Бюджетные дефициты и профициты

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 18:33, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – изучить экономическую суть таких понятий как государственный бюджет, бюджетный профицит/дефицит.
Задачи исследования:
рассмотреть бюджет как экономическую категорию, то есть дать его определение, раскрыть структуру государственного бюджета
дать определение профициту и дефициту бюджета
выделить основные концепции балансирования государственного бюджета;
выявить преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита/профицита бюджета

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Теоретические основы образования профицита и дефицита бюджета.……………………………...4
Государственный бюджет и его структура……………………………...4
Понятие профицита и дефицита бюджета………………………………7
Основные концепции балансирования государственного бюджета……………………………………………………………………….14
Глава 2. Бюджетный профицит в экономике современной России и перспективы снижения дефицита с учетом зарубежного опыта…………….18
2.1. Оценка последствий функционирования национальной экономики в условиях профицита федерального бюджета18
2.2. Особенности дефицитного финансирования государственной деятельности…………………………………22
2.3. Преимущества и недостатки функционирования российской экономики в условиях дефицита и профицита бюджета........29
Заключение………………………………………………………………………37
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсК.docx

— 129.14 Кб (Скачать)

3. Определение дефицита  в целях оценки воздействия  органов государственного управления  на внутренний спрос и платежный  баланс. Внутренние и внешние  операции органов государственного  управления по-разному влияют  на экономическое положение страны. При этом в случае значительной  несбалансированности поступлений  от нерезидентов и сумм внешних  платежей объемы внешних поступлений  могут не покрывать потребности  в импорте. Для оценки воздействия  государства на внутренний спрос  и объем денежной массы внутри  страны может быть рассчитан  внутренний бюджет и величина  дефицита (профицита) внутреннего  бюджета. В этих целях в общую  величину финансирования включается  лишь внутреннее финансирование  и исключается внешнее финансирование  как источник ресурсов для  удовлетворения внутреннего спроса  независимо от обязательств по  выплатам в будущем. Для оценки  прямого влияния деятельности  органов государственного управления  на состояние платежного баланса  и анализа воздействия на государственный  сектор и макроэкономические  показатели внешнеэкономических  факторов может быть рассчитан  внешний бюджет. Во внешнем бюджете  отражаются все операции с  нерезидентами, связанные с доходами, официальными трансфертами, расходами,  заимствованием, представлением займов  и изменением наличных денежных  средств, имеющихся в распоряжении  государственных органов власти  за рубежом. В этих расчетах  следует учитывать также операции  внебюджетных фондов.

Внешний дефицит (профицит) может быть определен путем вычитания  из общего объема поступлений общего объема платежей применительно к  разграничению доходов, расходов, кредитования, заимствования, остатков денежных средств, трансфертов на связанные с операциями с резидентами и нерезидентами  следующим образом. Доходы определяются как сумма поступлений из-за границы  и полученных официальных трансфертов. К поступлениям из-за границы относятся  полученные от нерезидентов налоги, лицензионные платежи, дивиденды, проценты, взносы, штрафы, поступления от некоммерческих и побочных продаж товаров и услуг, от продажи капитальных активов, трансферты из негосударственных источников. Общий объем платежей включает выплаты процентов другим странам, текущие трансферты, переданные за границу, капитальные трансферты, переданные за границу, внешнее кредитование за вычетом погашения, прочие внешние расходы. Разность между внешними доходами и расходами образует внешний дефицит, нуждающийся во внешнем финансировании, или профицит.

Дефицит бюджетов возникает  в силу превышения расходов над доходами. Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады производства.

Войны требуют использования  ресурсов на вооружение и содержание армии. При этом напряжение возникает  не только в период военных действий, но и в результате расходов на военные  нужды в мирное время. Финансирование этих расходов осуществляется за счет увеличения налогов, денежной эмиссии  и выпуска государственных долговых обязательств. Каждый из этих источников имеет свои ограничители. Увеличение налоговых ставок ограничивает стимулы  к труду и развитию производства. Эмиссия новых денег ведет  к инфляции. Выпуск долговых обязательств связан с возможностями размещения займов. Однако остается фактом, что  продажа государственных облигаций  является существенным источником покрытия дефицита бюджета.

Другим важным фактором, порождающим дефицит, являются спады, стагнация и периоды депрессии  производства. В годы, когда ВВП  и национальный доход сокращаются, автоматически сокращаются также  налоговые поступления. В то же время  расходы сохраняют тенденцию  оставаться на прежнем уровне. В  итоге возникает или увеличивается  разрыв между расходами и доходами, растет дефицит.

Рост дефицита может быть связан с неоправданным, не учитывающим  финансовых возможностей ростом расходов и их неэффективностью (в частности, на содержание управленческого персонала, дотация убыточным отраслям и др.). Нерациональная налоговая политика, превышение нормальной налоговой нагрузки также могут вести к негативному результату вследствие порождения тенденции к ограничению и сокращению хозяйственной деятельности.

Дефицит бюджетов и связанный  с ним рост государственной задолженности  и расходов по ее обслуживанию и  погашению стал одной из причин усиления внимания к теориям, обосновывающим необходимость бездефицитности  бюджетов и критики кейнсианских концепций стимулирования развития экономики с помощью увеличения государственных расходов с использованием дефицита бюджета. Тем не менее в  европейских странах, учитывая реально  складывающуюся ситуацию, не провозглашают  в качестве цели формирование бездефицитного бюджета и считают дефицит  фактором экономического роста. В 70-90-х  гг. минувшего и в начале нынешнего  века для европейских стран дефицит  бюджетов является обычным явлением. По условиям Маастрихтских соглашений приемлемым является уровень бюджетного дефицита в размере 3% к ВВП. Основными  причинами дефицита бюджета России в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов  бюджета из-за сокращения ВВП, трудности  с сокращением расходов, существенные размеры нецелевого использования  средств. Глубокий кризис производства и расстройство денежно-кредитной  системы в 90-х гг. шли рука об руку с расстройством государственных  финансов. Либерализация цен в 1992 г. была попыткой сбалансировать спрос  и предложение. Неумело проведенная, она породила широкомасштабную инфляцию, привела в сочетании с другими  факторами к глубокому финансово-экономическому кризису. Проявлениями кризиса государственных  финансов стали дефицит государственного бюджета, неплатежи органов государственного управления по своим обязательствам, ухудшение собираемости налогов, сокращение и неполное финансирование социальных программ. В 1992-1994 гг. для финансирования дефицита бюджета широко использовалась эмиссия денежных средств. В 1992 г. она составила 1,5 трлн. руб., в 1993-м – 10,1 трлн. Отказ от финансирования дефицита за счет эмиссии облегчил реализацию мер по снижению уровня инфляции и стабилизации рубля. До 1997 г. существенную долю заимствований составляли связанные кредиты правительств иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций. С 1997 г. началось использование более эффективных способов заимствования на международных рынках путем эмиссии ценных бумаг. В 1999-2000 гг. заимствование на международных рынках кредитных ресурсов было существенно сокращено.

Итак, бюджетная политика государства регулирует финансовые потоки между секторами национальной экономики, формирует государственные  фонды денежных ресурсов и обеспечивает решения социально-экономических  задач по предоставлению коллективных и индивидуальных благ в виде товаров  и услуг за счет ресурсов бюджетной  системы и государственных внебюджетных фондов. Регулирующим и контролирующим инструментом ее является бюджетный  дефицит (профицит). Это сложная финансово-экономическая  категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной  системы, взаимосвязи между потоками доходов государства (прежде всего  налоговыми поступлениями) и потребностями  в государственном финансировании, обеспечивающем эффективную реализацию всех функций государства (регулирующую и управленческую, оборонную, социальную, инвестиционную, внешнеэкономическую). Основными причинами дефицита бюджетов являются войны и спады, стагнация  и периоды депрессии производства; неоправданный рост расходов и их неэффективность.

 

 

 

 

1.3 Основные концепции балансирования государственного бюджета

           

Государственный бюджет существенно  меняет состояние денежного рынка. При его увеличении происходит дополнительное предложение денег. Это происходит не только тогда, когда государство покрывает долг за счет печатного станка или за счет внешних заимствований. Увеличение внутреннего долга ведет к расходованию резервов банков и привлечению сбережений населения, т.е. к росту обращающихся денежных средств. Такой процесс оборачивается снижением покупательской способности национальной валюты, ведет к инфляции. Проплата долга, наоборот, уменьшает количество обращающихся денег, что рождает тенденции, сдерживающие экономический рост. Для нейтрализации подобных нежелательных явлений Центральный банк может проводить политику дорогих денег в период увеличения государственного долга и политику дешевых денег во время его проплаты. Государство может использовать налоговую политику в этих же целях: ее ужесточение в период увеличения задолженности и смягчение во время погашения долговых обязательств.

 Для того чтобы избежать всех названных последствий, необходимо постоянно вести работу по балансированию бюджета. Современные экономические школы представили три концепции балансирования бюджета, т.е. три альтернативных взгляда:

- бюджет нуждается в  ежегодном балансировании;

- балансирование бюджета  должно осуществляться в целом  за срок промышленного цикла;

- балансирование бюджета  не является самоцелью финансовой  политики государства. Она должна  стать следствием формирования  эффективной экономики.

 Практика ежегодного балансирования бюджета выявила существенный недостаток – усиление циклических колебаний. Реально такая политика просуществовала до 30-х годов. Затем стали применяться концепции стабилизации экономики, уменьшающие амплитуды циклических колебаний. Программы Дж. Кейнса  рекомендуют во время спада прибегать к государственному долгу, и за его счет финансировать инвестиционный процесс. Долг гасится во время подъема. Такого рода манипулирование значительно облегчает и сокращает время экономического кризиса, балансирование бюджета в данном случае должно осуществляться в целом за срок, равный промышленному циклу.

Представители теории экономики  предложения считают, что не надо зацикливаться на идее бюджетного равновесия. Проблема заключается в другом –  в создании эффективного конкурентного  рынка, который насытит рынок  товарами, а население обеспечит  доходами. В этих условиях высоки будут  налоговые поступления, значительно  повысится доходная часть бюджета, и вопрос о проплате государственных  расходов решится сам собой.

Приведенный аргумент был  бы достаточным, если бы государство  имело твердые ограничения в  росте своих расходов. Но такие  преграды, выставляемые обычно парламентом, могут преодолеваться, тем более  что потребности финансирования государственных начинаний постоянно  возникают. Проблема соизмерения доходов  и расходов бюджета не снимается, а остается и при эффективном  рынке. Эта проблема учитывается  при разработке экономической политики государства и ее составной части – финансовой политики.

Существуют различные  концептуальные подходы к проблеме сбалансированности бюджета.

Первый подход состоит  в необходимости полного ежегодного покрытия государственных расходов доходами. Простота и очевидный экономический  смысл делают данную концепцию привлекательной. Вместе с тем требование ежегодной  сбалансированности противоречит необходимости  проведения антициклической политики, поскольку значительно снижает  ее действенность. Так, если экономика  находится в фазе кризиса, то безработица  растет, доходы экономических субъектов  падают, снижаются налоговые поступления. В целях недопущения бюджетного дефицита правительство вынуждено усилить налоговый пресс либо сократить государственные расходы или применить эти меры одновременно. В результате совокупный спрос сократится, что приведет к еще большему углублению кризиса. Если экономика находится в фазе подъема, когда возрастают доходы и налоговые поступления, то в целях предотвращения возможного профицита бюджета правительство должно либо снизить ставки налогов, либо увеличить государственные расходы, либо использовать данные меры в комплексе, что может привести к инфляционному перегреву экономики.

Второй подход основан  на необходимости сбалансирования  бюджета в масштабах экономического цикла. В период спада правительство  должно сознательно допускать дефицит  бюджета, снижая налоги и увеличивая государственные расходы. В период подъема предполагается наличие  профицита, образующегося в результате увеличения налогов и сокращения государственных расходов. Профицит может быть использован для покрытия дефицита, образовавшегося в период спада. Сбалансирование бюджета  в ходе экономического цикла не противоречит проведению антициклической политики. Вместе с тем подъемы и спады  в экономическом цикле по продолжительности  и глубине не могут быть одинаковыми  хотя бы потому, что на характер протекания восьмилетних циклов деловой активности оказывают влияние большие волны  Кондратьева. В условиях повышательной  волны фазы подъема более выражены и продолжительны, чем фазы спада, а в условиях понижательной волны  спады дольше и глубже последующих  подъемов. Поэтому в первом случае вероятнее возникновение профицита  бюджета, а во втором - его дефицита.

Согласно третьему подходу  целью государственных финансов является не сбалансированность бюджета, а стабильное равновесное развитие экономики, которое может сопровождаться как устойчивым дефицитом государственного бюджета, так и его профицитом. Если высоких устойчивых темпов роста удается достичь при проведении стимулирующей бюджетно-налоговой политики, сопровождающейся стимулированием экономики при допущении бюджетного дефицита, то отсутствие сбалансированного бюджета экономически оправдано.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Бюджетный профицит в экономике современной России и перспективы снижения  дефицита с учетом зарубежного опыта

 

2.1 Оценка  последствий функционирования национальной экономики в условиях профицита федерального бюджета

 

Федеральный бюджет РФ на протяжении ряда лет (начиная с 1999 г.) формировался с профицитом, исходя из определенного уровня цен на нефть.

 

Таблица «Основные показатели федерального бюджета в 2005-2008 гг.,

(млрд.руб.)»

Годы

Доходы

Расходы

Профицит

% к ВВП

2005

5127,23

3514,35

1612,88

7,5

2006

6278,89

4284,80

1994,09

7,4

2007

7764,55

6131,81

1632,74

5,4

2008

9258,06

7560,87

1697,19

4,1

Информация о работе Бюджетные дефициты и профициты