Бюджетная политика РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 15:29, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы - изучение бюджетной политики РФ, ее сущность, цели и инструменты, а также ее особенности в современных условиях. Бюджетная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования.
Ныне экономисты самых различных школ безоговорочно признают, что
бюджетная политика оказывает сильнейшее воздействие на любую экономическую систему.
Рассмотрим глубже, что же из себя представляет бюджетная политика в Российской Федерации.

Работа содержит 1 файл

Курсовая 2003(печать)идеал.doc

— 232.00 Кб (Скачать)

     Именно поэтому конкретные требования  к бюджетной политике ежегодно  формулируются в Бюджетном послании  Президента Российской Федерации. Согласно Бюджетному кодексу РФ Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ о бюджетной политике на очередной год является неотъемлемым элементом процедуры подготовки федерального бюджета. Бюджетное послание задает стратегические и краткосрочные ориентиры бюджетной политики, согласованные с общими целями и задачами экономической политики государства, которые являются определяющими в среднесрочном бюджетном планировании и при составлении проекта федерального бюджета на очередной год.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 2. Инструменты бюджетной политики

   Под бюджетной политикой понимаются мероприятия государства по управлению доходами и расходами бюджета, а также бюджетным дефицитом. Во-первых, бюджет государства не должен допускать чрезмерного дефицита государственного бюджета, иначе будет получен отрицательный эффект воздействия не экономику в виде инфляции и замедления инвестиционного процесса. Во-вторых, расходы государственного бюджета, предназначенные для экономической сферы, должны быть избирательными, то есть поддерживать наиболее перспективные и эффективные направления. В-третьих, следует иметь ввиду, что расходы государственного бюджета, особенно в инвестиционной сфере, способны вызвать мультипликативный эффект, то есть привести к тому, что общий объем инвестиций в экономику, с учетом частного сектора будет гораздо больше первоначального.

   Основными инструментами проведения государственной  бюджетной политики выступают, прежде всего, такие фискальные рычаги воздействия, как налоги, государственные расходы, трансферты, государственные закупки  и госзаймы.

   Налоги  – обязательные платежи, взимаемые  государством с юридических и  физических лиц на основе специального налогового законодательства.

   Принципы  налогообложения:

   – сочетание прямых и косвенных  налогов;

   – универсальность налогообложения;

   – равнонапряженность налогового бремени для всех субъектов налоговых правоотношений;

   – однократность налогообложения;

   – использование системы налоговых  льгот;

   – стремление к стабильности условий  налогообложения;

   – запрет обратной силы налоговых законов.

   Субъекты налога должны уплачивать налоги пропорционально тем выгодам, которые они получают от государства, т.е. те, кто получил большую выгоду, платят налоги, необходимые для финансирования создания этой выгоды.

   Объект  налога – доход или имущество, с которого начисляется налог.

   Ставка  налога – величина налоговых отчислений на единицу объекта налога. Различают  твердые ставки (устанавливаются  в абсолютном выражении на единицу  отложения, независимо от размеров дохода); пропорциональные (в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины); прогрессивные (возрастание ставки по мере роста дохода); регрессивные (снижение ставки по мере роста дохода).

   Прямые  налоги – платятся субъектами налога непосредственно и прямо пропорциональны  платежеспособности (подоходный налог, налог на землю и т.д.). Косвенные налоги взимаются через надбавку к цене и являются налогами на потребителей (акцизы, НДС, таможенные пошлины).

   Чистые  налоговые поступления в бюджет – разность между величиной общих  налоговых поступлений в бюджет и суммой выплаченных правительством трансфертов.

   Расходы государственного бюджета - это экономические  отношения, возникающие в связи  с распределением фонда денежных средств государства и его  использование по отраслевому, целевому и территориальному назначению. Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной сторон. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

   Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением  государством своих функций. Эти  затраты выражают экономические  отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям. Расходная часть охватывает всю экономику, так как государство учитывает экономические интересы общества в целом. На величину и структуру расходов федерального бюджета влияют множество факторов, как-то: государственное устройство, внешняя и внутренняя политика государства, общий уровень экономики, уровень благосостояния населения, размер государственного сектора в экономике и многие другие факторы.

   Через бюджетные расходы финансируются  бюджетополучатели - организации производственной и непроизводственной сферы, являющиеся получателями или распорядителями  бюджетных средств. Бюджет определяет только размеры бюджетных расходов по статьям затрат, а непосредственные расходы осуществляют бюджетополучатели. Кроме того, за счет бюджета происходит перераспределение бюджетных средств по уровням бюджетной системы через дотации, субвенции, субсидии и бюджетные ссуды. Расходы бюджета носят в основном безвозвратный характер. На возвратной основе могут предоставляться только бюджетные кредиты и ссуды. Основные статьи расходов бюджета РФ: управление, оборона, поддерживание правопорядка, социальное обеспечение, здравоохранение, культура, образование, а также обслуживание внешнего государственного долга.

   Для уяснения роли и значения многообразных  бюджетных расходов их обычно классифицируют по определенным признакам:

   1. По роли в общественном производстве;

   2. Общественному назначению;

   3. Отраслям производства;

   4. Целевому назначению.

   По  роли в общественном производстве расходы бюджета делят на:

  • Расходы на содержание и развитие материального производства (расходы на расширенное воспроизводство и реконструкцию, новые технологии и т.п.);
  • Расходы на содержание и дальнейшее развитие непроизводственной сферы (текущие затраты государства - расходы на управление, военные расходы, расходы на пенсии и пособия и т.п.);
  • Расходы на создание государственных резервов (затраты на формирование и обслуживание страховых и резервных фондов).

   С помощью этих расходов государство  получает инструменты регулирования  распределением денежных средств между  материальным производством и непроизводственной сферой в соответствии с экономическими и социальными потребностями  общества, и, кроме того, государство как субъект экономики при помощи данного инструмента может воздействовать на стоимостную структуру общественного производства, достигать прогрессивных сдвигов в народнохозяйственных пропорциях, стимулировать развитие принципиально новых отраслей экономики, влиять на ускорение научно-технического прогресса. Таким образом, бюджетные расходы, в силу своего перераспределительного характера, способны играть важную роль в государственном регулировании экономики и социальных процессов.

   В соответствии с общественным назначением (экономическая группировка бюджетных расходов по экономическому назначению отражает выполняемые государством функции - экономическую, социальную, оборонную и т.п.) все расходы федерального бюджета подразделяются на четыре большие группы:

  • Расходы на народное хозяйство и поддержку экономики;
  • Расходы на социально-культурные нужды;
  • Военные расходы;
  • Расходы на управление.
  • Совершенствование межбюджетного регулирования является актуальной задачей в условиях реформирования бюджетного процесса на всех уровнях бюджетной системы государства. Межбюджетные трансферты различных видов рассмотрены как инструмент согласования интересов региона и муниципальных образований. Такой подход позволяет совершенствовать бюджетную политику субъекта РФ, обеспечивая стратегическое развитие муниципальных образований.

    
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются в форме:  

  • финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе дотаций из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 131 настоящего Кодекса и иных дотаций и субсидий в соответствии со статьей 132 настоящего Кодекса; 
  • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации из Федерального фонда компенсаций в соответствии со статьей 133 настоящего Кодекса; 
  • финансовой помощи бюджетам отдельных муниципальных образований, предоставляемой в случаях и в порядке, установленных федеральными законами; 
  • иных безвозмездных и безвозвратных перечислений;
  

 Процедуры государственных закупок отличаются от тех, к которым привыкло большинство поставщиков. Главным способом закупок для государственных нужд являются конкурсы (открытые и закрытые). Многие принципы и правила госзакупок позаимствованы из мировой практики, к сожалению, иногда с искажениями и без достаточного учета сложившийся в нашей стране коммерческой практики. В итоге российское законодательство в этой области еще далеко от совершенства.

   В основе системы государственных  закупок лежат принципы:

  • прозрачности (доступность информации о закупках);
  • подотчетности (соблюдение установленных правил и процедур закупок, эффективный контроль);
  • конкуренции (свободная конкуренция, за исключением особых случаев );
  • справедливости (равные возможности для всех участников);
  • эффективности (экономия бюджетных средств при достижении требуемого результата).

   Основным  способом государственных закупок  являются конкурсные торги - способ выдачи заказов на поставку товаров, предоставление услуг или проведение подрядных работ по заранее объявленным в конкурсной документации условиям, в оговоренные сроки на принципах состязательности, справедливости и эффективности. Контракт заключается с победителем конкурсных торгов - участником, подавшим предложение соответствующее требованиям конкурсной документации, в котором предложены наилучшие условия. 
 
Конкурсные торги подразделяются на открытые и закрытые, могут проводиться в один или два этапа. Другие способы закупок, такие как запрос ценовых котировок и закупки у единственного источника.

   Государственный займ - форма государственного кредита, когда государство выступает  главным образом в качестве должника (заемщика).

   Государственные займ - способ получения государственных доходов, который одновременно приводит к образованию государственного долга. Различают внутренние и внешние государственные займы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Глава 3. Особенности бюджетной политики в Российской Федерации в современных условиях

   В Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2008–2010 годах были определены стратегические ориентиры на среднесрочную перспективу  – содействие социальному и экономическому развитию Российской Федерации при безусловном учете критериев эффективности и результативности бюджетных расходов.

   Следование  этим стратегическим ориентирам позволило  существенно продвинуться в достижении определенных на среднесрочную перспективу  целей бюджетной политики - улучшения качества жизни населения, создания условий для обеспечения позитивных структурных изменений в экономике и социальной сфере, решения проблем макроэкономической сбалансированности, повышения эффективности и прозрачности управления общественными финансами.

   В 2008 году бюджет принят с профицитом (доходы превышали расходы), в 2009 году бюджет приняли с дефицитом (расходы превышали доходы). Государственные расходы за 2008 год:

  • Общегосударственные расходы:                                                      14,3%
  • Национальная оборона:                                                                       7,3%
  • Национальная безопасность и правоохранительная деятельность:   9%
  • Национальная экономика:                                                                 12,1%
  • Жилищно-комунальное хозяйство:                                                    0,9%
  • Охрана окружающей среды:                                                             0,16%
  • Образование:                                                                                        5,3%
  • Культура, СМИ:                                                                                   1,4%
  • Здравоохранение, спорт:                                                                     4,2%
  • Социальная политика:                                                                         4,7%
  • Межбюджетные трансферты:                                                           39,5%   

Информация о работе Бюджетная политика РФ