Безработица В Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 11:34, курсовая работа

Описание работы

В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства - труда. На этом рынке сталкиваются интересы трудоспособных людей и работодателей, представляющих государственные, муниципальные, общественные и частные организации. Отношения, складывающиеся на рынке труда, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. Через механизм рынка труда устанавливаются уровни занятости населения и оплаты труда. Существенным следствием процессов, происходящих на рынке труда, становится безработица - в целом негативное, но практически неизбежное явление общественной жизни.

Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы. Поэтому такие проблемы, как занятость населения, безработица, ресурсы для трудовой деятельности и, в целом, рынок труда, актуальны для экономики страны.

Содержание

Введение

1. Сущность безработицы и ее типы

1.1. Экономическая сущность безработицы

1.2. Причины возникновения безработицы

1.3. Основные типы безработицы

2. Последствия безработицы

2.1. Социально-экономические последствия безработицы

2.2. Взаимосвязь безработицы и инфляции

3. Меры борьбы с безработицей

3.1 Активная и пассивная политика на рынке труда

3.2 Методы борьбы с различными типами безработицы

4. Особенности безработицы в РБ

Заключение

Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Безработица Маша.docx

— 122.34 Кб (Скачать)

     Состав  безработных по категориям

       В первой половине 2011 г. регистрация  безработных, особо нуждающихся  в социальной защите, увеличилась  на 0,7 процента и по сравнению  с аналогичным периодом 2010 года  составила 19,8 процента от общей  численности зарегистрированных  безработных (в 2010 году – 19,1 процента).      

     На 01.07.2011 состав безработных по категориям представлен на диаграмме. (Официальные данные см. ПРИЛОЖЕНИЕ В)   

           Движение рабочей силы и использование рабочего времени на производстве

     Списочная численность работников в среднем  за январь – июль 2011 г.  составила 3 464,4 тыс. человек.

       В январе-июле 2011 г. принято на  работу в организации республики 472,2 тыс. человек, уволено 492,9 тыс.  человек. Соотношение между числом  принятых и уволенных работников  составило 95,8 процента. Численность  уволенных по сокращению численности  или штата работников в январе-июле 2011 г. составила 4,6 тыс. человек. 

       По данным Национального статистического комитета Республики Беларусь вынужденная неполная занятость в январе – июле 2011 г. составила 65,8 тыс. человек или 1,9 процента от списочной численности работников. По сравнению с аналогичным периодом 2010 года показатель уменьшился в 2,1 раза (в январе – июле 2010 г. – 138,3 тыс. человек или 4 процента).

     Справочно: Численность работников, переведенных на работу с неполной рабочей неделей (днем), составила 26,7 тыс. человек, или 38,1 процента к январю – июлю 2010 г. (70,2 тыс. человек). Численность работников, которым были предоставлены отпуска  по инициативе нанимателя, составила 39 тыс. человек, или 57,3 процента к январю − июлю 2010 г. (68,1 тыс. человек).

       При этом численность работников, которым были предоставлены отпуска без сохранения заработной платы, составила 20 тыс. человек, или 51,2  процента общей численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе нанимателя (в январе – июле 2010 г. – 33,4 тыс. человек или 49 процентов).

     Вынужденная неполная занятость работников: в январе-июле 2011 г. (в январе-июле 2010 г.), тыс. человек, в Брестской области – (26,0-5,4%), Витебской – (5,8- 1,3%), Гомельской – (19,8- 3,7%), Гродненской – (21,6 - 5,5%), Минской – (24,4 - 4,8%), Могилевской – (14,2 - 3,6) г. (Официальные данные см. ПРИЛОЖЕНИЕ Г)  

     Успешные  меры по снижению безработицы возможно только в условиях реальных, экономически верных реформ народно-хозяйственного комплекса. С точки зрения экономики  рынка труда, нас интересуют результаты, которые должны иметь место, для  того, что бы можно было результативно  заниматься проблемой предвидения  и предотвращения безработицы.

     Как и любой рынок, рынок труда  регулируется согласно законам спроса и предложения. Спрос на рабочую  силу в РБ сегодня определяется следующими факторами: экстенсивный путь развития экономики; крайне низкая способность  предприятий к формированию новых  рабочих мест; не эластичность спроса способствует росту безработицы; превышение импорта над экспортом; низкая производительность труда; отсутствие инвестиционного  климата; хаотические скачки спроса на рабочую силу, определяемые сезонностью, сектором экономики, регионом. Со стороны  предложения: низкий уровень квалификации рабочей силы; низкая мобильность (прежде всего из-за проблем с жильем и  личным транспортом); асинхронизация между  рынком и системой образования.

     Становление рынка труда в Республике Беларусь происходит как логический результат  объективного развития общества, застрявшего  между демократическими преобразованиями (в данном случае - трансформацией экономической  системы государства). В настоящее  время переходный период белорусской  экономики к рыночным отношениям обусловливает особенный, инфляционный тип поддержки занятости, при  котором безработица носит скрытый  характер. Сложно прогнозировать развитие безработицы на ближайшие годы. Совершенно ясно, что в случае отсутствия каких-либо изменений в лучшую сторону в  народном хозяйстве страны, ситуация с безработицей будет только обострятся.

     Основной  причиной безработицы в РБ, является общий, постоянный спад национального  производства, поддерживаемый экстенсивным развитием народного хозяйства, неблагоприятным инвестиционным климатом и т.д. Естественно, что в таких  условиях невозможно формирование рабочий  мест. Большинство белорусских предприятий  на сегодняшний день являются убыточными. Особенно это относится как к  промышленности и к сельскому  хозяйству. Методы реанемирования убыточных предприятий в своем большинстве основаны на денежных подачках в виде кредитов. Однако, как показывает опыт, такие капиталовливания ни к чему хорошему не приводят. Без трансформации предприятий, без реорганизации управления предприятиями, без четкой синхронизации с состоянием рынка и с изменениями на рынке, выход их "долговой ямы" невозможен. К сожалению, руководители предприятий вынуждены тратить деньги, полученные по кредитным линиям не на стратегические нужды, а на выплату задолжностей по заработной плате, погашение предыдущих кредитов и т.д. Яркие выступления руководителя белорусского правительства с резкой критикой тех или иных руководителей "на местах" нередко необоснованны: в большинстве случаев для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий реального сектора экономики требуется полное переоборудование производства, закупка и внедрение новых технологий, закупка качественного сырья, изменение менталитета работников и т.д. Все эти реформы невозможны благодаря только желанию руководящего аппарата. Требуются комплексные реформы всего народного хозяйства. С другой стороны, позиция "закрытых дверей" и все более явная изоляции Беларуси от западных соседей, приводит как к финансовому голоду (отсутствие инвестиций), так и к постепенной деградации научно-технического потенциала. К примеру, если совсем недавно мы могли гордиться тем, что у нас работают высокопрофессиональные программисты, то уже сегодня эта позиция дефицитна для коммерческого рынка труда (тем более, для государственного).

     Процессы  увеличения уровня безработицы тесно  связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных  институтов на изменения на рынке, с  другой крайне низкий уровень профессионального  образования и переквалификации. Все это обуславливает все  более отчетливую структурную безработицу./25/

     Низкая  эластичность предложения на рынке  труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для  процессов, способствующих формированию новых рабочих мест.

     Проблем предостаточно. Все экономические  процессы, развивающиеся на рынке  труда, тесно взаимосвязаны с  ситуацией во внутренней и внешней  экономике. Их решение не в компетенции  одних служб занятости или даже министерства труда.

     Государственной программой содействия занятости населения  Республики Беларусь на 2011 год предусматривается, что уровень регистрируемой безработицы  составит 1,2-1,5% от численности экономически активного населения. Основная цель госпрограммы - повышение эффективности  использования трудовых ресурсов и  конкурентоспособности рабочей  силы на рынке труда в условиях модернизации экономики. На реализацию мер активной политики занятости  на 2011 год предусмотрено выделение Br121 млрд.

     Планом  действий правительства Беларуси по обеспечению сбалансированного  развития экономики в условиях изменения  официального курса белорусского рубля, который утвержден постановлением Совета Министров от 25 мая 2011 года № 662, предусматривается (при необходимости) корректировка мероприятий госпрограммы содействия занятости населения, направленных на усиление действенных мер содействия занятости, с перераспределением финансовых средств Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты.

     Планируется также увеличение размеров стипендий  для безработных, направленных на обучение органами по труду, занятости и социальной защите. Предусматривается разработка нормативного правового акта по компенсации  расходов нанимателей на профподготовку, переподготовку и повышение квалификации работников, находящихся под угрозой  увольнения, принятых на работу граждан  из числа высвобожденных другими  нанимателями, впервые ищущих работу 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 
 

     Проблема  роста безработицы обостряется  сегодня в большинстве стран  мира. Например, в наиболее благополучных  странах, входящих в организацию  по экономическому сотрудничеству и  развитию, средний уровень безработицы в 2009 г. составлял около 7%, в странах ЕС - около 9%.

     Необходимо  отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы  в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том  числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ  с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как  социальное явление, которое носит  эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства.

     Безработица является неотъемлемой чертой рыночной экономики.

В настоящее  время большинство экономистов  считают, что безработица, являясь  устоявшейся социально-экономической  категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит  обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в  силу чего необходимы исследования и  принятие активных мер для недопущения  застойной безработицы или сокращения ее уровня.

       В работе были детально рассмотрены концепции  анализа безработицы различными экономическими школами, что помогло  сделать вывод о том, что она  вызывается не только микроэкономическими  причинами, (несовершенство рынка труда) но и макроэкономическими (дефицит  агрегированного спроса).

     Рассмотрение  причин безработицы позволило выделить её основные формы, каждая из которых  имеет свои особенности. В связи  с ухудшением демографической ситуации во многих странах, уровень экономически активного населения резко сокращается, что приводит к появлению новых  форм безработицы.

     Несмотря  на объективный характер безработицы, социально-экономические потери, которые  она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров  и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни  семьи безработного, так как пособие  по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое  состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье  и т. д. К тому же, увеличивается преступность, растёт число психологических и эмоциональных стрессов, что отрицательно сказывается на нравственном состоянии общества. Хотя невысокий уровень естественной безработицы даже положительно сказывается на экономике страны.

     В этой связи одной из функций государства  становится регулирование занятости, устранение негативных последствий  безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие  функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным  найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и  психологическая помощь людям, оставшимся без работы. Государство, кроме того, может оказывать финансовую поддержку  тем предприятиям, где планируется  массовое увольнение, с целью сохранения или модернизации рабочих мест. Далее, государство может вводить налоговые  льготы для тех предприятий, которые  принимают на работу наименее защищенные группы населения (инвалиды, многодетные  матери, “чернобыльцы”, “афганцы”).

       Работа  широко раскрывает меры по сокращению численности экономически активного  населения, не занятого в общественном производстве.

       Использование материалов периодической прессы позволило  выявить определённую динамику занятости  и безработицы в Беларуссии. Показатели различны в зависимости от уровня образования, половой принадлежности, возраста и других характеристик.

     Понятно, что безработица была, есть и будет  и поэтому задача   государственных  органов занятости должна состоять в том, чтобы не допустить длительной безработицы конкретного человека. Следовательно, основной упор должен быть сделан на профориентационную работу со школьниками, переквалификацию специалистов, содействие в предпринимательской деятельности.

     Как я уже отмечала, безработица представляет собой макроэкономическую проблему, которую оценить, как социально-экономическое  явление, одназначно нельзя. С точки  зрения безработного это весьма негативное явление, так как потеря работы для  большинства людей означает снижение жизненного уровня и наносит серьезную  психологическую травму. Однако с  точки зрения экономической динамики данное явление является просто объективной  необходимостью. Другое дело, что государство  должно регулировать занятость, устранять  негативные последствия безработицы, а работники в свою очередь  должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения  работы, что позволит им не остаться в рядах безработных и продолжить свою трудовую деятельность. 

                                      
 

Информация о работе Безработица В Республике Беларусь