Безработица

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Июня 2012 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – выявить особенности безработицы в России. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением, как безработица;
- выяснить причины возникновения и последствия безработицы;

Работа содержит 1 файл

Безработица.doc

— 187.50 Кб (Скачать)

В кейнсианской концепции занятости последовательно и обстоятельно доказывается, что в рыночной экономике безработица носит не добровольный характер (в неоклассическом его понимании), а вынужденный. По мнению Кейнса, неоклассическая теория действительна лишь в пределах отраслевого, микроэкономического уровня, и поэтому она не в состоянии ответить на вопрос о том, чем определяется действительный уровень занятости в экономике в целом. Кейнс показал, что объем занятости определенным образом связан с объемом эффективного спроса, а наличие неполной занятости, т. е. безработицы, обусловлено ограниченностью спроса на товары. Кейнс утверждал также что,  что 3-4% населения остаются без работы  в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки,  обновления технологии.

В кейнсианской концепции рынок труда может находиться в состоянии равновесия не только при полной занятости, но и при наличии безработицы. Это объясняется тем, что предложение труда, по мнению Кейнса, зависит от величины номинальной заработной платы, а не от реального ее уровня, как полагали классики. Следовательно, если растут цены и реальная заработная плата понижается, то рабочие при этом не отказываются работать. Спрос же на труд, предъявляемый на рынке предпринимателями, является функцией реальной заработной платы, которая изменяется при изменении уровня цен: при повышении цен рабочие  смогут купить меньше товаров и услуг и наоборот. В результате Кейнс приходит к выводу, что объем занятости в большей степени зависит не от работников, а от предпринимателей, поскольку спрос на труд определяется не ценой труда, а величиной эффективного спроса на товары и услуги. Если эффективный спрос в обществе недостаточен, поскольку он определяется, прежде всего, предельной склонностью к потреблению, которая падает по мере роста доходов, то занятость достигает равновесного уровня в точке, расположенной ниже уровня полной занятости. /10, 198с./

Кроме того, занятость значительной части рабочей силы определяется таким компонентом совокупных расходов, как инвестиции. Отношение между увеличением занятости и ростом инвестиций характеризует мультипликатор занятости, равный мультипликатору спроса. Рост инвестиций ведет к увеличению первичной занятости в отраслях, непосредственно связанных с инвестициями, что оказывает, в свою очередь, воздействие на отрасли, производящие предметы потребления, и в результате все это приводит к росту спроса, а значит, и совокупной занятости, увеличение которой превосходит прирост первичной занятости, непосредственно связанной с дополнительными инвестициями. /2, 120с./

Таким образом, можно сделать два главных вывода в кейнсианской концепции:

1.      гибкость цен на товарном и денежном рынках, а также заработной платы на рынке труда не является условием полной занятости; даже если бы они и снижались, это не привело бы к сокращению безработицы, как считали неоклассики, так как при снижении цен падают ожидания владельцев капитала относительно будущих прибылей;

2.      для повышения уровня занятости а обществе необходимо активное вмешательство государства, поскольку рыночные цены не в состоянии поддержать равновесие при полной занятости. Лекарство от безработицы — экспансионистская политика государства, опирающаяся главным образом на использование фискальных инструментов. Изменяя налоги и бюджетные расходы, государство может влиять на совокупный спрос и на уровень безработицы.

Можно сделать вывод, что рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, по многим принципам механизма своего функционирования представляет собой специфический рынок, имеющий ряд существенных отличий от других товарных рын­ков. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные и социально-психо­логические, отнюдь не всегда имеющие отношение к цене ра­бочей силы — заработной плате. /2, 122с./

1.3 Последствия безработицы

Влияние  безработицы  на  экономическую  и  социальную  жизнь  общества  противоречиво.

              В  качестве  позитивных  аспектов  проблемы  можно  назвать  следующие:

1.      Безработица  выступает  как  условие  роста  производства,  появления  новых  предприятий.  Не  будь  этого  фактора,  было  бы  затруднено  расширенное  воспроизводство,  которое  требует  дополнительных  ресурсов:  труда,  земли,  капитала. 

2.      Безработица  поднимает  дисциплину  и  эффективность  труда  тех,  кто  пока  занят  в  производстве.

              В  то  же  время  безработица  порождает  тяжелейшие  отрицательные  социально-экономические  последствия. 

1. Незанятая  рабочая  сила  означает  недоиспользование  экономического  потенциала  общества,  прямые  экономические  потери,  являющиеся  следствием  естественной  и  фактической  безработицы  (и  соответственно  занятости).

Естественный  уровень  безработицы – это  такая  ситуация  на  рынке  труда,  при  которой  спрос  на  труд  и  предложение  труда  совпадают.  К  естественной  безработице  относятся  фрикционная  и  структурная,  т. е.  нечто  неизбежное,  объективно  обусловленное. Все  другие  виды  безработицы  можно  рассматривать  как  прямое  недоиспользование  трудовых  ресурсов.

Естественный  уровень  безработицы  позволяет  определить  потенциальный  ВНП,  т. е.  такой  объем  валового  национального  продукта,  который  можно  произвести  в  условиях  естественного  уровня  занятости.  Фактический  уровень  ВНП,  как  правило,  ниже  его  потенциального  уровня,  а  фактический  уровень  безработицы  выше  естественного  уровня  безработицы.  В  этих  условиях  возникает  необходимость  определить,  какую  часть  ВНП  общество  недополучает  вследствие  превышения  естественного  уровня  безработицы. 

2.  Безработица  сковывает  требования  профсоюзов  о  повышении  заработной  платы,  как  бы  срабатывает  в  пользу  требований  союзов  предпринимателей.

3.  При  длительной  безработице  работник  теряет  квалификацию,  а  получение  новой  квалификации  и  адаптация  к  новым  условиям  часто  протекают  для  него  болезненно.

4.  Безработица  ведет  к  прямому  падению  ранее  достигнутого  уровня  жизни.  Пособия  по  безработице  всегда  меньше  заработной  платы,  имеют  временный  характер.  Рост  безработицы  снижает  покупательный  и  инвестиционный  спросы,  сокращает  объемы  сбережений  у  населения.

5.  Сам  факт  безработицы  наносит  человеку  тяжелейшую  психологическую  травму,  сравнимую  с  самыми  неприятными  обстоятельствами.  Многие  социологи  связывают  рост  преступности  с  ростом  безработицы. /9, 141с./

 

 

 

 

 

2. Особенности безработицы в России и ее регулирование.

2.1 Особенности безработицы в России

Среди множества проблем, встающих перед любой страной в условиях ее перехода к рыночной экономике, одной из самых острых является, как известно, угроза массовой безработицы. И угроза эта в более или менее значительной степени реализуется. Сегодня для России приобрели исключительную актуальность меры по возможному предотвращению обвального размаха безработицы и смягчению ее социальных последствий.

Проблемы занятости населения России на современном этапе.

 

Таблица 1 – Основные показатели по безработице России на период с января – июнь 2008г. /11/

Показатели

Период с января – июнь 2008 г.

1.

Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (тыс. чел-к)

2939

2.

Численность граждан, признанных безработными (тыс. чел-к)

1262

3.

Численность граждан, проходивших обучение по направлению органов службы занятости (тыс. чел-к)

120

4.

Численность граждан, нашедших работу при содействии органов службы занятости

2011

5.

Численность безработных граждан, состоявших на учете в органах службы занятости на начало отчетного периода

1553

6.

Численность безработных граждан, состоявших на учете в органах службы занятости на конец отчетного периода

1331

7.

Потребность в работниках, заявленных в органы службы занятости на конец отчетного периода

1527

8.

Численность безработных граждан, принимавших участие в оплачиваемых общественных работах

409

9.

Уровень регистрации безработных на конец отчетного периода (%)

1,8

10.

Напряженность на рынке труда (численность незанятых граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в расчете на одну заявленную вакансию)

1,0

11.

Численность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу (чел-к)

956

Справочные данные Росстата на конец июня 2008 г

1.

Численность экономически активного населения (млн. чел-к)

75,5

2.

Численность занятых экономической деятельность (млн. чел-к)

70,8

3.

Общая численность безработных граждан (МОТ) (млн. чел-к)

4,7

4.

Уровень общей безработицы (%)

6,2

 

 

Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.

С одной стороны, в ходе радикальных экономических преобразований в России выяснилось, что сильных социальных потрясений в сфере занятости, о которых часто предупреждала пресса, пока не наблюдается. Официальная безработица растет относительно умеренными темпами и сейчас ее уровень не превышает 4% экономически активного населения.

С другой стороны, многие проблемы занятости приняли глубинный характер. Речь идет об увеличении скрытой безработицы, о росте доли лиц, обращающихся в службу занятости, среди всех лиц, испытывающих трудности с поиском работы (до 30%), о повышении доли выпускников учебных заведений среди всей безработной молодежи. Одновременно быстрыми темпами развивается занятость в теневой экономике, масштабы которой оцениваются в 10-15 млн. человек.

На период с января по июнь 2008 г. государственной службой занятости зарегистрировано 2,2 млн. граждан, нуждающихся в трудоустройстве, из них 1,2 млн. человек имеют статус безработных. Надо сказать, что указанные величины отражают лишь потоки лиц, обращающихся за помощью в службу занятости. Значительные же контингенты экономически активного населения самостоятельно ищут работу. По данным выборочных обследований Госкомстата России, таких людей примерно в 2 раза больше, и общая численность лиц, нуждающихся в трудоустройстве, составляет сейчас примерно 3млн. человек. /7, 205с./

В России величина совокупной безработицы определяется исходя из количества граждан, ищущих работу и зарегистрированных в качестве безработных в Центрах занятости (ЦЗ). Следовательно, из числа безработных исключаются те, кто не имеет работу, ищет ее, но при этом в качестве безработного не зарегистрирован. Поскольку официальные данные о количестве безработных основаны на ежемесячной отчетности ЦЗ, занижение уровня безработицы, возможно, связано не только с самой процедурой регистрации, но и с присвоением статуса безработного.

Можно назвать по крайней мере пять причин нежелания людей, потерявших работу, обращаться в ЦЗ, вследствие чего они исключаются из официальной статистики безработицы.

1. На протяжении более 70 лет безработица рассматривалась как незаконное явление. Психологическое неприятие безработицы и самих безработных до сих пор сохраняется в общественном сознании. Это в равной степени относится как к тем, кто теряет работу и до последнего момента пытается трудоустроиться собственными силами, так и к тем, кто нанимает рабочую силу через ЦЗ.

2. В настоящее время в России существует около 2500 бирж труда, что явно недостаточно для такой огромной страны. Население плохо информировано о территориальном расположении данных служб, значительна удаленность ЦЗ от ряда населенных пунктов, особенно в сельской местности, где расстояние до ближайшего ЦЗ может превышать 80 км.

3. Закон о занятости включает положение о том, что граждане России, получающие выходное пособие от предприятия (организации) , не могут претендовать на пособие по безработице. Это означает, что многие из числа потерявших работу и получивших выходное пособие как минимум в течение двух месяцев не видя смысла обращаться в ЦЗ, то есть немалая часть краткосрочных безработных по-видимому, исключается из официальных данных.

4. Предполагается, что предприятие, высвобождающее работников, должно информировать их о необходимости регистрации в районном ЦЗ. Однако у предприятий нет ни стимулов, ни обязанностей выполнять эту функцию. Более того предприятие, сокращающее занятых, скорее всего находится в трудном материальном положении, и для него выгоднее не информировать работников, поскольку в таком случае оно не будет выплачивать им выходное пособие за третий месяц.

5. Возможности ЦЗ по трудоустройству безработных ограничены. Обследование промышленных предприятий, проведенное в июле 1993 г., показало, что подавляющее большинство руководителей не прибегают к услугам ЦЗ при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда. /5, 200с./

Отличительной чертой России являются необычно большой отток из рядов безработных. Сопоставляя ситуацию в России с восточноевропейскими странами, рынок труда в которых характеризуется низкими показателями притока в ряды безработных, но еще более низкими показателями оттока, мы обнаруживаем, что в России во многом противоположная картина - с низкими притоками в безработицу, но динамичным оттоком, включая трудоустройство.

Хотя показатель трудоустройства остается на высоком уровне: 6-7% безработных ежемесячно находят работу. Как для притока, так и для оттока характерны очень высокие и устойчивые во времени показатели межрегиональных различий.

Низкие показатели притока связаны с решением предприятий, которые могут как целенаправленно сокращать излишнюю рабочую силу, так и полагаться на добровольное выбытие работников - в связи с уходом на пенсию и с увольнением по собственному желанию. В принципе, рост уровня увольнений должен как-то проявиться в повышении притока в ряды безработных. Однако предприятия весьма неохотно и слабо сокращают работников. Значительная часть притока в ряды безработных связана с добровольными решениями рабочих. Следует, однако, оговориться: разграничительную черту между добровольными и вынужденными увольнениями провести достаточно трудно, ибо уход с работы по собственному желанию может быть вынужденным. Но даже имея это в виду, следует отметить, что часть добровольно оставляющих свое место работы среди всех, кто становится безработными, преобладает, а это имеет оправдание только в том случае, если вероятность трудоустройства достаточно велика.

Информация о работе Безработица