Безработица: виды и причины

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2010 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования:
Исследование теоретических вопросов занятости, а также анализ современного состояния занятости.
Задачи:
1.Определить причины безработицы.
2.Определить основные виды безработицы.
3.Определить социально-экономические последствия безработицы.
4.Показать регулирование уровня безработицы.

Содержание

Введение………………………………………………………………………...2

1 Безработица…………………………………………………………………...4

1.1 Основные виды безработицы……………………………………………...4

1.2 Причины безработицы……………………………………………………..7

1.3 Социальные и экономические последствия безработицы……………….9

1.4 Безработица – это благо или зло?..............................................................10

2 Рынок труда………………………………………………………………….12

2.1 Основные сегменты рынка труда………………………………………...12

2.2 Понятие занятости………………………………………………………...13

3 Регулирование занятости и рынка труда………………………………......16

3.1 Политика занятости населения…………………………………………..16

3.2 Органы государственной службы занятости и негосударственные структуры содействия занятости……………………………………………………17

3.3 Регулирование рынка труда в России……………………………………19

Заключение…………………………………………………………………….22

Глоссарий……………………………………………………………………...24

Список используемых источников…………………………………………..26

Работа содержит 1 файл

Курсовая.doc

— 191.50 Кб (Скачать)

        Четвертая группа – профессионально-квалифицированная  структура работающих. Она отражает  распределение работающего населения  по профессионально-квалификационным группам и степень сбалансированности системы подготовки кадров с потребностью экономики в квалифицированных работниках. [5, С.91]  
 
 
 
 

       3 Регулирование занятости  и рынка труда

       3.1 Политика занятости  населения 

       Механизм  регулирования занятости населения реализуется через государственные органы исполнительной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ, органы местного самоуправления путем изучения сложившихся условий, разработки и выполнения программ обеспечения занятости населения.

       Направления политики занятости населения можно подразделить на следующие составляющие: меры государственной политики занятости; методы ее проведения и типы государственного воздействия на занятость населения.

       Все меры проведения занятости подразделяются: по объекту воздействия на рынок труда (общие меры и специализированные); по источнику финансирования. Методы проведения политики занятости могут быть как прямые (законодательное регулирование), так и косвенные (экономические).

       Различают следующие типы государственного воздействия на занятость населения: пассивный (социальная помощь незанятому населению) и активный (профессиональная подготовка и переподготовка кадров, создание новых рабочих мест, проведение общественных работ, стимулирование самозанятости, меры помощи регионам). [5, С.109]

       Государственное регулирование занятости включает разработку целевых и комплексных  программ содействия занятости. В настоящее  время можно выделить три уровня программ обеспечения занятости  населения:

  • федеральный;
  • субъекта РФ (республиканские, краевые, областные, автономных округов и так далее);
  • местный (на территории органа местного самоуправления).

      Принципы  государственной политики в области  содействия занятости:

  1. обеспечение равных возможностей гражданам России независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;
    1. развитие трудовых ресурсов;
    1. предупреждение массовой и сокращение длительной (более года) безработицы;
    2. поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному труду;
    3. обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер в этом для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, то есть помощь особо нуждающимся в трудоустройстве;
    4. сочетание местных мер с централизованными в области занятости;
    5. поощрение работодателей, создающих новые рабочие места, и другое.
 

      3.2 Органы государственной службы занятости и негосударственные структуры содействия занятости 

      Для проведения единой государственной  политики занятости и регулирования  рынка труда в России создана  государственная служба занятости, которая координирует решение данных проблем. Организационная структура  службы занятости представляет собой систему органов, охватывающих все уровни: федеральный, субъектов РФ муниципальных образований.

      Служба  занятости федерального уровня входит в состав Министерства труда и  социального развития РФ (Минтруд  России). Структура органов службы занятости населения на уровне субъектов РФ и муниципальных образований включает комитеты, центры и бюро занятости.

      К основным функциям службы занятости  населения можно отнести:

  • анализ состояния рынка труда, прогноз спроса и предложения на рабочую силу;
  • разработка и реализация целевых программ содействия занятости населения;
  • учет незанятых граждан и оказание им помощи в подборе подходящей работы и трудоустройстве;
  • организация профессиональной ориентации и консультации населения, подготовка и переподготовка безработных граждан;
  • оказание помощи предприятиям в подборе необходимых им работников;
  • обеспечение населения информацией о свободных рабочих местах;
  • осуществление выплат пособий по безработице, стипендий в период обучения, оказание материальной помощи безработным гражданам;
  • осуществление контроля за правильностью формирования и использования средств государственного фонда занятости населения, использования предприятиями законодательства о занятости.

      Финансирование  мероприятий, осуществляемых службой  занятости, и содержание самой системы органов государственной службы занятости обеспечиваются за счет средств государственного бюджета.

      Расходы служб занятости условно можно  сгруппировать по четырем направлениям:

  1. на пособия по безработице, материальную помощь безработным, выплату досрочных пенсий;
  2. на подготовку и переподготовку, организацию общественных работ;
  3. на финансовую поддержку, приобретение ценных бумаг и прочие расходы;
  4. на развитие службы занятости (содержание, капиталовложения, реклама).

      Развитие  рыночных отношений привело к  созданию негосударственных структур занятости, занимающихся трудоустройством и профессиональной подготовкой. Это  различного рода коммерческие агентства  по подбору персонала, биржи труда, общества занятости, учебные центры и тому подобное. Наиболее общими направлениями деятельности этих структур являются:

    • продажа информации, содержащей описание и общие данные о профессиональных качествах работников;
    • помощь предприятиям и фирмам в работе с кадрами, заключающаяся в диагностике и подборе более подходящих сотрудников;
    • формирование групп из работников тех специальностей, которые не пользуются спросом, их переквалификация, обучение новым профессиям.

      Эффективность системы мер государственного воздействия  на занятость и рынок труда зависит от активного проведения политики занятости, улучшения функционирования рынка труда и создания эффективной сети специальных институтов и социальной инфраструктуры, действующих в соответствии с рынком, а также практического решения проблемы безработицы, возможного только в условиях развивающегося производства.[5, С.111] 

      3.3 Регулирование рынка труда в России 

      Законодательное регулирование занятости и безработицы  в России в соответствии с Законом  РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года, а также Положение о порядке регистрации безработных граждан и условий выплаты пособий по безработице, принятым Правительством РФ 17 ноября 1992 года.

      В соответствии с российским законодательством  центр занятости, где зарегистрирован  безработный, обязан в течение 10 дней со дня обращения по возможности предложить ему два варианта подходящей работы, а впервые ищущему работу, не имеющему профессии – два варианта получения профессиональной подготовки или оплачиваемой работы в пределах транспортной доступности.

      В случае невозможности предоставления указанным гражданам подходящей работы из-за отсутствия необходимой  профессиональной квалификации им может  быть предложено пройти профессиональную подготовку или повысить квалификацию по направлению службы занятости. Кроме того, гражданам, ищущим работу, может быть предложено участие в общественных работах на добровольной основе.

      Решение о признании граждан безработными принимается центром занятости  не позже 11 календарных дней со дня  предъявления всех необходимых документов. При этом безработными не признаются те, кто отказался от двух предложенных вариантов работы, а также впервые ищущие работу, отказавшиеся от двух вариантов профессиональной подготовки.

      Решение о назначении пособий по безработице  принимается центром занятости одновременно с решением о признании гражданина безработным. Размеры пособий по безработице дифференцируются в зависимости от категорий граждан, признанных в установленном  порядке безработными:

  • уволенным с предприятий по любым поводам, имевшим до увольнения оплачиваемую работу не менее 12 календарных недель на условиях полного рабочего дня пособие выплачивается в течение первых трех месяцев в размере 75% среднего заработка за последние два месяца работы, в течение следующих четырех месяцев – 60%, в дальнейшем – 45%, но во всех случаях не ниже минимального размера заработной платы, установленного законодательством РФ, и не выше средней заработной платы в данной республике, крае или области;
  • уволенным с предприятий на любых основаниях, но не имевшим за последний год 12 недель оплачиваемой работы пособие выплачивается в размере минимальной заработной платы;
  • Гражданам, ищущим работу впервые, а также стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, пособие по безработице выплачивается только в размере установленной законодательством минимальной заработной платы.

      Продолжительность периода выплаты пособия по безработице  не может превышать двенадцати календарных  месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособий прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии.

      Государственное регулирование проблем занятости  и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда и социального развития России, а также его органы на местах – центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров.

      Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров. [16, С.310]

     

      
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Заключение 

      Безработица лишает человека возможности развивать свои профессиональные способности, получать заработную плату, что в результате ведет к экономическому росту и эффективности труда, степени соответствия структуры работников существующему на них спросу, политики занятости, проводимой государством.

      В регулировании занятости населения, снижении безработицы сглаживании  ее последствий существенная роль отводится  государственным органам службы занятости всех уровней. К регулированию  занятости привлекаются и негосударственные  органы и организации.

      Современная ситуация на рынке труда в России характеризуется существованием значительных диспропорций в структуре занятости, в уровне заработной платы и деформационного механизма трудовой деятельности.

      В заключение хотелось бы отметить тот  факт, что налаживание механизмов взаимодействия на российском рынке труда между работниками и работодателями потребует определенного количества времени. В настоящий же момент в результате проведения курса реформ в сфере занятости четко обозначились следующие тенденции:

  • абсолютное и относительное сокращение занятых в экономике страны;
  • сокращение занятых в государственном секторе;
  • увеличение числа занятых в частном и смешанном секторе;
  • сокращение занятых в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, на транспорте, в Науке;
  • рост удельного веса занятых в таких отраслях, как торговля, общественное питание, сбыт и заготовки, кредитование, финансы, страхование и др.;
  • возникновение рынков детского труда, рабочих мест для лиц пожилого (послепенсионного) возраста; расширение занятости в сфере личных услуг (охрана, личный транспорт и извоз, обслуживание на дому и др.);
  • легализация безработицы и быстрое ее распространение на территории России в связи с сокращением спроса на рабочую силу; трансформация скрытых резервов рабочей силы в «подавленную» (латентную) безработицу; углубление поляризации регионов РФ с точки зрения возможностей обеспечения занятости;
  • усиление процессов текучести, высвобождение рабочей силы, трудовой миграции, изменение ее направлений и форм;
  • активное развитие неформального сектора и рост занятости в теневой экономике.

Информация о работе Безработица: виды и причины