Австрийская и Лозанская экономические школы. Теория маржинализма

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 22:30, курсовая работа

Описание работы

Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая школа) — теоретическое направление экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

Содержание

Введение 3
1 Австрийская экономическая школа. ………………………...…………………. 6
1.1 Основные определения и этапы развития австрийской школы экономики 6
1.2 Сущность теории «австрийской школы» 10
1.3 Популяризация идей австрийской школы на современном этапе 17
2 Лозаннская школа экономики…………………………………………………23
2.1 У.С. Джевонс "Теория политической экономии" и Ф.И. Эджуорту "Матиматическая психология" ……………………………………………….....23
2.2 Леон Вальрас "Элементы чистой политической экономии"…………….25
2.3 Вильфредо Парето "Курс политической экономии"…………………….. 27
3 Теория маржинализма…………………………………………………………....30
3.1 История возникновения теории маржинализма………………………….30
3.2 Сущность маржиналистской революции…………………………………31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список использованных источников……………………………………………...37

Работа содержит 1 файл

Австрийская школа2.doc

— 170.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

АВСТРИЙСКАЯ И ЛОЗАНСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ. ТЕОРИЯ МАРЖИНАЛИЗМА  
 
 

 

Содержание 

 

Введение

 

     В развитие экономической теории большой вклад внесли представители австрийской и лозаннской экономических школ.

     Австрийская школа (также Венская школа, Психологическая  школа) — теоретическое направление  экономической науки в рамках маржинализма, подчеркивающее роль самоорганизующей силы рыночного ценового механизма. Основой данного подхода является утверждение, что сложность человеческого поведения и постоянное изменение характера рынков делает математическое моделирование в экономике исключительно сложным (если вообще возможным). В этой ситуации в сфере экономической политики главным становится принципы свободной экономики (Laissez-faire), экономический либерализм. Последователи австрийской школы выступают за защиту свободы договоров, заключаемых участниками рынка (экономическими агентами), и минимального стороннего вмешательства в сделки (в особенности со стороны государства).

     Экономисты  австрийской школы жестко придерживаются методологического индивидуализма (англ. methodological individualism), который они  описывают как анализ человеческой деятельности с точки зрения индивидуальных агентов. Экономисты Австрийской школы утверждают, что единственный путь к построению осмысленной экономической теории — логически выводить ее из базовых принципов человеческой деятельности (human action), называя подобный метод праксеологическим (англ. praxeology). Кроме того, хотя натурные эксперименты (англ. natural experiment) часто используются последователями экономического мэйнстрима, «австрийцы» указывают, что экспериментальная проверка экономических моделей почти невозможна, поскольку нормальная экономическая деятельность людей — предмет экономического исследования — не может быть воспроизведена в искусственных условиях. В свою очередь, приверженцы экономического мейнстрима, как правило, критически относятся к методологии австрийской школы [5, С. 142].

     Лозаннская  школа - школа экономической мысли, существовавшая в Лозаннском университете в Швейцарии, представители которой делали упор на использование математических методов для раскрытия взаимозависимостей в рыночной экономике. Из всех направлений маржинализма лозаннская школа сыграла наибольшую роль в формировании неоклассической школы. По сути, неоклассическое направление в значительной мере можно трактовать в качестве соединения учения лозаннской школы с находками Д.Б. Кларка и А. Маршалла. Именно представители лозаннской школы, наряду с английскими маржиналистами У.С. Джевонсом и Ф. И. Эджуортом, оказались инициаторами внедрения в экономическую науку математических методов.

     Другой  важной характеристикой подхода лозаннцев к анализу экономики было ее уподобление механическим системам. В этом они резко отличались от австрийцев и были близки к экономистам-классикам; более того, можно сказать, что по механистичности своего анализа они пошли гораздо дальше последних. Для классиков уподобление экономики механическим объектам имело значение с точки зрения выдвижения идеи о том, что ей внутренне присущи универсальные и объективные законы. Что же касается представителей лозаннской школы, то для них такое уподобление было важно потому, что позволяло представлять экономику как равновесную систему.

     Это еще одна, быть может, самая значительная характеристика подхода лозаннцев. Они впервые осуществили анализ хозяйства с точки зрения общего равновесия; впоследствии моделирование на основе идеи общего равновесия стало одной из характерных черт магистрального направления современной экономической теории

     Таким образом изучение экономических  взглядов виднейших представителей австрийской и лозаннской экономических  школ и сейчас представляет большой научный интерес, и поэтому рассматриваемая в данной работе проблема является весьма актуальной.

     Объект  исследования – процесс развития австрийской и лозаннской школ экономики.

     Предмет исследования – основные положения австрийской и лозаннской школ экономической мысли и их вклад в развитие современной экономики.

     Цель  работы – выявить особенности экономических взглядов наиболее известных представителей австрийской и лозаннской школ экономики и оценить их вклад в ее развитие.

     Задачи  работы:

     1. Изучить основные определения  и этапы развития австрийской  школы экономики.

     2. Проанализировать основные положения экономической теории «австрийской школы» и оценить вклад ее представителей в развитие экономики.

     3. Охарактеризовать этапы популяризации австрийской школы экономики.

     4. Выявить особенности экономических  взглядов виднейших представителей  лозаннской школы экономики.

 

           1 Австрийская экономическая школа. 

        1.1 Основные определения и этапы развития австрийской школы экономики

 

     Согласно  определениям, содержащимся в словарях и энциклопедиях, Австрийская школа в экономике (Austrian School of Economics) - это одно из основных направлений маржинализма, созданное в Венском университете (Австрия) в конце XIX - начале XX веков и в последующем распространенное по всему миру.

     Основной  отличительный признак экономического учения австрийской школы – предельно  субъективная (индивидуалистическая) форма «Теории предельной полезности», сводящая все экономические процессы к субъективным мнениям индивидов.

     Более точные, но менее распространенные названия этой школы:

     - Венская школа экономики (что  точнее указывает место ее  возникновения);

     - Субъективно-психологическая или  просто субъективная экономическая  теория (что достаточно точно  отражает мировоззренческую сущность соответствующей экономической системы).

     Данная  школа возникла в 70-е годы XIX века на кафедре политэкономии факультета юридических и политических наук Венского университета. В этот период там преподавал Карл Менгер.6 Его  лекции привлекли слушателей-учеников и дали толчок ярким публикациям целой плеяды плодовитых и красноречивых последователей. Началом массированного проникновения идей австрийской школы в экономическую литературу принято считать середину 80-х годов XIX века, когда были опубликованы получившие широкую известность книги Фридриха фон Визера и Эйгена фон Бём-Баверка.

     Первым  изложением экономической теории австрийской  школы считается опубликованная в 1871 году книга Менгера «Основания политической экономии (Общая часть)».

     В разных источниках выделяют от двух до шести этапов (поколений) в истории австрийской школы.

     1 этап (поколение) – основатель  школы Карл Менгер (1840-1921);

     2 этап (поколение) или «классическая  (старая) австрийская школа» - Эйген  фон Бём-Баверк (1851-1914), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Филиппович фон Филиппсберг (1858-1917), Джон Бейтс Кларк (1847-1938), Эмиль Закс (1845-1927);

     3 этап (поколение) или «молодая  австрийская школа» - Людвиг фон  Мизес (1881-1973), Йозеф Алоиз Шумпетер (1883-1950), Карл Шлезингер (1889-1938), Херманн Майер (1879-1955), Рихард фон Штригль (1891-1942), Лео Илли (Зенфельд) (1888-1952), Бенджамин Андерсон (1886-1949), Фрэнк Феттер (1863-1949);

     4 этап (поколение) или «популярная  австрийская школа» («популяризаторы») - Фридрих фон Хайек (1899-1992), Оскар Моргенштерн (1902-1977), Фриц Махлуп (1902-1983), Пауль Розенштейн-Родан (1902-1985), Готфрид фон Хаберлер (1900-1995), Фридрих Лутц (1901-1975), Феликс Кауфман (1895-1949), Альфред Шютц (1899-1959);

     5 этап (поколение) или неолиберальная австрийская школа - Мюррей Ротбард (1926-1995), Израэль Кирцнер (р. 1930), Людвиг Лахманн (1906-1990), Джордж Шекл (1903-1992), Эдвард Штрайслер (1908-1965);

     6 этап (поколение) или современная  австрийская школа - Ганс-Герман  Хоппе, Йорг Гвидо Хюльсман, Хесус Уэрта де Сото, Питер Бёттке, Крис Койне, Стивен Хорвиц, Питер Лисон, Фредерик Сотэ́, Роджер Гаррисон. Г. Лебедев, Б. Львин, Ю. Кузнецов, В. Новиков. В Беларуси - Я. Романчук.

     Обычно 1 и 2 этапы объединяют под именем классической (старой) школы, а 3 и 4 этапы молодой (младшей) школы. Этапы 5 и 6 зачастую называют «современным состоянием австрийской школы» [3, С. 117].

     В момент возникновения «экономической доктрины Менгера» в Австрии господствовали экономические взгляды исторической школы. Даже свою первую книгу Менгер посвятил главе исторической школы Вильгельму Георгу Фридриху Рошеру (1817-1894), хоть по всем принципиальным позициям расходился с последним.

     Но  это не значит, что Менгер начинал  с нуля или формировал свои взгляды  в острой борьбе с предшественниками.

     В момент возникновения «экономической доктрины Менгера» в Австрии господствовали экономические взгляды исторической школы., в том числе в:

     - «Исследовании свободно обращаемой  монеты», опубликованном в 1749 году, и «Диалоге о торговле зерном», увидевшем свет в 1770 году, итальянского политэконома Фердинандо Галиани (1728-1787);

     - «Размышлениях о создании и  распределении богатств», изданных  в 1766 году французским государственным  деятелем, философом-просветителем  и экономистом-физиократом Анном Робером Жаком Тюрго (1727-81);

     - «Энциклопедии» Дидро, где экономическую  тематику освещал французский  философ-энциклопедист Этьен Бонно  де Кондильяк (1715-80);

     - в «Трактате политической экономии»,  опубликованном в 1803 году французским  экономистом Жаном Батистом Сеем (1767-1832) [6, С. 102].

     Во-вторых, основные принципы «Теории предельной полезности» за 20 лет до австрийской школы разработал и с математической точностью изложил германский экономист Герман Генрих Госсен (1810-1858) в книге «Развитие законов общественного обмена и вытекающих правил человеческой деятельности» (1854). Ныне эти принципы называются «законами Госсена».

     Но  практически вся слава популяризации  этих принципов досталась австрийской  школе. Более того, апологеты данной школы, привыкшие величать работы Менгера «маржиналистской революцией в экономической теории», утверждают, что бывший «биржевой обозреватель» и большой эрудит Менгер не только не списывал у своих предшественников, но даже не читал трудов Госсена. Хоть тот и писал на том же немецком языке, да еще и по соседству - в союзной австрийцам Германии, а сам Менгер в момент публикации трудов Госсена уже освещал в газетах экономические новости [15, С. 83].

     Потому-то так трудно поверить, что Менгер все открыл самостоятельно, а не так, как его «более начитанные» или более честные современники англичане У.С. Джевонс и А. Маршалл, открыто называвшие себя учениками Курно и Госсена.

     Более того, сам Менгер туманно намекает на нечто похожее в Предисловии  к своей книге «Основания политической экономии»: «Обработанная нами область в немалой доле представляет собой результат новейшего развития немецкой политической экономии и основывается на почве предварительных работ, созданных почти исключительно немецким трудолюбием. Пусть на эту работу посмотрят как на слабый отголосок научных порывов, долетевших из Германии благодаря многим замечательным ученым и столь многочисленным прекрасным работам».

     Кстати, одновременно с Менгером похожие  идеи распространял из Швейцарии  французский экономист Леон Мари Эспри Вальрас (1834-1910), опубликовавший в 1874 году книгу «Элементы чистой политической экономии». Но эта – «лозаннская» школа не смогла конкурировать на равных с «австрийской» и со временем ушла в тень [2, С. 75].

     По  рассказам самого Менгера ход  его мыслей, приведший к открытию «теории предельной полезности», был примерно следующим.

     Размышляя о положительном всемирно-историческом влиянии человеческой «корысти», он усомнился в правильности концепции Аристотеля и его последователей, считавших, будто товары, обмениваемые друг на друга, имеют одинаковую ценность. «Нет! – сказал себе Менгер. – Каждый желает обмениваться с выгодой, то есть получить при обмене нечто большее или лучшее (то есть более ценное!), чем отдает сам. Так для господина, покупающего коробку сигар за один талер, талер – дешевле коробки, а для хозяина табачной лавки – наоборот: сигары – дешевле полученных денег. Без такого различия в оценках – никакой обмен невозможен, как невозможно движение тока без разницы потенциалов на разных полюсах батареи» [1, С. 86].

Информация о работе Австрийская и Лозанская экономические школы. Теория маржинализма