Безработицп среди молодежи в современном мире

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2013 в 08:12, курсовая работа

Описание работы

Цель данной контрольной работы: состоит в теоретическом изучении проблемы и анализе ситуации безработицы среди молодежи двадцать первого века.
Актуальность темы состоит в том,что ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.

Содержание

Введение

Глава 1.Молодежь в современном мире
1.1 Безработица среди молодежи как проблема
1.2Безработица: причины возникновения, сущность и виды

1.3 Проблема выпускников на рынке труда
Глава 2.Социально-экономические последствия России
2.1 Анализ рынка труда
2.2 Государственная политика занятости
2.3 Понятие безработицы кто является безработным
2.4 Пути и выходы, из сложившейся экономической ситуации безработицы среди молодежи.

Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word (5).doc

— 201.50 Кб (Скачать)

                                                       

 

  
                                Содержание

                         Введение 
          
 
         Глава 1.Молодежь в современном мире

1.1 Безработица среди молодежи  как проблема 

1.2Безработица: причины возникновения, сущность и                               виды 

1.3 Проблема выпускников на рынке  труда

Глава 2.Социально-экономические последствия  России

2.1 Анализ рынка труда

2.2 Государственная политика занятости

2.3 Понятие безработицы кто является безработным

2.4 Пути и выходы, из сложившейся экономической ситуации безработицы среди молодежи. 
         
        Заключение

Список использованных источников

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
                                         
 
 
 
 
 
                              Введение. 
 
                    
            Молодежь-это это особая социально-возрастная группа, отличающаяся возрастными рамками и своим статусом в обществе: переход от детства к юности,к социальной ответственности. Некоторыми учёными молодёжь понимается как совокупность молодых людей, которым общество предоставляет возможность социального становления, обеспечивая их льготами, но ограничивая в возможности активного участия в определённых сферах жизни социума.Возрастные рамки, позволяющие относить людей к молодёжи, различаются в зависимости от конкретной страны. Как правило, низшая возрастная граница молодёжи — 13-15 лет,средняя - 16-24, высшая — 25-36 лет.Социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств. Молодость как определённая фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но её конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации, не менее важно, чем удлинение периода молодости, усложнение самого процесса социализации. Формирование личности молодого человека осуществляется сегодня под влиянием нескольких относительно автономных социальных факторов, важнейшими из которых являются: семья, школа, общество сверстников (специальные молодёжные организации, большей частью направляемые взрослыми, и многообразные неформальные, стихийные группы и сообщества), средства массовой коммуникации Уже сама множественность этих институтов и средств воздействия даёт формирующейся личности значительно большую степень автономии от каждого из них в отдельности, чем когда бы то ни было в прошлом. Организация воспитания и обучении по возрастному принципу (чего не было в средневековой школе) усиливает эту возрастную гомогенность, способствуя выработке специфического «молодёжного» самосознания и стиля жизни.Отсутствие безработицы, бесплатность образования и установка на то, чтобы труд был не просто профессией, но жизненным призванием, делают особенно насущной разработку системы профессиональной ориентации. Гармоническое сочетание общественной необходимости с личными склонностями — важное и вместе с тем сложное дело, а несоответствие уровня притязаний и реальных возможностей может вызвать социально-психологические конфликты.Социология—одна из общественных наук, изучающих поведение людей и функционирование институтов. 
Одна из актуальных отраслей современной социологии - социология молодежи. 
       Цель данной контрольной работы: состоит в теоретическом изучении проблемы и анализе ситуации безработицы среди молодежи двадцать первого века. 
      Актуальность темы состоит в том,что ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно напряженной и характеризуется тенденциями к ухудшению. Растут масштабы регистрируемой и скрытой безработицы среди молодежи, увеличивается ее продолжительность. Между тем возможности молодых людей и без того ограничены в силу их более низкой конкурентоспособности по сравнению с другими категориями населения.Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом по проблеме особенностей безработицы среди молодежи в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.Особый интерес представляет анализ положения молодежи на российском рынке труда. Его необходимость обуславливается двумя важнейшими обстоятельствами:-во-первых, молодые люди составляют около 35% трудоспособного населения России,· во-вторых, они - будущее страны.Молодежь уже сегодня во многом определяет политические, экономические и социальные процессы в обществе. Вместе с тем она во всем мире является одной из наиболее уязвимых групп на рынке труда.Молодежная безработица остается одной из острейших проблем в сфере труда. Сегодня, как никогда, актуально оценить ее масштабы и спрогнозировать ее динамику, найти пути оказания эффективной помощи молодым людям, испытывающим затруднения с трудоустройством. 
 
 
 
ГЛАВА 1-МОЛОДЕЖЬ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ. 
 
 
1.1Безработица среди молодежи как проблема 
 
 
          Массовая безработица среди молодежи, в силу специфики, не устоявшейся еще психики, чрезмерных амбиций новоиспеченных специалистов, юношеского максимализма и реактивности, является еще более глубокой проблемой. Молодые специалисты - это гордость и надежда любого развитого государства, а если эта "надежда" не имеет соответствующей социальной защищенности, "непристроенность" молодежи превращается в одну из наиболее значимых угроз экономической безопасности и социальной стабильности страны. Безработица среди молодого населения ведет:· к углублению бедности и обнищанию бюджетов молодых семей (как следствие - увеличение разводов, абортов, снижение рождаемости, увеличение числа беспризорных и брошенных детей, детей-сирот, детей-инвалидов);· снижение социальной защищенности и неадекватная оценка молодежного труда способствует падению национального патриотизма, приводит к оттоку молодых специалистов в развитые капиталистические страны, прививает интерес к поиску альтернативных форм заработка в сфере неформальной экономики и теневого бизнеса, подрывает интерес к образованию;· усугубляется криминогенная обстановка в стране: увеличивается количество экономических и уголовных преступлений, расцветает алкоголизм и наркомания, увеличивается количество венерических и прочих заболеваний, сокращается уровень продолжительности жизни, увеличивается смертность - все это способствует естественному вырождению нации.Решить проблему увеличения занятости можно, но подходить к этому решению следует комплексно:1. Во-первых, государство должно позаботиться о создании атмосферы социальной стабильности и защищенности для рассматриваемого слоя населения (ведь молодежь - это будущее нации):· пересмотреть и доработать законодательную базу;· откорректировать политику в области трудоустройства;· найти возможности дополнительного финансирования государственных программ и мероприятий в направлении занятости;· разработать систему поощрений, льготного инвестирования и налогообложения регионов с низким уровнем безработицы (тем самым стимулировать местную администрацию в приоритетности решения проблемы занятости) и др.2. Во-вторых, органы местной администрации должны активно следить за положением на рынке труда своего региона:· способствовать созданию необходимого количества государственных и коммерческих специализированных институтов, занимающихся трудоустройством, профессиональным консультированием, психологической поддержкой (в частности, специализированных агентств для молодежи, кадровых агентств, центров социально-психологической помощи молодежи, бирж труда и т.п.);· следить за деятельностью государственных служб занятости и городской биржи труда, оказывая необходимую финансовую помощь и организационно-правовую поддержку (при выплате пособий, оплате стажировок, финансировании и организации профессионально-консультационных массовых мероприятий и т.п.);· формировать государственный заказ для вузов на такие специальности, которые соответствуют требованиям времени и условиям сложившегося рынка труда;· обеспечить тесную взаимосвязь в системе: местные органы самоуправления - вузы - рынок труда;· стимулировать предприятия и частных предпринимателей в увеличении количества молодых специалистов при формировании кадрового потенциала фирм (проводить на базе бирж труда и кадровых агентств консультационно-разъяснительные семинары с работодателями; выделять необходимые финансовые средства на начальном этапе апробации молодого специалиста, ввести квотирование численности молодых специалистов на предприятиях, организовывать курсы по планированию кадровой политики для частных предпринимателей).3. В-третьих, необходима перестройка в образовательной деятельности современных учебных заведений, сегодняшний вуз должен выпускать качественно иного специалиста:· выпускник должен иметь четкую профессиональную направленность (для этого необходимо ввести в любое высшее учебное заведение специальную дисциплину/курс - "Планирование профессиональной карьеры");· выпускник должен быть уверен в востребованности своих знаний (специальности должны подбираться не только с целью коммерческой выгоды на сегодняшний день, но и с учетом перспективных тенденций на рынке труда; ввести в практику последипломную стажировку на предприятиях в течение, приблизительно, шести месяцев);·вуз должен быть нацелен не на набор, а на выпуск, т.е. на базе любого современного вуза должна работать своя кадровая служба по работе с выпускниками (либо заключен договор со специализированными агентствами), обеспечиваться устойчивые взаимосвязи с действующими предприятиями-работодателями, организовываться курсы дополнительной специализации и повышения квалификации, практиковаться распределение на предприятия хотя бы наиболее перспективных выпускников.Естественно, система мер по снижению безработицы среди молодых специалистов не исчерпывается приведенным перечнем, существует огромное поле для творческого поиска путей выхода из сложившейся на рынке труда ситуации. Еще раз подчеркнем, что лишь подойдя к решению проблемы занятости комплексно, можно будет заметить определенные "просветы" в "темных туннелях рядов безработных". Как говориться - в единстве наша сила. Одной из важнейших проблем современного общества является проблема безработицы. Она выступает как сложное и противоречивое макроэкономическое явление не только экономической жизни. В нашей стране безработица официально была признана лишь в начале 1990-х годов. В это время число безработных росло очень быстро, и масштабы 
безработицы превышали социально допустимый уровень. 
         В наши дни безработица становится всё более распространённым элементом жизни современного общества, оказывающим влияние не только на социально-экономическую, но и на политическую ситуацию в стране. Она остаётся в центре внимания и населения, и научной общности.  
Весьма важно учитывать социальные аспекты. Ведь безработица влияет не только на материальное состояние членов общества, но и влияет, например, на здоровье общества. Так в книге Бреева А. «Безработица в современной России», которую я использовала при работе над курсовой, приведены статистические данные, подтверждающие это утверждение. Число больных психическими расстройствами и расстройствами поведения растёт вместе с числом безработных . Борьбу с безработицей усложняет и тот факт, что многие безработные являются незарегистрированными. Только двойственный подход к её изучению позволит наиболее полно раскрыть содержание безработицы, её роль и значение. 
В настоящее время безработицу изучают как острую проблему современного общества, которая «разбивает» общество и экономику страны. Ищут новые решения этой проблемы, но как выяснилось, для нормального функционирования экономики определённый уровень безработицы должен существовать. Безработица является типичным социально 
экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в том, что - 
часть экономически активного населения по независящим от нее причинам не имеет работы и заработка. 
Причины безработицы, которая является постоянной угрозой всем занятым в производстве и только вступающим в рабочую жизнь, разнообразны, как и отдельные слои армии безработных. Основная же причина многих видов безработицы связана с изменением спроса предпринимателей на рабочую силу, которая в свою очередь постоянно меняется под воздействием накопления капитала. Он при расширении производства, изменении его структуры, отталкивает рабочие силы, делая их то недостаточными, то относительно избыточными. 
          Динамика, уровень и структура безработицы в разных странах в различные периоды очень разнообразны. Для анализа безработицы важно использовать следующие показатели: 
- уровень безработицы, который исчисляется, как доля официально зарегистрированных полностью безработных к численности населения, живущего на доходы своего труда; 
- продолжительность безработицы, показывающая, сколько времени безработные пребывают в таком состоянии; 
Но вернемся к причинам этого сложного явления, которыми экономисты различных направлений считают различные факторы: мальтузианцы видят причины безработицы в избытке народонаселения, т. е. рабочие слишком быстро и легкомысленно размножаются; широко распространенная сегодня технологическая теория перекладывает вину на технический прогресс, т.к. каждое техническое нововведение выталкивает рабочих с производства; у кейнсианцев безработица обусловлена недостатком эффективного (совокупного) спроса на товары и факторы производства; монетарист Ф.Хайек полагает, что это явление порождается "отклонением равновесных цен и заработков от стабильного рынка и стабильных цен", от этого отклонения возникает экономически не обоснованное размещение трудовых ресурсов, что ведет к дисбалансу спроса и предложения труда; марксистская теория исходит из того, что причиной "относительного перенаселения" является рост органического строения капитала в процессе его - 
накопления, в следствие чего относительно сокращается спрос капитала на рабочую силу, причем это свойственно только капиталистическому способу производства. 
 
        Нет сомнения, что все эти теории правильно отмечают с различных позиций причинную обусловленность безработицы. Обобщив их, мы сможем получить объективное единое определение: образование безработицы обусловлено недостатком совокупного рыночного спроса на товары и факторы производства, с учетом роста органического строения капитала. Роль технического прогресса учитывается здесь в повышении органического строения капитала, а теории Ф.Хайека и Т.Мальтус вошли в это определение через изменение совокупного спроса. 
Виды безработицы представлены 2 группами, которые в свою очередь охватывают многочисленные ее разновидности: 
1. Естественная безработица характеризует наилучший для экономики резерв рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса и обусловленных ими потребностей производства. К ней относятся: 
- институциональная безработица, которая порождается механизмами, институтами рыночной системы и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы (чрезмерные выплаты по линии социального бюджета, ведущие к смещению предпочтений трудоспособного населения в сторону праздности; введение гарантируемого минимума зарплаты, повышение налогов, ведущее к сокращению объемов доходов работников, порождают инертность рабочей силы; отсутствие информации о свободных рабочих местах; отставание рынка труда от потребностей производства в изменении структуры профессии, в уровне квалификации и т.д.) 
- фрикционная (текучая) безработица, которая связана с поисками или ожиданием работы.-добровольная безработица включает часть трудоспособного населения, которое по тем или иным причинам не хочет работать.2. Вынужденная безработица возникает тогда, когда текучая безработица превышает естественную норму. Существует немало ее разновидностей:- технологическая безработица возникает в связи с внедрением малолюдной и безлюдной технологий, основанных на электронной техники. Сочетается с высоким уровнем доходов занятых. В современных условиях ведет к безработице среди специалистов, работающих на компьютерах первых поколений, а также быстрому росту надомной занятости, так как персональные компьютеры легко включаются в коммуникационные системы.- структурная безработица идет рука об руку с технологической. Часть активной рабочей силы высвобождается в результате масштабных структурных преобразований экономики, "умирание" одних отраслей, закрытие предприятий, сокращение объема производства старой продукции и развитие новых отраслей. Эта безработица протекает особенно болезненно, так как означает не просто потерю мест, а необходимость изменения образа жизни и своей профессии. 
- региональная безработица формируется под воздействием сложной комбинации исторических, демографических, социально-экономических, психологических факторов, а поэтому непреодолимо только с помощью средств экономики. 
- скрытая безработица. Временная безработица принимает иногда скрытые формы: это работники, которые трудятся неполный рабочий день, рабочую неделю; безработные, потерявшие право на пособия и незарегистрированные на бирже; в странах с деформированным рынком большинство работников трудятся неэффективно, не в полную меру своих реальных возможностей, так как не имеют стимулов к труду или им несвоевременно поставляется сырье, материалы и т.д. Уровень этого вида безработицы достигает порой 50 %.  
Безработица способна принимать различные формы, причем различные экономические школы дают им разную классификацию:- 
 
1.      
     По Марксу - формы относительного перенаселения - это текучая, скрытая и застойная безработица. Текучее перенаселение образуют безработные, которые появляются в процессе внутриотраслевого и межотраслевого перемещения рабочей силы. Скрытым перенаселением охвачены мелкие производители: крестьяне, ремесленники, торговцы. Их безработное состояние скрыто частичной занятостью в собственном хозяйстве. Застойное перенаселение образуют крайне нерегулярно занятые работники, перебивающиеся случайными заработками. 
 
2.  
     Экономисты Запада различают фрикционную, структурную и циклическую безработицы. Фрикционную некоторые экономисты (К. Макконнели), называют "поисковой безработицей". Ее составляют рабочие, которые уволились и ищут работу более производительную и высокооплачиваемую. Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, что вызвано внедрением в производство новых технологий и появлением новых отраслей и производств, с чем связано изменение структуры потребительского спроса, а это в свою очередь сопровождается перемещением рабочей силы из одних сфер, отраслей и производств в другие. Именно процесс перемещения и является состоянием безработицы. Циклическая же - ее форма связана с кризисным сокращением производства и, следовательно, с массовым увольнением рабочих. В период оживления и подъема происходит рассасывание циклической безработицы. Марксистская классификация безработицы делает акцент на "относительное перенаселение" как таковое, как совокупность безработных, независимо от того, зарегистрированы они на биржах труда или нет. А авторы учебников по "Экономиксу" подходят к численности и структуре безработицы более прагматически: зафиксированы безработные в государственной службе занятости или нет. Поэтому официальные данные о безработице и ее реальная величина не будут совпадать, так как в официальную статистику не включены скрытая безработица и безработные, которые по различным причинам не зарегистрировались в службе занятости. 
Если продолжить классификацию безработицы, то кроме вышеперечисленных видов и форм различают постоянную (длительную) и временную безработицу. И - 
хотя официального разделения между ними нет, но судя по литературе и сложившейся практике, например в США продолжительность пребывания в состоянии безработицы в течение 15 и более недель можно считать длительной. Это самая опасная и чреватая последствиями (социальной напряженностью, дисквалификацией и психическими расстройствами безработного) форма безработицы. Поэтому во всех странах правительства, их службы занятости в первую очередь обеспечивают работой такого рода безработных; стремятся всемерно сократить их численность, если нельзя вообще предотвратить эту форму безработицы. 
Молодежная безработица — общемировая проблема. По данным Евростата, юноши и девушки моложе 25 лет составляют 18% безработных в Германии, 19% в соседних Латвии и Литве, 25% во Франции и 26% в США. В России доля молодежи среди безработных — почти 29%. 
Федеральное агентство по делам молодежи надеется исправить ситуацию с помощью программы профессиональной ориентации, которая позволит российским старшеклассникам и студентам выбрать пользующуюся спросом специальность. Сейчас, полагает агентство, молодежь часто не может найти работу или трудится по другой специальности не только 
вследствие экономических неурядиц, но и из-за устаревшей системы профориентации и перекосов отечественной высшей школы. 
 
         Проблема действительно есть. По данным совместного исследования Высшей школы экономики (ВШЭ) и Росстата, из 28 500 россиян, имеющих высшее образование, по специальности или близкой к указанной в дипломе профессии работает лишь половина выпускников. Для сравнения: в Швеции не по специальности трудятся менее 20% выпускников вузов, в США и Франции — четверть. 
Вопрос — какой будет программа профориентации и насколько ее реализация поможет. Пока претензии ее разработчиков к российским вузам похожи на филиппику министра образования Андрея Фурсенко, который заявил в феврале 2009 г., что экономисты, юристы, педагоги — это специальности, которые не обеспечивают нормальных рабочих мест, «это дорога в никуда». В агентстве по - 
делам молодежи считают, что три четверти студентов — это гуманитарии и лишь четверть получает техническое образование. Однако ситуация в глазах экспертов отличается от представлений чиновников. Обладатели дипломов инженеров, по данным исследования ВШЭ и Росстата, составляют 30% выпускников, 9% — это медики, еще 5% получают специальности, связанные с сельским хозяйством. Педагоги, юристы, экономисты и обществоведы в общей сложности составляют 49%. 
Авторы программы утверждают, что возвращения к советскому добровольно-принудительному набору (когда юношей и девушек без учета их индивидуальных способностей и психологических особенностей старались отправить учиться профессиям, которые требовались плановой экономике) не будет. Если сотрудники центров профориентации действительно будут внимательно изучать личность каждого обратившегося, помогут ему понять себя и деликатно порекомендуют специальность, польза от программы будет. 
Однако помощь снимет лишь небольшую часть барьеров перед юношами и девушками на рынке труда. Молодежь идет на экономические и юридические специальности не только из соображений престижа. По данным исследования, по специальности работают 60% юристов, 58% обществоведов и педагогов и 78,8% медиков. Напротив, среди обладателей нужных, по мнению чиновников, специальностей инженеров и агрономов по специальности трудятся лишь 36% и 22% выпускников. При этом почти 30% инженеров и 40% специалистов сельского хозяйства работают там, где не требуется высшего образования. 
Российская высшая школа в последние годы больше выполняет роль инструмента социализации, чем социального лифта. И если гуманитарные специальности позволяют студентам овладеть широким спектром навыков, необходимых для разных видов работы, то узкоспециализированные инженерные дают слишком узкий набор компетенций. Чтобы облегчить выпускникам поиск работы, необходимо расширить границы профессий и специальностей в системе профессионального образования и увеличить явно недостаточное сейчас число преподавателей, способных обучить студентов современным навыкам.Прежде, чем рассматривать безработицу, необходимо четко определить, кого следует считать безработным.

По определению Международной  организации труда (МОТ), «к безработным относятся лица, достигшие трудоспособного возраста, которые в отчетный период:

– не выполняли никакой работы;

– занимались поиском работы;

– были готовы приступить к работе немедленно (в течение 2 недель);

– лица, обучающиеся по направлению службы занятости;

– учащиеся, студенты, пенсионеры и инвалиды учитываются в качестве безработных, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к ней. Международная практика показала, что наиболее эффективный способ определения безработицы – это выборочные исследования населения (домашних хозяйств). К сожалению, в нашей стране расчет населения безработных на основе социологических обследований домашних хозяйств по методике Международной организации труда как централизованное мероприятие не проводится. Другими источниками данных об уровне безработицы могут быть перепись населения, картотеки службы занятости, страховых организаций, органов социального обеспечения и т.д. но такие обследования требуют больших финансовых затрат.Процессы увеличения уровня безработицы также тесно связаны с системой образования. С одной стороны, выступает низкий уровень реакции образовательных институтов на изменения на рынке, с другой крайне низкий уровень профессионального образования и переквалификации. Все это обуславливает все более отчетливую структурную безработицу.

Структурная безработица  является доминирующей формой безработицы  в Беларуси. Это прослеживается и  в следующих фактах. Рынок труда  по-прежнему ориентирован в основном на применение мужской рабочей силы по рабочим профессиям. Имеет место дефицит квалифицированных кадров. Наиболее востребованы работники с опытом работы по имеющейся у них профессии (специальности). Повсеместно на рынке рабочей силы устойчивым спросом пользуются работники строительных профессий и металлообрабатывающего профиля, слесари по наладке и ремонту оборудования, электромонтеры, водители автомобиля, среди специалистов – врачи, инженеры различных профилей, в сельской местности – механизаторы, трактористы, животноводы, операторы машинного доения, ветврачи, зоотехники и другие. Ряд нанимателей, особенно в сельской местности, представляют вакансии с низкой оплатой труда, что затрудняет их заполнение.В то же время рынок рабочей силы перенасыщен рядом специалистов. Отсутствие механизма, регулирующего трудоустройство выпускников учебных заведений, также приводит к возникновению серьезных проблем.Как причину безработицы в Беларуси выделяют также то, что низкая эластичность предложения на рынке труда и низкая эластичность заработных плат являются основным тормозом для процессов, способствующих формированию новых рабочих мест. С целью снижения молодежной безработицы и повышения шансов молодых людей на рынке труда государство предоставляет им дополнительные гарантии занятости: обеспечение первого рабочего места безработным в возрасте до 21 года, организацию профессиональной подготовки и профессиональной ориентации.

  Безработица –  неизбежное явление в рыночной  экономике и одна из основных  макроэкономических проблем, которая  заключается, прежде всего, в серьезных экономических и социальных издержках: не производится какая-то часть товаров и услуг; сокращаются налоговые поступления в государственный бюджет; снижается общий уровень жизни населения и т.д.Существует множество видов безработицы, из которых отдельно выделяют фрикционную, структурную и циклическую безработицу. В Беларуси доминирующим видом является структурная безработица, которая вызвана в первую очередь быстрым устареванием существующих знаний в связи с переходом экономики на инновационный путь развития. 
 
 
1.2 Безработица: причины возникновения, сущность и виды 
 

       Безработица является типичным социально-экономическим явлением для рыночной формы производственной деятельности, которая выражается в том, что часть экономически активного населения по независящим от нее причинам не имеет работы и заработка.Причины безработицы, которая является постоянной угрозой всем занятым в производстве и только вступающим в рабочую жизнь, разнообразны, как и отдельные слои армии безработных. Основная же причина многих видов безработицы связана с изменением спроса предпринимателей на рабочую силу, которая в свою очередь постоянно меняется под воздействием накопления капитала. Он при расширении производства, изменении его структуры, отталкивает рабочие силы, делая их то недостаточными, то относительно избыточными.Динамика, уровень и структура безработицы в разных странах в различные периоды очень разнообразны. Для анализа безработицы важно использовать следующие показатели:· уровень безработицы, который исчисляется, как доля официально зарегистрированных полностью безработных к численности населения, живущего на доходы своего труда;· продолжительность безработицы, показывающая, сколько времени безработные пребывают в таком состоянии;Но вернемся к причинам этого сложного явления, которыми экономисты различных направлений считают различные факторы: мальтузианцы видят причины безработицы в избытке народонаселения, т. е. рабочие слишком быстро и легкомысленно размножаются; широко распространенная сегодня технологическая теория перекладывает вину на технический прогресс, т.к. каждое техническое нововведение выталкивает рабочих с производства; у кейнсианцев безработица обусловлена недостатком эффективного (совокупного) спроса на товары и факторы производства; монетарист Ф.Хайек полагает, что это явление порождается "отклонением равновесных цен и заработков от стабильного рынка и стабильных цен", от этого отклонения возникает экономически не обоснованное размещение трудовых ресурсов, что ведет к дисбалансу спроса и предложения труда; марксистская теория исходит из того, что причиной "относительного перенаселения" является рост органического строения капитала в процессе его накопления, в следствие чего относительно сокращается спрос капитала на рабочую силу, причем это свойственно только капиталистическому способу производства.Нет сомнения, что все эти теории правильно отмечают с различных позиций причинную обусловленность безработицы. Обобщив их, мы сможем получить объективное единое определение: образование безработицы обусловлено недостатком совокупного рыночного спроса на товары и факторы производства, с учетом роста органического строения капитала. Роль технического прогресса учитывается здесь в повышении органического строения капитала, а теории Ф.Хайека и Т.Мальтус вошли в это определение через изменение совокупного спроса.

       Виды безработицы  представлены двумя группами, которые  в свою очередь охватывают  многочисленные ее разновидности:1. Естественная безработица характеризует  наилучший для экономики резерв  рабочей силы, способной достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебания спроса и обусловленных ими потребностей производства. К ней относятся: 
· институциональная безработица, которая порождается механизмами, институтами рыночной системы и факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы (чрезмерные выплаты по линии социального бюджета, ведущие к смещению предпочтений трудоспособного населения в сторону праздности; введение гарантируемого минимума зарплаты, повышение налогов, ведущее к сокращению объемов доходов работников, порождают инертность рабочей силы; отсутствие информации о свободных рабочих местах; отставание рынка труда от потребностей производства в изменении структуры профессии, в уровне квалификации и т.д.)

· фрикционная (текучая) безработица, которая связана с поисками или  ожиданием работы.

· добровольная безработица включает часть трудоспособного населения, которое по тем или иным причинам не хочет работать. 
2. Вынужденная безработица возникает тогда, когда текучая безработица превышает естественную норму. Существует немало ее разновидностей:

· технологическая безработица  возникает в связи с внедрением малолюдной и безлюдной технологий, основанных на электронной техники. Сочетается с высоким уровнем доходов занятых. В современных условиях ведет к безработице среди специалистов, работающих на компьютерах первых поколений, а также быстрому росту надомной занятости, так как персональные компьютеры легко включаются в коммуникационные системы.

· структурная безработица идет рука об руку с технологической. Часть активной рабочей силы высвобождается в результате масштабных структурных преобразований экономики, "умирание" одних отраслей, закрытие предприятий, сокращение объема производства старой продукции и развитие новых отраслей. Эта безработица протекает особенно болезненно, так как означает не просто потерю мест, а необходимость изменения образа жизни и своей профессии.

· - региональная безработица  формируется под воздействием сложной  комбинации исторических, демографических, социально-экономических, психологических  факторов, а поэтому непреодолимо только с помощью средств экономики.

· скрытая безработица. Временная  безработица принимает иногда скрытые формы: это работники, которые трудятся неполный рабочий день, рабочую неделю; безработные, потерявшие право на пособия и незарегистрированные на бирже; в странах с деформированным рынком большинство работников трудятся неэффективно, не в полную меру своих реальных возможностей, так как не имеют стимулов к труду или им несвоевременно поставляется сырье, материалы и т.д. Уровень этого вида безработицы достигает порой 50 %.Безработица способна принимать различные формы, причем различные экономические школы дают им разную классификацию:1. По Марксу - формы относительного перенаселения - это текучая, скрытая и застойная безработица. Текучее перенаселение образуют безработные, которые появляются в процессе внутриотраслевого и межотраслевого перемещения рабочей силы. Скрытым перенаселением охвачены мелкие производители: крестьяне, ремесленники, торговцы. Их безработное состояние скрыто частичной занятостью в собственном хозяйстве. Застойное перенаселение образуют крайне нерегулярно занятые работники, перебивающиеся случайными заработками.2.  
             Экономисты Запада различают фрикционную, структурную и циклическую безработицы. Фрикционную некоторые экономисты (К. Макконнели), называют "поисковой безработицей". Ее составляют рабочие, которые уволились и ищут работу более производительную и высокооплачиваемую. Структурная безработица обусловлена структурными сдвигами в экономике, что вызвано внедрением в производство новых технологий и появлением новых отраслей и производств, с чем связано изменение структуры потребительского спроса, а это в свою очередь сопровождается перемещением рабочей силы из одних сфер, отраслей и производств в другие. Именно процесс перемещения и является состоянием безработицы. Циклическая же - ее форма связана с кризисным сокращением производства и, следовательно, с массовым увольнением рабочих. В период оживления и подъема происходит рассасывание циклической безработицы.Марксистская классификация безработицы делает акцент на "относительное перенаселение" как таковое, как совокупность безработных, независимо от того, зарегистрированы они на биржах труда или нет. А авторы учебников по "Экономиксу" подходят к численности и структуре безработицы более прагматически: зафиксированы безработные в государственной службе занятости или нет. Поэтому официальные данные о безработице и ее реальная величина не будут совпадать, так как в официальную статистику не включены скрытая безработица и безработные, которые по различным причинам не зарегистрировались в службе занятости.Если продолжить классификацию безработицы, то кроме вышеперечисленных видов и форм различают постоянную (длительную) и временную безработицу. И хотя официального разделения между ними нет, но судя по литературе и сложившейся практике, например в США продолжительность пребывания в состоянии безработицы в течение 15 и более недель можно считать длительной. Это самая опасная и чреватая последствиями (социальной напряженностью, дисквалификацией и психическими расстройствами безработного) форма безработицы. Поэтому во всех странах правительства, их службы занятости в первую очередь обеспечивают работой такого рода безработных; стремятся всемерно сократить их численность, если нельзя вообще предотвратить эту форму безработицы.

 
1.3 Проблема выпускников на  рынке труда 
 
 
            Отсутствие опыта и стажа работы.Наличие опыта работы и стажа работы, желательно по специальности, на сегодняшний день является одним из существенных требований к кандидатам на замещение предлагаемых на рынке труда вакансий. Соответственно, не имеющих опыта работы и стажа выпускников вузов в этом случае на работу зачастую берут неохотно. Следовательно, выпускники не имеют не только опыта работы, но и возможности получения такого опыта.Решение этой проблемы мы видим в реализации такого механизма как квотирование рабочих мест для выпускников. В настоящее время эта практика применяется к таким категориям граждан как инвалиды, дети-сироты, члены многодетных семей. Однако реализация этих льгот носит добровольно-принудительный характер. Эффективного механизма реализации этой практики на данный момент нет.Альтернативой практике квотирования может стать система условий, при которых работодателям было бы выгодно брать на работу выпускников, в частности - введенная на муниципальном уровне система налоговых льгот для работодателей, принимающих на работу выпускников вузов. Реализация этой идеи возможна через депутатские комиссии и комитеты исполнительных структур власти. Прежде всего, нужны конкретные финансовые расчеты, которые позволят определить стратегию реализации идеи.Еще одной возможностью получения выпускниками вузов необходимого опыта работы может быть практика временного найма на разовые работы. Такие как различного рода рекламные акции, маркетинговые исследования, социологические опросы, работа в сфере политики, занятость на общественных работах, деятельность в общественных организациях в качестве волонтеров. Здесь полезным было бы ввести практику получения рекомендательных писем с мест такой работы. Временная занятость выпускников в данном случае не только позволит им получить опыт, но и заработать репутацию, что играет значительную роль на современном рынке труда.Кроме того, существует еще механизм молодежной практики. В настоящее время организацией молодежной практики занимается служба занятости. Однако брать на работу человека без опыта для работодателя остается невыгодным даже при условии того, что половину заработной платы выплачивает служба занятости. Существует возможность, при которой сам кандидат будет оплачивать получение опыта работы тому предприятию или фирме, которые согласны предоставить ему место для практики. Чтобы реализовать такой механизм, необходимо создание банка данных подобного рода вакансий, продвижение этой идеи в СМИ, в школах через уроки ОБЖ, посредством создания соответствующей странички в Internet.На федеральном уровне необходимо создание и реализация программы создания рабочих мест специально для молодых специалистов - выпускников вузов. Практическая реализация этой программы пока маловероятна из-за недостатка бюджетных средств, но идея должна продвигаться уже сейчас.                  
 
        Проблема дискриминации женщин при приеме на работу. 
Проблема заключается в том, что при приеме на работу работодатели предпочитаю брать на работу скорее мужчин, чем женщин. Наименее желательным кандидатом при приеме на работу оказывается молодая замужняя женщина, не имеющая детей. Работодатель в данном случае предполагает возможную скорую беременность такой женщины и, не желая нести лишние расходы на оплату декретного отпуска, однозначно делает выбор в пользу других кандидатов.Изменить ситуацию крайне трудно, предлагаются следующие решения проблемы.Прежде всего - использование возможностей служб и курсовой сети Департамента занятости для предоставления возможности женщинам пройти специальный тренинг, позволяющий впоследствии взаимодействовать с работодателем более успешно и преодолевать предрассудки, ведущие к дискриминации по половому признаку.Другим предложением стало - использовать некие обходные пути, позволяющие женщине, несмотря на сложившуюся ситуацию, получить работу. Такими путями могут стать: работа на дому, разовые работы, самозанятость. Последний вариант предложен для женщин, обладающих высокой квалификацией и желающих иметь работу, позволяющую раскрыть их интеллектуальный и творческий потенциал.Еще одним решением проблемы может стать в перспективе предоставление кадровыми агентствами услуги по лизингу персонала. Однако в условиях современного налогообложения использование этих услуг для работодателя крайне невыгодно, а потому реализация данного предложения представляется в настоящее время проблематичным.Необходима также реализация программ, позволяющих уменьшить долю женщин в домашней работе и высвободить время для профессиональной деятельности.

Информация о работе Безработицп среди молодежи в современном мире