Безработица в республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 20:52, курсовая работа

Описание работы

В данной работе освещается безработица в республике Беларусь, ее сущность, особенности, а также тенденции развития и причины.

Содержание

Введение

1.1 Сущность безработицы

1.2 Особенности безработицы в РБ

1.3 Тенденции в развитии безработицы

1.4 Причины безработицы

Заключение

Работа содержит 1 файл

Безработица и ее проблемы в РББезработица и ее проблемы в РБ.docx

— 80.73 Кб (Скачать)

временные рамки  отсутствуют). Кстати, средняя продолжительность  безработицы

в первом полугодии 2002г. составила 6,7 месяца. 

        В Минтруда исходят из того, что безработица была,  есть  и будет,

задача  же  государственных  органов  занятости  состоит  в  том,  чтобы  не

допустить длительную  безработицу  конкретного  человека.  Поэтому  основной

упор   будет   сделан   на   профориентационную   работу   со   школьниками,

переквалификацию    специалистов,    содействие    в     предпринимательской

деятельности.

    [*По данным  НЭГ №64 (584) от 30.08.2002г.] 
 
 

        Ниже приведены таблицы, отражающие  численность и трудоустройство

безработных  в  РБ.  по  областям  и  численность  безработных, зарегис-

трированных  в органах государственной службы занятости. 
 

                 Численность и трудоустройство  безработных * 

                      в Республике Беларусь по областям 

                              в октябре 2002 г.

|                   |Численность  |Трудоустроено         |Уровень      |

|                   |безработных  |безработных,          |безработицы |

|                   |на конец     |тыс. человек          |на конец     |

|                   |октября 2002 |                      |октября      |

|                   |г.,          |                      |2002 г., %   |

|                   |тыс. человек |                      |             |

|                   |             |октябрь  |октябрь    |             |

|                   |             |2001 г.  |2002 г.    |             |

|Республика Беларусь|128,6        |12,6     |12,7       |2,9          |

|Области:           |             |         |           |             |

|г. Минск           |16,3         |0,9      |1,0        |1,8          |

|Минская            |16,6         |1,8      |2,0        |2,6          |

|Гродненская        |14,4         |1,6      |1,5        |2,9          |

|Брестская          |18,7         |2,2      |1,7        |3,0          |

|Гомельская         |21,7         |1,9      |2,2        |3,3          |

|Могилевская        |18,8         |1,8      |1,8        |3,7          |

|Витебская          |22,1         |2,4      |2,5        |3,9          | 
 

[*http://www.president.gov.by/Minstat/main.html  ]

       Как  видно  из  данных  в  таблице  в  регионах  дела  обстоят  не

лучшим  образом. В ряде городов и районов республики уровень безработицы

значительно превышает  среднереспубли-канский показатель. Лидерами здесь

являются Витебская  и Могилевская области, где на конец июля уровень

безработицы составил соответственно 3,9% и 3,7%. Причина такого положения

кроется в преобладании моноструктурной специализации экономик отдельных

городов. Одно-два  градообразующих предприятия при  своей неритмичной работе

в последнее время  уже не могут обеспечить полную занятость  региона или

города. Проблема усугубляется и таким фактором, как занятость

военнослужащих и  членов их семей в военных городках, где произошел вывод

войск. 
 

                Численность экономически активного  населения*

|           |Тыс.человек                      |В процентах от экономически |

|           |                                 |активного населения         | 
 

  |1995 |1996 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 |1995 |1996 |1997 |1998 |1999

      |2000 |2001 | |Экономически активное население - всего |4524,2 |4537,0

     |4527,9 |4527,8 |4542,0 |4537,0 |4519,5 |100 |100  |100  |100 |100 |100

    |100 | |      мужчины |2147,5  |2193,1  |2184,8  |2183,9 |2163,2 |2151,5

|2126,8 |47,5  |48,3 |48,3 |48,2 |47,6 |47,4 |47,0 | |      женщины  |2376,7

     |2343,9 |2343,1 |2343,9 |2378,8 |2385,5 |2392,7 |52,5 |51,7 |51,7 |51,8

|52,4 |52,6 |53,0 | |[*http://www.president.gov.by/Minstat/main.html] 
 
 

                Численность безработных, зарегистрированных* 

                 в органах государственной службы  занятости 

                               (на конец года)

|1995 |1997 |1998 |1999 |2000 |2001 | |Численность безработных, 

    тыс. человек  |131,0 |126,2 |105,9 |95,4 |95,8 |102,9 | |         из них:

    |    | |    |    |   |    | |      мужчины |46,7 |42,1 |35,3 |34,2 |37,6

|40,8 | |      женщины |84,3 |84,1 |70,6 |61,2 |58,2 |62,1 | |Уровень

официально зарегистрированной безработицы 

(в процентах от  экономически активного населения)  |2,9 |2,8 |2,3 |2,1 |2,1

|2,3 | |[*http://www.president.gov.by/Minstat/main.html] 
 

         В  то  же  время,  если  принимать  во  внимание  уровень   скрытой

безработицы, а также  число граждан, не ставших  на  учет  в  государственных

органах    занятости    и    занимающихся    собственным    трудоустройством

самостоятельно,  то  реальный  уровень  безработицы  может   быть   исчислен

десятками  процентов.  Точные  данные   о   структуре   и   квалификационно-

образовательном    уровне    незарегистрированных    безработных    получить

практически невозможно. 
 
 

        ПУТИ   СНИЖЕНИЯ  БЕЗРАБОТИЦЫ. 

      Последствия  безработицы негативны для развития  экономики любой  страны

и непосредственно  для самого  человека.  Поэтому  разрабатываются  следующие

законодательные и  экономические меры по ограничению  безработицы: 

1. политика государства  по стимулированию роста занятости   увеличению  числа

   рабочих   мест   через   использование   таких   рычагов,   как   льготное

   налогообложение,  льготное кредитование, компенсация  в той или  иной  мере

   инвестиций  на прирост новых рабочих мест  или убытков от их  сохранения  и

   т.д.; 

2. стимулирование  самозанятости населения, особенно женщин; 

3. расширение форм, сфер и условий профессиональной  подготовки работников; 

4. разрешение трудовой  эмиграции; 

5.  активное  применение  в  государственном  и   негосударственном  секторах

   экономики  гибких форм занятости и др. 

В целях увеличения занятости населения  совершенствуется  нормативная   база

по содействию безработным  в организации предпринимательской  деятельности. 

      Постановлением  Министерства труда РБ от 22 июня 1998 года № 57 внесены

изменения и дополнения в  Положение  «О  содействии  государственной  службы

занятости безработным  в организации  самостоятельной  занятости». 

      В  настоящее время безработный,  изъявивший желание  начать  собственное

дело,  имеет  право  на  бесплатное  обучение  основам   предпринимательской

деятельности, получение  субсидии и ссуды соответственно в размере 25  и  150

минимальных  зарплат.  Кроме   этого   из   фонда   занятости   безработному

компенсируются расходы  в размере 15 минимальных  зарплат  по  регистрации  в

качестве  предпринимателя,  открытию  счета,  изготовлению  печати  и   иных

действий, связанных  с организацией самозанятости. 

      Многообразие  типов безработицы делает задачу  ее сокращения чрезвычайно

сложной. Поскольку  единого способа  борьбы  с  безработицей  не  существует,

любой стране для  решения этой  проблемы  приходится  использовать  различные

методы. 

   Уровень фрикционной  безработицы может быть снижен  за счет: 

. улучшения информационного  обеспечения рынка труда. Во  всех  странах  эту

   функцию выполняют  организации  по  трудоустройству  (биржи  труда).   Они

   собирают  у работодателей информацию о  существующих вакансиях  и   сообщают

   ее безработным; 

. устранения  факторов,  снижающих  мобильность  рабочей   силы.  Для  этого

   необходимо, прежде всего: 

      а)  создание развитого рынка жилья; 

      б)  увеличение масштабов жилищного  строительства; 

      в)  отмена административных преград  для переезда из одного  населенного

пункта в другой 

       Сокращению структурной безработицы  более всего способствуют программы

профессионального переобучения и  переквалификации.  Такого  рода  программы

должны   привести   к   тому,   чтобы   рабочая   сила   наилучшим   образам

соответствовала имеющимся  рабочим местам. Эта задача достигается  программой

профессиональной  подготовки,  информацией  о  рабочих   местах.   Программы

профессиональной  подготовки обеспечивают как подготовку на  рабочих  местах,

так и в специальных  учебных заведениях для безработной,  молодежи,  а  также

для рабочих старших  возрастов, чья профессия  оказалась  устаревшей. 

      Наиболее  трудно бороться с циклической  безработицей. Для решения такой

задачи наиболее эффективными являются следующие меры: 

      Создание  условий для роста спроса на  товары. Так как  спрос  на  рынке

труда – производный и зависит от ситуации на  рынках  товаров и услуг,  то

занятость возрастет, а безработица упадет в том  случае, если товарные  рынки

предъявят  больший  спрос  и  для  его  удовлетворения  надо  будет   нанять

дополнительных работников. 

      Способами  увеличения спроса являются: 

. стимулирование  роста  экспорта.  Это  может   привести  к  росту  объемов

   производства  и, соответственно, -  занятости  на них; 

. поддержка и  поощрение инвестиций  в  реконструкцию   предприятия  с  целью

   повышения  конкурентноспособности продукции. 

      Создание  условий для сокращения предложения  труда. Очевидно,  что  чем

меньше людей претендуют на рабочие места, тем легче найти  работу  даже  при

том же числе свободных  рабочих мест. Сократить  число  претендентов  на  эти

места и, более того  высвободить  дополнительные  вакансии  для  безработных

вполне реально. 

      Некоторое   облегчение   может   принести,   например,   предоставление

возможности  досрочного  выхода  на  пенсию  работникам,  еще  не  достигшим

пенсионного  возрасти.  В  России,   например,   при   упразднении   органов

управления союзного уровня работавшим в их штатам  мужчинам  позволяли уйти

на пенсию в 57-58 лет,  а  женщинам  –  в  53-54  года.  Без  этого  пожилым

служащим пришлось бы искать работу. А поскольку шансов на трудоустройство  в

этом возрасте у них было  немного.  Они увеличили бы  армию безработных.

Информация о работе Безработица в республике Беларусь