Безработица: экономические и социальные издержки

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 14:43, курсовая работа

Описание работы

Цель. Безусловно, настоящая работа посвящена сложной, но интересной
проблеме.
Задачи:
- рассмотреть различные подходы к понятию “безработица”, дать его
определение;
- выявить основные особенности безработицы в России ,государственное ругулирование и социальную защиту ;
- раскрыть тенденции развития социальной структуры современного
общества.

Содержание

Введение 3
1. Безработица: сущность, причины, типы.
Уровень безработицы 6
2. Экономические и социальные издержки безработицы.
Закон А. Оукена. 19
2.1.Экономические издержки безработи-цы………………………………………19
2.2.Неэкономические издерж-ки…………………………………………………...23
3. Безработица в России: особенности, государственное регулирование
и социальная защита. 25
3.1.Пути регулирования безработицы и занятости в РФ………………………...29
Заключение 38
Список использованной литературы 39
Приложение 40

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ РАБОТА по экономической теории.doc

— 264.50 Кб (Скачать)

      Эта поддержка должна носить выборочный характер и определяться приоритетами структурной перестройки экономики на федеральном и региональном уровнях, обеспечиваемыми средствами из соответствующих бюджетов. Меры по преодолению временных финансовых затруднений предприятий должны стать стержнем региональных программ и финансироваться за счет средств фонда занятости населения с целью сохранения или увеличения рабочих мест на том или ином предприятии, особенно если оно является градообразующим. В целях усиления социальной ориентации экономики, достижения эффективной занятости населения, способствующей росту благосостояния россиян, и обеспечения необходимых условий для создания и сохранения рабочих мест Президент Российской Федерации утвердил Комплексную программу мер по созданию и сохранению рабочих мест.

      Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест включает систему мер, осуществляемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

      Реализация  Программы призвана обеспечить координацию  долгосрочных и среднесрочных инвестиционных программ, федеральных целевых программ, связанных со структурной перестройкой экономики, программ социально-экономического развития отдельных регионов, иных программных решений, принимаемых органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, в целях повышения эффективности расходования финансовых и материальных ресурсов, направляемых на создание и сохранение рабочих мест.

      Анализ  ситуации в сфере занятости в  Российской Федерации в предшествующие годы показывает, что способность складывающегося рынка труда к саморегулированию все еще незначительна, поэтому остается необходимость в использовании элементов государственного регулирования, которое предусматривается организовать в ходе реализации Программы.

      Главным направлением государственной политики в социально-трудовой сфере является формирование эффективной системы создания и сохранения рабочих мест, сохранения кадрового потенциала в сочетании с опережающими мерами по предотвращению роста безработицы.

      Целями  Программы являются повышение уровня и изменение структуры занятости населения Российской Федерации на основе создания экономически эффективных рабочих мест в перспективных отраслях экономики.

      Основными задачами Программы являются:

  • обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест, развития кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах Российской Федерации;
  • регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;
  • формирование эффективной структуры занятости населения; повышение качества создаваемых рабочих мест; развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы; создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;
  • предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы; развитие системы общественных работ.

      Гарантии  государства гражданам, потерявшим работу, могут быть предоставлены в двух основных формах. Первая - гарантия стабильного источника дохода на определенное законом и социально-экономической  необходимостью время.

     Вторая - гарантия свободы выбора способа  своего существования в период незанятости, в том числе и зарегистрированной: работать или не работать, искать работу или получать пособие в течение года, заниматься поиском работы самостоятельно или через службу занятости, отказываться или соглашаться на работу с заработной платой ниже приемлемого для гражданина России уровня, менять профессию или нет и т.д.

      Государство не должно навязывать безработному форму  не только его занятости, но и незанятости.

      Принципиально важно одно - имеет ли человек  право на пособие по безработице, то есть участвовал ли он в период своей занятости в формировании страхового фонда.

      Если  да, то размер его пособия, продолжительность  и регулярность выплат не должны зависеть от власти чиновников. Они могут определяться продолжительностью и суммой выплаченного страхового налога (пропорционального размеру заработка), а не только величиной заработной платы в течение двух месяцев на последнем месте работы.

      Сумма пособия для каждого безработного может быть постоянной в течение всего законодательно установленного  периода регистрируемой безработицы (согласно текущему российскому законодательству, - одного года). Ее выплата не должна зависеть от факта явки безработного для перерегистрации в службах занятости, отказа от предложенных работ и т.п. Это к тому же сократит нагрузку на сотрудников служб занятости, упростив процедуру расчета пособия (один раз вместо трех), позволит им отказаться от таких "полицейских" обязанностей, как отслеживание и наказание нарушителей режима перерегистрации путем лишения их пособия.

      Важнейшим элементом формирующейся рыночной экономики должно стать управление занятостью, которое состоит в органическом сочетании механизмов саморегуляции и государственного регулирования, обеспечивающем условия для развития трудовых ресурсов и экономической активности.

      Целесообразно, чтобы в разработке и внедрении системы регулирования занятости, кроме Федеральной службы занятости, Министерства труда РФ, Министерства экономики РФ, Министерства образования РФ и Федеральной миграционной службы взаимодействовали на всех уровнях управления и другие «причастные» органы исполнительной власти (Миннауки, Минсоцзащиты, Минобороны, МВД, Госкомитет по поддержке и развитию малого предпринимательства), а также Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) при Госкомимуществе РФ. Подобное взаимодействие может быть обеспечено путем образования Межведомственной комиссии при правительстве РФ по вопросам разработки и реализации государственной политики занятости.

      Особую  актуальность приобретают в настоящее  время вопросы совершенствования государственной статистики в области занятости населения, формирования и регулирования рынка труда. Остро ощущается отсутствие статистической информации по вопросам использования рабочей силы на негосударственных (коммерческих) предприятиях и в организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда и т.д. В работе статистических  органов в области занятости населения наблюдается значительный сдвиг в сторону изучения проблем безработицы и социальной защиты лиц, нуждающихся в трудоустройстве. В то же время обойдены вниманием вопросы эффективности использования рабочей силы на предприятиях и в организациях различных форм собственности, движения рабочих мест, подготовки и переподготовки кадров на региональном уровне и т.д.. Подобные статистические исследования помогут, в частности, выявить, как развитие новых форм собственности будет влиять на изменение отраслевой структуры занятости, на многообразие различных видов деятельности населения.

      Забота  государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

      При правильной организации рынка труда  и его составных элементов  затраты мгновенно окупают соответствующие издержки, но дают трудно переоценимый социально-экономический результат на макро- и микро- уровнях. Это неоспоримо. Примеров можно привести сколько угодно – эффективная занятость, минимальная (естественная) безработица и т.д.

      Следовательно, отношения в области занятости – это наиболее важные отношения в нашей жизни, и не случайно именно это сфера привлекает к себе столь пристальное внимание со стороны законодателей. Поэтому глубокое значение фундаментальных основ экономики труда играет ключевую роль в понимании множества социальных проблем и явлений.

      Главными  стратегическими целями регулирования  занятости должны быть повышение  экономической и социальной эффективности  занятости за счет изменения ее структуры, форм, создание условий для развития человеческого капитала страны, совершенствование  экономических отношений занятости. Для этого необходимо снижать уровень избыточной занятости на предприятиях, гибко перераспределять высвобождаемых работников в другие отрасли и виды занятости. Эффективному проведению подобных мероприятий будет способствовать активное взаимодействие работников отделов кадров предприятий и региональных центров занятости населения. Нельзя сказать, что в настоящее время такого взаимодействия нет. Но оно существует в виде разовых, единовременных мероприятий, которые инициируются лишь государственной службой занятости, хотя задача снижения уровня избыточной занятости – это в первую очередь проблема предприятия. Поэтому речь должна идти о создании активных кадровых служб предприятий, внесении необходимых изменений и дополнений в должностные инструкции их сотрудников, а также об организации  обучения и подготовки работников для таких кадровых служб.

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 
  1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник для вузов – М.: Юрайт, 2007
  2. Курс экономической теории: Учебник / под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н. – Киров: «АСА», 2002
  3. Макконнелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М.: Высшее образование, 2000
  4. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. – М.: Междунар. Отношения, 2000. – 184 с.
  5. Носова С.С. Экономическая теория: Краткий курс. Учебное пособие для вузов. – М.: Владос, 2004
  6. Основы экономической теории. Политэкономия: Учебник / Под ред. д.э.н., проф. Д.Д. Москвина. – М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 528 с.
  7. Соловых Н.Н. «Экономическая теория. Экономика»: учеб. пособие для вузов; ред. А.В. Соболев, ред. Н.Н. Соловых. – М.: Дашков и К, 2008г.
  8. Шишкин А.Ф. Экономическая теория: Учебное пособие для вузов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 656 с.: илл.
  9. Экономика труда: (социально-трудовые отношения) / Под ред. Н.А. Волгина, Ю.Г. Одегова. – М.: «ЭКЗАМЕН», 2004. – 736 с.
  10. Эренберг, Рональд Дж. Современная экономика труда: Теория и государственная политика/ Пер. с англ.. - Москва: Изд-во Моск. ун-та, 2006-777 c
 

      http://www.businesspress.ru/

      http://www.lenta.ru/

      http://www.newsru.com

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

  Таблица 1

  Уровни  безработицы в разных демографических  группах в период спада и при  полной занятости10

 
  Демографическая группа
 
Уровень безработицы 2002 г. %
 
  Уровень безработицы 2006 г. %
 
  Всего

  Профессия

  «Синие  воротнички»

  «Белые  воротнички»

  Возраст

  16-19

  чернокожие 16-19

  белые 16-19

  Мужчины старше 20

  Женщины старше 20

  Раса

  Чернокожие

  Белые

  Пол

  Женщины

  Мужчины

  Образование

    Среднее, нет диплома старшей школы

  Диплом  старшей школы

  Диплом  колледжа или выше

  Продолжительность

  15 недель или более

 
  7.4 

  9.3

  4.6 

  20.2

  39.8

  17.1

  7.0

  6.3 

  14.1

  6.5 

  6.9

  7.8 
 

  13.5 

  7.7 

  2.9 

  2.6

 
  5.4 

  7.1

  3.4 

  18.1

  30.6

  14.2

  4.6

  4.8 

  10.5

  4.7 

  5.4

  5.4 
 

  10.9 

  5.5 

  2.2 

  1.7

Информация о работе Безработица: экономические и социальные издержки