Безработица: формы, последствия, особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 00:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – детальное рассмотрение безработицы, изучение её экономических аспектов. Следуя из этого, предметом исследования будет являться сама безработица. Объектом же послужат формы, причины, последствия безработицы и её особенности в России.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Экономическая сущность безработицы 5
1.1. Понятие и показатели безработицы 5
1.2. Причины безработицы и ее формы 7
1.3. Последствия безработицы 12
Глава 2. Особенности безработицы в России 16
2.1. Безработица в России 16
2.2. Государственные меры по снижению безработицы и их особенности в России 20
Заключение 31
Список использованной литературы 33
Приложение 1. 34
Приложение 2. 35
Приложение 3. 36

Работа содержит 1 файл

курсовая2.doc

— 254.00 Кб (Скачать)

2. Низкий уровень загрузки рабочей силы (простои, работа с недостаточной   продолжительностью  и   напряженностью  труда   из-за отсутствия клиентов, заказов, финансовых  ресурсов и т.п.)  и ее использование не по специальности, в результате чего заработки бы­ли очень низкими.

Особенно велика доля скрытой безработицы была в науке и наукоемких отраслях (гражданская авиация, станкостроение, энер­гетическое машиностроение, атомная и химическая промышлен­ность, электротехника и т.д.).

Общий уровень «недозанятости» в 90-е годы достигал 5—9%. Основными факторами, способствовавшими сохранению избыточ­ной занятости и препятствующей увольнениям «лишних» работни­ков, выступали:

 ожидания руководителей, что в условиях будущего роста про­изводства возникнут проблемы с квалифицированными кадрами;

 высокие издержки, сопровождающие «сброс» излишней рабо­чей силы;

 установки российского менеджмента.

Кадровая политика отечественных предприятий часто определя­лась соотношением «издержек придерживания» лишних работников и «издержек освобождения» от них. В течение первых шести меся­цев года второй вид издержек в 5-10 раз превышал первый, в ре­зультате избыточная занятость приобретала устойчивый характер.

Обстоятельства, приводящие людей из состояния занятости в состояние безработицы, можно свести к увольнениям добровольным и вынужденным. До 1997 года преобладали добровольные увольнения, роль же вынужденного увольнения была невелика. Объяснить это можно тем, что многие работники оптимистично оценивали перспективы нахождения другой работы и не боялись подавать заявление об уходе по собственному желанию. Но немало было и тех, кто писал подобное заявление вынужденно, часто в соответствии с желанием работодателя. К 2000 году соотношение причин увольнений выровнялось до 1:1.

Очевидно, что на общую величину безработицы влияет её продолжительность. Увеличение числа рабочих мест (вакансий) может не сопровождаться снижением долгосрочной безработицы, следовательно, и общего её объёма. Экономический рост скорее снизит краткосрочную безработицу, чем долгосрочную. Поэтому среднее время поиска работы на рынке труда – показатель очень важный.  Приложение 2 [11. с. 148] показывает, что средняя продолжительность поиска работы в 90-е годы в России неуклонно росла, и лишь с 2000 года эта тенденция прекратилась.

Человек, долго не имевший работы, утративший конкурентоспособность на рынке труда и веру в свои  силы, может просто покинуть ряды экономически активного населения. То, что при этом он перестает формально числиться безработным, мало что меняет. Многочисленные исследования доказали, что длительная безработица (не важно, регистрируемая или нет) приводит к крайне негативным последствиям для человека, вплоть до полной его деградации как личности. Если число подобных людей растет, это создает для общества немалые проблемы. В небогатой стране они и проявляются острее, и решаются сложнее.

Усиление средней продолжительности безработицы в России в 90-е годы связано не только с длительным дефицитом спроса на труд в условиях экономического спада, но и с существованием глубоких структурных диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, особенно в территориальном разрезе. Коэффициент напряженности на российском рынке труда в 2002 г. был равен 2,1, но при этом в Москве на одну вакансию приходилось 0,4 безработных, в Санкт-Петербурге и Нижегородской области - 0,8, в Орен­бургской области — 0,9;  в Мурманской -5,7; в Магаданской -  6,8; в Читинской - 29,0; в Тыве - 30,1,  в Дагестане -  207, в Чеченской Республике -  1094 [ 4. с. 67].

Территориальные диспропорции усиливаются низким уровнем трудовой мобильности населения в условиях действия административных, информационных, институциональных и экономических барьеров (низкие доходы, высокие транспортные тарифы и цены на жилье); в некоторых случаях не исключены барьеры этнокультурные. В результате безработица локализуется на определенных террито­риях, жители которых оказываются в ловушке бедности и безрабо­тицы, могут рассчитывать лишь на случайные заработки и вынуж­дены сосредоточить усилия на домашнем производстве. Особенно велика безработица в республиках Северного Кавказа.

2.2. Государственные меры по снижению безработицы и их особенности в России

Снижение уровня безработицы — одно из важнейших направ­лений экономической политики государства. Меры, которые оно в этой связи предпринимает, разнообразны. Они могут быть направ­лены не только непосредственно на борьбу с безработицей, но так­же включать комплекс действий по оздоровлению экономической ситуации в стране, формированию нормальной институциональной среды, усилению конкурентных начал, преодолению монополизма, созданию благоприятного инвестиционного климата. Меры, таким образом, можно разделить на макро- и микроэкономические, институциональные, политические, юридические, демографические, психологические и т.п. Реализация лишь одного из этих направлений может и не дать ожидаемого результата.

Грамотное макроэкономическое регулирование может уменьшить уровень безработицы за счет снижения цикличе­ской безработицы, вызванной недостаточным совокупным спросом. Методы стимулирования совокупного спроса в экономике включа­ют, к примеру, фискальную политику - дискреционную, включающую снижение ставок налогов и рост бюджетных расходов, и недискреционную, основанную на использовании встроенных стабилизато­ров (благодаря которым дефицит государственного бюджета автома­тически увеличивается во время спада и уменьшается в период инфляции). Денежно-кредитная политика позволяет оживить деловую и инвестиционную активность (и тем самым увеличить совокупные расходы), наращивая объем денежной базы и денежной массы, воздействуя на ставку банковского процента, снижая ставку рефинан­сирования и уровень резервных требований к банкам.

Но эффективность воздействия на занятость одними лишь макроэкономическими мерами весьма ограничена. Даже если с их помощью в экономике будут созданы рабочие места, одновре­менно может вырасти продолжительность безработицы, а с ней и общий ее объем, хотя формально уровень безработицы при этом сократится. Дело в том, что благодаря созданию новых рабочих мест увеличится лишь отток из безработицы, но происходить он будет, скорее всего, за счет тех, кто недолго не имел работы и не потерял конкурентоспособности на рынке труда. Длительно безра­ботных общее оживление в экономике может и не затронуть или затронуть в меньшей степени. Не стоит забывать и о том, что макроэкономическое стимулирование совокупного спроса провоцирует рост инфляции.

Следовательно, особое внимание государство должно уделять мерам микроэкономического и институционального характера, особенно тем, которые затрагивают работу непосредственно рынка труда. Необходимо снижение естественного уровня безработицы за счет как фрикционной, так и структурной составляющей.

Меры государственного воздействия на рынок труда и, в частности, действия по отношению к безработным и выбывшим из состава рабочей силы, принято делить на пассивные и активные. Пас­сивные меры помогают людям, лишенным работы, приспособиться к создавшейся ситуации, поддержать определенный уровень потребления, и иногда – просто выжить. Активные меры помогают людям вернуться в ряды занятых.

Пассивные меры, например, пособия по безработице, конечно же, необходимы, особенно в отношении тех, кто без них не может самостоятельно справиться с жизненными трудностями. Но эти пособия уменьшают желание трудиться. Продление периода их выплаты, как и мягкие условия предоставления, способно увеличить дли­тельность безработицы. Особенно опасно распространять выплату пособий на несовершеннолетних трудоспособного возраста. Во многих странах человек, впервые выходящий на рынок труда в по­исках работы, пособие не получает. Данные о продолжительности выплаты пособия в некоторых развитых странах приведены в приложении 3 [7 .с . 226].

В России безработные также имеют право на пособие. Его раз­мер рассчитывается в процентах от среднемесячной заработной платы по последнему месту работы в течение 12 месяцев: первые три месяца — 75% среднемесячного заработка по последнему месту работы, следующие четыре месяца — 60% и остальные 5 месяцев – 45%,  но во всех случаях не ниже официально установленного МРОТ (минимальный размер оплаты труда) и не выше среднего заработка по области. Если у безработ­ного на попечении есть иждивенцы, размер пособия увеличивается на 10% на каждого из них, но общий размер пособия не может превышать среднего заработка по последнему месту работы. Безра­ботным, ранее не работавшим или ищущим работу после длитель­ного перерыва (более года), пособие по безработице выплачивается в размере МРОТ. Безработный теряет право на пособие (или ее выплата приостанавливается) в случаях, если он:

 отказался от двух предложений подходящей работы;

 уволен за нарушение трудовой дисциплины;

 трудоустроился на временную работу без уведомления службы
занятости;

 дважды в течение месяца не появлялся в службе занятости для перерегистрации;

 получал пособие обманным путем;

 осужден к наказанию в виде лишения свободы.

«Подходящая работа», двукратный отказ от которой лишает че­ловека права на пособие, понятие достаточно непростое, и в России используются общепринятые критерии ее определения. Работа не может считаться подходящей в случаях, когда:

 она связана с переменой места жительства человека без его
согласия;

 она не соответствует профессии, уровню образования и квалификации работника;

 условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране
труда;

 предлагаемый заработок ниже среднемесячного заработка чело­века по последнему месту работы (или ниже среднемесячного заработ­ка работников аналогичной категории в области или крае — для тех, чей среднемесячный заработок превышал данный показатель).

 

Иногда к пассивным методам помощи безработным относят до­срочный выход на пенсию, когда рабочим позволяется уйти на пенсию до наступления пенсионного возраста. Подобный метод использовал­ся в Германии и Италии, но, по мнению специалистов, себя не оп­равдал. Использовался он и в России. В 1997 г. программой досроч­ного выхода на пенсию были охвачены 32,6% безработных предпен­сионного возраста [9. с. 138]. Более удачной за рубежом признана система «разделения рабочих мест», при которой одно рабочее место предоставляется двоим работникам за меньшую заработную плату (они работают, сменяя друг друга). Компании, которые применяют эту систему, получают от государства налоговые льготы.

Общепризнано, что наиболее эффективными являются актив­ные меры по снижению безработицы. Они направлены на поощре­ние экономических возможностей и активности людей, усиление их конкурентоспособности на рынке труда. Это особенно важно для тех, кому угрожает долгосрочная безработица, и кто в результате долгого перерыва в работе утратил потенциал трудоустройства.

Часть мер, которые можно отнести к активным, снижают струк­турную безработицу, помогая людям сменить профессию, переква­лифицироваться, переехать в другой регион. Государство в этой связи может оплачивать (полностью или частично) расходы на по­лучение образования, обучение и переобучение, компенсировать транспортные издержки. В развитых странах осуществляются спе­циальные программы по созданию рабочих мест в государственном секторе. Они являются частью общих программ по стимулированию роста занятости.

Помощь государства в трудоустройстве особенно необходима социальным группам, недостаточно конкурентоспособным на рын­ке труда: инвалидам, лицам, освободившимся из мест заключения, представителям отмирающих профессий, молодым и пожилым.

Особенно проблемной группой является молодежь. Не удиви­тельно, что законодательства развитых стран предоставляют молодым немалые льготы при получении профессии, поступлении на работу. В составе молодежи в отдельную группу можно выделить подрост­ков. В Трудовом кодексе РФ записано, что заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими 16 лет, но в ряде случа­ев (общее образование получено или общеобразовательное учрежде­ние в соответствии с федеральным законом оставлено) с 15 лет. Подросткам приходится искать на рынке труда своеобразные рыночные нити, находящиеся вне сферы контроля со стороны госу­дарства. Специалисты выделяют три основных вида трудовой деятельности подростков: легальная (торговля газетами и журналами,  сдача бутылок, мытье машин); полулегальная (школьный «черный рынок», перепродажа различных товаров, уборка в ночное время коммерческих палаток и территории вокруг них) и криминальная (торговля наркотиками, оружием и т.д.).

Трудовой деятельности подростков невозможно дать однозначную оценку. С одной стороны, она полезна и для общества (для потребителей расширяется спектр услуг, предприниматели снижают издержки благодаря использованию дешёвого труда), и для самих подростков (воспитание трудовых навыков, активности, экономи­ческой самостоятельности). С другой стороны, если подобная дея­тельность осуществляется не одновременно с учебой (или во время каникул), а вместо нее, то вред от нее достаточно очевиден: инвестиции в образование в этом возрасте, как правило, наиболее вы­годны и для самого подростка, и для общества.

Немало проблем с трудоустройством студентов и выпускников вузов. В России многие студенты, чтобы свести концы с концами, вынуждены работать. Но при этом для них не менее значимы и другие цели: приобретение опыта, интеллектуальное развитие, восполнение пробелов в получаемом образовании. Таким образом, для многих студентов работа - это как бы продолжение обучения, но серьезной поддержки от государства при поисках работы они не получают.

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда, во многом зависит от деятельности служб занятости. На практике к ним обращаются немногие молодые люди. Официаль­ные показатели молодежной безработицы занижены, в качестве безработных регистрируются не более 20 - 25%  молодежи.  Между тем безработица среди молодежи особенно опасна в социаль­но-психологическом плане. В конце 90-х годов по крайней мере два мил­лиона молодых людей не учились и не работали, находясь на ижди­вении родственников либо перебиваясь случайными заработками. В результате у таких людей формируется «культура безработицы», которая формирует нездоровое отношение к жизни, питает кри­минальную среду.

Информация о работе Безработица: формы, последствия, особенности в России