Биржи и их роль в рыночной экономике

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2011 в 18:27, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является рассмотрение бирж и их роли в рыночной экономике.

Задачи курсовой работы – проанализировать историю биржевого дела, рассмотреть виды бирж, их характеристики, функции, состояние биржевого рынка Украины, определить проблемы отрасли и указать пути их решения.

Содержание

Введение 5

I Основы биржевого дела и его рыночное назначение 7

История биржевого дела 7
Виды бирж, их характеристика и функции 11
II Становление биржевого рынка Украины 20

2.1 Этапы и особенности развития биржевого рынка Украины 20

2.2 Регулирование биржевой деятельности 25

2.3 Анализ функционирования бирж на Украине 29

III Перспективы развития биржевых отношений в Украине 54

Заключение 57

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Биржи и их роль в рыночной экономике.doc

— 425.50 Кб (Скачать)

     Несмотря  на все эти препятствия, уже в 2003-2004 гг. украинским ценным бумагам  и работе на их отечественном организованном рынке все большее внимание стали  уделять зарубежные игроки, и в первую очередь - рисковые венчурные фонды. На Украину были открыты лимиты, и на ее рынок ценных бумаг начали поступать реальные инвестиции.

     Но, как оказалось, украинский рынок  ценных бумаг был абсолютно не готов к поступлению инвестиций. Он не в состоянии предложить качественные инструменты для инвестирования в нужных количестве и объемах, что можно проиллюстрировать на примере рынка акций в ПФТС. Объемы сделок на нем распределяются крайне неравномерно во времени: пики деловой активности приходятся обычно на начало и на конец года, а в середине года рынок традиционно "проседает"  Причем, как считают эксперты, таким пикам вовсе не соответствует приток реальных инвестиций - скорее, это результат так называемых "технических" сделок профессиональных участников рынка. В 2004 г. в среднем за неделю в ПФТС регистрировалось сделок с акциями на сумму всего около 20 млн. грн., а в среднем за месяц — около 80 млн. грн. Для сравнения: в тот же период в РТС дневной оборот с акциями составлял около 50 млн. дол. Столь слабое предложение вызвало дефицит на рынке ценных бумаг, следствием чего стал беспрецедентный рост курсовых цен акций, не отражающий реальную стоимость компаний — их эмитентов, что, в свою очередь, привело к росту индекса ПФТС. По сути, курсовые цены акций отражали не столько их реальную стоимость, сколько спекулятивное превышение спроса над предложением ценных бумаг. Такую ситуацию можно назвать "фондовой инфляцией".

     

 

     Уже в I квартале 2005 г. на рынке ценных бумаг произошла значительная коррекция курсовых цен акций, которая вернула их к уровню начала осени 2004 г. и привела к соответствующему снижению индекса ПФТС (в марте - почти на 12%). Проблема столь сильной волатильности в ПФТС возникла, не в последнюю очередь, вследствие чрезмерно мягких условий допуска ценных бумаг в верхние уровни котировочных листов. В частности, мягкими являются требования к доле свободно обращающихся акций ОАО. Так, в котировочные листы первого уровня допускаются эмитенты, у которых рассредоточено обращается, по меньшей мере, 20% акций, а для второго уровня такого ограничения уже вообще не существует. Реально же по большинству акций, отнесенных к "голубым фишкам", на рынке ценных бумаг представлена еще более скромная часть их эмиссий.

     Вместе  с тем, по экспертным оценкам специалистов рынка ценных бумаг, для привлечения широкого круга инвесторов в свободном обращении должно находиться, как минимум, 25% эмиссий акций. Такие соображения подкрепляются украинским законодательством, согласно которому именно 25-процентный пакет акций определен как блокирующий.

     На  рынке корпоративных облигаций, где, начиная с 2003 г., несмотря на обычные сезонные колебания, наблюдался бурный рост, уже в 2004 г. значительный объем эмиссий корпоративных облигаций имел вполне рыночную природу, а многие аналитики даже предсказывали им роль своеобразного локомотива рынка ценных бумаг. Однако своим решением "О внедрении системы обязательного рейтингования субъектов и инструментов фондового рынка" от 8 декабря 2004 г. № 542 ГКЦБФР фактически "заморозила" эмиссионную активность предприятий из-за резко возросших затрат на подготовку и регистрацию выпуска корпоративных облигаций.

     Наряду  с этим повышенная ликвидность банковской системы Украины, наблюдавшаяся в I квартале 2005 г., способствовала практически полному "вымыванию" с рынка ценных бумаг ликвидных займов. Тем самым сложилась парадоксальная ситуация, когда спрос, формируемый инвесторами-нерезидентами и зарождающимися отечественными институтами совместного инвестирования, не может быть удовлетворен в силу крайней нехватки эмиссий ценных бумаг, обращающихся на рынке. Такая ситуация еще больше усугубляет проблему привлечения инвесторов на и без того слабый организованный рынок ценных бумаг в Украине.

     Беспрецедентное в мировой практике преобладание неорганизованного рынка ценных бумаг над организованным порождает такие негативные явления, как его "непрозрачность" и недостаточная информационная открытость, выступающие серьезными препятствиями для притока инвестиций в Украину. В частности, это касается проблемы ценообразования на рынке ценных бумаг. При достаточно развитом организованном рынке ценных бумаг, оперирующем достаточно большими объемами торгового оборота по сравнению с неорганизованным, такой проблемы не существовало бы, поскольку фондовые индикаторы (в том числе курсовые цены, складывающиеся на торгах ценными бумагами) полностью характеризовали бы состояние рынка ценных бумаг.

     В условиях, когда подавляющая часть  сделок совершается на неорганизованном рынке ценных бумаг, индикаторы организаторов торговли (в том числе фондовый индекс ПФТС) не могут удовлетворительно выполнять указанную задачу. Котировки акций в ПФТС нередко имеют выраженный индикативный характер и не подкрепляются реальным объемом сделок, так что зачастую высокой курсовой цене акций соответствует лишь незначительный объем заключенных по ней сделок с акциями. В какой-то степени нивелировать эту особенность, присущую вторичному биржевому рынку ценных бумаг, можно было бы, введя при расчете фондового индекса своеобразный "весовой" коэффициент, учитывающий соотношение объема конкретной сделки и общего объема всех сделок, заключенных в данный расчетный период с акциями эмитентов, включенных в базу этого индекса.

     Существенным  недостатком индекса ПФТС является также его узкая база, куда входит сравнительно небольшое количество эмитентов, на основе расчета рыночной капитализации акций которых строится этот индекс.

     Именно  поэтому в 2000-2001 гг. ГКЦБФР внедрила так называемый "интегральный индекс фондового рынка", рассчитываемый по данным отчетности торговцев ценными бумагами. По той же причине существует несколько фондовых индексов, разработанных самими этими торговцами и консалтинговыми компаниями. Но поскольку эти индексы рассчитываются, в основном, по данным ежеквартальной или годовой отчетностей торговцев ценными бумагами, то они не могут служить целям оперативного информирования участников рынка (прежде всего, инвесторов и самих торговцев) о состоянии рынка, и в частности - о курсовых ценах ценных бумаг того или иного эмитента.

     По  сути, все указанные проблемы являются следствием особенностей экономики  Украины в целом и рынка  ценных бумаг в частности. Прежде всего, это касается законодательной базы, страдающей многочисленными пробелами.

     Как один из них, но отнюдь не последний по значимости, совершенно справедливо отмечается имевшее место в прошлом, да и ныне наблюдающееся игнорирование законодательством Украины внебиржевого рынка ценных бумаг. Однако, и организованному рынку ценных бумаг Законодатель не уделил достаточного внимания. В самом деле, регулятивная функция законодательства ограничивается установлением и описанием структуры профессиональных участников рынка ценных бумаг и некоторых специфических функций его участников, включая их систематическую отчетность. Между тем такой важнейший аспект, как взаимодополнение, взаимодействие и соотношение неорганизованного и организованного сегментов рынка ценных бумаг, совершенно выпали из поля зрения Законодателя. Вне законодательного поля оказалась также существенная функциональная цепочка "эмитент - торговец ценными бумагами - фондовая биржа", определяющая сопряженность названных сегментов рынка ценных бумаг.

     Здесь следует назвать объективную  причину появления таких пробелов в отечественном законодательстве. Если в развитых странах Запада история законодательного регулирования рынка ценных бумаг опиралась на многовековой опыт его становления и эволюционного развития, то в Украине Законодатель, по сути, конструировал гипотетическую, во многом эфемерную, модель, не имевшую под собой реальной экономической основы. Эта модель носила фрагментарный, эклектический и компилятивный характер, который до сих пор так и не преодолен. Да и тип переходной экономики, сложившийся в Украине, представляет собой неорганичный и крайне неустойчивый сплав рудиментов социализма и капиталистических, рыночных начал. Немалую негативную роль в сложившейся ситуации играет постоянная борьба узкоэгоистических интересов в высшем законодательном органе страны, что проявилось, в частности, в провальных голосованиях на протяжении последних лет по внесению важнейших изменений в Закон Украины "О ценных бумагах и фондовой бирже", а также по проектам Законов Украины "О ценных бумагах и фондовом рынке", "Об акционерных обществах" и др.

     Можно утверждать, что Украинское государство в лице его высших органов в течение длительного времени не понимало роли и значения для экономики страны полноценного, развитого рынка ценных бумаг и его организованного сегмента (прежде всего, фондовых бирж, которые не только в развитых, но и во многих восточноевропейских странах с переходной экономикой (Польше, Венгрии, России и Казахстане) являются ведущим звеном всего рынка ценных бумаг). О таком непонимании свидетельствует тот факт, что ГКЦБФР была создана в 1995 г., а практически начала функционировать только в 1996 г. Такие базовые Законы Украины, как "О государственном регулировании рынка ценных бумаг в Украине" и "О национальной депозитарной системе и особенностях электронного обращения ценных бумаг в Украине", появились еще позже - в конце 1996 и начале 1997 гг.

     Негативно повлиял на становление и развитие биржевого рынка ценных бумаг  в Украине тот факт, что он не был задействован с самого начала процесса приватизации, ее "ваучерного" этапа, - в противоположность тому, как это происходило в России и во многих других постсоциалистических государствах. Именно поэтому на созданной еще в 1992 г. первой и единственной на протяжении ряда лет Украинской фондовой бирже в структуре ее торгового оборота доля ценных бумаг составляла от 0,5% до 3,4%, и лишь в 1994 г. она ненамного перешла 25-процентный рубеж. Только с 1996 г. фондовые биржи были привлечены к участию в процессе приватизации. Однако уже в 2000 г. ив последующий период это участие было в значительной степени ограничено и практически сведено к минимуму в связи с переходом Фонда государственного имущества Украины к проведению приватизационных конкурсов.

 

2.3.3 Украинская межбанковская валютная биржа

 

     Деятельность  УМВБ свидетельствует о том, что  валютный рынок Украины сформирован  на стойкой основе, и он имеет перспективы дальнейшего стабильного развития.

     Согласно  «Правил приема в члены УМВБ»  осуществлять операции на УМВБ имеют  право только члены Биржи, которыми могут быть банки, финансовые учреждения и специализированные брокерские конторы, которые имеют соответствующие лицензии НБУ. НБУ и учредители Биржи являются членами УМВБ согласно статуса.

     Банки, финансовые учреждения и специализированные брокерские конторы, которые желают стать членами УМВБ, направляют на имя председателя Биржевого комитета заявление, аккредитационную карточку, письменные рекомендации двух учредителей Биржи, заверенный аудитором годовой отчет за последний год работы, а также нотариально заверенные копии Устава и лицензии на право осуществления валютных операций.

     Условием членства на Бирже коммерческих банков является наличие у них на валютном обслуживании не менее, чем 50 клиентов, а сумма остатков на их валютных счетах должна превышать 500 тыс. $. Сумма остатков на корреспондентских счетах банка должна превышать 1 млн. $ (или соответствующий эквивалент свободно конвертируемой валюты в перерасчете     в $).

     Кроме того, банк, который хочет стать  членом биржи, должен иметь корреспондентские  отношения минимум с 5-ю первоклассными банками (банки входят в список 500 наибольших банков мира) и открыть корреспондентские счета не менее чем в трех их них. Клиринговыми банками Биржи является АБ «Клиринговый дом», а по отдельным валютам – ведущие банки мира.

     Прием в члены УМВБ осуществляется по решению  Биржевого комитета. Члены Биржи могут осуществлять торговлю иностранной валютой от своего имени по поручению клиентов и за свой счет.

     Биржевые  торги осуществляются ежедневно  на протяжении 5 рабочих дней. Непосредственно  за проведение торгов и определение  текущего курса гривны к иностранным валютам отвечает специально уполномоченный сотрудник Биржи – курсовой маклер. Курсом открытия торгов является валютный курс, зафиксированный на предыдущих торгах. Курсовой маклер объявляет валютный курс и суммы заявок. Если предложение валюты превышает спрос, курсовой маклер может снизить курс валюты, в противном случае – повысить.

     Возможны  два альтернативных варианта установления биржевого курса.

     Вариант первый. По заявкам, которые поступили  на биржу до начала торгов, курсовой маклер  устанавливает верхнюю и нижнюю границы ("курсовая такса"), в рамках которых  должен быть зафиксирован окончательный курс торгов, например, за 1 доллар США - 5,5424 грн. - курс продавца (по этому курсу подано наибольшее количество заявок на продажу), 5,3999 грн. - курс покупателя (по этому курсу поступило наибольшее количество заявок на покупку).

     Рассмотрим  действия курсового маклера и  участников торгов.

     Действия  курсового маклера. Каждые три минуты курсовой маклер изменяет курс гривны в сторону увеличения (если спрос превышает предложение) или снижение (если предложение превышает спрос). Курсовой маклер (его помощники) фиксирует в процессе торгов все изменения, внесенные ее участниками касаемые количества заявленной валюты и условий ее продажи.

     Действия  участников торгов. После оглашения "курсовой таксы" участники торгов подают новые заявки или отзывают ранее поданные через дилеров, которые пребывают в биржевом зале, с которыми они контактируют через средства связи. Подача новых заявок или отзыв старых осуществляется периодически (с интервалом три минуты) по мере замены валютного курса.

Информация о работе Биржи и их роль в рыночной экономике