Безработица В Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства - труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, безработица, ресурсы для трудовой деятельности и, в целом, рынок труда, актуальны для экономики страны.

Содержание

Введение

1. Сущность безработицы и ее типы

1.1. Экономическая сущность безработицы

1.2. Причины возникновения безработицы

1.3. Основные типы безработицы

2. Последствия безработицы

2.1. Социально-экономические последствия безработицы

2.2. Взаимосвязь безработицы и инфляции

3. Меры борьбы с безработицей

3.1 Активная и пассивная политика на рынке труда

3.2 Методы борьбы с различными типами безработицы

4. Особенности безработицы в РБ

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Безработица Маша.docx

— 122.34 Кб (Скачать)

     Субсидии, позволяющие избежать ликвидации рабочих  мест, если предприятие столкнулось  с экономическими трудностями.

     Освобождение  предприятий от налогов и выплаты, упрощающие их создание.

     Полная  или частичная выплата государством зарплат и пособий работникам, если в течение длительного времени  предприятие не может этого сделать.

     Такие субсидии начисляются определённым категориям лиц, а не по географическому  признаку.

     8. Развитие системы профессионального  образования позволяет повысить  квалификацию работников, тем самым  приспосабливая их к изменениям  рынка труда. Особое внимание  должно уделяться дефицитным  специальностям и профессиям. Недостатком  этого метода является то, что  он не даёт быстрого результата  и увеличивает неравенство среди  работников, так как вероятность  получения образования повышается  в соответствии с занимаемым  положением. Однако, безработица вызванная  спадом производства или резким  увеличением численности трудоспособного  населения не может быть снижена  таким образом.

     9. Поскольку многие описанные в  этой статье меры осуществляются  с помощью заёмного капитала, то развитие системы кредитования  может помочь их реализации.

     10. Снижение пенсионного возраста. Это позволяет освободить некоторую  часть рабочих мест, но создаёт  дополнительную нагрузку на систему  пенсионного обеспечения.

     11. Судебное преследование безработных  с целью побудить их к поиску  работы (так называемые статьи  «За тунеядство»). Этот метод распространён  в государствах с плановой  экономикой. В СССР лица, не работавшие  более четырех месяцев подряд, подлежали уголовной ответственности.  Объяснялась такая мера тем,  что каждый гражданин СССР  был обязан заниматься общественно  полезным трудом. Исключение делалось  лишь для нетрудоспособных граждан  и для домохозяек, имеющих детей.  Кампания борьбы с тунеядством  особых результатов не дала. Статья  просуществовала 30 лет и была  отменена 19 апреля 1991 года законом  «О занятости населения», легализовавшим  безработицу.

     Пассивная политика на рынке труда

     Направлена  на формирование определённого отношения к безработице в обществе, и сглаживание её негативных последствий.

     С точки зрения пассивной политики, Субсидирование занятости — это  поддержка безработных, открывающих  собственное дело и льготное кредитование.

     Помощь  в оформлении досрочного выхода на пенсию, с частичным или полным сохранением её размера, в тех  государствах, где такая возможность  предусмотрена законодательством.

     Пособия по безработице поддерживают тех, кто  не имеет работы. Они позволяют  безработным искать место работы, частично сохраняя прежний уровень  жизни, поддерживают внутренний спрос  и ослабляют социальное неравенство. Но увеличение количества безработных  и продолжительности безработицы  создают угрозы финансовому равновесию всей системы пособий. Сторонники политики дерегламентации считают, что повышение пособий по безработице способствует её увеличению, однако существует и противоположное мнение.

     Наблюдение  за обязательностью выплаты установленного минимума заработной платы и пособий  является необходимой мерой для  снижения уровня безработицы.

     Политика  пассивной занятости в отличие  от активной включает много мер, не уменьшающих скрытую безработицу  и ограниченных следующим:

     — вопросами учёта и регистрации  безработных в ее различных проявлениях;

     — поиском рабочих мест для безработных, их трудоустройством;

     — поиском соответствующих работников на вакантные рабочие места и  материальной поддержкой безработных. 
 

     3.2 Методы борьбы с различными типами безработицы 
 

     Общие для всех типов безработицы меры:

     1 создание новых рабочих мест

     2 создание бирж труда и иных видов служб занятости.

     Меры  для борьбы с фрикционной безработицей:

     1 усовершенствование системы информационного обеспечения рынка труда;

     2 создание специальных служб для этого.

     Меры  для борьбы со структурной безработицей:

     1 создание возможностей для переподготовки и переквалификации безработных;

     2 поддержка частных и государственных служб, которые этим занимаются.

     С маргинальной безработицей:

     1 социальная защита слабозащищённых слоёв населения;

     2 борьба с преступностью.

     С технологической безработицей:

     1 повышение квалификации работников;

     2 сдерживание технологического прогресса и/или замедление темпов внедрения его результатов.

     С циклической безработицей:

     1 проведение стабилизационной политики;

     2 создание дополнительных рабочих мест государством.

     Классификация методов борьбы с точки зрения различных экономических теорий

     Различные экономические теории предлагают свои варианты уменьшения уровня безработицы.

     С точки зрения кейнсианства саморегулирующаяся экономика не может преодолеть безработицу. Сторонники этой теории считают, что  уровень занятости населения зависит от величины, называемой «эффективным спросом» (упрощенно — это уровень потребления и инвестиций). Джон Мейнард Кейнс полагал, что тенденция к неполной занятости, характерная для общества того времени, имеет корни в недопотреблении. Причиной недопотребления он считал психологические факторы, которые побуждают потребителя к сбережению доходов при их увеличении, что снижает объём инвестиций и, в конечном счёте, влечёт спад производства и безработицу. Таким образом, кейнсианцы, указывая на неизбежность кризиса рыночной экономики, считали необходимыми меры государственного экономического воздействия для достижения полной занятости. Самыми главными задачами они считали повышение эффективного спроса, снижение ссудного процента и увеличение инвестиций.

     Монетаристы считали кейнсианские методы неэффективными. В 1967 году Милтон Фридман предположил  существование «естественного уровня безработицы», жёстко определенного  условиями рынка труда и не изменяемого мерами государственной  политики. Использование традиционных бюджетных и кредитных методов  увеличения спроса для поддержания  занятости выше «естественного уровня», по их мнению, будет иметь кратковременный  эффект и приведёт лишь к росту  цен. Важным аргументом монетаристов по поводу несостоятельности кейнсианской политики борьбы с безработицей считается  непредсказуемость результатов  государственного вмешательства из-за больших задержек в проявлении эффекта  этих мер. Монетаристские методы регулирования  занятости предполагают большие  изменения на рынке труда. Монетаристы  считают, что пособия позволяют  безработным воздерживаться от поисков  работы. Отсюда рекомендации отменить эти пособия, чтобы заставить  людей работать. Монетаристы считают  нужным отказаться от стимулирования экономического роста методом увеличения спроса.

     Факторы, косвенно влияющие на безработицу

     Изменение численности и состава экономически активного населения может по-разному  влиять на ситуацию. Сокращение числа  иммигрантов не оказывает существенного влияния. Перераспределение рабочих мест в пользу местного населения перед приезжими не является эффективной мерой, так как в этом случае последние остаются без работы. Кроме того, зачастую несоблюдение трудового законодательства в отношении мигрантов дает возможность оплачивать их труд ниже, чем труд местного населения. В результате иностранные граждане получают значительно более низкие доходы, чем те, на которые рассчитывают, что нередко инициирует их участие в преступной деятельности, а обособленность существования в чужой стране способствует формированию этнических преступных групп. Гибкость системы оплаты труда, вопреки ожиданиям, не влияет на уровень безработицы. В 1990-х годах в Беларуси отмечалась прямо пропорциональная зависимость между объемами денежной массы и показателями занятости. 

              4 Особенности безработицы в РБ  
 

     Проблема  безработицы, несомненно, затрагивает  каждого без исключения жителя страны. Даже те, кто сегодня имеют хорошее  высокооплачиваемое место, завтра, как  это и не печально, могут оказаться  в "свободном полете" на рынке  труда.

     Уровень зарегистрированной безработицы на конец июля 2011 г. составил 0,7 процента от экономически активного населения (в 2010 году – 0,8 процента). При этом рынок  труда ориентирован на рабочие профессии, которые составили 80,5 процента от общего количества заявленных нанимателями вакансий (79,4 процента в 2010 году). В г. Минске вакансий почти в шесть раз больше, чем  безработных.

     Итак, попытаемся разобраться, каков процент  трудоспособных граждан Беларуси, находится  сегодня в состоянии активного  поиска работы.

     В январе – июле 2011 г. в органы по труду, занятости и социальной защиты обратилось за содействием в трудоустройстве 180,8 тыс. человек (93,5 процента от уровня 2010 года), из которых 109,1 тыс. человек  зарегистрированы в качестве безработных (88,4 процента от уровня 2010 года). С учетом 52,5 тыс. граждан, состоящих на учете  на 1 января 2011 г., всего нуждалось  в трудоустройстве 233,3 тыс. человек, из них 142,2 тыс. безработных. (Официальные данные ПРИЛОЖЕНИЕ А)     

       Увеличился спрос на рабочую силу. На 01.08.2011 в органы по труду, занятости и социальной защите поступили сведения о наличии 57,7 тыс. вакансий, что составило 104,3 процента к уровню 2010 года. (Официальные данные см. ПРИЛОЖЕНИЕ Б)     

     В ходе реализации мероприятий Государственной  программы занятости населения Республики Беларусь на 2010-2011 год трудоустроено 55,5 тыс. человек, в том числе 51 тыс. безработных .

     Состав  безработных по полу, возрасту и  образованию.

     На 1 июля 2011 г. половина всех состоящих на учете безработных – женщины , молодежь в возрасте 16 -29 лет составляет (37%).

     Что касается женской безработицы в  Республике Беларусь, то в структуре  состоящих на учете безработных - более 51,3% женщин. Хотя среди вновь  регистрируемых безработных преобладают  мужчины, они же в первую очередь  покидают ряды безработных, поскольку  спрос нанимателей в большой  степени ориентирован на применение мужской рабочей силы и показатель трудоустройства мужчин значительно  выше, чем женщин. В результате они  составляют 80% среди безработных, состоящих  на учете более одного года.

     В наиболее сложном положении на рынке  труда оказываются женщины, имеющие  малолетних детей, выпускницы учебных  заведений, не имеющие опыта работы, женщины предпенсионного возраста, а также женщины, имеющие профессии, по которым при приеме на работу преимущество отдается мужчинам (строительные специальности и т. д.) [9,  с.262].

     Также особенностью современной безработицы  является молодежная безработица, уровень  которой в странах ОЭСР значительно  превышает долю этой возрастной группы в экономически активном населении. Безработица среди молодежи, к  которой по международным стандартам относятся лица 15-24 лет, превышает  показатель для основного трудоспособного  возраста более чем вдвое. 

     Безработные, состоящие на учете на 01.07.2011, имеют  образование:

     -общее среднее - 40,2 процента,

     -общее базовое - 11,2 процента,

     -профессионально-техническое – 24,8 процента,

     -среднее специальное – 13,5 процента,

     -высшее и послевузовское – 10,2 процента.

     В составе безработных наиболее широко представлена возрастная группа безработных 30-49 лет, которая составляет 44,1 процента безработных. Безработные в этой возрастной группе находятся в наиболее активном трудоспособном возрасте. Молодежь в возрасте 16-29 лет составляет 37,1 процента, из них молодежь до 18 лет - 2,7 процента. Возрастная группа безработных  от 50 до 60 лет и старше составляет 18,8 процента.

Информация о работе Безработица В Республике Беларусь