Безработица: экономические и социальные издержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель. Безусловно, настоящая работа посвящена сложной, но интересной
проблеме.
Задачи:
- рассмотреть различные подходы к понятию “безработица”, дать его
определение;
- выявить основные особенности безработицы в России ,государственное ругулирование и социальную защиту ;
- раскрыть тенденции развития социальной структуры современного
общества.

Содержание

Введение 3
1. Безработица: сущность, причины, типы.
Уровень безработицы 6
2. Экономические и социальные издержки безработицы.
Закон А. Оукена. 19
2.1.Экономические издержки безработи-цы………………………………………19
2.2.Неэкономические издерж-ки…………………………………………………...23
3. Безработица в России: особенности, государственное регулирование
и социальная защита. 25
3.1.Пути регулирования безработицы и занятости в РФ………………………...29
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Приложение 40

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по экономической теории.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

     В пятых, минимальный размер оплаты труда, к которому привязана величина пособия по безработице, является не социальным, а фискальным нормативом. Его величина в 2002 г. покрывала от 10 до 20 % минимального месячного бюджета работника. Поэтому неудивительно, что многие граждане не обращаются в государственную службу занятости, а стараются найти работу самостоятельно. Специалисты подсчитали, что при безработице 5-6% на выплату пособий потребуется 1-1,5% ВНП, а при безработице 8-10 % -- примерно 2,5 % ВНП.1 Поскольку в России начался процесс трансформации скрытой безработицы в открытую, то становится ясно, что финансовая поддержка безработных — дорогое удовольствие. Поэтому главная роль в решении этой проблемы сегодня отводится государству, которое с помощью эффективной политики занятости должно обеспечить создание новых рабочих мест как в государственном, так и, по-видимому, в негосударственном секторе экономики, и тем самым смягчить социальные последствия ожидаемого массового высвобождения рабочей силы.

     Рынок труда в России несбалансирован. Большинство регионов страны за 90 - е г. г. стали трудоизбыточными.8

      Так, в целом ряде областей и республик  России в 2005-2006 г. предложение рабочей силы в десятки, а то и в сотни раз превышало спрос на нее: в Ивановской области - в 158 раз, в Республике Тува - в 143 раза, а в Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Дагестан - в 42 - 47 раз.

      Уровень безработицы в России в 2006 году, согласно данным Госкомитета РФ по статистике, снижался. Если в августе 2005 года он достигал 8,6% численности экономически активного населения, то в августе 2006 он уменьшился до 7,2%. Госкомстат приводит данные по безработице в соответствии с требованиями Международной организации труда. При этом к безработными относят всех лиц, не имеющих работы, активно ее ищущих любыми доступными способами и готовых приступить к ней в кратчайший срок. Экономически активное население рассчитывается как сумма работающих и безработных. По данным Госкомстата, среди мужчин уровень безработицы составлял в августе 2006 года 7,3% (против 8,7% год назад), среди женщин - 7,0% (8,5%). Доля женщин среди безработных немного увеличилась - до 47,9%. Средняя продолжительность поиска работы безработными составляла 8 месяцев и 12 дней у женщин и 7 месяцев 27 дней - у мужчин. При этом лишь треть безработных использовали в августе в качестве способов поиска работы обращение в органы государственной службы занятости. Частота обращений безработных к этому способу поиска работы в последние годы снижается, констатирует Госкомстат. Больше всего безработных россиян пытались трудоустроиться через друзей, знакомых и родственников (59,7%) и по объявлениям (23,7%). Среди самых распространенных причин для увольнения - ликвидация организации (21,3%) и "по собственному желанию" (26,3%).

      В 2006 году число официально зарегистрированных безработных выросло в России на 17,2 процента по сравнению с концом декабря 2005 года. По данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата), оно составляет 1,92 миллиона человек или примерно 32,4 процента от общего количества безработных. При этом общая численность лиц, не имеющих работы, сократилась за тот же период на 10,8 процента и составила 5,627 миллиона человек или 7,6 процента всего экономически активного населения страны на 1 декабря 2006 года. Дополнительно, общая численность безработных в России, рассчитываемая по методологии Международной организации труда, в декабре 2006 года увеличилась на 1,1 процента по сравнению с ноябрем, а количество официально безработных возросло на 4,3 процента.

      В ноябре 2006 года в России насчитывалось 5 миллионов 565 тысяч безработных, что составляет 7,6 процента экономически активного населения, число безработных увеличилось по сравнению с октябрем на 0,1 процента. В то же время по сравнению с ноябрем прошлого года этот показатель уменьшился на 7,2 процента. Количество официально зарегистрированных безработных в прошлом месяце по сравнению с ноябрем 2005 года возросло на 17,5 процента — до 1 миллиона 841 тысячи человек, из которых 364,5 тысячи зарегистрированы в Чечне. По данным статистиков, реальные денежные доходы населения, скорректированные на индекс потребительских цен, с января по ноябрь выросли на 9 процентов. По данным Росстата - средняя зарплата за ноябрь составила 7 тысяч 46 рублей (по сравнению с ноябрем 2005 года она поднялась на 16,6 процента). Денежные доходы на душу населения выросли за год на 21,97 процента и в ноябре составили 6 тысяч 746 рубля. Суммарная задолженность по зарплате на 1 декабря по кругу наблюдаемых отраслей составила 18 миллиардов 134 миллиона рублей.1

      С начала 2007 года число безработных  в России сократилось более чем на 1 млн. человек — с 6,6 млн. до 5,5 млн. человек. Число зарегистрированных безработных составляет 1,7 млн. человек. Количество зарегистрированных безработных в России стабилизировалось на уровне 2,3% от общего числа трудоспособного населения, «тенденции на рынке труда с начала года можно охарактеризовать как положительные», «увеличилось количество занятых в экономике, средняя заработная плата с начала года выросла более чем на тысячу рублей, а реальные доходы и реальная зарплата выросли на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2006 года».9 

      3.1Пути  регулирования безработицы  и занятости в  РФ 

      Безработица представляет собой макроэкономическую проблему, оказывающую наиболее прямое и сильное воздействие на каждого человека. Потеря работы для большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную психологическую травму. Поэтому неудивительно, что проблема безработицы часто является предметом политических дискуссий.

      В связи с этим, нового осмысления потребовало такое экономическое  понятие, как полная занятость. До недавнего времени она приравнивалась ко всеобщей, поголовной, тотальной. Ее обеспечение понималось прежде всего как задача заставить работать всех и каждого, а не удовлетворить спрос на рабочие места. В новых экономических условиях нужна уже не просто занятость, а занятость эффективная. По мере углубления экономической реформы формируется рынок труда, основанный на исключительном праве человека распоряжаться своими способностями к труду и регулируемый сбалансированностью спроса и предложения рабочей силы. В отличие от командного распределения и перераспределения трудовых ресурсов, рынок труда регулирует личное право граждан на труд и повышает его экономический статус в обществе. Теперь каждый человек сам добровольно избирает форму занятости, вид деятельности и профессию. Полная занятость - цель, к которой необходимо стремиться. Она достигается тогда, когда спрос на рабочую силу совпадает с ее предложением. Но это мимолетное явление, которой постоянно будет нарушаться из-за изменений потребностей общества, структуры производства.

      Интенсивность высвобождения и перераспределения  рабочей силы зависит от множества факторов, главные из которых - изменение форм собственности, ликвидация нерентабельных и неконкурентоспособных предприятий и производств, предстоящая структурная перестройка. Поэтому данные процессы, затрагивающие коренные интересы всех слоев населения, условия их занятости, обязательно должны регулироваться. Необходима активная государственная политика в сфере занятости и трудовых отношений.

      Регулирующая  роль государства должна состоять в  постоянном поддержании сбалансированности экономических приоритетов и приоритетов занятости в программах экономических преобразований.

      Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой  мобильностью кадров, не всегда соответствующей  рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

      С одной стороны, в ходе радикальных  экономических преобразований  в  России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения. С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер.

      Речь  идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи.

      Одновременно  быстрыми темпами развивается занятость  в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.1

      На  сегодняшний день реальный недоучет и, недооценка российской безработицы заложены в самом механизме действия Закона о занятости, впервые с 20-х годов узаконившего безработицу в России.

      Основная  задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы.

      Для ее выполнения разработана Государственная  программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

      В рамках этой программы в 1991 году и  была создана Государственная служба занятости населения.

      Законодательство  предусматривает обязанность вынуждено незанятого гражданина заявить об этом. Это один из новых принципов, определяющих правила поведения гражданина и государства на рынке труда: не государство выявляет неработающих, а незанятый гражданин сам обращается за помощью к государству, а именно в Государственную службу занятости. Человека регистрируют как лицо, ищущее работу. И с этого момента у государства наступает обязанность в течение 10 календарных дней предоставить ему подходящую работу. Если по истечении этого периода предложений о подходящей работе нет, то он приобретает статус безработного и начинает получать государственное пособие.

      Государственная служба занятости является структурой специальных государственных органов, призванных обеспечить координацию, решение вопросов занятости населения, регулировать спрос и предложение на рабочую силу, содействовать неработающим гражданам в трудоустройстве, организации их профессиональной подготовки, оказании социальной поддержки безработным. Услуги предоставляются службой занятости бесплатно.

      Мне представляется, что Правительственная программа содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости.

      Согласно  российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в  содействии полной, продуктивной и  свободно избранной  занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан,  сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости  и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной  защиты граждан на рынке труда.

      Формой  реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальные  и местные (городские, районные) программы.

      В современных условиях исходным постулатом стратегии занятости  в российском обществе должен стать принцип достижения и поддержания эффективной занятости, допускающий безработицу в социально приемлемых пределах. Реализации этого принципа может способствовать оптимальное сочетание экономической эффективности  и социальных результатов, которое будет различным в российских регионах, отличающихся своим экономическим потенциалом, структурой хозяйства, ресурсообеспеченностью и т.д.

      Так, в московском регионе крупном  промышленном центре России при одинаковом значении социально-демографического фактора позиции руководства двух субъектов РФ Москвы и Московской области - в отношении сохранения имеющихся рабочих мест как в целом, так и по отраслям экономики не могут быть одинаковыми. Большинство предприятий использует рабочую силу со стороны и расположено в районах, примыкающих к Центральному административному округу. Между тем земля в столице все время дорожает. Нужно ли сохранять такую структуру столичной промышленности? В Подмосковье, Владимирской, Тверской, Ивановской областях текстильные предприятия зачастую являются градообразующими. Им следует оказывать финансовую поддержку при закупках сырья из ближнего зарубежья и предоставлять льготные  кредиты для пополнения оборотных средств.

      Особенности занятости и функционирования рынка  труда в промышленном регионе обусловлены спецификой формирования экономически активного населения, сложившимися уровнем и структурой занятости, инвестиционной активностью и привлекательностью территории, характером поддержки предприятий федеральными и региональными органами власти и управления.

Информация о работе Безработица: экономические и социальные издержки