Аспекты изучения инвестиций и инвестиционного климата

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 01:01, курсовая работа

Описание работы

Целью написания данной работы является всестороннее рассмотрение проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику России. Для выполнения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1.Более подробно раскрыть сущность инвестиций, основные термины, виды инвестиций и рассмотреть составляющие инвестиционного климата.
2.Рассмотреть законодательную и нормативно-правовую базу, регулирующую инвестиционные отношения.
3.Рассмотреть структуру и объемы иностранных инвестиций за 2005г.
4.Ознакомиться с международной практикой привлечения инвестиций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………. 2

Глава 1. Теоретические аспекты изучения инвестиций и инвестиционного климата.

1.Сущность и основные понятия инвестиций. ………………………………………………………. 5
2.Классификация инвестиций. ……………………………………………………………………….. 7
3.Составляющие инвестиционного климата. ……………………………………………………….. 9
Глава 2. Внутренние инвестиции. …………………………………………………………………………. 12

Глава 3. Экономическая сущность иностранных инвестиций.

1. Место и роль иностранных инвестиций в экономике России …………………………………. 15
3.2. Законодательная, нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций в России ………………………………………………………………………………………….. 20

Работа содержит 1 файл

игорь кур.doc

— 320.00 Кб (Скачать)

    Определенный  пересмотр подходов к привлечению  и использованию иностранных инвестиций начал происходить уже в конце 80-х гг. (это было связано, например, с первыми попытками формирования свободных экономических зон). Но наиболее кардинальные сдвиги в отношении иностранных инвестиций произошли в начале 90-х гг., в период уже самостоятельного развития экономики России после распада СССР.

    В целом для этого периода был  характерен по существу обвальный экономический спад (по объемам ВВП, промышленного и сельскохозяйственного производства и т.д., но в еще большей степени — инвестиционной сфере). И только в 1999 г. проявились первые признаки повышения активности в инвестиционной сфере, когда общие инвестиции в основной капитал выросли на 4,5 %. В 2000 г. этот показатель составил уже 17,7 %. В 2001 — 2003 гг. инвестиционная активность в России продолжала возрастать.

    В 90-е гг. можно выделить три основных этапа привлечения иностранных инвестиций в Россию (на примере прямых иностранных инвестиций)[5, c. 211].

    Первый  этап (с 1991 г. до финансового кризиса августа 1998 г., когда произошла девальвация отечественной валюты, — рубль «упал» по отношению к доллару в течении одного месяца в 4 раза).

    В этот период объемы прямых иностранных  инвестиций в РФ возрастали. Если за три года (1991—1993 гг.) они составили 2,9 млрд долл. (т. е. менее 1 млрд долл. в  год), а в 1994 г. — 1,05 млрд долл., то в 1997 г. — уже 5,3 млрд долл. К концу 1997 г. в России было зарегистрировано 25,7 тыс. предприятий с иностранными инвестициями, в том числе и предприятия со 100%-ным участием иностранного капитала.

    Второй  этап характеризовался спадом прямых иностранных инвестиций в связи с негативными последствиями финансового кризиса августа 1998 г. В 1998 г. прямые иностранные инвестиции составили 3,5 млрд долл.

    Для третьего этапа, начавшегося в 1999 г., характерен постепенный рост объемов прямых иностранных инвестиций: 1999 г. — 4,26 млрд долл., 2000 г. — 4,43 млрд долл. В 2001—2002 гг. ежегодные прямые иностранные инвестиции в России стабилизировались на уровне 4 млрд долл.

    К концу 90-х гг. в России было зарегистрировано свыше 27 тыс. предприятий с иностранными инвестициями. Несмотря на то что фактически из них работала только половина предприятий (другие же по существу сохраняли свое присутствие в России), их удельный вес в основных макроэкономических показателях РФ был достаточно высок. Доля предприятий с иностранными инвестициями в ВВП России в 1999 г. составляла 9,6 %, в промышленном производстве — 11,4 %, в инвестициях в основной капитал — 10,2 % (при этом в пищевой промышленности и в сфере услуг связи — по 24 %), в общей численности занятых в экономике РФ — 1,4 %. Производительность труда на предприятиях с иностранными инвестициями была в 2 раза, а заработная плата в 1,5 раза выше, чем в среднем по промышленным предприятиям России.

    По  имеющимся оценкам, общий объем  накопленных иностранных инвестиций на 1 января 2003 г. составлял 43,0 млрд долл., в том числе прямых инвестиций — 20,5 млрд долл.

    В целом же приток иностранных инвестиций в Россию к концу 2003 г. оставался  на относительно низком уровне и не соответствовал реальным возможностям привлечения иностранного капитала в нашу страну.

    Как же изменялось соотношение между  прямыми, портфельными и прочими иностранными валютными инвестициями в 90-е начале 2000 гг.? Об этом свидетельствуют данные табл. 1[13].

    Таблица 1. Структура поступивших в 1991 — 2002 гг. в Российскую Федерацию иностранных валютных инвестиций (%)

Инвестиции 1991 1995 1998 1999 2000 2001 2002
Всего

В том числе:

100 100 100 100 100 100 100
прямые 87,9 67,1 21,9 44,6 40,4 27,9 20,2
портфельные 2,4 1,1 1,6 0,3 1,3 3,2 2,4
Прочие* 9,7 31,8 76,5 55,1 58,3 68,9 77,4

    * Относятся  кредиты (в том числе и торговые) и банковские вклады.

    Анализ  данных табл. 1 позволяет выделить следующие  характерные тенденции в соотношении прямых, портфельных и прочих иностранных инвестиций:

    • снижение (по 1998 г. включительно) заинтересованности иностранных инвесторов к прямым инвестициям, а затем рост их удельного веса в 1999 г.;

    • уменьшение удельного веса портфельных  иностранных инвестиций (при небольшом росте в 1995—1998 гг.);

    • существенный рост до 1998 г., а затем  снижение в 1999 г. доли прочих иностранных  инвестиций (причины — замораживание кредитов МВФ, замораживание и приостановление правительственных, в том числе торговых, кредитов, банковских вкладов);

    • начиная с 1999 г. по 2002 г. — снова  существенное сокращение удельного  веса прямых иностранных инвестиций и значительный рост прочих инвестиций при сохраняющемся относительно небольшим удельном весе портфельных иностранных инвестиций.

    Отраслевая  структура иностранных валютных инвестиций в России в 2002 г. выглядела  следующим образом: торговля и общественное питание — 44 % (включая и 22 % иностранных инвестиций, которые приходились на внешнюю торговлю). При этом 87 % всех инвестиций в торговлю и общественное питание составляли прочие иностранные инвестиции. Это значит, что иностранные инвесторы заинтересованы в большей степени не в развитии и модернизации реального сектора экономики России, а в финансировании поставок, прежде всего импортных в РФ.

    В промышленность РФ были направлены 37% всех иностранных инвестиций в 2002 г.. Из них 26,4 % составили прямые иностранные инвестиции, 71,5% — прочие и 2,1% — портфельные иностранные инвестиции. При этом самыми привлекательными для иностранных инвесторов были цветная металлургия — 12,5 % всех иностранных инвестиций, топливная промышленность — 9,8 %, пищевая промышленность — 6,1 %.

    Традиционно большие иностранные инвестиции направляются в общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка, а также в транспорт и связь (соответственно 6,9 % и 3,1 % иностранных инвестиций в Россию в 2002 г.). Существенной проблемой является привлечение и использование иностранных инвестиций в техно- и наукоемких отраслях промышленности, в том числе и экспортно-ориентированных, а также в аграрно-промышленном комплексе страны.

    В целом распределение иностранных  инвестиций между основными отраслями (сферами) экономики России в период с начала 90-х гг. по 2003 г. выглядит неудовлетворительно, поскольку крайне незначительна в их структуре доля реального сектора экономики. Но эта структура иностранных инвестиций сложилась не только в результате политики иностранных инвесторов, но и определенной непоследовательности (а нередко и ошибочности) экономической политики в самой России. В настоящее время в нее вносятся необходимые коррективы.

    В 2003 г. в России были сняты существовавшие ранее ограничения для иностранного банковского капитала, однако сохранились ограничения для поступления иностранного капитала в страховой бизнес страны в связи с недостаточной конкурентоспособностью отечественных страховых компаний.

    Наиболее  привлекательными для иностранных инвесторов являются следующие регионы России: города Москва и Санкт-Петербург, области Сахалинская, Тюменская, Московская, Нижегородская, Иркутская, Омская, Челябинская, Ленинградская, Краснодарский край, Республика Коми, Республика Татарстан. Недостаток региональной структуры иностранных инвестиций состоит в том, что их основная часть сосредоточена в небольшом числе регионов, что сдерживает выравнивание уровней их социально-экономического развития.

    В 2002 г. в Россию были инвестированы средства из 107 стран. При этом по всем накопленным инвестициям в Россию первое место занимала Германия (19% всех накопленных иностранных инвестиций в РФ), далее - Кипр (13,1 %), США (12,9%), Великобритания (11,8%), Франция (7,1%), Нидерланды (6,6%).

    Характерно то, что в число ведущих стран-инвесторов в Россию в начале 2000-х гг. входили не только ведущие развитые страны с рыночной экономикой (Германия, США, Франция, Великобритания и др.), обладающие значительными инвестиционными ресурсами, но и такие страны, как Кипр (не опускавшийся в 2000 — 2002 гг. ниже третьего места в списке ведущих стран-инвесторов в РФ), Гибралтар, Антильские острова, Виргинские острова, Люксембург. Все они не относятся к разряду ведущих стран с рыночной экономикой, но в течение продолжительного времени выступают как наиболее известные оффшорные центры или зоны.

    Анализ  показывает, что в данном случае мы имеем дело в значительной мере с российским капиталом, ранее ушедшим в указанные оффшорные центры, а теперь возвращающимся в Россию уже под маркой иностранных инвестиций. Причины этого связаны как с улучшением инвестиционного климата в самой России, повышением выгодности вложений капитала и снижением риска этих вложений, так и повышением прозрачности финансовых отношений в некоторых из указанных стран (в частности, на Кипре) и формированием в них более жесткого налогового режима.

    Из  стран СНГ значительные рублевые инвестиции в России приходились  на Казахстан, Украину и Узбекистан. Развитие инвестиционного сотрудничества является одной из наиболее актуальных проблем хозяйственного взаимодействия стран СНГ.

3.2. Законодательная, нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций в России

    Нормативно-правовая база регулирования иностранных  инвестиций в РФ начала создаваться еще во времена Советского Союза. В годы «перестройки» (1986 — 1987 гг.) был принят ряд постановлений, которые определили основные направления изменений во внешнеэкономической деятельности: прямой выход на внешний рынок широкого круга предприятий, переход от преимущественно торговых отношений к специализации и кооперированию производства. Было признано, что должны получить развитие новые формы участия в международном разделении труда: совместное предпринимательство, производственная кооперация с фирмами зарубежных стран, компенсационные сделки и т.д.

    Первый  российский Закон «Об иностранных  инвестициях в РСФСР» от 1991 г. был  принят еще в рамках СССР и действовал до 1999 г., когда был принят новый  российский закон об иностранных инвестициях.

    В последующие годы был принят целый  ряд нормативных актов общефедерального характера, определяющих политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования, становления и развития рыночных экономических отношений. Подобные документы не являются документами «прямого» действия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм. Однако деятельность иностранного капитала регламентируется этими актами. Имеются в виду прежде всего так называемые базисные законы — Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты по акционерным обществам, государственному регулированию внешнеторговой деятельности, валютному регулированию и контролю, финансово-промышленным группам и т. д.

    Важными шагами в улучшении условий деятельности иностранных инвесторов явилось принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95 № 220-ФЗ, Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ и в 1997 — 2000 гг. нескольких законов об участках недр, которые могут разрабатываться на условиях соглашений о разделе продукции. Кроме указанных законов к 2000 г. вступили в силу законы, способствующие улучшению инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности: «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ, «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 02.01.2000 № 22-ФЗ, «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10.02.99 № 32-ФЗ. Однако к началу 2001 г. не были приняты законопроекты «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» и «Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации»[4, c. 129].

    В целом же в 2001 г. действовавшее российское законодательство охватывало все основные сферы, связанные с привлечением и использованием иностранных инвестиций.

    Федеральный закон «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ определяет: основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Одно из главных положений данного Федерального закона — обеспечение стабильных условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в России в соответствии с нормам международного права и международной практикой инвестиционного сотрудничества.

Информация о работе Аспекты изучения инвестиций и инвестиционного климата