Экономическая конкуренция: сущность, функции, роль в общественном производстве

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства, тип взаимоотношений между производителями по поводу установления цен и объемов предложения товаров на рынке. Это конкуренция между производителями. Аналогично определяется конкуренция между потребителями как взаимоотношения по поводу формирования цен и объема спроса на рынке. Стимулом, побуждающим человека к конкурентной борьбе, является стремление превзойти других. В соперничестве на рынках речь идет о заключении сделок и о долях участия в рыночной сфере. Конкурентная борьба - это динамический (ускоряющий движение) процесс. Он служит лучшему обеспечению рынка товарами.

В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, например, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ

1.Конкуренция.............................................................................................................

1.1.Сущность конкуренции..........................................................................................

1.2.Функции конкуренции...........................................................................................

2.Основные модели рынка.......................................................................................

2.1.Свободная (чистая) конкуренция...........................................................................

2.2.Монополия...............................................................................................................

2.3.Олигополия..............................................................................................................

2.4.Чистая монополия...................................................................................................

3.Конкуренция-как движущая сила рыночных отношений в РК.....................

3.1.Конкуренция на банковском рынке......................................................................

3.2.Кнонкуренция на рынке транспортных услуг......................................................

Работа содержит 1 файл

Курсовая..docx

— 100.94 Кб (Скачать)

  Рассмотрим  особенности конкуренции  на рынке банковских услуг как из сегментов  финансового рынка.

  Первая  из особенностей конкуренции на рынке банковских услуг, отличающей ее от конкуренции на товарных рынках, обусловлена таким специфическим свойством товара, которым оперируют финансовые организации, как всеобщая эквивалентность денег.

  Денежные  средства являются даже невысоко ликвидным, а абсолютно ликвидным товаром, в связи, с чем довольно трудно поддаются замещению другими товарами. В этом смысле деньги не являются товаром эластичного спроса.[9]

  Как справедливо указывал Пискотин М.И., деньги обладают способностью, поддерживая жизнедеятельность экономического организма, обеспечивая их взаимодействие, превращая их в единое целое, автоматически реагировать на любые изменения, как в самом организме, так и во внешней среде. Это важнейшая саморегулирующая система, жизненно необходимая обществу. На нее можно воздействовать, в ней можно заменить искусственными или соединить отдельные артерии, но заменить ее целиком невозможно.[9]

  Эта незаменимость придает конкуренции, осуществляемой в сфере предоставления банковских услуг, более острый характер, что обусловливает известную  приверженность кредитных товариществ  и организаций к высокорисковым операциям.

  Второе  существенное отличие рынка банковских услуг от товарных рынков тоже обусловлено тем, что «товаром», который обращается, являются деньги и связанные с ними финансовые инструменты.

  В подавляющем большинстве случаев  этот «товар» эфемерен. Его нельзя пощупать руками или ощутить на вкус. Электронные деньги для оператора являются не более  чем цифрами, мелькающими на экране дисплея. Поэтому мир (действительность) финансового рынка в известном смысле виртуален. Реальность здесь зачастую не дана участнику рынка в ощущения. Она формируется в том же процессе, что и мышление участника рынка, а иногда и посредством этого мышления.

  Одним из финансово-психологических последствий  изложенного является поведение  участников рынка банковских услуг, выражающееся в следовании общей тенденции. Эта закономерность ярко подмечена Соросом Дж., по словам которого участники финансового рынка «как и определенные виды животных, имеют основания для передвижения стадами» [9].

  Наглядным примером - может послужить положение  Международного валютного фонда, на который оказывается все возрастающее давление с целью привнести в  его работу больше прозрачности и  раскрыть логику рассуждений позиции  фонда по каждой отдельной стране. Однако, если бы Фонд раскрыл свою озабоченность ситуацией в конкретных странах, это повлияло на финансовые системы данных стран. Поэтому представителям МВФ о запрещено афишировать свои подлинные позиции и выносить внутренние дебаты на всеобщее обсуждение.

  Третье. Рынки финансовых услуг все чаще имеют дело с финансовыми инструментами, среди которых все большее место занимают совершенно новые, ранее неизвестные инструменты. Банковские рынки привлекают к себе высокоодаренные умы. Сочетание интеллектуальных способностей с компьютерными технологиями предполагает широкое поле для фантазий, которые, как показывает практика, не ведают границ. Здесь можно найти производные инструменты на любой базовый актив, вы можете увидеть производные инструменты, где базовым активом выступает другой производный инструмент либо такого актива вообще нет, а есть, например, какой-либо произвольно меняющийся индекс-коэффициент [9].

  9

  Четвертая особенность конкуренции на рынке банковских услуг, отличающая ее от конкуренции на товарных рынках, связана с мобильностью (подвижностью) финансового капитала.

  В литературе отмечается, что финансовый капитал является еще более мобильным, чем физические инвестиции, он занимает привилегированное положение: он может избегать страны, в которых подвергается высоким налогам и строгому регулированию [9]. Кредитные товарищества и организации как субъекты, обеспечивающие соответствующую направленность движения финансового капитала (канализацию финансовых потоков), играют в этом процессе ключевую роль, в связи с этим конкуренция на рынке банковских услуг отличается от конкуренции на товарных рынках еще и их географическими границами. Если на товарных рынках существуют некоторые экономические барьеры между локальными рынками, обусловленные расстояниями и связанными с ними транспортными издержками, то мобильность финансовых потоков значительно выше [9]. В отличие от материальных товаров «электронные деньги», благодаря широкому использованию электронных систем расчетов, могут быть перемещены из одного конца страны в другой (либо за границу) практически мгновенно.

  Пятое отличие конкуренции на рынке банковских услуг от конкуренции на товарных рынках состоит в том, что приближенность к экономическому центру кредитные товарищества и организации создают ей более весомые конкурентные преимущества по сравнению с аналогичным местоположением предприятия, конкурирующего на товарном рынке. В связи с этим М. Портер утверждает, что «конкурентная стратегия должна быть основана на понимании того, как местоположение влияет на конкурентное преимущество» [9].

  На  наш взгляд, правомерно утверждать, что подобное тяготение финансового капитала к центру прослеживается не только на уровне центров мировой экономики, но и на всех других финансово-экономических уровнях (страна, регион страны, район). Это объясняет то, что подавляющая часть казахстанского финансово-банковского капитала сосредоточена в Астане и Алматы.

  Следует подчеркнуть, что в данном случае имеется в виду тяготение финансового капитала не к власти, расположенной в центре, а повышающим конкурентоспособность возможностям, которые предоставляет центр (наличие высококвалифицированных специалистов, высоких технологий, развитых информационных систем и т.п., включая высокий уровень деловой активности).

  Шестое. Рынок банковских услуг более глубоко вовлечен в процесс глобализации экономики по сравнению с товарными рынками. Глобализация экономики характеризуется изменениями мировой экономической структуры, произошедшими за последние два десятилетия. В рамках этих изменений отмечаются четыре главные структурные тенденции:

  изменения в отношениях между сырьевыми  и промышленно развитыми странами; переход промышленно развитых стран от трудоемкого к наукоемкому производству; повышение значения международного движения капитала в мировой торговле; рост  степени  диверсификации  деятельности  многонациональных  корпораций,  в  том  числе международного инвестирования в современные предприятия и соглашения о партнерстве [9].

  Более того, финансовый рынок не просто вовлечен в процесс глобализации экономики, но и выступает механизмом данного процесса. В связи с этим следует сказать о таких факторах, как:

  • функционирование с 1992 г. системы финансовых рынков на глобальном уровне;
  • возникновение мировой финансовой сети, соединяющей ведущие финансовые центры разных стран;
  • укрепление и углубление связей между этими центрами.

  Совокупное  действие указанных факторов, как  отмечают американские исследователи, «произвело финансовую революцию, имеющую  три ключевых аспекта: глобальное присутствие  международных финансовых институтов, международная финансовая интеграция и быстрое развитие финансовых инноваций».

  Седьмое. Особенностью рынка банковских услуг, которая влияет на формирование и способы конкурентной борьбы, является активное нежелание конкурирующих субъектов испытывать на себе какое-либо регулирующее воздействие со стороны уполномоченных государственных органов.

  В литературе отмечается, что «на финансовых рынках действуют процессы, которые хотя и множественны, но юс не часто можно надлежащим образом подтвердить документально» [9]. В данном случае имеются в виду различные договоренности, которые оформляются не путем составления соответствующего договора (официального документа) между финансовыми контрагентами, а «джентльменскими соглашениями».

  Чаще  всего это делается не по соображениям производственной необходимости, а  из желания укрыть прибыли от фиска или кредиторов, избежать налогообложения либо ограничительного действия законодательства в странах, где оперирует компания. Имеют здесь место и такие «психологические» причины как стремление отвести угрозу национализации, скрыть истинный размах предприятия».

  В то же время, хотя «финансовые рынки  не хотят какого-либо вмешательства со стороны государства, но сохраняют глубокую веру в то, что, если условия действительности резко ухудшатся, власти вмешаются»

  Таким образом, конкуренция на финансовых рынках зачастую принимает скрытые  формы, что затрудняет деятельность регулирующих органов. В результате меры регулирования обычно оказываются направленными на преодоление причин не будущего, а прошедшего финансового кризиса.

  Восьмое. Конкуренция на рынке банковских услуг существенно отличающаяся от конкуренции на товарном рынке тем, что кредитные организации обычно оперируют с чужими (привлеченными) средствами, объем которых существенно (на порядок) выше собственных средств.

  Это является одной из причин того, что  кредитные товарищества и организации находятся в высочайшей степени зависимости от надежности своих контрагентов, так как на финансовом рынке заключается множество подобных сделок с большим количеством различных контрагентов, в результате чего образуются своеобразные «цепочки взаимозависимых сделок», отдельное кредитное товарищество либо организация нередко оказывается в положении, когда они самым непосредственным образом зависят от того, будет ли выполнять свои обязательства субъект, о существовании которого данному кредитному товариществу или организации даже неизвестно.

  В итоге, если этот так называемый неизвестный  субъект отказывается выполнять  взятые на себя обязательства, кредитное  товарищество или организация, которая все свои финансовые планы строила исходя из его добросовестности, оказывается в положении банкрота и не выполнит свои обязательства.[9]

  В силу упомянутой выше множественности  подобных сделок возникает хорошо известный  финансовому рынку «эффект домино», при котором банкротство одного кредитного товарищества или организации неминуемо влечет за собой несостоятельность другой, и т.д.

  Таким образом, тезис о том, что финансовый рынок отличается от товарного, прежде всего тем, что потребитель может  потерять свои деньги, не переплачивая за услуги, но и, что гораздо важнее, в случае банкротства финансовой организации [9], представляется вполне обоснованным.

  Следовательно, одной из главных задач антимонопольной  политики в сфере банковских услуг  должна стать задача повышения надежности организаций и рынка в целом.

  Девятое. Специфический характер на рынке банковских услуг приобретет такая форма ведения конкурентной борьбы, как создание объединений юридических лиц, предполагающих отношения власти и подчинения, а также своеобразные формы зависимости между участниками финансового рынка.

      Специфика рынка банковских услуг состоит  в том, что:

  • во-первых, используются опять-таки привлеченные, то есть по сути дела чужие, а не собственные, средства;
  • во-вторых, отношения власти и подчинения (контроля зависимости) в данном случае приобретают исключительно денежный характер;

  - в-третьих, ответственность и иные обременительные обязанности, связанные с осуществлением 
права собственности, остаются на подконтрольном (зависимом) юридическом лице, в то время как 
хозяйственная власть осуществляются в условиях отсутствия хозяйственных рисков.

  Таким образом, трудно не согласиться с  восторженной оценкой Комрато Ф., который, проанализировав правовой статус группы лиц, пришел к выводу, что «отныне крупное предприятие заменено группой предприятий, обеспечивающей, как в таинстве Святой Троицы, единство в различии. Обнаруживается, что централизация контроля вполне совместима с децентрализацией управления; последняя даже способствует усилению первой» [9].

  В связи с изложенным нарушения  законных прав и интересов акционеров зависимых (дочерних) хозяйственных обществ становятся массовым явлением. Существо возникающих проблем для наглядности проиллюстрируем конкретным примером.

  Финансовая  организация «Икс» приобретает  контрольный пакет акций хозяйственного общества «Игрек», в связи, с чем акционеры Икса становятся так называемыми акционерами большинства Игрека. Исходя из своих интересов акционеры Икса (они же акционеры большинства Игрека) принимают решение о концентрации всех доходов Игрека на своих счетах. С целью на общем собрании Игрека естественно большинством голосов (они ведь акционеры большинства) проводится соответствующее решение. В результате акционеры Игрека, не имеющие контрольного влияния (так называемые акционеры меньшинства), не получают дивидендов по принадлежащим акциям. В то же время акционеры большинства с лихвой компенсируют за аналогичные потери получением высоких дивидендов по акциям финансовой организации Икс.

Информация о работе Экономическая конкуренция: сущность, функции, роль в общественном производстве