Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2011 в 21:20, курсовая работа

Описание работы

Важную роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………………………………………………………………………3
1. Бюджетный дефицит……………………………………………………………………………………..................................5
1.1. Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………………..5
1.2. Виды бюджетного дефицита……………………………………………………………………………………………10
1.3. Способы финансирования бюджетного дефицита..................................................13
2. Государственный долг………………………………………………………………………………………………………………….17
2.1. Сущность государственного долга………………………………………………………………………………..17
2.2. Виды государственного долга и причины его возникновения……………………….20
2.3. Способы сокращения государственной задолженности……………………………………22
3. Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь………………….25
3.1. Бюджетный дефицит Республики Беларусь……….........................................................25
3.2. Государственный долг Республики Беларусь………………………………………………………….42
Заключение.....................................................................................................................................................50
Список использованных источников…………………………………………………………………………………………….5

Работа содержит 1 файл

курсач.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     В законе на 2002 год расходы (4,2 трлн. руб.) превышали доходы на 344,7 млрд. руб. В 2002 году планировалось покрыть дефицит  государственного бюджета за счет:

1. внутреннего  финансирования - на 64 %;

2. внешнего  финансирования - на 36 %.

     Как видим, внутреннее финансирование по-прежнему остается главным источником обеспечения  покрытия дефицита бюджета. Однако если в 2000 году оно еще превышало общую  сумму дефицита, то в 2002 размер внутреннего финансирования сократился, что потребовало привлечения внешнего финансирования в размере почти третьей части от суммы дефицита. Намечается отрицательная тенденция: с каждым годом растут белорусские внешние заимствования, а кредиты с процентами можно будет отдать лишь добившись реального роста экономики.

     Основными источниками покрытия дефицита на сегодняшний  день являются долгосрочные кредиты  Национального Банка РБ (44% от объема дефицита 2002 года) и выпуск ГКО (22%). При этом дефицит бюджета будет увеличен погашением основной суммы внутреннего долга по ГКО и векселям, причем по первым сумма задолженности уже превысила сам дефицит бюджета 2002 года.

     Согласно  закону Республики Беларусь «О бюджете  Республики Беларусь на 2003 год», республиканский бюджет на 2003 год был утвержден по расходам в сумме 6 598 593 841,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 6 104 593 841,0 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2003 год в сумме 494 000 000,0 тыс. рублей.

Законом предусмотрено погашение дефицита бюджета за счет:

1. внутреннего  финансирования - 251 413 193,5 тыс. руб., что  составляет 51% от общей суммы дефицита;

2. внешнего  финансирования - 242 586 806,5 тыс. руб.  или 49%.

     Причем, 31% дефицита был покрыт за счет долгосрочных кредитов Национального Банка РБ и 20% посредством выпуска государственных краткосрочных и долгосрочных облигаций.

     Согласно  отчету «Об исполнении бюджета Республики Беларусь на 2004 год», республиканский  бюджет на 2004 год был исполнен с профицитом в 21 млн.р.

Внутреннее  финансирование -386303760,0(тыс.р):

-источники  получаемые от Национального  Банка РБ - -915,0(тыс.р);

-источники,  получаемые от банков, иных юридических  и физических лиц-278000000,0(тыс.р);

-прочие источники внутреннего финансирования- -6774400,0(тыс.р);

-поступления  от реализации принадлежащего  государству имущества-100000000,0(тыс.р);

-изменение  остатков средств бюджнта-15079075,0(тыс.р).

Внешнее финансирование-523696240,0(тыс.р):

-кредиты  Международных финансовых организаций- -30673440,0(тыс.р);

-кредиты  правительств иностранных государств- -157509699,0(тыс.р);

-прочие  источники внешнего финансирования-711879379,0(тыс.р). 

     Согласно  закону «О бюджете Республики Беларусь на 2006 год» общее финансирование бюджетного дефицита составляет 1 130 000 000,0 (тыс.р).

Внутреннее  финансирование 404 230 909,0 (тыс.р):

-источники  получаемые от Национального  Банка РБ - –890,0 (тыс.р);

-источники,  получаемые от банков, иных юридических  и физических лиц-500 000 000,0 (тыс.р);

-прочие  источники внутреннего финансирования- –10 000 000,0 (тыс.р);

-поступления  от реализации принадлежащего  государству имущества-1 200 000,0 (тыс.р);

-изменение  остатков средств бюджета-13 781 399,0 (тыс.р).

Внешнее финансирование-725 769 091,0 (тыс.р):

-кредиты  Международных финансовых организаций- 111 834,0(тыс.р);

-кредиты  правительств иностранных государств- –194 834 884,0 (тыс.р);

-прочие  источники внешнего финансирования-920 492 141,0 (тыс.р).

      Согласно закону «О бюджете на 2007 год» расходы составляют          32 011 083 279,0 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 30 611 083 279,0 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2007 год в сумме 1 400 000 000,0 тыс. рублей.

   
Внутреннее  финансирование 408 275 690,0
Источники, получаемые от Национального банка  Республики Беларусь –890,0
   
   
Источники, получаемые от банков, иных юридических  и физических лиц 500 000 000,0
   
   
Прочие  источники внутреннего финансирования –11 692 600,0
   
   
   
   
Источники от операций с принадлежащим государству  имуществом –105 323 700,0
Поступления от реализации принадлежащего государству  имущества (в том числе акций) 4 070 700,0
Увеличение  доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) –109 394 400,0
Изменение остатков средств бюджета 25 292 880,0
Внешнее финансирование 991 724 310,0
Кредиты международных финансовых организаций  -13 487 040,0
   
   
Кредиты правительств иностранных государств –241 071 120,0
   
   
Прочие  источники внешнего финансирования 1 246 282 470,0
   

     В республиканском бюджете на 2008 год расходы утверждены в сумме 40342173851 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 38152173851 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2008 год в сумме 2190000000 тыс. рублей

  (тыс. руб.)
Общее финансирование 2190000000,0
Внутреннее  финансирование 1552886128,0
Источники, получаемые от банков, иных юридических  и физических лиц 0,0
   
   
Прочие  источники внутреннего финансирования -13359200,0
получение средств  5356000,0
   
   
   
Источники от операций с принадлежащим государству  имуществом 1285190850,0
Поступления от реализации принадлежащего государству  имущества (в том числе акций) 1405190850,0
Увеличение доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) -120000000,0
Изменение остатков средств бюджета 281054478,0
из  них средства государственного целевого бюджетного фонда национального  развития -1675599100,0
формирование  государственного целевого бюджетного фонда -1676752600,0
использование государственного целевого бюджетного фонда 1153500,0
Внешнее финансирование 637113872,0
Кредиты международных финансовых организаций  15936884,0
   
   
Кредиты правительств иностранных государств и иных иностранных кредиторов 621176988,0
   
   

     Согласно  республиканскому бюджету на 2009 год по расходам в сумме 57 699 262 425 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 54 899 262 425 тыс. рублей. Установлен предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2009 год в сумме 2 800 000 000 тыс. рублей.

   
Внутреннее  финансирование 2 437 753 375,0
Источники, получаемые от банков, иных юридических  и физических лиц 0,0
Прочие  источники внутреннего финансирования –9 793 125,0
   
Источники от операций с принадлежащим государству  имуществом 1 412 288 200,0
Поступления от реализации принадлежащего государству  имущества (в том числе акций) 1 564 288 200,0
Увеличение  доли государства в уставных фондах (в том числе приобретение акций) –152 000 000,0
Изменение остатков средств бюджета 1 035 258 300,0
   
Внешнее финансирование 362 246 625,0
Кредиты международных финансовых организаций 87 745 500,0
   
Кредиты иностранных государств и иных иностранных  кредиторов 274 501 125,0
   
   
 

 

     В законе «О бюджете на 2010 год» расходы составляют 38 222 389 047 тыс. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 35 522 389 047 тыс. рублей. Предельный размер дефицита республиканского бюджета на 2010 год - 2 700 000 000 тыс. рублей. 

Внутреннее финансирование -13 414 368,0

Источники, получаемые от Национального банка Республики Беларусь    -100 000 000,0

Источники, получаемые от банков, иных юридических и физических лиц   100 000 000,0

Прочие источники  внутреннего финансирования -18 518 464,0

Источники от операций с принадлежащим государству  имуществом            2 479 352 968,3

поступления от реализации принадлежащего государству  имущества (в том числе акций) 

2 569 130 033,0

Внешнее финансирование 2 713 414 368,0

Кредиты международных финансовых организаций 2 282 467 424,0

Кредиты иностранных  государств и иных иностранных кредиторов        430 946 944,0 

     Эти данные свидетельствуют о том, что  в Беларуси применяется в основном неинфляционный источник покрытия дефицита. Данные лишний раз подтверждают неразвитость рынка государственных ценных бумаг, что обусловлено, прежде всего, низкой активностью первичных инвесторов, явившейся следствием отсутствия свободных средств, как у банков, так и субъектов хозяйствования, слабой привлекательностью прямых инвестиций в производственную сферу, ухудшением ликвидности банковской системы, что обусловило резкое снижение спроса на государственные ценные бумаги в основном со стороны банков республики.

     Это означает необходимость в дальнейшем развития инфраструктуры фондового рынка, главным образом за счет активизации работы таких финансовых институтов, как центральный депозитарий и фондовая биржа.

     Необходимо  также отметить, что ряд проблем  остается и в сфере внешнего долга  страны. Существует также проблема с погашением и обслуживанием кредитов предприятий. Очевидно, что переложение платежей по долгам предприятий на Правительство формирует не что иное, как скрытый внешний государственный долг и увеличивает дефицит бюджета.

     Таким образом, для преодоления отрицательных последствий бюджетного дисбаланса - инфляция, государственный долг, истощение валютных резервов, снижение инвестиционной активности, сокращение экспорта, сопровождаемое увеличением импорта, снижение жизненного уровня населения, - необходимо разрабатывать специальную программу и проводить мероприятия по сокращению бюджетного дефицита. Такая программа должна предусматривать наиболее существенные и качественные меры:

1. Повышение  эффективности общественного воспроизводства,  которое будет способствовать росту финансовых ресурсов – основного источника увеличения доходов бюджета.

2. Дальнейшее  развитие и укрепление рыночных  отношений, проведения рыночных  реформ; разгосударствление и приватизация  собственности.

3. Расширение  круга плательщиков, осуществляемое одновременно с улучшением налогового законодательства.

4. Развитие  территориально-регионального хозрасчета.

5. Оптимизацию  объема и реструктуризацию расходов  государственного бюджета в целом,  и в первую очередь – направляемых  в реальный сектор экономики. Бюджетные вложения в отрасли хозяйства должны решать задачи структурной перестройки экономики.

Информация о работе Бюджетный дефицит и государственный долг Республики Беларусь