Экономические функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: проанализировать основные экономические функции государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
Изучить литературу по исследуемому вопросу.
Выявить роль государства в рыночной экономике.
Рассмотреть основные экономические функции государства.
Проанализировать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.
Именно оттого, что рыночный механизм не способен наиболее полно удовлетворять потребности общества, экономика должна регулироваться государством.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность государства в рыночной экономике…..................6
Роль государства в рыночной экономике……………………………….6
Задачи государственного регулирования……………………………….8
Глава 2. Функции государства в рыночной экономике …………………..9
2.1. Стабилизационная функция государства………………………………..9
2.2. Аллокационная функция государства…………………………………….10
2.3. Распределительная функция государства………………………………11
2.4. Регулирующая функция государства……………………………………...13
3. Глава 3. Экономическая роль государства в современной России…..16
3.1. Социально-экономический кризис России: основные черты..……17
3.2. Роль государства в кризисной экономике……………………………………19
3.3. Основные причины возникновения мирового экономического кризиса в России……………………………………………………………………………………………24
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

3.3.Основные  причины возникновения  мирового экономического  кризиса в России и формирование экономических и социальных интересов

населения в условиях экономического кризиса

Участники ХIII Петербургского Международного Экономического Форума (4-6 июня 2009 г.) выражали свои взгляды по самым различным проблемам преодоления мирового экономического кризиса, одновременно подчеркивая привлекательность Российской Федерации как активного участника международного рынка. Сейчас самое критическое время для преодоления финансового, экономического кризиса. В сентябре 2008 г. получили точку отсчета сложные проблемы мировой финансовой системы, начавшиеся давно. Экономика и покупательная способность населения страны начали испытывать влияние циклических экономических и финансовых кризисов. В конце ХХ века после распада СССР начался бум потребления сырьевых ресурсов в США за доллары. В США со времен окончания Второй мировой войны мечтали покупать сырьевые ресурсы за «денежные пузыри» – доллары. Это была своего рода историческая удача для США. После ликвидации «империи зла» и распада СССР экономика России испытывала период деградации промышленного и сельскохозяйственного производства и тем самым превышен промышленный и продовольственный порог безопасности, ухудшилась демографическая ситуация, страна быстро скатилась на продажу своих сырьевых ресурсов на мировом рынке по сценарию ведущих капиталистических стран. В 1991 г. в нашей стране было преимущественно системное потрясение как кризис экономики, власти, политики, идеологии и всей экономической структуры страны. Раньше, в годы Советской власти, при изменении конституционных положений в Основном законе страны обязательно требовалось изучение, познание и использование объективных экономических законов и учета реальных достижений в экономическом и социальном развитии страны. В 1991 г. из-за отрицания единой идеологии общества и целенаправленной национальной политики государства потеряли управляемость общества: политики, экономики и социального развития общества. Ускорился процесс продажи сырьевых ресурсов и вывоза капитала в развитые капиталистические страны. Особенно незаконный вывоз капитала за рубеж привел к тому, что национальные финансовые ресурсы стали работать за рубежом и, естественно, не в интересах своего народа.

В России довольно быстро сформировалось общество богатых и бедных людей. В стране возникла устойчивая совокупность негативных явлений и процессов. Конкуренция, циклические экономические кризисы, безработица, инфляция, теневая экономика, коррупция, локальная война внутри страны (первая и вторая Чеченская война), беженцы, терроризм, мафия, семейные кланы в кадровой политике государства, бандиты, продажа людей, наркомания, СПИД, переселенцы, искусственная миграция высококвалифицированных специалистов, ученых за пределами России и другие негативные явления и процессы присущи в реальной жизни капиталистического общества. Наконец-то сейчас ведется целенаправленная борьба с коррупцией на разных уровнях руководства страной. Только в период руководства В.В. Путина и Д.А. Медведева президентами Российской Федерации началась продуманная политика в осуществлении стратегии экономического и социального развития страны. В последние годы ведется активная внешнеполитическая деятельность государства в осуществлении добрососедских и дружеских отношений между ведущими странами мира в интересах защиты национальных интересов Родины, а также внутри страны с федеральным Центром и субъектами федерации под контролем усиления вертикали власти. В период так называемой «экономической реформы» под видом осуществления политики либеральной экономики наши олигархи и некоторые государственные чиновники не стеснялись и не стесняются жить красиво за счет продажи природных ресурсов страны. В настоящее время впервые за последние почти 100 лет Российская Федерация сталкивается непосредственно с мировым экономическим кризисом как интегрированная составляющая мировой капиталистической экономической системы. На первый план выдвигается разрешение проблем устойчивого развития и преодоления сырьевой направленности экономики как противовес экономической политике ведущих капиталистических государств во главе с США, повышение качества жизни населения, сокращение текущих государственных расходов и особенно управленческого аппарата, борьба с коррупцией, начиная с чиновников всех рангов. В условиях экономического кризиса необходимо эффективное использование человеческого фактора, в первую очередь, как максимальная занятость трудоспособного населения, сбыт товаров и инвестирование бизнеса, обеспечение доступности продовольственных товаров и услуг инфраструктуры каждому человеку и каждой семье по своим денежным доходам. Приближение и наступление экономического кризиса знали не только предприниматели, но и рядовые люди чувствовали давно. Это можно было наблюдать по тому, как люди постепенно начинают испытывать влияние инфляции и снижение доверия к банковской системе, бизнесу, неуверенность в сохранении своих сбережений в банковской системе.

В Российской Федерации в американских активах  размещено примерно 180 млрд. долларов, оформлены 80% внешнеторговых контрактов и почти 90% банковских активов содержатся в долларах. До сих пор сырьевые ресурсы страны продавали не в рублях, а расчеты ведут в долларах и только частично в других иностранных валютах. Финансовые ресурсы от продажи нефти, природного газа, угля, алмазов на мировом рынке по высоким ценам своевременно не направляли на диверсификацию нашей экономики, а держали в Стабилизационном фонде, который сейчас представляет собой два фонда: Резервный и Фонд благосостояния. «Выручка укладывалась в кубышки Стабфонда, а точнее– в бумаги американского казначейства… А когда разразился нынешний кризис, резко изменилась конъюнктура на мировом рынке (и, видимо, надолго), спрос на наше сырье упал. Одновременно наши компании вынудили занимать огромные суммы на Западе. И когда разразился кризис, наши лидеры предстали перед дилеммой: либо выкупать свои акции, под залог которых брались кредиты, либо банкротиться. И в это время государство раскупорило кубышку и дало им деньги. В результате отток капитала из России вырос, денег в кубышке стало меньше, а стимула экономического развития пока не видно. В том числе и потому, что наша банковская система занималась всем, чем угодно, кроме кредитования. А когда все-таки начала кредитовать, то стала повторять худшие ошибки американского ипотечного пузыря» подчеркнул директор Института США и Канады РАН, член-корреспондент РАН С. Рогов. Особенно сильно пострадали те, кто вкладывал свои активы в иностранные корпоративные ценные бумаги. Возможность восстановления стоимости этих ценных бумаг будет идти как минимум в течение 10 лет. Уже весь этот глобальный процесс влияния капиталистического мира можно проследить, наблюдать и испытывать во всех регионах и сферах экономического и социального развития нашего общества.

В нашей  стране основной причиной возникновения  структурного экономического кризиса  является не только мировой финансовый и экономический кризис, а, прежде всего, сама российская природа капиталистического строя, сырьевая направленность экономики и диспропорциональность экономического развития страны, ограниченность внутреннего покупательского спроса и денежно-кредитная политика государства. Конкретным проявлением глобального экономического кризиса можно считать резкий спад производства, массовую безработицу, появление устойчивого недоверия граждан к банковской системе и, вообще, к денежному капиталу, резкое снижение и довольно длительное сжатие цен на сырьевые ресурсы на мировом рынке (обвал экспортных доходов) в условиях падения макроэкономической конъюнктуры. Все это привело к сокращению дефицита консолидированного бюджета и соответственно – к рефинансированию реального сектора экономики страны.

Первая  волна структурного экономического кризиса как падение фондового  рынка, рост ставки кредитов, пересмотр и сокращение финансирования по всем статьям бюджета Российской Федерации, кроме национальных проектов и в целом социальной сферы, кризисная обстановка накатывается на все отрасли народного хозяйства и соответственно в регионы огромной страны мира. В годы так называемой «экономической реформы» наша экономика была больше интегрирована в капиталистический мир как поставщик сырьевых ресурсов. В этом кровнобыли заинтересованы ведущие капиталистические страны и наши олигархи, продающие уникальные сырьевые ресурсы своей страны за американские доллары. В результате экономика страны односторонне начала затягиваться в процесс ускоренного развития топливно-энергетических комплексов, продавая в огромных объемах нефть, природный газ, уголь, алмазы за бумажные американские доллары.

В современных  условиях необходимо особо поддерживать те отрасли народного хозяйства  Российской Федерации, которые могут  стать отправной точкой для экономического роста, принципиального передела и  реконструкции экономики страны. Устранение диспропорции экономики и перевод ее на инновационный путь развития требует довольно длительного времени. Меры по преодолению паразитического «нефтегазодолларового» пути развития экономики ограничивают получение олигархами монопольной и сверх монопольной прибыли. Одновременно государство стремится увеличить общие доходы от развития естественных монополий. В настоящее время мировой финансовый кризис может привести к ослаблению влияния государственных чиновников с либеральными взглядами в проведении денежно-кредитной политики российского государства. В некоторых странах средства Резервных фондов и временно свободные деньги вкладывают на развитие реальной экономики без банковских посредников, где создаются новые рабочие места, на строительство дорог, крупных предприятий, среднего и малого бизнеса. Поэтому к любому экономическому кризису надо готовиться заранее путем обеспечения стабильного, устойчивого, планомерного развития существующей модели экономического развития. Если было бы так, то нынешний экономический и финансовый кризис в США и других странах отразился бы не так губительно, как современный этап развития экономики Российской Федерации. Первая полоса мирового экономического кризиса будет длиться больше одного года и сейчас уже закладывается основа для возникновения второй полосы в середине 2010 года.

По итогам 2009 г. выпуск валового внутреннего продукта (ВВП) может снизиться до 7,5 и 8% (в  период мирового экономического кризиса  будет самое рекордное снижение объема производства ВВП в мире), объем сельскохозяйственного производства – на 2,5-3%. В годы мирового экономического кризиса больше пострадали приоритетные отрасли народного хозяйства России. Отставание на 1-2 технологического поколения этих отраслей от других развитых стран может еще усилиться. Например, в станкостроительной промышленности с 2 места в мире в 1991 г. скатилась на 17 место по итогам 2006 г., а тенденция в свою очередь наращивается. Более 70% техники и оборудования эксплуатируются больше 20-25 лет. Ежегодный коэффициент обновления станков и прессов – менее одного процента, в то время в развитых странах мира он достигает 10-12%. За последние 15 лет в России вывели из эксплуатации 2,5 тыс. км железно-дорожных путей, а износ парка вагонов и локомотивов достиг до 70%, оборудования энергетики до 48%. В период руководства демократов «первой волны», проводя либеральную экономическую политику, добились монополизации отдельных крупных предприятий топливо-энергетического комплекса и приоритетных отраслей экономики огромной страны мира в интересах частных собственников. Сейчас 70% производства валового внутреннего продукта (ВВП) уже находится в собственности 12 фамилий. Эта экономика осуществляется через отношения собственности крупных акционеров и частных собственников или через отношения управления, т.е. коррупцию. Вся беда в развитии российской экономики заключается в том, что все время критикуем государство как плохой собственник и организатор производства товаров и услуг. Довольно длительное время наблюдался процесс целенаправленного ослабления государственного контроля за производственной и финансовой деятельностью естественных монополий.

С приходом к власти демократов «первой волны» во главе с Б.Н. Ельциным сразу  ликвидировали в стране систему  народного контроля. Это был один из методов борьбы против доминирующей роли государственной собственности. Во вновь создаваемых акционерных обществах активно шел процесс притеснения влияния государственных органов власти. Шел процесс вытеснения государства как влиятельного акционера от реальной экономики. В такой обстановке чиновники старались устроиться «поближе к власти». Идет интенсивный процесс слияния деятельности государственного аппарата с крупными естественными монополиями как признак образования крупного современного финансового капитала. В результате добились распада СССР, ликвидации основных объектов государственной собственности, созданных честным трудом рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции за 74 года и под видом банкротства их приватизировали или акционировали объекты собственности крупных государственных предприятий в интересах группы акционеров и частных собственников. В этой обстановке определенно можно сказать – кому же хорошо жить в Руси? В этой удивительно богатыми природными ресурсами стране почему-то с каждым годом трудно становится жить простому трудовому народу.

В стране нужны огромные финансовые ресурсы  для ускоренного развития инновационных  отраслей народного хозяйства, наукоемкой технологии, цветной металлургии, сельского  хозяйства, реконструкция и модернизация производственной, энергетической, транспортной, социальной инфраструктуры. Поэтому финансовые ресурсы государства, средства Резервного Фонда Российской Федерации – «подушки безопасности» – и деньги коммерческих структур лучше было бы вкладывать в отрасли, дающие реальные результаты за год или два, а максимально – за пять лет. В нашей стране объективно требуется ускоренное развитие внутреннего спроса. Это зависит от уровня сохранения рабочих мест в условиях экономического кризиса и устойчивости в оплате труда, чтоб заработная плата не уходила «в тень». Идет спад производства, но надо эффективно работать с усилением темпов роста предложения товаров и услуг. Так как продукции сырьевых отраслей экономики (нефть, природный газ, уголь), военной и особенно атомной промышленности пользуются спросом на мировом рынке, их ускоренное развитие Правительство Российской Федерации решило поддерживать и регулировать с помощью льготных ставок кредитования, твердых государственных заказов, налоговых ослаблений и т.д. Экономическое развитие страны для решения этой важнейшей проблемы в большей степени зависит от государственной воли руководства Российской Федерации в проведении экономической политики внутри страны, а также для выпуска конкурентоспособной экспортной продукции. Тут нужен учет всех факторов экономического роста, чтоб реальный сектор экономики реально поддерживался государством, чтоб российские деньги «работали» у себя, а не уходили за пределы страны. В развитии народного хозяйства страны на первый план выдвигаются такие конкретные методы организации реального сектора экономики, как конкуренция, силовые, институциональные и инновационные методы руководства, прежде всего, в пяти сферах. Во-первых, поддержание развития базовых приоритетных отраслей народного хозяйства;во-вторых, ускорение темпов роста строительства, прежде всего, для обеспечения доступности жилья по цене не выше 30 тысяч рублей за 1 кв. метр, что будет давать огромные преимущества в нашей стране. В 2009 г. на жилищное строительство предусмотрено инвестиции в сумме 447 млрд. рублей. Это рекордная сумма инвестиций последних лет и реальный способ преодоления экономического кризиса. Одно рабочее место, созданное в строительной отрасли страны, дополнительно формирует в смежных отраслях не меньше 8 рабочих мест в каждой 30 смежных взаимосвязанных отраслях народного хозяйства; в-третьих, создание инфраструктуры и в том числе строительство дорог; в-четвёртых, решение проблем предоставления земельных участков всем, кто хочет серьезно заниматься проблемами выхода из структурного экономического кризиса; в-пятых, развитие инновации и переход на инновационный путь развития экономики.Возникла объективная необходимость в повышении экономической роли государства в недропользовании, национализации отдельных крупных предприятий вместо выделения им денег за счет Резервного Фонда(национализация тоже требует денег) и месторождений уникальных полезных ископаемых, определяющих государственную, экономическую и национальную безопасность страны, демонополизация отдельных крупных предприятий на региональном уровне. Снижение покупательского спроса на сырьевые ресурсы на мировых рынках в годы экономического кризиса постоянно лихорадит экономику нашей страны. Например, за всю историю продажи нефти резкое падение цены с 147,27 долл. по состоянию на 11 июля 2008 г. за баррель до 30 долл. к концу года. Потом цена на нефть на мировом рынке колебался в пределах 45-50 долл. За баррель (когда цена нефти свыше 50 долл. за баррель начинают накапливаться средства Резервного Фонда страны). Многие участники Петербургского Международного Экономического Форума отметили, то наиболее справедливой ценой на нефть полагали бы 60-70 долл. за баррель. В годы так называемой «экономической реформы» не удалось провести диверсификацию основных приоритетных отраслей экономики. За эти годы восстановить выпуск конкурентоспособных товаров по линии машиностроительной, крупной перерабатывающей и оборонной промышленности нашей страны не успели. В нашей стране не смогли вовремя провести целенаправленную диверсификацию экономики северных регионов за счет сверх доходов нефтегазовой, алмазо-угледобывающей отраслей народного хозяйства. Страны с сырьевой направленностью экономики в период мирового экономического кризиса попадают в сложный структурный экономический кризис.

В условиях нарастания структурного экономического кризиса государственные органы страны принимают неординарные антикризисные меры на преодоление сырьевой направленности экономики и поддержание соответствующего уровня развития инфраструктуры на инновационной основе. Например, в 2009 г. Правительством Российской Федерации выделяются инвестиции на сумму 480 млрд. рублей для поддержания развития основных видов транспорта и в то же время дополнительно за счет средств самой отрасли транспорта – 80 млрд. рублей. Вложение в инфраструктуру по сравнению с основным капиталом всегда больше создает новые рабочие места. Это требует плановой, целенаправленной и перспективной работы районообразующих, да и всех хозяйствующих субъектов в условиях структурного экономического кризиса. Например, каждый один млрд. рублей, вложенный в отрасли дорожного строительства страны дополнительно создает 1500 новых рабочих мест. В настоящее время стоит очень ответственная задача, чтобы каждый рубль антикризисных мер Правительства Российской Федерации внедрялся эффективно в развитии реальной экономики, в создании инфраструктуры базовых отраслей народного хозяйства и социальной сферы страны.

Наша  экономика больше страдает от стабильного  снижения покупательского спроса населения. Соотношение между совокупным спросом и совокупным предложением товаров и услуг не удается регулировать с помощью объективных экономических законов и механизмов новой модели рыночной экономики. Сейчас идет девальвация не только рубля, но и образования, профессиональной годности специалистов и всей экономической системы общества. В условиях непрерывного спада производства, снижения уровня потребления и бедности населения, возросшей тенденции потери экономической самостоятельности регионов, усиливается необходимость научной разработки комплексных, системных характеристик жизнеобеспечения населения. Они нужны для определения степени социальной ориентированности рыночной экономики в целом, служат научной предпосылкой принятия крупных социальных программ государства на долгосрочный период. Анализ состояния и концепций реформирования народного хозяйства страны приводит к выводам, что в период внедрения антикризисных мер не в полной мере были определены конкретные цели и задачи интересов трудового народа, рассчитанных на долгосрочный период времени в условиях новой модели рыночной экономики. Сейчас как никогда нужна научно спрогнозированная экономическая и социальная политика, направленная на плановую диверсификацию экономики путем даже национализации крупных компаний, корпораций, холдингов горнодобывающей промышленности, месторождений уникальных полезных ископаемых. В этом плане полагали бы определить социально- экономические последствия влияния антикризисных мер на комплексное социально-экономическое развитие страны, особенно северных регионов и в том числе Республики Саха (Якутия). Степень влияния мирового экономического кризиса во многом будет зависеть не только от мер установления ликвидности банков и сохранения вкладов граждан, а, скорее всего, от удержания по приоритетным отраслям народного хозяйства прежнего объема производства и повышения темпов экономического роста по «локомотивам» прорыва в укреплении экономической мощи страны в ближайшие годы. Это пока не удается на год и на два, но переход на инновационный путь развития, ускорение модернизации экономики, обеспечение экономической безопасности и всеобщей рациональной занятости трудоспособного населения требует осуществления длительной и целенаправленной стратегии государства в интересах трудового народа.

Информация о работе Экономические функции государства