Безработица в Республике Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2011 в 09:54, реферат

Описание работы

Переход к рыночной экономике неизбежно привёл к большим переменам в использовании трудовых ресурсов. 1 июля 1991 года в СССР началась официальная регистрация безработных.
Объектом данной работы являются безработные.
Рынок предъявляет и требует совершенно иного уровня трудовых взаимоотношений на каждом предприятии. Однако, пока не созданы эффективные механизмы использования трудовых ресурсов, возникают новые и обостряются старые проблемы занятости, растет безработица.
Массовая бедность и социальная незащищенность широких слоев населения - наша действительность.

Содержание

Введение 2
§1. Теоретические основы безработицы 3
1.1) причины безработицы
1.2) виды безработицы 7
1.3) факторы, способствующие безработице 8
§2. Проблемы безработицы в РК 11
2.1) причины возникновения роста безработицы в РК 13
2.2) программы по социальной защите безработных
2.3) пути решения проблемы безработицы в РК 17
Заключение 24
Список использованной литературы 25

Работа содержит 1 файл

Безработица в Республике Казахстан.DOC

— 176.00 Кб (Скачать)
 
 

   Теперь  если представить, что каждое  физическое или юридическое лицо  в республике является субъектом   или самостоятельным институтом, то напрашивается вывод, который  иногда использует правительство  в оправдание своих действий и результатов работы. Каждый свободный экономический микроинститут должен сам для себя находить партнеров, определять род своего занятия, решать 3проблемы внутри института самостоятельно. С этим, конечно же, не согласны те, у которых статус на данный момент определяется как «безработный» в силу привычки, унаследованной от социалистического строя, когда правительство целиком и полностью регулировало экономику, а значит, и решало проблему безработицы.

   Единственная  сейчас по-настоящему проблема  государства – это низкий уровень производства. Именно по этой причине безработица в Казахстане имеет столь высокий уровень. Это общеизвестно, что если предприятия заработают в полную мощность, то, как мы рассмотрели в теоретической стороне этой проблемы, люди предпочтут работать там,  где им пожелается, и они при выборе будут ориентироваться на свою специальность, образование, интерес к работе в данной отрасли. Для этого правительство Республики сейчас привлекает иностранных инвесторов для возрождения производства и обеспечения рабочих мест.

   Но при  этом следует помнить, что даже  на рынке труда должно быть  некоторая численность «армии  резерва», чтобы поддержать естественное  условие конкуренции. Иначе при  избытке рабочих мест будет  повышаться спрос на рабочую  силу и соответственно заработная плата. Но при невозможности компенсации издержек за счет средств производства в нашем государстве, производители будут повышать цены на товары и услуги, что вызовет скачок инфляции.

   На 1990-91 года, во время распада Советского Союза, по стране уровень безработицы составлял 4,6%. Как же получилось так, что ее уровень так заметно вырос за несколько лет? Следует отметить, также, что до 1993 года ее рост не принимал столь серьезных масштабов, то есть, ее уровень сопровождался естественным течением потока «активного населения». Но вспомним время перехода к рынку.

   Тогда,  при постоянной заработной плате,  гиперинфляция, как волшебник,  превращала заработок населения  в гроши, которых не хватало  для обеспечения себя и семьи.  Люди стали заниматься коммерцией и, соответственно, оставили малодоходную работу. Также в советский строй нехватку средств на зарплату обеспечивало государство. Теперь же каждое предприятие испытало на себе всю суть рыночной экономики, и чтобы избежать разорения, в целях уменьшения издержек на производство, было вынуждено сокращать штат своих работников, так как уровень технологических достижений был очень низок. Таким образом, «на улице» оказались тысячи желающих найти работу.

Сейчас идут частые дебаты по поводу того, какой подход для решения проблемы безработицы нужен: кейнсианский или неоклассический. Продумаем оба этих варианта.

   Для выхода  из кризисной ситуации и подъема  производства необходимо активное  участие государства. Если оно  этим не займется, то кто тогда будет поднимать экономику? Но государство должно ограничить свое влияние в меру. Это как? Просто поощрять отечественного производителя. Наши организации и предприятия сейчас душат огромными налогами, из-за чего, и увеличиваются издержки на производство – что вынуждает предприятий сокращать численность своего персонала. Проблему отсутствия научно-технических достижений можно решить путем активного финансирования в области научных разработок. Национальная Академия Наук Республики Казахстан имени Сатпаева на данный момент располагает отменными кадрами, которые ценятся даже за рубежом, но почему-то наше правительство закрыло глаза на их проблемы. У многих других более мелких научно-исследовательских институтов также одна проблема – отсутствие средств, а сколько можно было бы достигнуть, если бы им предоставили свободу действий.

   Вторым  ключом решения проблемы безработицы  со стороны государства является  улучшение работы центров занятости.  Качественная работа центров  занятости заметно бы уменьшила  уровень безработицы, так как сейчас многим предприятиям необходимы квалифицированные кадры, в то время как эти квалифицированные кадры вынуждены пополнять ряды «челночников» для обеспечения своего существования. А, так как, «челночники» относятся к теневой экономике, а они сейчас составляют около 18% валового внутреннего продукта страны, то правительству необходимо принять меры по ужесточению контроля над ними. Другое дело, если «челнокам» предоставить возможность поставить свое предпринимательское дело на должный уровень: поддерживать предпринимателей, уменьшить налоги на частную предпринимательскую деятельность. Тогда, за их счет можно будет повысить ВВП, и доля теневой экономики резко сократится.

   Но этого  всего нельзя добиться без  поддержки народа Республики  Казахстан. Как сказал президент  Н.А. Назарбаев на презентации своей новой стратегии вывода страны из кризиса «Казахстан-2030» - «… мы (правительство) не сможем осуществить все эти реформы без должной поддержки народа республики, так как именно народ Казахстана единственный кто может поднять страну из кризиса. Нельзя постоянно надеяться на то, что придет заграничный бизнесмен, проинвестирует в страну миллионы долларов и жить станет лучше. Такого не будет». И думаю, что не только я соглашусь с этим высказыванием.

   На данный  момент требования к кандидатурам  на вакантные места распределяются  таким образом: 40% профессионально-техническое  образование; 30% высшее экономическое  образование и бухгалтерское  дело; 3% охранники и водители автотранспорта; 2% юридическое образование; остальные профессии и специальности.

   Со стороны  государства необходимо предоставлять  возможности переквалификации населения  на наиболее требуемые профессии  и специальности. В отношении  безработицы среди молодежи возможно  применение опыта Германии. Очень большой процент безработных среди сельского населения. Из-за плохого состояния сельскохозяйственной отрасли, безработные мигрируют в более крупные населенные центры, в надежде на предоставляемые городами возможности. Но они не всегда оправдываются, что приводит к драматическим последствиям.        Восстановление сельского хозяйства не только уменьшит численность безработных, но и принесет значительное количество средств в государственный бюджет. Сельское хозяйство всегда было одной из основных отраслей народного хозяйства республики.

   В программе  правительства по выводу страны  из кризисной ситуации «Казахстан-2030»  говорится, что в скором будущем  мы выйдем в разряд двадцати  экономически развитых стран  мира. Этого можно достичь только  при объединении усилий правительства и народа, при полном их взаимопонимании. Мы, как народ, надеюсь, будем поддерживать нашу власть, и понимать всю необходимость нашего участия в поднятии государства на уровень высокоразвитых стран. 

    В свете реализации Послания Главы государства от 28 февраля 2007 года был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам социального обеспечения и труда». Он предусматривает повышение размеров пенсионных выплат, увеличение единовременных пособий в связи с рождением и по уходу за ребёнком до одного года, введение госспецпособия по Списку № 2, обязательное социальное страхование работающих беременных женщин, дальнейшее развитие системы социальной поддержки материнства и детства  для неработающих женщин. Для реализации Закона принято девять постановлений Правительства РК.

     С введением данных документов с 1 января 2008 года для повышения уровня социальной защиты населения будут осуществлены следующие меры.

     1. Поднята планка ограничения максимального дохода, принимаемого для исчисления пенсий, с 15-кратного до 25-кратного месячного расчетного показателя.

     В связи с этим повысится размер пенсии у пенсионеров, в пенсионных делах которых имеется соответствующая  заработная плата. Раньше в силу существовавшего ограничения их заработок был учтен не полностью.

     Пенсии, не подпадающие под вышеуказанное  повышение, будут проиндексированы на 9 %.

     С начала года, также увеличивается  базовая пенсия с 3 000 до 4 210 тенге или до уровня 40 % от прожиточного минимума.

     Итого, в целом повышение размеров пенсионных выплат увеличит максимальный размер пенсионных выплат до 26 110 тенге (или почти на 71%). Ожидается, что такую пенсию получат более 784 тысяч человек.

     Средний размер пенсионных выплат по республике составит 17 870 тенге (повышение на 29%). Ожидается, что такую пенсию получат около 530 тысяч человек

     Минимальный размер пенсионных выплат составит 12 110 тенге (повышение более чем на 18%), пенсию в таком размере будут получать около 320 тыс. человек.

     Кроме того, если же пенсионер, например, труженик тыла, получает еще и спецгоспособие взамен льгот, то его средняя социальная выплата составит 20 206 тенге. 

     2. Для граждан, выработавших стаж  работы во вредных и тяжелых  производствах,  вводится  государственное   специальное  пособие  по  Списку № 2. Размер пособия  составит 8 месячных расчетных показателей или 9344 тенге.

     Данное  пособие будет назначаться:

     - мужчинам – по достижении 58 лет  и при стаже работы на 1 января 1998 года не менее 25 лет, из  них не менее 12 лет 6 месяцев  по Списку №2;

     - женщинам – по достижении 53 лет  и при стаже работы на 1 января 1998 года не менее 20 лет, из них не менее 10 лет по Списку № 2.

     Правительством  утвержден список производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на указанное пособие.

     В 2008 году правом на это пособие будут располагать 27,3 тысячи человек.

     При этом право на государственное  специальное  пособие  по Списку № 2 не распространяется на граждан, которые вышли на пенсию на льготных условиях.

     3. В целях дальнейшего развития системы социальной поддержки материнства и детства будут повышены размеры государственных пособий семьям, имеющим детей :

     - единовременное государственное  пособие в связи с рождением  ребёнка увеличится в два раза (с 16380 до 35040 тенге).

     - ежемесячные пособия по уходу за ребёнком по достижению им одного года  увеличатся в среднем в 1,6 раза (при рождении первого ребёнка – с 3276  до  5840 тенге; второго ребёнка – с 3822  до 6424 тенге;   третьего ребёнка -  с 4368  до 7008 тенге; при рождении четвёртого ребёнка и более – с  4914 до 7592 тенге).

     Для работающих женщин в период их нахождения в отпуске по беременности и родам и отпуске по уходу за ребенком до года вводится обязательное социальное страхование беременности, родов и материнства, предусмотрев при этом осуществление пенсионных накоплений из социальных выплат.

     Работающая женщина, являющаяся участником системы обязательного социального страхования, будет получать:

     государственное социальное пособие на рождение ребенка, в размере     35 040 тенге на каждого рожденного ребенка (87 тысяч женщин в 2008 году);

     социальную  выплату по беременности и родам (единовременную) в размере средней заработной платы за все дни отпуска по беременности и родам из Государственного фонда социального страхования (всего на сумму 16 млрд. тенге в 2008 году). При средней заработной плате 42 600 тенге (прогноз на 2008 год) размер данной выплаты составит 178 920 тенге;

     социальную  выплату по уходу за ребенком по достижению им  возраста одного года (ежемесячно) в размере 40% от среднемесячного размера дохода, учтенного в качестве объекта социальных отчислений из Государственного фонда социального страхования (87 тысяч женщин на сумму 18 млрд. тенге в 2008 году).

     Неработающая  женщина с 1 января 2008 года при рождении ребенка будет получать государственное социальное пособие на рождение ребенка  в размере 35 040 тенге на каждого рожденного ребенка и государственное социальное пособие по уходу за ребенком до достижения им одного года в размере от 5 840 до 7 592 в зависимости от количества детей.

      Из  года в год увеличивается охват  казахстанцев  реальной  социальной  поддержкой. По сравнению с 2003 годом (около 3 млн. человек) общая численность получателей социальных выплат увеличилась в 1,8 раза и в 2008 году составит более 5 млн. человек (в 2003 году назначалось 17 видов социальных выплат, а в 2008 году - 36 видов).

Информация о работе Безработица в Республике Казахстан