Ассортиментная политика предприятия» (на примере ОАОТ «Центр»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 22:31, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ предприятия и анализ его ассортиментной политики. И на основе проведенного анализа предложение мероприятий по улучшению ассортиментной политики.
Задачами курсовой работы является, прежде всего, оценка деятельности торгового предприятия, матричный метод анализа ассортимента предприятия, оценка ассортимента, предлагаемого предприятием, оценка рейтинга магазинов предприятия и на основе этого анализа предложение мероприятий по улучшению оптимального развития производственного ассортимента.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. АССОРТИМЕНТ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1. Понятие ассортимента торгового предприятия
1.2. Показатели торгового ассортимента
ГЛАВА 2.АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Характеристика торгового предприятия
2.2.Анализ ассортимента торгового предприятия
2.3. Матричный метод анализа ассортимента предприятия
2.4. Рейтинговая оценка магазинов предприятия
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАОТ «ЦЕНТР»
3.1. Введение кафетерия
3.2. Проведение промо-акции
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПРИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Работа содержит 1 файл

Ассортиментная политика.doc

— 889.00 Кб (Скачать)

             

Таким образом, исходя из табл.2.4. видно, что за три года произошло увеличение товарооборота, а в последний анализируемый год – превышение факта над планом. Это связано, прежде всего, с тем, что в 2002 году был проведен ремонт нескольких магазинов предприятия,  в частности, магазинов № 3 и № 7. В них был улучшен эстетический вид магазина и расширена демонстрационная площадь – все это позволило привлечь большее количество потребителей и увеличить товарооборот. Однако, следует заметить, что увеличение произошло только в действующем значении, а не в сопоставимом.  В сопоставимом значении произошло изменение товарооборота следующими темпами: в 2002 году он увеличился на 15% по отношению к 2001, а в 2003 – снизился  на 5% по отношению к 2002 году, индексы цен приведены в первой главе. По магазинам предприятия рост товарооборота имеется только в магазинах № 11, 14, ресторане «Заря», кафе «Румянцевское», в остальных же предприятиях наблюдается снижение товарооборота. Это может быть связано с большим количеством конкурентов в Центральном районе, с уменьшением реальных доходов населения, недостатком собственных оборотных средств.

              Далее необходимо выяснить,  что в максимальной степени влияет на изменение товарооборота. Были предложены следующие факторы, которые могут оказать существенное влияние на изменение РТО: среднесписочная численность работников, производительность труда, время работы магазина, оно берется в среднем по всем магазинам.

              Данные по этим показателям представлены в табл.2.5. за последние два года:

Таблица 2.5.

Значения показателей, влияющих на РТО предприятия

показатели

года

2002

2003

Среднесписочная численность работников, чел

691

561

Производительность труда, руб

19178

25749

Время работы магазина, час

13

14

 

              При определении влияния данных показателей используется метод цепных подстановок. Для начала изменяются количественные факторы базисных значений до цепных – численность и время работы магазина, а затем качественные в той же последовательности – производительность труда. В результате были получены следующие расчеты:

 

РТО2002  = 691*19178*13 = 172275974,

РТОусл1  = 561*19178*13 = 139865154,

РТОусл2  = 561*19178*14 = 150624012,

РТО2003  = 561*25749*14 = 202232646,

∆РТО∆числ  =  139865154 – 1722755974  = -32410820,

∆РТО∆время  = 150624012 – 139865154 = 10759958,

∆РТО∆произв  = 202232646 – 150624012 = 51608634,

РТО2003 – РТО2002  = 202232646 – 172275974 = 29956672

             

              В итоге, из расчетов можно сделать вывод, что изменение численности, а, в частности, ее уменьшение  в 2003 году привело к снижению  РТО на -32410820 руб. Изменение времени работы магазина – его увеличение в 2003 году привело в увеличению и РТО на 10759958 руб. В свою очередь увеличение производительности труда в последнем  анализируемом году также позволило увеличить РТО на 51608634 руб. В целом, уменьшение одного показателя и увеличение двух других вызвали увеличение РТО в  2003 году на 29956672 руб.  

              Также немаловажным фактором изменения РТО является и изменение торговой площади. Можно определить, как изменилась средняя торговая площадь по всем магазинам в течение трех лет. Для этого общую площадь по всем магазинам необходимо разделить на количество магазинов. В итоге были получены следующие значения:

S2001 = 2484/13 = 191,01м2,

S2002 = 1995 /12 = 166,25 м2,

S2003 = 2094/12 = 174,5 м2

              Исходя и полученных результатов, видно, что снижение, а потом увеличение торговой площади не приводит к такой же динамике РТО, то есть при уменьшении торговой площади предприятия увеличивает свой РТО. Это может говорить о более рациональном использовании площади, введение в магазины методы самообслуживание. А дальнейшее увеличение площади способствовало росту РТО, произошло расширение демонстрационных площадей, переоборудование и техническое перевооружение некоторых магазинов предприятия, в частности, №6 и № 12.

              Следующим этапом оценки ассортимента является анализ самих ассортиментных групп: продовольственных и непродовольственных групп товаров. Табл.2.6. отражает общее состояние товарных групп на предприятии:

Таблица 2.6.

Ассортиментные группы предприятия

Товарные группы

Года

2001

2002

2003

Прод. товары, тыс.руб.

 

10275

11825

11417

Непрод. товары, тыс.руб.

203

246

375

Суммарный объем РТО, тыс.руб.

10478

12071

11792

% прод. товаров от общего РТО

98,06

97,96

96,82

% непрод. товаров от общего РТО

1,94

2,04

3,18

 

Общая доля продтоваров значительно превышает долю непрод товаров.

Однако, наблюдается рост непрод товаров - это связано с затовариванием их на складах предприятия, и с тем, что происходит увеличение долю только одной или двух групп товаров, а не их всех. В частности – это табачные изделия и галантерея, которые составляют более 90% всех непрод товаров.

Спрос на другие группы непрод товаров незначительный, а это является убыточным для предприятия

Продтовары  составляют основную долю всех товаров предприятия, однако, у входящих в продтовары групп также имеются свои группы – «лидеры» и группы, доля которых не превышает 5-7% от их доли.

На рис.2.5. отображены доли прод и непрод товаров за три года:

Рис.2.5. Доли групп прод и непрод товаров предприятия

 

Как видно из табл.2.6. общий суммарный РТО неустойчив, для наглядности это можно отобразить на рис.2.6.:

Рис.2.6. Суммарный объем РТО предприятия

 

              Увеличение РТО может быть связано с тем, что в 2002 году три магазина предприятия перешли на работу по методу самообслуживания, и это позволило привлечь большее количество потребителей. А в 2003 году походил ремонт в двух магазинах предприятия и, кроме того, были исключены из состава предприятия кулинарный комплекс «Гомельчанка» и кафе-закусочная «Над Сожем». Возможно, это и послужило некоторому уменьшению РТО.

Следующим моментом следует анализ непродовольственных и продовольственных товарных групп в табл.2.7.-2.9., где представлены группы в долях к общему объему и в денежном выражении:

Таблица 2.7.

Данные о непродовольственных товарах предприятия

Товарные группы

года

2001

2002

2003

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Товары личной гигиены

15

7,39

12

4,88

9

2,40

Хоз. изделияя

12

5,91

8

3,25

5

1,33

Галантерея

22

10,84

19

7,72

53

14,13

Канц. товары

9

4,43

6

2,44

11

2,93

Табак, махорка, спички

145

71,43

201

81,91

297

79,2

Итого

203

100

246

100

375

100

 

              Из табл.2.7. видно, что около 80%  всех непрод товаров принадлежит табачной продукции. Это можно объяснить тем, что разрешение на продажу данной продукцией имеет ограниченное количество предприятий, поэтому число конкурентов в этом случае небольшое, к тому же спрос у населения на эту группу товаров растет. Также наблюдается рост галантерейных товаров – это может быть связано с тем, что было больше привлечено потребителей относительно этих товаров за счет расширения демонстрационных площадей.

              Остальные группы товаров  имеют незначительную долю в общей доле непрод товаров, кроме того, все они имеют тенденцию снижения, как это показано на рис.2.7.:

Рис.2.7. Доля некоторых групп непрод товаров

 

              Такие группы товаров не приносят предприятию прибыли, они лишь обеспечивают затоваривание складов предприятия, поэтому легче отказаться от их продажи, постепенно снижая их долю. Потребитель, оценивая качество и цены на эти товары, приходит к выводу, что они необоснованно высоки и поэтому делает выбор в пользу приобретения этих товарных групп в специализированных магазинах с широким выбором ассортимента.

Следующая таблица показывает значения и долю продтоваров, предлагаемых предприятием:

Таблица 2.8.

Данные о продовольственных товарах предприятия

Товарные группы

года

2001

2002

2003

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

Мясная и рыбная прод.

2697

26,25

2814

23,8

2446

21,42

Масла и мол. прод

2273

22,12

2680

22,66

2497

21,87

Хлеб, крупы

806

7,84

913

7,72

862

7,55

Растит. прод.

360

3,5

431

3,64

235

2,06

Алк. и безалк. прод.

2394

23,3

3049

25,78

3396

29,74

Сладости

978

9,52

1044

8,83

1155

10,12

Консервы

419

4,08

512

4,33

547

4,79

Сыпучие

30

0,29

48

0,41

31

0,27

Яйца и др. прод.

318

3,1

340

2,83

248

2,18

Итого

10275

100

11825

100

11417

100

 

              Явными товарами-«лидерами» в  группе продтоваов являются такие: мясная и рыбная продукция, масла и молочная продукция и алкогольная и безалкогольная продукция. Кроме того, из этих трех групп две имеют тенденцию снижения за рассматриваемый период, а группа алкогольной и безалкогольной продукции увеличивается. Тенденция к увеличению объясняется тем, что все массовые гуляния населения города происходят в его центре, где расположены магазины предприятия, а без использования данной продукции в дни праздников не обходится. Более того, с экономической точки зрения – это очень прибыльно для предприятия, а с культурной точки зрения – наносит большой урон всему населению. Продажа алкогольной продукции также должна сопровождаться специальными разрешениями, наличие такого разрешения дает преимущество перед другими предприятиями. ОАОТ «Центр» располагает таким преимуществом, поэтому долю группы алкогольной и безалкогольной продукции увеличивается. Изменения этих трех групп – «лидеров» отображены на рис.2.4.:

Рис.2.8.Доля некоторых групп продтоваров

 

              Следующая группа товаров имеет долю не более 5-7% в общей доле продтоваров. Это такие группы как растительная продукция (картофель, овощи, ягоды и т.д.), сыпучая продукция (чай, соль),  яйца, яйцепродукты и другие продтовары.

Их низкая доля объясняется тем, что в последнее время появилось множество конкурентов – разнообразных ферм, заводов, птицефабрик, которые предлагают такую же продукцию по сниженным ценам или ценам производителя.

Также такой стереотип как наличие всегда свежей и качественной продукции именно в магазинах или лотках производителей, заставляет людей покупать в данных местах, а не в обыкновенных магазинах.

              Тенденция снижения доли этих групп товаров представлена на рис.2.9.:

Рис.2.9. Доля некоторых групп продтоваров

              Еще одна группа продтоваров практически не меняют свои значения долей в течение рассматриваемого периода, что обусловлено их равномерным использованием и спросом. Значения долей этих групп представлены на рис.2.10.:

Рис.2.10. Доля некоторых групп продтоваров

 

Предприятию необходимо удерживать такие группы непрод товаров на постоянном уровне и по возможности увеличивать их долю в общей доле продтоваров.

Товарные запасы также имеют важное значение в деятельности любого торгового предприятия.  Рациональное использование запасов позволяет предприятию работать более эффективно, обеспечивать своевременное предложение товаров при возросшем спросе, соблюдать ассортиментный минимум, удовлетворять спрос покупателей на отдельные товары.

Информация о работе Ассортиментная политика предприятия» (на примере ОАОТ «Центр»)