Бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - исследовать бюджетное устройство в Российской Федерации и принципы построения бюджетной системы и государственного бюджета.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
- исследовать основные черты и принципы бюджетного устройства Российской Федерации;
- рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
- изучить источники формирования налоговых и неналоговых поступлений доходной части бюджетов разных уровней, а также рассмотреть расходы бюджетов разных уровней;

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 339.50 Кб (Скачать)

Структура доходов федерального бюджета 
 

      Доля расходов федерального бюджета в общем объеме консолидированного бюджета Российской Федерации отражает основные принципы, заложенные при законодательном разграничении полномочий и закреплении доходных источников (таблица 4):  
 
 
 
 
 
 

      Таблица 4

     Прогноз и структура расходов консолидированного

     бюджета Российской Федерации  

  2009 2010
млрд. рублей в том  числе (%): Проект (млрд. рублей) в том  числе (%):
федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов РФ федеральный бюджет консолидированные бюджеты субъектов РФ
ВСЕГО 14 566,3 58,1 41,9 14 593,3 60,0 40,0
Общегосударственные вопросы  1 429,8 67,1 32,9 1 644,8 72,1 27,9
Национальная  оборона 1 214,5 99,8 0,2 1 255,7 99,8 0,2
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 1 262,1 79,7 20,3 1 322,3 80,3 19,7
Национальная  экономика  2 877,5 64,1 35,9 2 283,1 59,0 41,0
Жилищно-коммунальное хозяйство 986,0 14,5 85,5 892,7 15,4 84,6
Охрана  окружающей среды 30,0 44,3 55,7 27,8 43,9 56,1
Образование 1 691,9 24,4 75,6 1 663,6 24,0 76,0
Культура, кинематография, средства массовой информации 314,2 36,5 63,5 301,2 35,9 64,1
Здравоохранение, физическая культура и спорт 1 052,1 33,1 66,9 1 009,9 32,9 67,1
Социальная  политика 1 366,8 24,2 75,8 1 324,8 24,8 75,2
Межбюджетные  трансферты бюджетам государственных  внебюджетных фондов 2 341,4 88,4 11,6 2 867,4 90,5 9,5
 

      Наиболее  значительная доля федерального бюджета  в расходах консолидированного бюджета  Российской Федерации приходится на  обеспечение обороноспособности, безопасности и сохранение правопорядка – сферах, полностью  отнесенных к ведению  Российской Федерации.

      При этом, по сравнению с 2008 годом в 2010 году наблюдается значительный рост расходов федерального бюджета по всем разделам классификации расходов (таблица 5): 
 

      Таблица 5

      Изменение расходов федерального бюджета в 2010 году по сравнению с 2008 годом

  2008 год, млрд. рублей 2010 год
млрд. рублей изменение
млрд. рублей в %%
ВСЕГО 7 570,9 9 886,9 2 316,0 30,6
в том  числе:        
Общегосударственные вопросы 839,4 1 186,7 347,3 41,4
Национальная  оборона 1 040,9 1 253,2 212,3 20,4
Национальная  безопасность и правоохранительная деятельность 835,6 1 062,4 226,8 27,1
Национальная  экономика 1 025,0 1 347,1 322,1 31,4
Жилищно-коммунальное хозяйство 129,5 137,7 8,2 6,3
Охрана  окружающей среды 10,2 12,2 2,0 19,6
Образование 355,0 398,7 43,7 12,3
Культура, кинематография, средства массовой информации 88,9 108,2 19,3 21,7
Здравоохранение, физическая культура и спорт 278,2 332,6 54,4 19,6
Социальная  политика 293,6 328,7 35,1 12,0
Межбюджетные  трансферты 2 674,6 3 719,3 1 044,7 39,1

      Дефицит федерального бюджета в 2009 году 8,3% ВВП (3 217,6 млрд.рублей). В целях возврата к сбалансированной бюджетной политике в 2010-2012 годах будет постепенно сокращен объем дефицита бюджета – до 6,8% ВВП в 2010 году, 4,0% ВВП в 2011 году и 3,0% ВВП в 2012 году (рис. 3). Сделано это будет за счет использования средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а также за счет иных источников, в том числе за счет государственных заимствований. [3]

      

      Рис.3 Баланс федерального бюджета

     ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

     В результате изучения материалов данной курсовой работы, можно сделать следующие выводы:

  • Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год. Это смета доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования;
  • Центральное место бюджета в финансовой системе объясняется тем, что с его помощью перераспределяется значительная часть национального дохода, бюджет на всех его уровнях играет огромную роль в развитии и процветании государства, продвижении научно-технического прогресса, развитии экономики, полнота бюджета, как правило, прямо пропорциональна благосостоянию граждан.
  • Государственный бюджет представляет систему бюджетов, включающую в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты. Отношения между отдельными бюджетами строятся на основе принципа бюджетного федерализма, согласно которому за бюджетом каждого уровня закрепляются свои доходы и расходы, которые он должен финансировать. Основным источником поступлений в бюджет являются налоги, однако наряду с ними доходы могут формироваться за счет неналоговых поступлений, займов и эмиссии денег. Расходы бюджета подразделяются на текущие, обеспечивающие текущие потребности государства, и капитальные, обеспечивающие расширенное воспроизводство и прирост запасов.

      - Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Порядок и сроки составления проекта федерального бюджета и проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации с соблюдением требований, установленных Бюджетным Кодексом РФ.

     Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества.

     Бюджет, показывая размеры необходимых  государству финансовых ресурсов и  реально имеющихся резервов, определяет налоговый климат страны, именно бюджет, фиксируя конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики государства. Через бюджет происходит перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика. Таким образом, бюджет объединяет в себе основные финансовые категории (налоги, государственный кредит, государственные расходы) и является ведущим звеном финансовой системы любого государства и играет как важную экономическую, так и политическую роль в любом современном обществе. 

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ 

  1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (принят ГД ФС РФ 17.07.1998) (ред. От 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010)
  2. Федеральный закон от 13 декабря 2010 г. №357 –ФЗ «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2012 годов»

Федеральный закон от 02 декабря 2009 года №308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год  и на плановый период 2011 и 2012 годов»

  1. Сайт Министерства финансов РФ: www.minfin.ru/ru
  2. Бюджетная система РФ. Ларина Л.С. – М.: Изд-во Юриспруденция. 2006
  3. Финансы. Глущенко В.В., Чехунов В.Н.: Учеб. пособие. – Харьков: Изд-во Ун-та внутренних дел. – 2000
  4. Бюджет и бюджетная система РФ: Учебник. // Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: «Прогресс- Академия», 2004.
  5. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/Под ред. Проф. Г.Б.Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е издание. 2003
  6. Финансы: Учебник дпод ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской, Б.М.Сабанти. М.: Перспектива: Юрайт, 2009.
  7. Финансы: Учебное пособие / А.М. Ковалева, Н.П. Баранникова, В.Д. Богачева и др.; Под ред. проф. А.М. Ковалевой. - М.: Финансы и статистика, 2000.
  8. Бюджетная система РФ. Под ред. Г.Б.Поляка. – М.: Изд-во ЮНИТИ, 2005.
  9. Финансы, денежное обращение и кредит. Будасова С.А. – М.: Изд-во Феникс. 2000.
  10. Бюджетная система России: Учебник. Парыгина В.А., Тедеев А.А. – М. Изд-во Эксмо. 2004.
  11. Финансы и кредит: Учеб. пособие. Ковалева А. – М.: Изд-во Финансы и статистика. 2003.
  12. Финансы и кредит. Шевчук В.А. – М.: Изд-во РИОР. 2004.
  13. Финансы, денежное обращение и кредит: Учеб. для вузов/ Под ред. Янина О.Е. – М.: 2005.
  14. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник. Будасова С.А. – М.: Изд-во Феникс.2002.
  15. Бюджетная система РФ: Учебник. Вахрин П.И. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002.
  16. Бюджетная система РФ. Александров И.М. Изд-во Дашков и К. – М.: 2006
  17. Финансы. Под ред. Ковалевой А.М. – М.: Изд-во Финансы и статистика. 2004.
  18. Экономическая теория: Учебник. Иохин В.Я. - М.: Юрист, 2000
  19. Бюджет и бюджетная система РФ: Учебник. / Под ред. А.М. Годин, И.В. Подпорина. - М.: Изд-во Прогресс- Академия, 2004.

Информация о работе Бюджет РФ