Бюджетная политика Государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы.

Содержание

Введение
Основы государственной бюджетной политики
Доходы и расходы государства
Проблемы бюджетной политики
Основные направления государственной бюджетной политики
Реформы для бюджетной политики
Межбюджетная политика
Бюджетный процесс
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Эконом теория.docx

— 70.48 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА (РОАТ)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ  СООБЩЕНИЯ (МИИТ)

 

Кафедра  «Экономическая теория»

Факультет « Экономический »

Форма обучения заочная

 

                                                  КУРСОВАЯ РАБОТА

 по дисциплине: «Экономическая теория»

На  тему:

«Бюджетная политика Государства»

Группа/курс          1110-п/Губ-1154/ 2 курс

 

Студент          _______________          Козлов  В.С.                                                           (подпись)             (фамилия, инициалы)

 

Подпись руководителя

о допуске  к защите        _______________          

            (подпись)         (ученая степень, звание, фамилия, инициалы)

 

Дата  защиты «___»_______ 2013 года

Оценка      ______________________

 

 

                                                     Москва

                                                        2013

 

 Содержание:

 Введение

  1. Основы государственной бюджетной политики
  2. Доходы и расходы государства
  3. Проблемы бюджетной политики
  4. Основные направления государственной бюджетной политики
  5. Реформы для бюджетной политики
  6. Межбюджетная политика
  7. Бюджетный процесс

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации  финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления  бюджетных расходов, при организации  межбюджетных отношений. Бюджетная  политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и  определяет не только текущую структуру  расходов бюджетов, но и перспективы  использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы.  
 
Кроме того, бюджетная политика предопределяет организацию финансовых отношений между субъектами хозяйствования и государством в ходе осуществления налоговой политики, проведения государственной инвестиционной политики, при выработке бюджетной политики в отношении приоритетных отраслей и видов деятельности. Основные цели и задачи бюджетной политики на текущий финансовый год и среднесрочную перспективу определяются в ежегодном Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию. 
 
При выработке целей и задач социальной политики государства важное место отводится разработке политики в области государственного социального страхования на принципах, соответствующих рыночным условиям хозяйствования. При этом государство оценивает возможную степень участия субъектов хозяйствования в ее проведении, определяет собственные финансовые возможности реализации социальных гарантий населению, корректирует направления развития государственного социального страхования, методы мобилизации и формы расходования средств государственных социальных внебюджетных фондов в соответствии с действующими условиями функционирования экономики.  
 
Политика в области государственного социального страхования позволяет сгладить воздействие неблагоприятных факторов, влияющих на трудоспособность населения, стимулировать создание безопасных условий жизни и труда, добиться улучшения состояния здоровья нации и сгладить неблагоприятное воздействие рыночных условий хозяйствования на социально незащищенные слои населения.

Под бюджетной политикой  государства понимаются мероприятия  государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также  бюджетным дефицитом.

В экономической теории известны несколько концепций бюджетной  политики государства.

Первая концепция:

- бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. До недавнего времени ежегодно балансируемый бюджет считался целью бюджетной политики, которая обеспечивает стабильное экономическое развитие национальной экономики. Однако такие действия могут свести на нет фискальную политику государства. Рассмотрим следующую логическую цепочку: допустим, что экономика сталкивается с длительным периодом безработицы. Доходы населения падают, а налоговые поступления сокращаются. Стремясь непременно сбалансировать бюджет, правительство должно либо повысить ставки налогов, либо сократить государственные расходы. Однако в результате произойдет еще большее сокращение совокупного спроса.

Вторая концепция бюджетной  политики:

- бюджет должен быть сбалансирован в ходе экономического цикла, а не ежегодно. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Для того чтобы противостоять спаду производства, правительство снижает налоги и увеличивает государственные расходы. В ходе последующего подъема правительство повышает налоги и снижает государственные расходы. Возникающее положительное сальдо бюджета может быть использовано на покрытие дефицита, возникшего в период спада.

Но здесь может возникнуть проблема: спады и подъемы в  экономическом цикле могут быть неодинаковыми по глубине и продолжительности. Например, длительный и глубокий спад может смениться коротким периодом подъема. Появившийся в период спада  дефицит бюджета и государственный  долг в этом случае не покроется  небольшим положительным сальдо бюджета периода процветания, следовательно, будет иметь место циклический  дефицит бюджета.

Третья концепция ориентируется  на идею так называемых функциональных финансов. В соответствии с этой концепцией государство должно обеспечить сбалансированность экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым профицитом, так и устойчивым дефицитом бюджета.

Вторая и третья концепции  лежат в основе финансовой политики, ориентированной на бюджетный дефицит  и опирающейся на потенциал денежно-кредитной  политики страны. Но такая политика предполагает наличие четкой программы  финансовых мероприятий по финансовому  оздоровлению экономики, контроль за развитием бюджетного дефицита и поиск источников его покрытия, выделение бюджетных средств на мероприятия, дающие значительный экономический эффект. Кроме того, такая политика предполагает управляемость экономики и предсказуемость последствия проводимых государством мероприятий в области финансов, денег и кредита.

Однако при всей привлекательности  политики бюджетного дефицита крупные  дефициты все-таки приводят к значительным отрицательным последствиям даже для  «богатых» в экономическом отношении  стран. Так, американская экономика  длительные годы функционирует в  условиях устойчивого дефицита федерального бюджета. Но в последние годы особо  крупные масштабы дефицита бюджета  заставили правительство изыскивать действенные средства борьбы с ним.

Что же касается российской бюджетной политики, то она длительное время базировалась на первой концепции. Требование бездефицитности бюджета являлось «альфой и омегой» нашего экономического развития. В настоящее время российская бюджетная политика в большей степени ориентируется на положения второй из перечисленных концепций.

 

1. Основы государственной бюджетной политики

Государственной бюджетной политикой  Р.Ф. является система использования  бюджетных отношений, принципов  и функций для достижения поставленных социально-экономических целей.

Она включает стратегию и тактику  формирования и регулирования бюджетных  отношений.

Бюджетная стратегия - это набор  методов, с помощью которых бюджетные  отношения, принципы и функции бюджетов можно реализовать в ходе осуществления  бюджетного процесса на практике.

Стратегия, как правило, рассчитана на обоснование перспективных, длительных (от нескольких до 10-15 и более лет) направлений бюджетной политики, исходя из долговременных задач развития экономики.

Она предполагает разработку системы  долгосрочных мер мобилизации бюджетных  ресурсов в целях успешного достижения перспективных целей. Бюджетная  тактика - это система конкретных практических мер по управлению доходами и расходами бюджета в целом  или его отдельных частей.

Она используется для решения поставленных задач в достаточно короткие сроки.

Тактика развития и совершенствования  бюджетных отношений предполагает разработку мер по повышению эффективности  бюджетов, их устройства с учетом особенностей существующих условий развития экономики и сложившегося бюджетного федерализма.

Большое значение в реализации тактических  мер имеет создание эффективного бюджетного устройства и механизма  его функционирования.

Последний призван обеспечивать практическую реализацию намеченных путей экономического развития.

В основе бюджетной политики лежит  ряд принципов:

· бюджетная политика является органической частью общей;

· экономической политики государства;

· предполагает сбалансированность экономики;

· обеспечивает стимулирующую роль бюджетных средств, их активное воздействие  на развитие производства;

· носит плановый и социальный характер.

Основными направлениями современной  бюджетной политики государства  является проведение бюджетной реформы которая предусматривает:

1)формирование бюджетной системы  на основе равноправия и самостоятельности  всех звеньев бюджетной системы;

2) упрочение системы межбюджетных  отношений;

3) укрепление доходной базы региональных  и местных бюджетов;

4)государственная поддержка экономики  посредством проведения льготной  налоговой и кредитной политики, а также прямых бюджетных ассигнований;

5) повышение эффективности использования  средств направляемых на социальные  нужды.

Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, Центробанка Р.Ф., контрольно-счетной  палаты Р.Ф. и субъектов Р.Ф.

Концепция бюджетной политики разрабатывается  одновременно с проектом прогноза социально-экономической  политики государства, содержит основные задачи бюджета на очередной финансовый год.

Объявляется ежегодно в Бюджетном  послании Президента РФ Правительству  РФ.

В условиях рынка бюджетной политики - главный рычаг определения основных направлений экономии, воздействия  государства на общественное производство.

Для обеспечения эффективности  бюджетной политики при ее разработке должны соблюдаться определенные требования.

Главное из них - научный подход к  ее разработке, учитывающий реальное состояние экономики, финансов и  бюджетной системы страны. Бюджетная  политика не может быть эффективной, если четко не определены основные ее направления на ближайший период и перспективу, не сформулированы главные  цели и первоочередные задачи.

При этом обоснованность выдвигаемых  мер и предстоящих решений  должна подкрепляться соответстветствующими расчетами, позволяющими определить не только общую стоимость затрат государства в связи с принимаемыми решениями, но и отдаленные финансовые последствия. Результативность бюджетная политика во многом зависит также от соблюдения двух условий: политической стабильности в стране и высокого уровня профессионализма работников бюджетной сферы.

В разработке бюджетной политики участвуют  законодательные (представительные) и  исполнительные органы власти, причем полномочия разных ветвей и уровней  власти различаются в разных странах  в зависимости от особенностей государственного устройства, исторических традиций, сложившихся  принципов разграничения полномочий и т.п.

Специфика конституционного строя  современной России обусловила то, что приоритет в разработке бюджетной  политики принадлежит Президенту РФ, который определяет основные ее направления, цели и задачи на текущий год и  на перспективу в ежегодных посланиях  Федеральному Собранию.

Именно Бюджетное послание Президента РФ задает стратегические и краткосрочные  ориентиры бюджетной политики, которые  должны соответствовать общим целям  и задачам экономической и  социальной политики государства.

Бюджетный механизм является инструментом реализации бюджетной политики государства.

Под конкретные задачи – конкретные бюджетный механизм. Функционирование государственного бюджета происходит благодаря таким экономическим категориям, как доходы и расходы, которые имеют специфическое общественное назначение. Доходы служат финансовой базой деятельности государства. Расходы – удовлетворению общественных потребностей.

 

 

2.Доходы и расходы государства

 
Функционирование государственного бюджета происходит благодаря таким  экономическим категориям, как доходы и расходы. Доходы служат финансовой базой деятельности государства. Расходы  – удовлетворению общественных потребностей. 
 
Составными частями бюджетной политики выступают: 
 
1. Фискальная, или налоговая, политика, которая сталкивает интересы госаппарата, собственников, предпринимателей и наемных работников. Это предполагает выбор фискального курса, принципов налоговой политики. Среди последних наибольшую известность получили: максимальное обложение получаемых и имеющихся жизненных ценностей субъектов. 
 
2. Инвестиционная политика. Она охватывает комплекс проблем касающихся определения пропорций ассигнований на финансовое обеспечение содержания госаппарата, неимущего населения, экономически несостоятельных слоев, обеспечение прожиточного минимума гражданам страны. 
 
Бюджетная политика охватывает политику в области доходов и расходов бюджета. 
 
Доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации. Доходы разделяются на: налоговые и неналоговые.

Информация о работе Бюджетная политика Государства