Бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации и принципы построения бюджетной системы и государственного бюджета.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 339.50 Кб (Скачать)

     В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между уровнями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности бюджетов, их государственной поддержки, территориального формирования источников их доходов. Исходя из этих принципов, доходы бюджетов субъектов РФ формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов. [21, 81]

      Тем регионам, в которых среднедушевой  доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации.

      Регионам, в которых сбор федеральных налогов  на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке.

      В настоящее время большинству  регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.

     Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации.

     Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

     На  местные органы власти возложена  важная задача по осуществлению социальной политики государства. Финансирование мероприятий по социальному обслуживанию населения в значительной части  проводится за счет местных бюджетов.

     Наиболее  ярко последствия экономических  и социальных процессов отражаются на расходной части местных бюджетов. Возрастание расходов связано с  повышением уровня затрат на содержание объектов жилищно-коммунального и  культурно-бытового назначения, на благоустройство территорий, с новым строительством. Также в последние годы широко практикуется передача различных ведомственных объектов, таких как жильё, социально-культурные учреждения, организации бытового обслуживания в муниципальную собственность, что ведет к значительному увеличению бюджетных расходов. [15, 59]

     Следует отметить, что структура расходов отдельных видов местных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его органам власти различных территориальных образований. [9, 18]

     Так, городским органам подчинена  значительная часть предприятий  местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства, транспорта, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство  в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%.

       В ведении же районных, поселковых  и сельских органов власти  находятся в основном социально-культурные  учреждения, в этих бюджетах подавляющая  часть расходов приходится на  финансирование социально- культурных  мероприятий, оно составляет порядка 60-80% расходов.

       Доходы местных бюджетов, также  как и доходы бюджетов субъектов  федерации состоят из собственных  и регулирующих доходов. 

     Субъекты  бюджетной системы  РФ.

     В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Органом денежно-кредитного регулирования является Банк России.

     Органами  государственного или  муниципального финансового  контроля являются:

     - Счетная палата Российской Федерации; 

     - контрольные и финансовые органы  исполнительной власти;

     - контрольные органы законодательных  (представительных) органов субъектов Российской Федерации и представительных органов местного самоуправления.[1, ст. 151]

     Участниками бюджетного процесса являются:

     1) Президент Российской Федерации; 

     2) органы законодательной (представительной) власти;

     3) органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

     4) органы денежно-кредитного регулирования; 

     5) органы государственного и муниципального  финансового контроля;

     6) государственные внебюджетные фонды; 

     7) главные распорядители и распорядители  бюджетных средств; 

     8) иные органы, на которые законодательством  Российской Федерации, субъектов  Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия. [1, ст.152]

     Бюджетное послание Президента Российской Федерации направляется Федеральному Собранию Российской Федерации не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

     В Бюджетном послании Президента Российской Федерации определяется бюджетная политика Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период. [1, ст. 170]

     Органы, осуществляющие составление  проектов бюджетов:

     1. Составление проектов  бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

     2. Непосредственное  составление проектов бюджетов  осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. [1, ст. 171]

     Внесение  проекта федерального закона о федеральном  бюджете на очередной  финансовый год в  Государственную  Думу: [1, ст. 185]

      Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение и утверждение в Государственную Думу проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год не позднее 26 августа текущего года.  Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.

     Секретные статьи федерального бюджета:

      1. Секретные статьи  федерального бюджета рассматриваются  на закрытом заседании палат  Федерального Собрания Российской Федерации. Материалы к секретным статьям федерального бюджета рассматриваются исключительно председателями палат Федерального Собрания Российской Федерации и специальными комиссиями палат.

      2. Принятие специальных  секретных программ и включение  их в состав тех или иных расходов федерального бюджета осуществляется по представлению Президента Российской Федерации. [1, ст. 209] 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА РФ 

2.1 Доходы и расходы  бюджета РФ, его  сбалансированность. 

     Доходы  бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством в распоряжение органов государственной власти соответствующего уровня.

     Материальной  основой доходов бюджета является национальный доход. В периоды чрезвычайных обстоятельств, когда национального дохода не хватает для покрытия финансовых нужд, государство привлекает национальное богатство. Это означает реализацию отдельных видов государственной собственности, например, иностранных ценных бумаг, золотого запаса, государственных предприятий, других видов имущества, что в итоге приводит к сокращению материальных ценностей, принадлежащих государству; уменьшению золотовалютных резервов, капиталовложений за границей, а в отдельных случаях — и основного капитала.

     Виды  доходов бюджета:

  1. налоговые (федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также штрафы и пени);
  2. неналоговые;
  3. доходы целевых бюджетных фондов. [1, ст. 41]

       Среди налоговых доходов наиболее значительное место занимают налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и  организаций и различные акцизы. [6, 47]

       К неналоговым доходам относятся доходы:

     - от использования, продажи и  иного возмездного отчуждение  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной собственности;

     - от платных услуг, оказанных  государственными или муниципальными  органами власти и учреждениями;

     - средства, полученные в результате  применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной  ответственности (штрафы, конфискации,  компенсации, возмещение ущерба);

     - финансовая помощь и бюджетные  ссуды от бюджетов других уровней. [6, 53]

       Доходы бюджета выражают экономические  отношения, возникающие в процессе  формирования фондов денежных  средств, и поступают в распоряжение  органов власти разного уровня.

       В зависимости от государственного  устройства страны различают:  доходы центрального (государственного) бюджета и доходы местных бюджетов  в унитарном (едином) государстве.

       Доходы бюджета — понятие более  узкое, чем доходы государства;  помимо финансовых средств бюджета всех уровней власти они включают ресурсы государственных внебюджетных фондов и всего государственного сектора. [10, 58]

       Главный материальный источник  доходов бюджета — национальный  доход. Если для покрытия финансовых  нужд его недостаточно, государство привлекает национальное богатство (совокупность материальных благ, созданных трудом предшествовавших и нынешних поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных ресурсов, которыми располагает общество на определенный момент времени).

       Главный метод перераспределения  национальною дохода - налоги, обеспечивающие преобладающую долю доходов бюджета. Так, в доходах центрального бюджета различных государств налоговые поступления составляют около 9/10. Доля налогов в доходах членов федерации и местных бюджетов значительно меньше. Эти бюджеты формируются за счет закрепленных (собственные доходы соответствующих бюджетов) и регулирующих доходов. [17, 89]

       Следующим по своему финансовому  значению доходом бюджета являются  государственные займы. К этому методу государство прибегает при бюджетных дефицитах, которые предусматриваются при составлении бюджета на предстоящий год. По мере усиления финансовой напряженности в странах и увеличения размера дефицита государство обращается к государственным займам. Возможны следующие пути получения государственных займов: 1) государственные займы, полученные у физических и юридических лиц путем выпуска ценных бумаг от имени государства; 2) кредиты, полученные у центрального банка и других кредитных учреждений.

       Увеличение объема кредитных  операций государства ведет к  росту государственного долга.  Государственный долг тесно связан  с налогами. Его погашение, выплата  по нему процентов осуществляются  в значительной мере за счет  налоговых платежей либо новыми кредитными операциями.

       При чрезвычайных обстоятельствах,  когда получение государственных  займов оказывается затруднительным,  государство обращается к эмиссии бумажных денег - это самый непопулярный метод, так как вызывает рост денежной массы без соответствующего товарного обеспечения и приводит к усилению инфляционного процесса, который имеет тяжелые социально-экономические последствия. [21, 51]

Информация о работе Бюджет РФ