Экономическая конкуренция: сущность, функции, роль в общественном производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

1.Конкуренция.............................................................................................................

1.1.Сущность конкуренции..........................................................................................

1.2.Функции конкуренции...........................................................................................

2.Основные модели рынка.......................................................................................

2.1.Свободная (чистая) конкуренция...........................................................................

2.2.Монополия...............................................................................................................

2.3.Олигополия..............................................................................................................

2.4.Чистая монополия...................................................................................................

3.Конкуренция-как движущая сила рыночных отношений в РК.....................

3.1.Конкуренция на банковском рынке......................................................................

3.2.Кнонкуренция на рынке транспортных услуг......................................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая..docx

— 100.94 Кб (Скачать)

  Министерство образования и науки Республики Казахстан

Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова

 

Кафедра экономической  теории 
 
 

Курсовая  работа

На  тему: «Экономическая конкуренция: сущность,  функции, роль в общественном производстве».

 

                                         Дисциплина Экономическая теория

Специальность   050509 - Финансы

Выполнил:                                                    Мухамедеев С.С., студент 1 курса

                                                                                    очной формы обучения 

Руководитель:                                                     Шмидт В.А., старший преподаватель  

                                                                     _____________________ 

                                                                   Защита курсовой работы

                                                                   состоялась ___ _______200_г.

                                                                   оценка_________________ 
 

    Костанай, 2009

                                      

  Костанайский государственный университет им. А. Байтурсынова

  Кафедра менеджмента и маркетинга

         

            Дисциплина: Экономическая теория

            Специальность: 050509 - Финансы

                Программа и форма обучения: основная образовательная  программа, очная форма обучения

            Курс:

  ЗАДАНИЕ

  на  выполнение курсовой работы

                                        студенту  Мухамедееву Саги Сакеновичу

  Тема: Основные направления совершенствования безналичных расчетов

  Целевая установка: Выработать практические рекомендации по порядку расчетного обслуживания клиентов коммерческими банками на основе анализа теоретических проблем, а также практики деятельности коммерческих банков.

  Основные  вопросы, подлежащие разработке (исследованию):

      1) Конкуренция;

      2) Основные модели рынка;

  3) Конкуренция как движущая сила рыночных отношений.

  Основная  литература: 1. Вестник КазНу, Экономическая серия. №1 (59),2007г.

  2. Вестник КазНу, Юридическая серия. №3(47),2007г.

  3. Основы экономической теории: Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений с углубленным изучением экономики/Государственный университет Высшая школа экономики; Под ред. С.И. Иванова. - В 2-х книгах. Книга 1. - М.: Вита-Пресс, 1999. - 336 с.

  4.Шишкин А.Ф.;Шишкин Н.В., Экономика: учебник для ВУЗов. - М: Академический проэкт,2007.-767 с.(GAUDEAMUS).

  5.Экономика: учебник для неэкономических специальностей ВУЗов/ В.А. Сидоров, Е.Л. Кузнецова, О.А. Пак, Э.В. Соболев/под редакцией д-ра эконом. Наук, проф-ра В.А. Сидорова. - М.:Экономистъ,2007.-302 с..-(Homo Faber) Объем курсовой работы: не менее ____ машинописных листов.

  Срок  доклада руководителю о ходе разработки курсовой работы:

  1) доклад  о собранном материале и ходе  разработки курсовой работы до                   ___ ________________ 200_ г.

  2) доклад  о ходе написания курсовой  работы до ___ _____200_г. 

  Срок  сдачи курсовой работы до ____ ___________ 200 _г. 

  Руководитель  курсовой работы _________________    Г.Панина

  ___ __________ 200_г. 

Костанайский государственный университет им. А.Байтурсынова 

  Кафедра___________________________________________________________

 Специальность_____________________________________________________

 Программа  и форма обучения________________________________________

 Курс______________________________________________________________

                                        
РЕЦЕНЗИЯ

на курсовую работу (проект)

Ф.И.О. студента___________________________________________________________

Дисциплина________________________________________________________

Тема  работы (проекта)_______________________________________________

Рецензент (Ф.И.О.)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Рецензент____________________________  _____________________________

                                   Подпись                                                                                       И.Ф.

Работа (проект) допущена к защите ___  ___________200  г.

 

 СОДЕРЖАНИЕ

1.Конкуренция.............................................................................................................

1.1.Сущность конкуренции..........................................................................................

1.2.Функции конкуренции...........................................................................................

2.Основные  модели рынка.......................................................................................

2.1.Свободная  (чистая) конкуренция...........................................................................

2.2.Монополия...............................................................................................................

2.3.Олигополия..............................................................................................................

2.4.Чистая монополия...................................................................................................

3.Конкуренция-как  движущая сила  рыночных отношений  в РК.....................

3.1.Конкуренция  на банковском рынке......................................................................

3.2.Кнонкуренция  на рынке транспортных услуг......................................................

                                     

     

 
 
 
 
 
 
 

 

 
 
 
 

  Введение.

  Современная рыночная экономика представляет собой  сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных  производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.

  Ключевым  понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции.

  Свободная конкуренция — синоним свободы  выбора, свободы предпринимательства, свободы входа на рынок 
— неотъемлемая часть конституционно закрепленных экономических свобод человека и гражданина.

  В конкурентных экономических условиях предприниматели самостоятельно ищут потребителей, чтобы обеспечить цели своей деятельности: максимизацию прибыли, расширение объема продаж, увеличение доли на рынке. Конкуренция понуждает  предпринимателей к эффективным действиям на рынке, заставляя их предлагать потребителям более широкий ассортимент товаров и услуг по более низким ценам и лучшего качества.

  Именно  это способствует прогрессу экономики: эффективность производства повышается, создаются условия для концентрации ресурсов в наиболее результативных секторах экономики. Конкурентное окружение побуждает предпринимателей активно внедрять инновации, совершенствовать технологии и рационально использовать ограниченные ресурсы. В конечном счете, растет благосостояние потребителей, снижаются цены на традиционные виды продукции и услуг, на рынке постоянно появляются новые товары и новые производители. Давая потребителю право выбора, рыночная конкуренция обеспечивает оздоровление экономики, не позволяя действовать неэффективным предприятиям.

  В то же время для любого хозяйствующего субъекта характерно стремление к монополии, к вытеснению конкурента с рынка, к расширению сферы своей деятельности. Приобретая и усиливая рыночную власть, предприниматели стремятся установить контроль над ценами и факторами определяющими деятельность предприятия на рынке. 

     По определению рынок - это организованная структура, где "встречаются" производители и потребители, продавцы и покупатели, где в результате взаимодействия спроса потребителей (спросом называется  количество товара, которое потребители могут купить по определенной цене) и предложения производителей (предложение - это количество товара, которое производители продают по определенной цене) устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж.

  Конкуренция - это центр тяжести всей системы  рыночного хозяйства, тип взаимоотношений  между производителями по поводу установления цен и объемов предложения  товаров на рынке. Это конкуренция  между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как  взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

      В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Конкуренция.

  1.1.Сущность  конкуренции.

  Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

  Существуют  и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.

  Конкуренция – (от лат. Concurrere – сталкиваться) – борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.

  Существуют  и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.

Информация о работе Экономическая конкуренция: сущность, функции, роль в общественном производстве