Бюджетная политика Государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 10:29, контрольная работа

Описание работы

Бюджетная политика государства - главная составная часть финансовой политики, поскольку она определяет условия и принципы организации финансовых отношений при формировании доходной базы бюджетов, в ходе осуществления бюджетных расходов, при организации межбюджетных отношений. Бюджетная политика непосредственно влияет на размеры и пропорции централизуемых государством финансовых ресурсов и определяет не только текущую структуру расходов бюджетов, но и перспективы использования бюджетных средств для развития экономики и социальной сферы.

Содержание

Введение
Основы государственной бюджетной политики
Доходы и расходы государства
Проблемы бюджетной политики
Основные направления государственной бюджетной политики
Реформы для бюджетной политики
Межбюджетная политика
Бюджетный процесс
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Эконом теория.docx

— 70.48 Кб (Скачать)

Государственный бюджет обеспечивает для органов государственного управления возможность выполнения ими своих функций,включая воздействие на функционирование рынков товаров и услуг, финансовых рынков и распределение доходов в секторах экономики. Бюджет является инструментом мобилизации средств всех секторов экономики для проведения государственной внутренней и внешней политики. С помощью бюджета осуществляется межсекторальное, межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ВВП, государственное регулирование и стимулирование экономики, финансирование социальной политики с учетом долгосрочных интересов страны. Таким образом, в бюджете отражаются финансовые взаимоотношения государства с плательщиками налоговых и неналоговых средств в бюджет и получателями бюджетных средств, т.е. взаимоотношения государства с населением и хозяйствующими субъектами по поводу формирования и расходования бюджетных средств.

Аккумуляция средств в  бюджете позволяет государству  осуществлять социальные программы, направленные на развитие культуры, здравоохранения, образования, поддержку семей с  низкими доходами,решение жилищной проблемы.

Централизуя и распределяя  денежные ресурсы, государство получает возможность корректировать действие саморегулирующегося рыночного  механизма. Средства, мобилизуемые через  государственный бюджет и государственные внебюджетные фонды, используются для расходов на общегосударственные нужды, которые не могут быть удовлетворены за счет частного предпринимательства. К ним, в частности, относятся государственное управление, общественная безопасность граждан, социальные программы, экология, оборона. Перераспределение ресурсов между секторами экономики, отраслями, социальными группами и территориями является важным рычагом реструктуризации экономики, реализации целевых и научно-технических программ.

При рассмотрении государственных  финансов необходимо иметь в виду, что функция сектора государственного управления отлична от функций других секторов экономики и заключается  в оказании нерыночных услуг населению, обществу в целом и перераспределении доходов и собственности. Сектор государственного управления отличается от других секторов экономики также по способам финансирования затрат — с помощью налогов и иных обязательных платежей других секторов экономики.

Рыночные условия хозяйствования предполагают свободное движение капиталов и товаров, стихийное формирование отношений между участниками воспроизводственного процесса, натуральных и стоимостных пропорций. При этом частный капитал не в состоянии решить многие проблемы социально-экономического развития. В этой связи государство осуществляет прямое (с помощью законодательных и иных нормативных актов) и косвенное социально-экономическое регулирование. Косвенное регулирование осуществляется через финансовую и кредитную политику, в реализации которой центральную роль играет государственный бюджет. Рычагами государственного воздействия при налогообложении являются налоговые ставки и льготы, оказывающие влияние на объем производства, предложение и спрос на отдельные виды товаров и услуг. При расходовании средств государство осуществляет финансирование государственных программ, направленных на содействие развитию тех или иных отраслей и производств, изменение структуры производства, субсидирует отдельные отрасли и предприятия. Рычагами государственного воздействия являются также льготные и беспроцентные кредиты и гарантии по банковским ссудам.

Благоприятное воздействие  бюджета на экономику предполагает формирование эффективного механизма  образования доходов на основе рационального  налогообложения населения и  предприятий, объема и структуры  государственных расходов, обеспечивающих условия для экономического роста, надежного контроля за сменой стадий экономических циклов, стабильности производства и повышения материального уровня и условий жизни населения.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

-федеральные налоги и сборы. Их перечень и ставки определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ;

-таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

-государственная пошлина в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из неналоговых же доходов основными являются следующие виды:

 
-доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, или от деятельности;

 
-доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;

-доходы от реализации государственных запасов;

-доходы от продажи земли и нематериальных активов;

-поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников;

-административные платежи и сборы;

-штрафные санкции, возмещение ущерба;

-доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы государственного бюджета  – это экономические отношения, возникающие в связи с распределением фонда денежных средств государства  и его использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

 
Государственные расходы — это  часть финансовых отношений, обусловленная  использованием централизованных и  децентрализованных доходов государства. Специфика государственных расходов состоит в обеспечении потребностей государственной сферы деятельности. Поэтому содержание и характер государственных  расходов непосредственно связаны  с функциями государства - экономической, социальной, управленческой, военной (обороной) и др. Государственные расходы  призваны удовлетворять наиболее важные потребности общества в области  развития экономики и социальной сферы, осуществления государственного управления и укрепления обороноспособности страны. Государство выполняет свои функции либо непосредственно через  систему органов управления, либо через принадлежащие ему предприятия (объединения), организации, учреждения.

Государственные расходы состоят из прямых расходов государства, осуществляемых через систему бюджетных и внебюджетных фондов, и расходов государственных предприятий, организаций, учреждений. И те, и другие расходы производятся в целях расширения производства (путем финансирования капитальных вложений и оборотных средств), образования общественных фондов социального назначения и удовлетворения других потребностей государства. Поскольку в различных системах хозяйствования (рыночной и административно-командной) и даже на разных этапах развития экономики роль государства, его функции и сфера деятельности меняются, то соответственно этому преобразовываются структура и объем производимых государством расходов.

По мере перехода к рынку  и развития многообразных форм собственности  экономическая функция государства  претерпела изменения, но за государством всегда останется роль координатора экономических процессов, выполнение которой будет осуществляться с помощью экономических методов, а в некоторых случаях путем прямого вмешательства в воспроизводственный процесс.

Использование экономических, в том числе финансовых методов, позволили государству отказаться от командного администрирования с  присущими ему методами бюджетного финансирования и дотирования, обеспечивавшими  запланированные темпы развития общественного производства, и перейти  к финансовому регулированию  экономики путем создания принципиально  иного, чем прежде, режима расходования финансовых ресурсов и коренной перестройки  бюджетного механизма. Переход к  финансовому регулированию экономики  даст возможность существенно сократить  государственные расходы, изменить их состав и структуру, увеличить  децентрализованные расходы, осуществляемые непосредственно государственными предприятиями и организациями.

Специфическим видом государственных  расходов в условиях рыночной экономики  являются затраты на инвестиции в  действующие или вновь создаваемые  предприятия, нередко осуществляемые на долевых началах. Создаваемая  за счет государственных инвестиций собственность передается специальным  органам управления государственным  имуществом.

Государственные расходы  в области экономики имеют  важное народнохозяйственное значение: они способствуют структурной перестройке  общественного производства, наращиванию  научно-технического потенциала, модернизации предприятий и техническому переоснащению  всех отраслей экономики. Активную роль государственные расходы играют в осуществлении инвестиционной политики, проведении природоохранных  мероприятий, распространении экологически чистых технологий.

Постепенно растут государственные  расходы, обусловленные выполнением  социальной функции государства. Необходимость  обеспечения основных социальных прав трудящихся, потребность в государственном  регулировании социальных процессов  вызывает рост соответствующих государственных  расходов, расширение их состава. При  этом основная часть государственных  расходов социального характера - примерно 3/4 их общего объема - финансируется  за счет бюджетных и внебюджетных фондов. В последние годы одновременно с развитием всех звеньев государственных  финансов, существенно возрастает роль местных финансов в покрытии расходов по расширению и совершенствованию  социально-бытовой инфраструктуры, содержанию учреждений просвещения  и здравоохранения, финансированию муниципального строительства.

Расходы государства, обусловленные  его социальной деятельностью, имеют  огромное значение. Формируемые с  их помощью фонды социального  назначения влияют на рост реальных доходов населения, повышают материальный и культурный уровень жизни народа. За счет социальных расходов государства финансируются мероприятия, обеспечивающие воспроизводство рабочей силы, переквалификацию работников, выплачиваются пособия по безработице и т.д.

Важную экономическую  и социальную роль играют государственные  расходы, осуществляемые непосредственно  государственными предприятиями, объединениями, организациями. Расходы государственных  предприятий охватывают два вида затрат:

· во-первых, связанных с  хозяйственной деятельностью предприятий - текущей и инвестиционной;

· во-вторых, обусловленных  социальными запросами трудового  коллектива и отдельных работников.

Первый вид затрат необходим  для обеспечения расширенного воспроизводства  основных и оборотных фондов, эффективного их использования, получения высокого финансового результата. Успешное решение  данной задачи позволяет повышать эффективность  хозяйствования, увеличивать финансовые возможности государства. Второй вид  затрат способствует росту уровня удовлетворения социальных запросов трудящихся.

Выполняя разнообразные  функции, государство несет расходы  не только по финансированию экономики  и социально-культурных мероприятий, но и на содержание управленческих структур. Расходы, связанные с выполнением  государственным аппаратом управления его функций, относятся к бюджетным. Помимо них к государственным издержкам управления относятся управленческие расходы, производимые государственными предприятиями, организациями и учреждениями. Совершенствование организационных форм управления, проведение мероприятий, направленных на удешевление аппарата управления, обычно приводит к сокращению доли расходов на управление в общем объеме государственных расходов.

В последнее время существенные изменения претерпевают военные  расходы, обусловленные выполнением  оборонной функции государства. В силу происходящей во всем мире разрядки напряженности военная функция  постепенно будет играть все более подчиненную роль. И как следствие этого в экономике страны будут набирать силу процессы конверсии оборонных отраслей, снижаться государственные расходы на содержание оборонных объектов, сокращаться бюджетные ассигнования на содержание вооруженных сил.

Объектом государственных  расходов выступают мобилизованные в распоряжение государства и  его предприятий доходы, что свидетельствует  о тесной количественной взаимосвязи  понятий «государственные доходы»  и «государственные расходы».

Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между  собой, составляет систему государственных  расходов. Организационное построение данной системы базируется на определенных принципах, устанавливаемых государством. К числу важнейших из них относятся:

• целевое направление  средств;

• безвозвратность расходования государственных ресурсов;

• соблюдение режима экономии.

Целевое направление средств  означает, что государственные расходы  осуществляются строго по целевому назначению в соответствии с направлениями  расходования, предусмотренными в финансовых планах. Основными целевыми направлениями государственных расходов в коммерческой сфере деятельности являются капитальные вложения и финансирование оборотных средств, в некоммерческой - заработная плата, затраты на текущее содержание, капитальные вложения и т. д.

Принцип безвозвратности  расходования государственных ресурсов означает, что средства, использованные на финансирование народного хозяйства, социальные и другие цели, не нyждaютcя в обязательном их возмещении. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается, например, от использования кредитных средств. Однако следование принципу безвозвратности не означает, что можно быть безразличным к конечному итогу использования государственных финансовых ресурсов. Порядок и условия их инвестирования в различные виды затрат должны быть такими, чтобы способствовать развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода, а в конечном итоге приводить к общему увеличению государственных финансовых ресурсов.

Достижению наибольшей результативности в процессе осуществления государственных  расходов отвечает такой принцип  их организации, как соблюдение режима экономии. Он может быть охарактеризован  как система форм и методов  последовательной минимизации затрат относительно получаемого результата. Этот принцип не всегда связан с  сокращением расходов, но обязательно  предполагает наиболее целесообразное их осуществление.

Информация о работе Бюджетная политика Государства