Безработица в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:54, реферат

Описание работы

Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. 1 июля 1991 года в СССР началась официальная регистрация безработных.
Объектом данной работы являются безработные.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.

Содержание

Введение 2
§1. Теоретические основы безработицы 3
1.1) причины безработицы
1.2) виды безработицы 7
1.3) факторы, способствующие безработице 8
§2. Проблемы безработицы в РК 11
2.1) причины возникновения роста безработицы в РК 13
2.2) программы по социальной защите безработных
2.3) пути решения проблемы безработицы в РК 17
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Безработица в Республике Казахстан.DOC

— 176.00 Кб (Скачать)

    В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РК будет способствовать наличие следующих факторов:

  • подавление  безработицы (досрочные  проводы  на  пенсию;
  • частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
  • условная безработица (непостоянная работа);
  • временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
  • потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
  • безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
  • безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
  • вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
  • безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
  • безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
  • безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся из-за рубежа;
  • безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
  • первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
  • безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
  • безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
  • безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
  • безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
  • безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
  • безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
  • безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
  • безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
  • безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                     
 
 

                        §2. Проблемы безработицы в РК 

        Официальные данные по безработице в Казахстане публикуют Национальное статистическое агентство совместно с Министерством труда и социальной защиты. Источником для этих данных служит текущее обследование населения - выборочное обследование семей, которое для нацстатагентства проводит  Бюро переписей. Выборка охватывает около 50 тыс. семей, опрашиваемых ежемесячно и подобранных таким образом, чтобы представлять все население страны. Вопреки распространенному мнению данные по безработице не формируются на основе обращений за пособием по безработице.

      Чтобы попасть в выборку нацстатагентства, человек, прежде всего, должен принадлежать к неинституциональному населению. Это все те, кто достиг 16 лет  и старше и не находится при  этом в государственных институтах, таких, как тюрьма или больница. Неинституциональное население разбивается затем по категориям: занятые, безработные и несамодеятельное население. Но как отличить безработного от того, кто не входит в самодеятельное население и, следовательно, является просто незанятым? Нацстатагентство разработало четкие критерии разграничения  этих двух групп и достаточно  точно определяет численность каждой из них.

      Отношение числа безработных к общему числу  самодеятельного населения дает цифру официального уровня безработицы, которая после того как ее раз в полгода публикует нацстатагентсво, оказывается в центре внимания средств массовой информации.

Прежде всего, следует сказать о характере кризиса, порождающего безработицу в казахстанских условиях. Это не циклический кризис, известный из экономики состоявшегося капитализма и как бы «сам по себе» выводящий ее по истечении некоторого времени к фазе подъема, в которой существует только фрикционная и ограниченная  структурная безработица. В Казахстане  массовая безработица порождается  трансформационным экономическим  кризисом. Он отражает глубокие противоречия условий перехода от командной экономики к рыночной и носит не циклический, а главным образом структурный характер.

   Отсюда  следует, что выход из этого  кризиса может быть лишь следствием  глубоких структурных преобразований в народном хозяйстве.  Однако по отношению к сфере занятости обязательно должно сохраняться регулирующее участие государства.  

Карта 1. Уровень официальной  безработицы на 2008г. 
(в % к экономически активному населению)

 
 

2

Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного  населения  в Казахстане, можно отметить следующие:    Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики  являлась чрезмерная численность производственного персонала (в том числе вспомогательного и управленческого) предприятий. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий,  препятствовало росту производительности  труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно  завышала издержки производства с вытекающим  отсюда ослаблением конкурентоспособности  производимых товаров. Наличие чрезмерного количества рабочих мест означало искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, подавлению у рабочих стимула к лучшей работе.  В основе такой ситуации лежало, во-первых,- то, что экономические  ведомства и директора советских предприятий руководствовались укоренившимся догматом экономической теории о принципиальной  несовместимости социализма и безработицы; во-вторых, то, что излишек рабочей силы оказывался практически полезен для отбывания предприятием различных административно взваливаемых на него повинностей, не относящихся  к характеру его деятельности: участие в уборке урожая, в обеспечении сохранности продукции на базах, в строительстве объектов соцкультбыта, в уборке улиц и т.п. Наконец, - и это, наверное, главное, - излишек персонала  можно было с успехом использовать для традиционных авралов по выполнению плана в самом конце месяца, квартала или года.

  Директора  государственных предприятий нередко  и по сей день склонны мириться  с наличием избыточного персонала. Иное дело - частные собственники, которые берут под контроль предприятия в результате их приватизации:  они стремятся иметь оптимальное количество работников, т.е. возможно меньшее. Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает  выталкивание в ряды безработных значительных  масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

      Другая  причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий  обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Такие предприятия едва ли реально приватизировать обычным способом, их придется предварительно санировать, а затем уже целиком продавать физическим или юридическим частным лицам, согласным и способным расплатиться с долгами и осуществить  производственные инвестиции. Очевидно,  что эти новые собственники рискнут стать таковыми лишь имея полную свободу освобождения от груза ненужного персонала. А это - еще один канал, пополняющий  безработицу.

   Многие  госпредприятия восприняли  либерализацию  цен как возможность их бесконтрольного  повышения с тем, чтобы не  только покрыть свои чрезмерные издержки, но и значительно увеличить доход (прибыль и зарплату). На первых порах это широко удавалось.  Однако такое положение не может сохраняться  долго. Вскоре бесконтрольный рост цен обернулся бумерангом многократного удорожания сырья, энергоносителей, комплектующих, и в конечном счете - кризисом неплатежей по всем технологическим  цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия,  продукция которых нужна обществу, даже остро необходима, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

   Рыночные реформы ведут к успеху, только если сопровождаются глубокой структурной перестройкой. Такая перестройка охватывает не только микроэкономику (реструктуризацию конкретных предприятий), но и макроэкономику:  ведет к концентрации ресурсов на развитии только тех отраслей, которые  имеют реальные перспективы успеха в условиях жесткой рыночной конкуренции, и, соответственно, к свертыванию таких отраслей, продукция которых не пользуется спросом. Очевидно, что в Казахстане, для экономики которой характерны  глубокие диспропорции, такая перестройка породит массовую  структурную безработицу. 

   Безработица  никогда не бывает равномерно  распределенной среди населения  любой страны. Поэтому одним из важных аспектов в диагностике и – что, возможно, даже еще важнее в «лечении» безработицы является определение тех групп населения, в которых она наиболее распространена. Статистические данные показывают, что из общего числа безработных во всех возрастах женщины составляют около 65% или почти в два раза больше чем мужчин. Это объясняется тем, что на данный момент одним из основных требований к кандидатурам на вакантные места является наличие специально-технического образования. По данным Астанинского городского центра занятости вакансии, предлагаемые работодателями в технической сфере, составляют около 40%. Но наиболее распространена безработица среди молодежи до 25 лет. Ее доля составляет 41,2% от общего числа населения, обратившегося в центры занятости. Это часто объясняют тем, что они сразу хотят найти работу «по душе» и считаются безработными, пока занимаются этими поисками. Еще это объясняется тем, что при нашем уровне безработицы, вакансии заполняются, в основном, специалистами, имеющими определенный стаж работы. А молодежи, не имеющей опыта работы, даже не предоставляются возможности получить его. В этом отношении, возможно, надо применять опыт Германии, в которой уровень безработицы среди молодежи очень низок (5,75%). Там существует высокоразвитая система профессионального обучения, профессионально ориентированных школ и подготовки непосредственно на рабочих местах, которая сокращает до минимума период безработицы в начале трудовой жизни человека.

   На формирование  рынка труда в республике в  2002-2008 году оказало существенное влияние социально-экономическая обстановка. Наблюдалось повсеместное повышение численности занятых в отраслях экономики.

   В течение  2002 года принято на работу 1259 тыс.  человек .  Но всё же, несмотря  на все успехи в области  увеличения занятости, в Казахстане все же ещё большой уровень безработицы. Среди молодёжи уровень безработицы в среднем составляет около 15%. Несмотря на все усилия правительства, уровень безработицы снижается очень медленно.

   В периоде  с 2002 по 2008 годы численность занятого в экономике населения вырастала небольшими темпами. Так же из приведенной ниже таблицы видно, что и численность безработных весьма солидная, а это только официальные данные, собранные на основе данных органов занятости и других ведомств. Фактический же уровень безработицы намного выше. 
 
 
 
 
 

Таблица 2. Численность занятых, безработных и уровень безработицы на 2002-2008г.

  2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Численность занятых в  6201,0 6698,8 6708,9 6721,1 6734,2 6754,3 6772,5
экономике- всего, тыс. человек
мужчины 3255,5 3470,2 3486,4 3520,1 3610,2 3621,3 3634,4
женщины 2945,5 3228,6 3222,5 3201 3124 3133 3138,1
Численность безработных 906 780 690 610 585 579 563
из  них: 231,4 216,1 193,7 187,3 179,2 169,1 153,7
зарегистрировано в
качестве  безработных в
органах занятости на конец года
Уровень безработицы, % 12,8 10,4 9,3 8,7 7,9 7,6 6,5
Доля  зарегистрированных безработных 3,7 2,9 2,6 2,4 2,1 1,9 1,7
в численности экономике активного 
населения (на конец года),%

Информация о работе Безработица в Республике Казахстан