Бюджетная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы - изучение бюджетной политики РФ, ее сущность, цели и инструменты, а также ее особенности в современных условиях. Бюджетная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.
Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что
бюджетная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Рассмотрим глубже, что же из себя представляет бюджетная политика в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2003(печать)идеал.doc

— 232.00 Кб (Скачать)
 
 

                       

   Рис 1. Расходы государственного бюджета. 
 
 

     Дефицит федерального бюджета РФ на 2009г. предполагается в размере 2 трлн 978,4 млрд руб. Такие показатели указаны в проекте федерального закона "О внесении изменений в федеральный закон "О федеральном бюджете на 2009г. и на плановый период 2010г. и 2011г.". В 2009г. дефицит федерального бюджета РФ запланирован на уровне 7,4% ВВП.1

   Прогнозируемый  общий объем доходов федерального бюджета по сравнению с утвержденным ранее объемом снижен на 4 трлн 213,5 млрд руб. - до 6 трлн 713,6 млрд руб., в том числе объем нефтегазовых доходов снижен на 2 трлн 635,3 млрд руб. - до 2 трлн 057,2 млрд руб. Общий объем расходов федерального бюджета в 2009г. по сравнению с утвержденным ранее предполагается увеличить на 667,3 млрд руб., или на 7,4%, и установить в размере 9 трлн 692 млрд руб.

   Основные  характеристики федерального бюджета  на 2009г. утверждены исходя из прогнозируемого  объема валового внутреннего продукта в размере 40 трлн 420 млрд руб. и уровня инфляции на уровне 13%.

   Ранее утвержденные бюджетные ассигнования предполагается сократить на 943,3 млрд руб., но предусмотреть новые бюджетные  ассигнования на 2009г. в размере 1 трлн 610,6 млрд руб.

   Эти бюджетные ассигнования федерального бюджета предлагается направить  на выполнение мероприятий, реализуемых правительством РФ в целях стабилизации финансового рынка, поддержки отраслей экономики, социальной защиты населения в условиях международного финансового кризиса.

   Из  этой суммы на государственную поддержку  банковской системы планируется направить 300 млрд руб.; на проведение мероприятий активной политики занятости населения с учетом ситуации на региональных рынках труда - 43,7 млрд руб.; на увеличение размера максимальной величины пособия по безработице - 33,9 млрд руб.; на предоставление возможности использования средств материнского капитала на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам и займам, в том числе ипотечным, на приобретение или строительство жилья, - 26,3 млрд руб.; на дополнительную финансовую поддержку субъектов РФ в сумме 150 млрд руб. (кроме того, предусматривается увеличение объема предоставления бюджетных кредитов региональным бюджетам на сумму до 150 млрд руб.); на дополнительные межбюджетные трансферты государственным внебюджетным фондам - 388,5 млрд руб.; на иные мероприятия по поддержке отдельных отраслей экономики и социальной поддержке населения - 601,5 млрд руб.; на иные расходные обязательства, изменение размера которых зависит от показателей прогноза социально-экономического развития РФ, - 66,7 млрд руб. В последние годы внешний госдолг сократился. В целом государственный долг РФ в 2008г. увеличился на 289,1 млрд руб. и по состоянию на 1 января 2009г. составил 2 трлн 691,9 млрд руб., или 6,7% ВВП. По данным Минфина РФ, в течение 2008г. доля государственного внутреннего долга в общем объеме госдолга увеличилась с 54,2% до 55,7%. Соответственно, доля внешнего долга сократилась с 45,8% до 44,3%. Таким образом, государственный внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах РФ (ОФЗ-ГСО), по состоянию на 1 января 2009г. увеличился на 13,8%, или на 172 млрд 590,4 млн руб., и составил 1 трлн 421 млрд 438,7 млн руб. Напомним, по состоянию на 1 января 2008г. он составлял 1 трлн 248 млрд 848,3 млн руб. Государственный внешний долг по состоянию на 1 января 2009г. оценивается в 40,573 млрд долл., или 1 трлн 192,04 млрд руб.  

   С учетом мирового финансового кризиса  были определены основные цели и задачи бюджетной политики на 2009-2011 годы и  дальнейшую перспективу.

   При определении целей и задач бюджетной политики следует исходить из того, что за последние месяцы существенно возросла неопределенность на мировых рынках сырья, продовольствия и капитала. Продолжается замедление темпов роста мировой экономики.

   Внешние факторы оказывают серьезное  воздействие на российскую экономику. Это обусловлено и тем обстоятельством, что, несмотря на высокие темпы экономического роста в последние десять лет, нынешняя структура российской экономики еще не отвечает современным требованиям динамично развивающейся страны. Она существенно отличается от структуры экономики развитых стран, где высок удельный вес образования, науки, здравоохранения.

   При таких условиях необходимо повышение  устойчивости национальной экономики  на основе совершенствования ее структуры, внедрения инноваций, осуществления модернизации в сфере оказания социальных услуг, улучшения транспортной, энергетической и финансовой инфраструктуры, формирования благоприятной среды для предпринимательской деятельности.

   В этих целях бюджетная политика должна формироваться с должной степенью осмотрительности, учитывать все возможные сценарии развития мировой экономики, включая негативные, и в то же время быть активной, в максимальной степени использовать все имеющиеся возможности.

   Наиболее  острой проблемой в настоящее время является рост цен. Необходимость замедления роста цен - одновременно макроэкономическая и социальная проблема. Инфляция уменьшает реальные доходы граждан, их покупательную способность, склонность к сбережению, подрывает основы многолетнего бюджетного планирования.

   Кроме того, с точки зрения создания основ  долгосрочного роста экономики  и устойчивости бюджета важно  преодоление отрицательных демографических  тенденций. Согласно прогнозам, численность  занятого населения будет постепенно сокращаться при одновременном росте количества пенсионеров.

   Обеспечение сбалансированности пенсионной системы  является одной из наиболее серьезных  проблем экономической политики.

   Для повышения эффективности и результативности бюджетной политики Правительству  Российской Федерации надлежит сосредоточиться на решении следующих основных задач.

  • Первое. Бюджетная политика должна сохранить свое значение как важнейший инструмент макроэкономического регулирования. Она должна быть направлена на обеспечение сбалансированного развития экономики, играя важную роль в снижении инфляции. Одной из базовых предпосылок решения этой задачи является безусловное соблюдение установленных в 2007 году Бюджетным кодексом Российской Федерации требований по обеспечению долгосрочной устойчивости бюджетной системы, использованию нефтегазовых доходов и ограничению дефицита федерального бюджета. Правительство Российской Федерации совместно с Банком России должно принять исчерпывающие меры по обеспечению снижения инфляции.
  • Второе. Необходимо усилить роль бюджета в стимулировании роста экономики и повышении уровня жизни населения на долгосрочную перспективу. Начиная с 2009 года проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на очередной 3-летний период должны формироваться с учетом основных параметров бюджетных прогнозов на 15-летний период, а по отдельным направлениям - на более отдаленную перспективу К 1 августа текущего года необходимо разработать долгосрочную бюджетную стратегию на период до 2023 года. Она должна включать в себя основные параметры бюджетной системы, выявить долгосрочные риски и установить целевые ориентиры, для достижения которых необходимо мобилизовать бюджетные ресурсы в интересах повышения конкурентоспособности российской экономики и адресности социальной политики. Долгосрочное бюджетное планирование должно стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Это предполагает принятие активных мер по повышению качества государственных услуг, обеспечению роста производительности труда в государственном секторе.При расширении горизонта бюджетного прогнозирования возрастает значение информации о финансовых результатах деятельности государственного сектора. Эта информация должна учитываться при принятии решений, касающихся управления государственными ресурсами. На федеральном уровне должна быть сформирована система мониторинга эффективности бюджетных расходов, а также оценки эффективности использования финансовых ресурсов, передаваемых государственным корпорациям. В целях обеспечения в полной мере реализации принципа достоверности экономического прогнозирования как одной из основополагающих предпосылок для улучшения качества бюджетного планирования необходимо существенно повысить надежность и расширить горизонт прогноза социально-экономического развития. Следует уже в ближайшее время сформировать современную правовую и методическую базу средне- и долгосрочного государственного прогнозирования социально-экономического развития страны.
  • Третье. Необходимо сформировать устойчивый механизм пенсионного обеспечения на длительную перспективу, создав условия для получения достойной пенсии как тем, кто уже вышел на пенсию, так и тем, кому это предстоит в будущем. Здесь необходим широкий комплекс мер, в том числе упорядочение источников финансирования пенсий, развитие негосударственного пенсионного страхования, более эффективное управление пенсионными накоплениями. Важную роль может сыграть система софинансирования пенсионных накоплений с использованием средств Фонда национального благосостояния. Следует завершить все подготовленные мероприятия по ее введению в действие до конца текущего года.
  • Четвертое. Эффективное расходование бюджетных средств за счет перехода к финансовому обеспечению государственных услуг на основе государственного задания и принципов нормативно-подушевого финансирования. При этом должны предусматриваться стимулы для обеспечения соответствия качества и объема предоставляемых услуг установленным в задании требованиям. Необходимо ускорить процесс реорганизации бюджетных учреждений в автономные учреждения.
  • Пятое. Завершение переходного периода формирования новой системы местного самоуправления. С 1 января 2009 г. должны в полном объеме вступить в силу положения Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и связанные с ним нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации, регулирующие финансовые взаимоотношения между бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами. По-прежнему требуется оказание вновь созданным муниципальным образованиям действенной поддержки в освоении ими базовых методов и процедур управления муниципальными финансами.
  • Шестое. Практический переход на современные принципы осуществления государственных инвестиций и реализации долгосрочных программ за счет бюджетных средств. С 2010 года соответствующие нормы Бюджетного кодекса Российской Федерации должны быть реализованы полностью. Эти нормы в максимально возможной степени следует применять и в переходный период.
  • Седьмое. Дальнейшее развитие практики бюджетирования, ориентированного на результаты. В рамках бюджетного планирования следует обеспечить корреляцию докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования, долгосрочных программ и ведомственных целевых программ, обоснований бюджетных ассигнований. Каждая программа должна предусматривать конкретные цели ее реализации и показатели оценки их достижения на всех этапах осуществления программы. Если программа не позволяет достичь предусмотренных целей, то надо отказываться от ее дальнейшей реализации со своевременным внесением соответствующих изменений в нормативные правовые акты. Следует пересмотреть механизм формирования и реализации ведомственных целевых программ, которые должны в основном использоваться для реструктуризации и повышения эффективности исполнения обязательств.
  • Восьмое. Повышение эффективности управления средствами Резервного фонда, Фонда национального благосостояния, временно свободными бюджетными средствами. Обеспечение надежности размещения средств этих фондов остается безусловным приоритетом. В то же время по мере накопления опыта управления средствами Фонда национального благосостояния, в том числе в целях повышения его доходности, следует рассмотреть вопрос о расширении состава активов, в которые могут размещаться средства Фонда. В число таких активов могут войти акции и долговые обязательства надежных эмитентов.
  • Девятое. Повышение качества управления государственной собственностью и эффективности работы государственного сектора. Следует в ближайшие годы завершить процесс акционирования федеральных государственных унитарных предприятий, не являющихся необходимыми для исполнения публичных полномочий. Должна быть создана правовая база для приватизации имущества государственных и муниципальных учреждений, а также для обеспечения возможности изъятия по решению собственника и последующей приватизации части имущества унитарного предприятия. Необходимо расширить практику представления интересов государства в органах управления акционерных обществ независимыми директорами вместо государственных служащих. Следует обеспечить полноценный учет имущества казны и его отражение в финансовой отчетности публично-правовых образований.
  • Десятое. Расширение практики учета результативности работы органов государственной власти субъектов Российской Федерации при принятии решений о предоставлении финансовой поддержки за счет средств федерального бюджета
  • Одиннадцатое. Совершенствование структуры и механизмов государственного и муниципального финансового контроля, исключение параллелизма и дублирования в этой сфере.
 

   Минфин  опубликовал 9 апреля результаты исполнения федерального бюджета за первые три месяца 2009г. Согласно представленным данным, в марте, как и месяцем ранее, бюджет был исполнен с дефицитом, составившим 183 млрд руб., или 6,2% ВВП (244 млрд, или 8,8% ВВП в феврале). Всего по итогам I квартала дефицит составил 50 млрд руб. (0,6% ВВП). Расходы бюджета в марте были на уровне предыдущего месяца - 693 млрд руб. По сравнению с мартом 2008г. они вы23росли на 46%. По итогам квартала расходы превысили уровень 2008 г. на 33,6%.2

   Можно констатировать, что в условиях кризиса  Минфин осуществляет активную бюджетную  политику. Для финансирования бюджетного дефицита Минфин осуществил продажу валюты из Резервного фонда Центробанку на общую сумму 600 млрд руб. (в апреле запланировано изъятие из Резервного фонда такой же суммы). Эти средства поступили на единый счет федерального бюджета. "Свободные бюджетные средства Минфин в апреле начал размещать на депозитах в коммерческих банках. На первом аукционе было размещено 60 млрд руб. под ставку чуть выше 15% годовых, второй аукцион состоится на следующей неделе, банкам будет предложено 50 млрд руб. на три месяца. Данные аукционы Минфин рассматривает как возможность увеличить доходы бюджета.

   Представленная Минфином статистика в целом выглядит не так плохо, как можно было бы предположить, особенно в доходной части. В частности, суммарные доходы федерального бюджета за I квартал ниже аналогичного показателя 2008г. Более того, дефицит не слишком велик, да и в марте по сравнению с февралем доходы подросли, что может вызывать определенный оптимизм. Однако  не  исключается то, что детали могут оказаться не такими уж позитивными.

   Во-первых, относительно скромный, по сравнению с заложенным в бюджет (около 3 трлн руб.), дефицит свидетельствует о возможном неинтенсивном воплощении антикризисного плана. Следовательно, и скорого эффекта от мер, может быть, ожидать не следует. Во-вторых, значительный вклад (гораздо больший, чем годом ранее) в январские доходы внесли процентные доходы от управления Резервным фондом и Фондом национального благосостояния в 2008г., перечисленные Банком России в январе в размере почти 270 млрд руб., что является разовым перечислением.

   "В-третьих,  из-за изменения в принципах  взимания НДС средства, поступающие  в бюджет в I квартале 2009г., де-факто  перечисляются за IV квартал 2008г.  Более того, рассрочка квартального  платежа фактически сгладит те  прошлогодние пики налоговых поступлений в апреле, июле и октябре, которые принесли в бюджет 2008г. более трети всех доходов. К этому же приведет и переход с авансовых платежей по налогу на прибыль на уплату по фактически полученной прибыли. Еще одна причина для беспокойства кроется в том, что бюджет еще не полностью ощутил снижение налогов на труд, поскольку увольнения еще не закончились, сокращение заработной платы тоже не до конца себя исчерпало.

   Официальные прогнозы также предполагают, что  основной дефицит бюджета проявится во II, III и, возможно, IV кварталах года, поскольку на это время приходятся основные расходы. По итогам года правительство ожидает доходы бюджета на уровне 6,7 трлн руб. (16,6% ВВП), расходы запланированы в размере 9,7 трлн руб. (24% ВВП). "Дефицит бюджета в размере 3 трлн руб. (7,4% ВВП) предполагается финансировать за счет средств Резервного фонда (4,1 трлн руб. на начало апреля). Отметим, что пока цена нефти (в среднем около 44 долл. с начала года) превышает заложенные в бюджет 41 долл. При 50 долл. за барр. (сейчас консенсус ближе к этой цифре, чем к 41 долл. за барр.) доходы бюджета превысят 7 трлн руб., а дефицит может составить 2,5-2,6 трлн руб. (6,1-6,3 % ВВП).3  
 
 
 
 

Заключение

     В ходе написания данной курсовой  работы я постаралась отразить  все стороны, касающиеся бюджетной политики России: законодательные и теоретические основы, реализация бюджетной политики на практике. Я изучила сущность, роль, цели, инструменты бюджетной политики, а также бюджетную политику в Российской Федерации в современных условиях.

   Таким образом, бюджетная политика должна формироваться исходя из необходимости  улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения  позитивных структурных изменений  в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами. Последовательное снижение темпов инфляции должно оставаться в центре внимания Правительства Российской Федерации. Акцент в антиинфляционных мерах должен быть перенесен с подавления уже возникших инфляционных всплесков на устранение причин, обуславливающих сохранение относительно высокой инфляции.

    
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

   1. Агапова Т.А. Расходы федерального бюджета до 2010 г. и экономический рост в России // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6. Экономика. - 2008. - N 3. - С.70-79.

   2. Анофрикова Е.Э. Субъект Федерации как агент бюджетной политики государства // Вестник НГУ. Сер. Соц.-экон. науки. - 2007. - Т.7, вып.2. - С.172-177.

   3. Балдина С.В. Бюджетный учет в Российской Федерации. - М.: МЦФЭР, 2005. - 815с. - (Прил. к журн. "Налоговые споры"; 13-2005).

   4. Бушмин Е. Особенности федерального бюджета 2007 года: основные характеристики. Трехлетнее планирование // Экон. политика. - 2006. - N 4. - С.43-51.

Информация о работе Бюджетная политика РФ