Бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации и принципы построения бюджетной системы и государственного бюджета.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 339.50 Кб (Скачать)

      Бюджетный кодекс Российской Федерации, который  был принят в 1998 году, расширил бюджетную систему, включив туда бюджеты государственных внебюджетных фондов.

      Бюджетное законодательство РФ содержит понятие  “консолидированный бюджет” - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ).

      Консолидированный бюджет субъекта РФ составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований. Консолидированный бюджет РФ - это федеральный бюджет и консолидированные бюджеты субъектов РФ.

      Консолидированные бюджеты позволяют получить полное представление о всех доходах и расходах региона или Федерации в целом, они не утверждаются и служат для аналитических и статистических целей.

     Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены следующие принципы бюджетной системы Российской Федерации:

     - единства бюджетной системы Российской Федерации;

     - разграничения доходов и расходов  между уровнями бюджетной системы;

     - самостоятельности бюджетов;

     - полноты отражения доходов и  расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

     - сбалансированности бюджета;

     - эффективности и экономности  использования бюджетных средств;

     - общего (совокупного) покрытия расходов  бюджетов;

     - гласности;

     - достоверности бюджета;

     - адресности и целевого характера  бюджетных средств. [1, ст. 28]

       Принцип единства бюджетной системы означает единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, единство принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, а также единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы, ведения бухгалтерского учета средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов. [1, ст. 29]

      Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы означает закрепление соответствующих видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за органами государственной власти РФ, ее субъектов, органами местного самоуправления. [1, ст. 30]

       Принцип самостоятельности бюджетов означает:

      1) право законодательных органов  государственной власти и органов местного самоуправления на каждом уровне бюджетной системы самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

      2) наличие собственных источников  доходов бюджета каждого уровня;

      3) законодательное закрепление регулирующих  доходов бюджетов, полномочий по  формированию доходов соответствующих бюджетов;

      4) право органов государственной  власти и органов местного

     самоуправления  самостоятельно в соответствии с  законодательством определять направления  расходования средств соответствующих  бюджетов и источники финансирования дефицитов соответствующих бюджетов;

      5) недопустимость изъятия доходов,  дополнительно полученных при  исполнении законов (решений)  о бюджете, сумм превышения  доходов над расходами бюджетов  и сумм экономии по расходам  бюджетов;

      6) недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения законов (решений) о бюджете, за исключением установленных законом случаев. [1, ст.31]

       Принцип полноты отражения бюджетных доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов означает, что все доходы и расходы бюджетов, внебюджетных фондов и иные определенные законом обязательные поступления, подлежат отражению в бюджетах, бюджетах внебюджетных фондов в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации. [1, ст. 32]

     Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

       При составлении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные  органы должны исходить из  необходимости минимизации размеров дефицита бюджета. [1, ст. 33]

     Принцип эффективности и  экономности использования  бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств. [1, ст. 34]

       Принцип общего (совокупного) покрытия расходов означает, что все расходы бюджета должны покрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита.

     Доходы  и поступления не могут увязываться  с определенными расходами бюджета  за исключением целевых бюджетных  фондов, а также в случае централизации средств из бюджетов другого уровня. [1, ст. 35]

     Принцип гласности означает: обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов, отчетов об их исполнении, полноту информации о ходе исполнения бюджетов, доступность иных сведений; обязательную открытость для общества и СМИ процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия внутри представительного органа или между исполнительным и представительным органами государственной власти. [1, ст. 36]

       Принцип достоверности бюджета означает: надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории; и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета. [1, ст. 37]

     Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных бюджетополучателей с обозначением направления их на финансирование конкретных целей. [1, ст. 38]

      Следует обратить внимание, что из всех перечисленных  принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести собственно к принципам построения системы. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, больше определяют функционирование бюджета. Особую роль в современных условиях играет принцип единства в бюджетной системе, так как он призван сохранить целостность бюджетной системы.

     В зарубежных публикациях большое  внимание уделяется принципу прозрачности бюджета (transparency), который означает открытость и гласность в отношении структуры и функций государственного аппарата, целей фискальной политики, государственных счетов и бюджетных прогнозов. Реализация этого принципа предполагает беспрепятственный доступ к достоверной, полной, актуальной, отвечающей международным стандартам информации о государственных операциях. Соблюдение принципа прозрачности в бюджетной сфере позволит реально оценить текущее и перспективное финансовое положение государства, принять обоснованную экономическую политику; обеспечить контроль за действиями правительства, сравнить финансовые операции, предусмотренные бюджетами, с фактическими. [8, 72]

     Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона.

       Именно федеральный бюджет является  основным орудием перераспределения  национального дохода и ВВП,  через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии.

     Основными функциями федерального бюджета  являются:

      - перераспределение национального  дохода и ВВП;

      - государственное регулирование  и стимулирование экономики;

      - финансовое обеспечение социальной  политики;

      - контроль за образованием и  использованием централизованного фонда денежных средств. [16, 53]

     До  перехода на рыночные отношения доходы государственного бюджета СССР базировались на денежных накоплениях государственных  предприятий. Они занимали более 90% общей суммы доходов бюджета  и в основном состояли из двух платежей - налога с оборота и платежей из прибыли. [17, 76].

     В условиях перехода на рыночные механизмы  доходы бюджетной системы претерпели коренные изменения.

     Основными доходами федерального бюджета являются налоговые, они составляют 93,5%, а около 34% от них составляет налог на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что ряд федеральных налогов поступает в федеральный бюджет не полностью, часть из них направляется в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты.

       Исключительно из федерального бюджета финансируются следующие виды расходов:

     - обеспечение деятельности Президента  Российской Федерации, Федерального  Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной  власти и их территориальных  органов;

     - функционирование федеральной судебной системы;

     - национальная оборона и обеспечение  безопасности государства;

     - фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому  прогрессу;

      - государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

      - государственная поддержка атомной энергетики;

      - ликвидация стихийных бедствий  и чрезвычайных ситуаций

     федерального  масштаба;

      - содержание учреждений, находящихся  в государственной собственности;

      - обслуживание и погашение госдолга  РФ и др.

     Кроме этого, средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. [19, 39]

     Совместно могут финансироваться  такие виды расходов, как:

     1) государственная поддержка отраслей промышленности,

       сельского хозяйства, транспорта, связи; 

     2) обеспечение правоохранительной  деятельности;

     3) обеспечение социальной защиты  населения; 

     4) охрана окружающей среды и  прочее.

     Бюджеты субъектов Российской Федерации  входят во второй уровень бюджетной системы.

       Бюджет субъекта РФ – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ.

       Бюджеты субъектов РФ – один  из главных каналов доведения  до населения конечных результатов производства. Из этих бюджетов в значительной мере финансируется:

      - развитие отраслей производственной  сферы, в первую очередь местной  легкой и пищевой промышленности;

      - коммунального хозяйства; 

      - развитие транспорта и связи.

       Важное значение имеют бюджеты  субъектов в осуществлении общегосударственных  и социальных задач, в первую  очередь в распределении государственных  средств на содержание и развитие  социальной инфраструктуры общества. [21, 79]

Информация о работе Бюджет РФ