Банковская система. Деньги, функции денег

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 18:20, реферат

Описание работы

В настоящее время изучение банковской системы является одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные бизнесмены посвятили себя теме изучения и анализа функционирования банков в России и создания наилучших условий для успешной их работы. Законодательные органы много внимания уделяют выработке новых концепций работы банков страны. До сих пор банковская система в России имеет очень много противоречий и ее не совершенность, я думаю, привели нашу страну к финансовому кризису.

Содержание

Введение.................................................................................................................2
1. Банковская система как организационная форма денежного рынка.....4
1.1. Особенности банковской системы..................................................4
1.2. Роль банковской системы в рыночной экономике........................9
2. Механизм функционирования коммерческого банка.............................14
2.1. Понятие коммерческого банка и его роль в банковской системе...............................................................................................14
2.2. Проблема функционирования.........................................................17
3. Многодепозитное расширение кредита....................................................19
3.1. Факторы, определяющие величину денежного мультипликатора...............................................................................19
4. Деньги. Их функции. Финансовые активы, их ликвидность..................21
4.1. Формы и виды денег.........................................................................21
4.2. Основные функции денег.................................................................23
4.3. Денежный мультипликатор.............................................................25
5. Предложение денег и его структура.........................................................26
5.1. Понятие денежной массы................................................................26
5.2. Денежная масса и ее структура.......................................................29
Список используемой литературы......................................................................31

Работа содержит 1 файл

деньги и банки.docx

— 92.92 Кб (Скачать)

В большинстве случаев  капитал ЦБ полностью принадлежит  государству, но акционерами могут  быть коммерческие банки и другие финансовые институты. ЦБ по сравнению  с коммерческими банками стали  скромными по масштабам капиталов, операций и балансов, их функции  и методы воздействия на банковскую систему модифицировались. Вместе с  тем их сущность в принципе осталась неизменной и заключается в посредничестве между государством и остальной  экономикой, регулировании кредитных  потоков.

Чаще всего ЦБ подотчетен непосредственно парламенту или  образованной последним специальной  банковской комиссии. Управляющий ЦБ не входит в правительство, и его  назначение не совпадает по срокам с формированием нового кабинета. Назначение может делаться монархом, президентом, парламентом, но правительство, опирающееся на парламентское большинство, обычно может провести свою кандидатуру (часто оно ее официально предлагает). Высшее руководство ЦБ может быть не ограничено в сроке пребывания в должности (Дания, Финляндия, Норвегия) или назначаться на длительный срок, например на 7 лет - в Ирландии, Австралии, Канаде, Нидерландах, 8 лет - в ФРГ.

Существенная степень  независимости ЦБ обусловлена его  задачами, которые в любой стране обычно определяются как поддержание  денежно-кредитной и валютной стабильности в целях обеспечения антиинфляционного  экономического роста. Правительство  озабочено прежде всего краткосрочными и среднесрочными целями, приближением очередных выборов, и это может  вступать в противоречие с долговременными  интересами всего государства. Относительно независимый ЦБ в такой ситуации должен выступать своеобразным противовесом.

С другой стороны, независимость  ЦБ имеет объективные пределы, так  как принципиальные противоречия с  правительством могли бы свести на нет эффективность проводимой последним  экономической политики. Поэтому  есть тенденция к усилению влияния  правительства в лице прежде всего  министра финансов. Например, в Великобритании независимость Банка Англии начала постепенно уменьшаться с его  национализации в1946 г., а с приходом в 1979 г. к власти консерваторов этот процесс ускорился. Во многих странах высшие полномочия правительства и министерства финансов по отношению к ЦБ закреплены законодательно.  

Вместе с тем ЦБ имеют  официальное право на высказывание собственного мнения, обладают рядом  преимуществ, а право прямых приказов со стороны министерства финансов используется крайне редко. Какие бы функции ни возлагались на ЦБ, он всегда является органом регулирования, сочетающим черты банка и государственного ведомства. Принципиальное значение имеет  четкое разграничение государственных  финансов и банковской системы, т.е. ограничение возможности правительства  пользоваться средствами ЦБ. Во многих странах прямое кредитование правительства  практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швеция, Швейцария) или законодательно ограничено (ФРГ, Франция, Нидерланды).

Относительно высокий  удельный вес государственных ценных бумаг в балансе ЦБ не означает первичное участие ЦБ в государственном  долге, так как облигации покупаются и продаются в основном в ходе проведения денежно-кредитной политики. Например, в Великобритании с 1981 г. упор сделан на использование в операциях  Банка Англии коммерческих векселей, и они стали основой обеспечения  банкнотной эмиссии.

Значение ЦБ как эмиссионной  монополии и расчетного центра существенно  снизилось в связи с модификацией денежного обращения и внедрением электронных расчетных систем. Банковский надзор нередко возложен на специальные  органы, а не на ЦБ. Ключевая задача ЦБ теперь лежит в области денежно-кредитной  политики.

  1. Механизм функционирования коммерческих банков.
    1. Понятие коммерческого банка и его роль в банковской системе страны

Кредитная система в Российской Федерации состоит из двух уровней: первый представлен Центральным  банком, второй - коммерческими, сберегательными, ипотечными, специализированными банками  и другими финансовыми институтами.

Банковская система. В  функционирующем механизме банковской системы основная роль, безусловно, принадлежит коммерческим банкам, так  как они аккумулируют в стране основную долю кредитных ресурсов и предоставляют клиентам полный комплекс кредитно-финансового обслуживания

Коммерческий банк - это  институт кредитно-банковской системы, организующий движение ссудного капитала с целью получения прибыли.

Коммерческим банком является учреждение, осуществляющее на договорных условиях кредитно-расчетное и иное банковское обслуживание юридических  лиц и граждан путем совершения операций и оказания услуг, что предусмотрено  Законом РФ.

Банк - это организация, созданная  для привлечения денежных средств  и размещения их от своего имени  на условиях возвратности, платности  и срочности.

Основное назначение банка - посредничество в перемещении денежных средств от кредиторов к заемщикам  и от продавцов к покупателям. Наряду с банками перемещение  денежных средств на рынках осуществляют и другие финансовые и кредитно-финансовые учреждения: инвестиционные фонды, страховые  компании, брокерские, дилерские фирмы  и т.д. Но банки как субъекты финансового  рынка имеют два существенных признака, отличающие их от всех других субъектов.

Во-первых, для банков характерен двойной обмен долговыми обязательствами: они размещают свои собственные  долговые обязательства (депозиты, сберегательные сертификаты и пр.), а мобилизованные таким образом средства размещают  в долговые обязательства и ценные бумаги, выпущенные другими. Это отличает банки от финансовых брокеров и дилеров, которые не выпускают своих собственных  долговых обязательств.

Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга  перед юридическими и физическими  лицами. Этим банки отличаются от различных  инвестиционных фондов, которые все  риски, связанные с изменением стоимости  ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров.

В Российской Федерации создание и функционирование коммерческих банков основывается ФЗ РФ «О банках и банковской деятельности в РФ». В соответствии с этим законом банки России действуют  как универсальные кредитные  учреждения, совершающие широкий  круг операций на финансовом рынке: предоставление различных по видам и срокам кредитов, покупка-продажа и хранение ценных бумаг, иностранной валюты, привлечение  средств во вклады, осуществление  расчетов, выдача гарантий, поручительств  и иных обязательств, посреднические и доверительные операции и т.п.

В России банки могут создаваться  на основе любой формы собственности - частной, коллективной, акционерной, смешанной. Не исключается возможность  создания банков, основанных исключительно  на государственной форме собственности, которые в соответствии с действующим  законодательством могут осуществлять свою деятельность на коммерческой основе. Для формирования уставных капиталов  российских банков допускается привлечение  иностранных инвестиций. Под банками  с участием иностранных инвестиций в соответствии с Условиями открытия банков с участием иностранного капитала на территории Российской Федерации  понимаются:

- совместные банки, т.е.  банки, уставной капитал которых  формируется за счет средств  резидентов и нерезидентов;

- иностранные банки - банки,  уставной капитал которых формируется  за счет нерезидентов;

- филиалы банков-нерезидентов.

Решение об открытии каждого  отдельного банка с участием иностранных  инвестиций принимается Советом  директоров ЦБ РФ. ЦБ устанавливает  лимит участия иностранного капитала в банковской системе страны. Ограничения  на участие иностранного капитала преследуют цель создать наиболее благоприятные  условия для становления отечественных  коммерческих банков и защиты от экспансии зарубежных банков.

По способу формирования уставного капитала банки подразделяются на акционерные (открытого и закрытого  типа) и паевые. Возможность создания банков, принадлежащих одному лицу (юридическому или физическому) исключается  действующим законодательством, согласно которому уставный капитал банка  формируется из средств не менее  трех участников.

Если на начальном этапе  реформирования кредитной системы  коммерческие банки создавались  главным образом на паевой основе, то для нынешнего этапа характерно преобразование паевых банков в акционерные  и создание новых банков в форме  акционерных обществ. Для акционерного общества характерно, что собственником  его капитала выступает само общество, т.е. банк, а паевые коммерческие банки  собственниками своего капитала не являются, поскольку каждый из пайщиков сохраняет  право собственности на свою долю капитала. Паевые коммерческие банки  организованы на принципах общества с ограниченной ответственностью, т.е. общества ответственность каждого  пайщика ограничена пределами его вклада в общий капитал банка.

Расширение уставного  фонда может осуществляться как  за счет внесения участниками дополнительных взносов, так и за счет вступления в банк новых участников. Вопрос о вступлении новых участников и  размерах их вклада в уставный фонд банка решается на общем собрании участников.

У банков, функционирующих  как акционерное общество, уставный капитал разделен на определенное число  акций равной номинальной стоимости, размещаемых среди юридических  и физических лиц. Акционеры не вправе требовать от банка возврата этого  вклада, что повышает устойчивость и надежность банка и создает  для банка прочные основы для  управления его ликвидностью. Акционерные  банки бывают закрытого и открытого  типов. Акции закрытых банков могут  переходить из рук в руки только с согласия большинства акционеров. Акции банков открытого типа могут  переходить из рук в руки без согласия других акционеров и распространятся  в порядке открытой подписки. Подписка на ценные бумаги считается открытой, если список покупателей ценных бумаг  не утверждается заранее учредителями или руководящими органами банка-эмитента, и в результате эти бумаги может  приобрести любое лицо. Открытая подписка требует от банка широкой информации о своей деятельности.

    1. Проблемы функционирования коммерческих банков в РФ

Основная часть расчетов между предприятиями осуществляется безналичным путем. Банки, выступая в качестве посредника в платежах, осуществляют расчеты по поручению  клиентов, принимают деньги на счета  и ведут учет всех денежных поступлений  и выдач.

Эффективное функционирование платежной системы в странах  с достаточно развитой инфраструктурой  требует совершенствования технологии расчетов. Поэтому в таких странах  создаются различные системы  расчетов. Например, клиринговые системы  крупных коммерческих банков с широкой  сетью филиалов и отделений, в  форме акционерных обществ, созданных  банками - участниками расчетов, включая  центральные банки. Расчеты проводятся и через сеть банков-корреспондентов, когда между банками устанавливаются  взаимные отношения, предусматривающие  открытие корреспондентских счетов. Централизация платежей в банках способствует уменьшению издержек обращения, а для ускорения расчетов и  повышения надежности платежей внедряются электронные системы расчетов.

Особой функцией коммерческих банков является их способность создавать  или уничтожать деньги, т.е. увеличивать  или уменьшать денежную массу. Создание платежных средств прямо связано  с депозитной и кредитной деятельностью банков. Депозит может создаваться двумя путями: внесением клиентом наличных денег в банк или выдачей заемщику кредита.

Однако банки способны не только создавать, но и уничтожать деньги. Это возможно при погашении  заемщиками кредитов путем списания денег с их депозитных счетов. В  данном случае общая денежная масса  в хозяйстве сокращается.

При наличии спроса на кредит современный эмиссионный механизм позволяет расширять границы  денежной эмиссии, что подтверждается ростом денежной массы в промышленно  развитых странах. Но экономике требуется  оптимальное, а не чрезмерное количество денег в обращении, поэтому коммерческие банки действуют в пределах ограничений (обязательных резервов), устанавливаемых  центральными банками.

Коммерческие банки выполняют  эмиссионно-учредительскую функцию, осуществляя  выпуск и размещение ценных бумаг, в  частности, акций и облигаций. При  этом банки имеют возможность  направлять сбережения на производственные цели. Рынок ценных бумаг как бы дополняет систему кредита и  взаимодействует с ней. По поручению  предприятий, нуждающихся в долгосрочных вложениях и прибегающих к  выпуску акций и облигаций, банки  берут на себя определение размера, условий, срока эмиссии, выбор типа ценных бумаг, а также обязанности  по их размещению и организации вторичного обращения. Банки гарантируют покупку  выпущенных ценных бумаг, приобретая и  продавая их за свой счет или организуя  для этого банковские синдикаты, предоставляют покупателям акций  и, облигаций ссуды. Обязательства  на значительные суммы, выпущенные крупными компаниями, могут быть размещены  банком путем продажи непосредственно  своим клиентам, а не методом свободной  продажи на фондовой бирже.

Достаточная экономическая  осведомленность и возможность  контроля экономических ситуаций позволяют  банкам осуществлять консультационное обслуживание клиентов. Банки проводят анализ финансовой деятельности предприятий, состояния их бухгалтерского учета, оценивают стратегию развития и  выявляют возможные направления  увеличения доходов. Занимаясь операциями с ценными бумагами, банки оценивают  перспективность выпуска новых  акций клиента и реальность их размещения; консультируют клиентов в выборе фирм, готовых взять на себя размещение новых ценных бумаг. Банки представляют следующие консультационные услуги: от открытия счетов, кредитно-расчетного и кассового обслуживания до рекомендаций по совершению операций на денежном и  товарных рынках.

Информация о работе Банковская система. Деньги, функции денег