, как изменится излишек, если с равновесных цены Рс и объема QC переместимся к монопольным цене Рм и объему продукта QM.

В условиях монополии, если цена выше, то покупатели приобретают меньше продукта. Те покупатели, которые приобретают  товар по более высокой цене, теряют часть излишка (прямоугольник А), а покупатели, которые не могут  приобрести товар по цене Рм, но приобрели бы его по цене Рс, тоже теряют излишек (треугольник В). Таким образом, общая потеря потребительского излишка равна А + В. В то же время производитель извлекает прибыль, обозначенную прямоугольником А, реализуя товар по более высокой цене, однако теряет часть излишка, обозначенную треугольником С, представляющую собой дополнительную прибыль, которую производители получают от реализации объема выпуска (Qc - QM) по цене Рс. Следовательно, общая прибыль производителя равна А - С. Вычитая потерю потребительского излишка из прибыли производителя, получаем чистые убытки, равные В + С. Это полные чистые убытки от монопольной власти. Общие чистые убытки - это общественные издержки неэффективности из-за более низкого объема производства при монополии в сравнении со свободной конкуренцией. [1. C 143]

Могут иметь место и дополнительные общественные издержки монопольной  власти, которые больше чистых убытков, заключенных в треугольниках В и С. Это затраты на рекламу, создание своего "хобби", юридические попытки избежать государственного контроля над ценами и антитрестовского законодательства и др.

Итак, чем большая часть излишка  переходит от потребителей к монополисту, тем больше общественные издержки монополии.

Информация о работе Антимонопольное регулирование в России и за рубежом