Безработица в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 17:29, курсовая работа

Описание работы

В задачи работы входит следующее: определить сущность безработицы, классифицировать ее на виды, отразить противоречивость такого явления как полная занятость, выяснить истинные причины безработицы, наметить пути ее преодоления, показать каковы экономические и внеэкономические издержки безработицы, исходя из положений классической экономической теории и использования мирового опыта. В курсовой работе необходимо отразить состояние безработицы в современной России, ее динамику, структуру и политические пути регулирования и контроля.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ВИДЫ.
1.1 Трудовые ресурсы: количественная и качественная характеристика.
1.2 Сущность и виды безработицы. «Полная занятость» и «естественная» безработица.
1.3 Экономические и внеэкономические последствия безработицы. Закон Оукена.
1.4 Государственное регулирование занятости.
2 БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа содержит 1 файл

макроэкономика. сущность и разновидности безработицы. закон Оукена.rtf

— 1.14 Мб (Скачать)

По источникам финансирования выделяют Федеральный бюджет, бюджеты региона России, местные бюджеты, внебюджетные средства (как дополнительные).

По продолжительности воздействия методы бывают краткосрочные( до одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет и более).

Государственная служба занятости (ГСЗ) является единственной системой органов и учреждений деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказания государственных услуг в сфере занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграцией и урегулирования трудовых споров.

Функции Государственной службы занятости:

  • Оценка состояния и прогноз развитии занятости населения, информирования о положении на рынке труда;
  • Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан находящихся под риском увольнения а так же граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;
  • Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в поиске необходимых работников;
  • Организация мероприятий активной политики занятости при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;
  • Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в  период обучения по направлению органов службы занятости, оказания материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящихся на их содержании, услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти осуществляющий функции по выработке государственной политике и нормативно-правовому в сфере труда. ГСЗ осуществляет свою деятельность непосредственно через территориальные органы и государственные учреждения службы занятости во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. В 2006 году СЗ имела 2127 по современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода  интернет. Органы службы занятости совместно с органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления разрабатывают и реализуют государственную политику в области содействия полной, продуктивной и свободно избранной занятости населения, включающую:

  • Разработку мер финансово- кредитной, инвестиционной и налоговой политики, направленных на рациональное размещение производительных сил, повышение мобильности трудовых ресурсов, развитие временной и самостоятельной занятости, поощрении применении гибких режимов труда и других мер, способствующих сохранению и развитию рабочих мест;
  • Правовое регулирование в области занятости на основе соблюдения законных прав, интересов граждан и соответствующих государственных гарантий, направленное на дальнейшее совершенствование законодательства занятости населения;
  • Совершенствование разработки и реализации федеральной и территориальных программ содействия занятости населения;
  • Создание развития инфраструктуры рынка труда;
  • Внедрение эффективных механизмов проведения активной политики, занятости населения, включая организацию и проведения специальных мероприятий по профилированию(распределению безработных граждан, на группы в зависимости от профиля их предыдущей профессиональной деятельности, уровня образования, пола, возраста, и других социально-демографических характеристик в целях оказания им эффективной помощи им в трудоустройстве с учетом складывающейся ситуации на рынке труда) безработных граждан;
  • Оказания социальной поддержки гражданам, признанным в установленном порядке безработными.

 

Таблица1 - Основные направления использования финансовых средств на реализацию политики занятости.

Основные направления использования финансовых средства на реализацию политики занятости

Профориентация, профессиональная подготовка и переподготовка безработных граждан

Организация общественных работ

Пособия по безработице, компенсация материальных затрат безработным

Сохранение, создание дополнительных и новых рабочих мест, в том числе специализированных, для слабо социально защищенных граждан и для развития

Предпринимательской деятельности безработных граждан

Анализ рынка труда, разработка баланса трудовых ресурсов и программ занятости, включая мероприятия по социальной защищенности различных групп населения

Создание и содержание информационных систем рынка рабочей силы, их программное и техническое обеспечение

Информационно-справочная и редакционно-издательская деятельность по вопросам занятости населения

Возмещение затрат Пенсионному фонду РФ в связи с назначением досрочных пенсий безработным

Научно-исследовательские работы по проблемам занятости населения

Организация и международное сотрудничество в решении проблем занятости

Содержание органов службы занятости и ревизионных комиссий, включая социально - бытовое обеспечение, подготовку и повышение квалификации кадров этих служб

Издание нормативных и методических материалов, бланочной продукции общероссийского образца и обеспечение ими органов службы занятости

Проведение семинаров, совещаний и других организационно-методических мероприятий


 

Рынок труда тесно связан с политическими, социальными и демографическими процессами, среди которых особая роль принадлежит миграции населения. Миграционные потоки заметно изменяют трудовой потенциал России и воздействуют на рынок труда.

Регулирование миграционных процессов в области социальной политики государства реализуется посредством комплекса административно - правовых, организационно-экономических, информационных и иных методов.

Необходимость государственного регулирования территориального перераспределения населения не только не снизилась, но напротив, повысилась. Первоочередной целью государственной миграционной политики является регулирование миграционных потоков, преодоление негативных последствий стихийно развивающихся процессов миграции, создание условий для реализации прав мигрантов, обеспечение гуманного отношения к ним.

В настоящее время Федеральная миграционная служба МВД России особое внимание уделяет проблеме предотвращения незаконной миграции, развивает сеть постов иммиграционного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Функции ФМС усиливаются в области осуществления мер по регулированию процессов внешней трудовой миграции.

В своей деятельности ФМС руководствуется нормативно-правовой базой, обеспечивающей регулирование трудовой миграции и эмиграции, основанной на соответствующих статьях Конституции страны, законах Российской Федерации « О гражданстве» и «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», «О беженцах» и «О вынужденных переселенцах», а также учитывает положение, содержащиеся в двусторонних и многосторонних межгосударственных соглашениях и специальных миграционных программах. В этой сфере действуют также нормативные акты, входящие в общую систему административных, таможенных, налоговых, инвестиционных, банковских других законодательств.

Работа по обеспечению занятости мигрантов осуществляется территориальными органами ФСЗ России совместно с территориальными органами ФМС России и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

Для обеспечения занятости вынужденных мигрантов необходимы: содействие в трудоустройстве и переподготовке в соответствии с Законом « О занятости населения в Российской федерации»; создание новых рабочих мест и организация самозанятости мигрантов в предпринимательской сфере, малом бизнесе, фермерстве, строительстве и бытовом обслуживании; выделение субсидий для создания новых рабочих мест и организации производств.

МОТ - межправительственная организация. Но в отличие от других организаций системы ООН она является трехсторонней; в ней представлены и правительства, и социальные партнеры - предприниматели, и трудящиеся, призванные сообща решать поставленные перед ними задачи путем диалога и переговоров.

Нормы о труде, предлагаемые МОТ в форме конференций и рекомендаций, в основном не носят революционного, инновационного характера; кроме того, они не являются универсальными, но важно то, что они предлагают опробованные во многих странах и зарекомендовавшие методы решения проблем занятости.

Они также нацеливают государства на разработку собственной политики в области занятости  в общем международном контексте и на решение национальных проблем занятости, используя международное сотрудничество и одновременно развивая такое сотрудничество. Эта политика должна обеспечивать:

  • Наличие работы для всех, кто ее ищет;
  • Наибольшую продуктивность такой работы;
  • Существование свободы выбора занятости и самых широких возможностей для каждого трудящегося получить подготовку и использовать свои навыки и способности для выполнения работы, к которой он пригоден, независимо от расы, пола, религии, политических взглядов, происхождения (иностранного или социального).

 

  1. БЕЗРАБОТИЦА В РОССИИ

 

Таблица 1

Распределение численности безработных по возрастным группам

 

Всего, 
тыс. 
человек

в том числе в возрасте, лет

Средний возраст, лет

до 20

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60 
и более

Безработные - всего

                       

2003

5683

575

1066

726

631

643

688

624

442

157

133

34,4

2004

5775

603

1022

710

611

632

696

672

501

184

144

34,9

2005

5208

548

933

679

587

495

581

604

468

188

126

34,8

2006

4999

476

1079

694

467

499

498

610

421

192

63

34,1

2007

4246

382

870

496

523

382

487

499

390

149

68

34,6

Мужчины

                       

2003

3007

298

574

406

339

344

366

303

217

92

69

34,2

2004

2902

299

533

368

277

311

366

311

253

102

83

34,9

2005

2801

289

547

355

321

253

331

304

227

115

59

34,5

2006

2631

230

575

379

240

281

244

329

209

107

37

34,2

2007

2271

213

476

265

277

219

257

253

191

86

34

34,3

Женщины

                       

2003

2676

277

493

319

292

299

322

321

225

65

64

34,7

2004

2873

304

489

343

334

321

330

361

248

82

62

34,9

2005

2407

259

385

323

266

242

250

300

241

73

67

35,2

2006

2368

246

503

314

227

218

253

282

212

85

26

34,1

2007

1975

169

394

231

246

164

229

246

199

63

34

34,8


 

 

Таблица 2 - Структура безработных по возрастным группам  
(в процентах)

 

Всего

в том числе в возрасте, лет

до 20

20-24

25-29

30-34

35-39

40-44

45-49

50-54

55-59

60 
и более

Безработные - всего

                     

2003

100

10,1

18,8

12,8

11,1

11,3

12,1

11,0

7,8

2,8

2,3

2004

100

10,4

17,7

12,3

10,6

10,9

12,1

11,6

8,7

3,2

2,5

2005

100

10,5

17,9

13,0

11,3

9,5

11,2

11,6

9,0

3,6

2,4

2006

100

9,5

21,6

13,9

9,3

10,0

10,0

12,2

8,4

3,8

1,3

2007

100

9,0

20,5

11,7

12,3

9,0

11,5

11,8

9,2

3,5

1,6

Мужчины

                     

2003

100

9,9

19,1

13,5

11,3

11,4

12,2

10,1

7,2

3,0

2,3

2004

100

10,3

18,3

12,7

9,6

10,7

12,6

10,7

8,7

3,5

2,8

2005

100

10,3

19,5

12,7

11,5

9,0

11,8

10,9

8,1

4,1

2,1

2006

100

8,8

21,9

14,4

9,1

10,7

9,3

12,5

7,9

4,1

1,4

2007

100

9,4

21,0

11,7

12,2

9,6

11,3

11,1

8,4

3,8

1,5

Женщины

                     

2003

100

10,3

18,4

11,9

10,9

11,2

12,0

12,0

8,4

2,4

2,4

2004

100

10,6

17,0

11,9

11,6

11,2

11,5

12,6

8,6

2,9

2,1

2005

100

10,8

16,0

13,4

11,1

10,1

10,4

12,5

10,0

3,0

2,8

2006

100

10,4

21,3

13,3

9,6

9,2

10,7

11,9

9,0

3,6

1,1

2007

100

8,5

19,9

11,7

12,5

8,3

11,6

12,5

10,1

3,2

1,7

Информация о работе Безработица в России