Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Важную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
1. Бюджетный дефицит……………………………………………………………………………………..................................5
1.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………………..5
1.2. Виды бюджетного дефицита……………………………………………………………………………………………10
1.3. Способы финансирования бюджетного дефицита..................................................13
2. Государственный долг………………………………………………………………………………………………………………….17
2.1. Сущность государственного долга………………………………………………………………………………..17
2.2. Виды государственного долга и причины его возникновения……………………….20
2.3. Способы сокращения государственной задолженности……………………………………22
3. Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь………………….25
3.1. Бюджетный дефицит Республики Беларусь……….........................................................25
3.2. Государственный долг Республики Беларусь………………………………………………………….42
Заключение.....................................................................................................................................................50
Список использованных источников…………………………………………………………………………………………….5

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     Предельный  размер дефицита республиканского бюджета  устанавливается в абсолютной величине (в млрд. рублей) или в процентах  к валовому внутреннему продукту.

     Республика  Беларусь в начале 90-х годов столкнулась  с огромным размером дефицита государственного бюджета. Он не был связан с приобретением суверенитета государства, а явился лишь выражением общего состояния экономики и государственного бюджета СССР, в составе которого долгое время находился.

     В экономической литературе этого периода бюджетный дефицит рассматривается как явление, не свойственное социалистической системе хозяйства, и поэтому бюджет планировался с профицитом.

     После распада СССР Беларуси досталась  практически разваленная постсоветская  экономика, несовершенная система государственных финансов, в том числе и бюджетный дефицит, растущий из года в год.

     В 1991г. Беларусь была объявлена суверенной. Сальдо бюджета независимой республики, согласно официальной отчетности Министерства анализа и статистики, было положительным, и размер бюджетного профицита этого года составил 1,7% ВВП. В основном это объясняется тем, что государственный бюджет на 1991 год все еще предусматривал выделение дотаций нашей стране. С течением времени абсолютное значение бюджетного дефицита возрастало. Дефицит бюджета проявился в 1992 году в размере 1,9 % ВВП, и с тех пор является хроническим для республики.

     Мировая практика показывает, в период депрессии, когда ВВП низок, бюджет сводится с дефицитом, а в периоды подъема  наблюдается положительное сальдо бюджета. Причиной таких изменений являются метаморфозы, происходящие в доходной и расходной частях бюджета. Имеется в виду, что во время спадов резко снижаются поступления прямых налогов в связи с уменьшением базы налогообложения. В то же время возрастают отдельные виды государственных расходов, что заставляет их находится в противофазе с циклом. Как правило, правительства в периоды спада принимают меры по увеличению расходов на социальную защиту населения, что вызывает рост выплат трансфертов отраслям, производящим товары и оказывающим услуги населению, а также пособий по безработице и других социальных расходов.

     Необходимо  помнить также, что в республике существуют проблемы в сфере внешнего долга страны. В связи с неплатежеспособностью  некоторых предприятий, получивших иностранные кредиты под гарантии правительства, бюджет несет значительные дополнительные расходы. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг, увеличивающий размер дефицита.

     Характерным для бюджетного дефицита Республики Беларусь является несоответствие плановых показателей на начало года итоговым на конец года. Это связано с  установившейся практикой частых корректировок  Закона о бюджете.

     Одна  из основных проблем в данной области  – эффективность использования  средств, так как их основная часть  направляется на оказание финансовой помощи отраслям и предприятиям страны, находящимся на грани выживания, и реального возврата этих средств  в бюджет не происходит. Кроме того, когда мнимые, записанные в проекте бюджета доходы распределяются по статьям расходов, появляется необходимость урезать расходы по ходу выполнения бюджета. Это приводит к росту неплатежей, падению финансовой, в том числе налоговой, дисциплины и подрыву авторитета государственных институтов. Что касается проблемы финансирования дефицита бюджета за счет низкоинфляционных источников, то она является весьма актуальной.

     Как уже было отмечено выше, финансирование расходов, превышающих реальные доходы, может осуществляться за счет внешних и внутренних источников. Последние в свою очередь подразделяются на инфляционные (выпуск денежных знаков в обращение) и неинфляционные (кредиты национального банка и выпуск государственных ценных бумаг).

Большинство развитых стран для покрытия бюджетного дефицита прибегают к выпуску  государственных ценных бумаг, как  безынфляционному источнику финансирования бюджетного дефицита.

     В Республике Беларусь источники финансирования дефицита республиканского бюджета, как уже упоминалось, утверждаются законом о бюджете на очередной финансовый год.

     При наличии дефицита бюджета первоочередному  финансированию подлежат защищенные статьи бюджета. В Беларуси к таким статьям  относят выплату заработной платы и других выплат населению, строительство социально значимых объектов и поддержка агропромышленного комплекса.

     Если  в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного размера  дефицита бюджета или снижение поступлений  по доходам бюджета более чем на 10% от запланированного уровня, то применяются секвестр расходов по незащищенным статьям бюджета или блокирование по отдельным статьям его расходов. В таких случаях секвестр или блокирование применяются для республиканского бюджета в порядке, установленном законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.

     Принятые  в ходе исполнения бюджета решения, приводящие к уменьшению доходов  или увеличению расходов, должны определять источники финансирования и предусматривать  меры по компенсации потерь доходов бюджета.

     Структура источников покрытия бюджетного дефицита в Республике Беларусь за 1993-1999 представлена в таблице 2. Это делается для того, чтобы более детально изучить  к каким мерам прибегало государство  для покрытия бюджетного дефицита. В данный период времени просматривается определенная тенденция в выборе источников финансирования. Разберемся какие. 

Таблица 1.

Динамика  и структура источников покрытия бюджетного дефицита, млрд. руб.

Показатель 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
Дефицит

В т.ч. в % к ВВП

393,4

-5,5

709,1

-3,5

3250,5

-2,7

3655,1

-1,9

9253,7

-2,2

12452

-1,4

44249

-2,9

Финансирование  дефицита 393,4 709,1 3250,5 3655,1 9253,7 12452 44249
Внутреннее  финансирование

В т.ч. небанковское

11,2 

318,9

57,4 

-519,4

2819,3 

635,8

3877,6 

2150

7780,8 

800

14200 64959
Показатель 1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999
государственные казначейские обязательства

органы  денежного кредитного регулирования

 
9,6 

248,8

 
485 

2015,4

 
1310,4 

3986,7

 
4615 

2530

 
10940 

1110

 
20145 

44014

 
Внешнее финансирование 382,1 451,7 431,2 -222,5 -1472,9 -1748 -20710

     Примечание: источник [10]

     Как видно из таблицы 1, в 1993 – 1994 годах основным источником покрытия дефицита были внешние займы. В 1993 году за счет займов было профинансировано 97,1% дефицита, в 1994 г. – 63,7%. Однако в 1995 г. размер внешнего финансирования бюджетного дефицита снизился до 13,3%. В 1996г. было значительно увеличено внутреннее финансирование в связи с отсутствием дополнительных внешних источников. По этой причине, а так же в связи с недостаточно развитым рынком ценных бумаг, правительство было вынуждено использовать эмиссионные кредиты Национального банка. Они составили в источниках финансирования в 1996 году 84,5 %.

     В 1997 году были вновь привлечены внешние  займы для финансирования бюджетного дефицита, при этом доля эмиссионных кредитов в источниках финансирования бюджетного дефицита резко снизилась и составила 27,3%, одновременно выросла доля государственных казначейских обязательств. [10, с. 15]

     Так с 1993 года с целью привлечения новых источников финансирования дефицита бюджета правительством Республики Беларусь разрабатывались условия тиражирования государственных ценных бумаг, первый выпуск которых состоялся в феврале 1994 года. В 1995 г. посредством размещения государственных казначейских обязательств в бюджет привлечено около 15% его дефицита, в 1996 г - уже 35,9%. [7, с. 35]

     В 1998 – 1999 гг. на покрытие дефицита бюджета  направлялись только внутренние источники, которые обеспечили не только финансирование дефицита текущего года, а также погашение внешнего долга прошлых лет.

     Следует отметить, что при слабой заинтересованности субъектов хозяйствования – участников финансового рынка к инвестированию свободных денежных средств в  государственные ценные бумаги, Национальный банк (в соответствие с предложениями Министерства финансов) вынужден приобретать у эмитента, правительства Республики Беларусь, эти ценные бумаги на первичном рынке.

     В 1999 г. 31% общего объема дефицита был  профинансирован за счет выпуска  государственных казначейских обязательств. В то же время 68% дефицита было покрыто эмиссионными кредитами Национального Банка. По отношению к чистому объему дефицита 1999г. ГКО составили 15,5%. [7, c.35]

     Начиная с 2000 года источники финансирования несколько изменились.

     В 2000 г. республиканский бюджет был  утвержден по расходам в сумме 1 611 853 609 тыс. рублей при прогнозируемом объеме доходов в сумме 1 493 358 252 тыс. рублей. Предельный размер дефицита был  запланирован в размере 118 495 357 тыс. рублей, что составило 7,9% от доходной части бюджета.

     Согласно  ст.1 закона Республики Беларусь "О  бюджете Республики Беларусь на 2000 год", покрытие дефицита планировалось  произвести с помощью:

1. внутреннего  финансирования – на 121%;

2. внешнего  финансирования – на -21%.

     Таким образом, главным источником покрытия дефицита бюджета являлись внутренние ресурсы государства, в первую очередь  это кредиты национального банка  Республики Беларусь (64% дефицита бюджета), государственные краткосрочные  облигации (51%), а также привлечение средств (103%). Из важнейших факторов, уменьшающих покрытие дефицита государственного бюджета, можно выделить следующие: погашение основной суммы внутренней задолженности (-54% дефицита государственного бюджета) и погашение основной суммы внешнего долга (-29%). [14]

     В Законе "О бюджете Республики Беларусь на 2001 год" были предусмотрены  следующие показатели: расходы в  сумме 3 471 000 778 тыс. рублей (что составляет 215% от расходов бюджета 2000 г.), доходы в  сумме 3 233 171 615 тыс. рублей (217%), дефицит бюджета в размере 247 829 163 тыс. рублей (209%), что составляет 7,67% (то есть составляет долю меньше на 0,23% по сравнению с 2000 годом) от доходной части. При этом в 2001 году планировалось покрыть дефицит государственного бюджета за счет:

1. внутреннего финансирования – на 85%;

2. внешнего  финансирования – на 15%.

     По-прежнему главным источником покрытия дефицита остались долгосрочные кредиты Национального  Банка РБ (65% от объема дефицита). Также  одним из источников явились ГКО (24%), а также привлечение средств (56%). В 2001 году часть средств на погашение дефицита бюджета было привлечено с помощью векселей Правительства Республики Беларусь (66%). Также использовались кредиты международных финансовых организаций в размере 45% от суммы дефицита бюджета.

     При этом дефицит бюджета был увеличен вследствие погашения основной суммы  внутреннего долга по ГКО и  векселям в размере соответственно -33% и -66% от объема дефицита бюджета. Также  покрытие уменьшило погашение основной суммы долга по кредитам международных финансовых организаций (-26%) и по кредитам правительств (-21%). [14]

     Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему оставался главным источником обеспечения  покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно превышало общую  сумму дефицита, то в 2001 оно меньше, что потребовало привлечение внешнего финансирования в размере 15% от суммы дефицита.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь