Экономические функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 08:47, курсовая работа

Описание работы

Цель моей курсовой работы: проанализировать основные экономические функции государства в современной рыночной экономике.
В связи с целью работы я поставила перед собой следующие задачи:
Изучить литературу по исследуемому вопросу.
Выявить роль государства в рыночной экономике.
Рассмотреть основные экономические функции государства.
Проанализировать необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.
Именно оттого, что рыночный механизм не способен наиболее полно удовлетворять потребности общества, экономика должна регулироваться государством.

Содержание

Введение
Глава 1. Сущность государства в рыночной экономике…..................6
Роль государства в рыночной экономике……………………………….6
Задачи государственного регулирования……………………………….8
Глава 2. Функции государства в рыночной экономике …………………..9
2.1. Стабилизационная функция государства………………………………..9
2.2. Аллокационная функция государства…………………………………….10
2.3. Распределительная функция государства………………………………11
2.4. Регулирующая функция государства……………………………………...13
3. Глава 3. Экономическая роль государства в современной России…..16
3.1. Социально-экономический кризис России: основные черты..……17
3.2. Роль государства в кризисной экономике……………………………………19
3.3. Основные причины возникновения мирового экономического кризиса в России……………………………………………………………………………………………24
Заключение

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 189.00 Кб (Скачать)

В области  международных отношений со многими странами мира помогает проведение самостоятельной и твердой независимой политики Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым в интересах поднятия имиджа своей Родины. В современных условиях значительно возрастает роль инновационной политики, составляющей основу прогресса, стабильности и конкурентоспособности экономики. Речь идет о видах инноваций – технологических (продуктовых и процессных), институциональных (регулирующих экономику региона), социальных (области социальных программ, финансируемых за счет получаемых доходов), информационных и т.д. Если смотреть с этих позиций на инновационную политику, то она совпадает с понятием экономической и социальной политики.  1В наукоемкой продукции всех государств мира доля наукоемкой продукции России не больше 0,3%. Д.А. Медведев особо обратил внимание в своем первом Послании Федеральному собранию о развитии инновационной экономики. В Концепции социально-экономического развития страны до 2020 г. отмечается, что «Доля высокотехнологичного сектора в ВВП должна составлять 17-20% (в 2007 году – 10-11%). Затраты на НИОКР к 2020 году планируется увеличить до 2,5-3% ВВП (в 2007 году – 1,1% ВВП). Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна вырасти до 40-50% (в 2007 году – 8,5%), а инновационной продукции в объеме выпуске – до 25-35% (в 2007 году – 5,5%)» 2. В Российской Федерации три четверти всего объема внутренних затрат в области науки направляются на исследования и разработки технических наук. В 1999 году доля научных исследований в области технических наук составляет 76,4%, а в Республике Саха (Якутия) удельный вес технических наук – 29,4%. При этом около половины всех затрат научных разработок направлены на исследования и разработки в области естественных наук. В Российской Федерации в области технических наук заняты 60% исследователей.

В условиях структурного экономического кризиса  Правительство РФ будет использовать такие инструменты, как дополнительная капитализация средств, прямая государственная  поддержка районообразующих предприятий, государственные гарантии по кредитам. Кроме того, определен перечень 1148 системообразующих предприятий регионального уровня. В 2009 г. для всех системообразующих предприятий будет снижена налоговая нагрузка. Под влиянием глобального мирового кризиса в нашей республике начался структурный экономический кризис, который продлится не менее 10 лет. Идет сокращение объемов производства, растет безработица, инфляция, резко возросли цены на продовольственные товары, на все виды тарифов, особенно коммунальных услуг, и в целом наблюдается снижение уровня и качества жизни населения северного региона.

Россия  переживает сложный и трудный  процесс перехода к инновационному пути развития и новой системе  государственного регулирования экономики  и социальной сферы в условиях глобального мирового экономического кризиса. В настоящее время усложнение социально-экономической жизни общества, особенно обострение проблем мирового экономического кризиса и методологические подходы к изучению острых проблем реальной экономики привели к формированию широкого спектра новой модели рыночной экономики. Заложены базовые концептуальные и методологические основы современной экономической теории влияния инноваций на экономику глобального мира. Развитие современной рыночной экономики в постиндустриальный период связано с тем, что человек не только испытывает влияние структурного экономического кризиса, но всегда был и остается центральной фигурой развития экономики.

В условиях рыночной экономики порой искажается истинный смысл предпринимательской деятельности людей. В этих условиях на второй план уходят общечеловеческие ценности: трудолюбие, честность, справедливость, нравственность, красота человеческих отношений, толерантность, дружеские чувства и другие. Могущество денег, капитала, богатства приобретают огромную магическую силу. Человек начинает подчиняться всесильному диктату капитала, не всегда учитывая интересов государства и всего народа. Основной причиной всего этого является недостаточный уровень понимания самой реальной сущности рыночной экономики. «Следовало бы осознать во всеобщем масштабе тривиальную истину, что не менее голода и холода снижают качество жизни человека, особенно в эпоху относительно высокой цивилизации, несправедливости, унижение, бесправие, угнетение, обман, отчужденность и т.д., что испытывает большое число людей в современном мире и делает этот мир во многом уродливым с точки зрения положения человека, соответствия этого положения сущности личности. В этом и заключается кризис человека в современную эпоху, о чем давно предупреждали человечество знаменитые авторитеты науки

Однако  до сих пор эти и другие аналогичные  проблемы социально-экономической  и политической жизни общества адекватно  не отражены и не оценены гуманитарной наукой, ею не сделаны попытки поиска кардинальных путей их решения. Перед назревшей опасностью влияния мирового экономического кризиса, из-за накопления острых противоречий в жизни человечества крайне необходимо включение гуманитарных и социальных наук в разработку идей, идеалов и проектов, направленных на устранение причин современного глобального экономического кризиса в жизни человечества. Все усилия, на наш взгляд, должны быть направлены на обеспечение доступности продуктов питания первой необходимости, одежды, жилья, образования, медицинского обслуживания, улучшение основ нравственной жизни общества, и, прежде всего, среди молодежи, молодого поколения, преобразование их сознания на основании и в соответствии с общечеловеческими ценностями в условиях мирового экономического кризиса. Душа народов России и родной Якутии и раскрылась бы перед человечеством в полной мере как отражение чувства добра, свободы личности, справедливости, нравственности, красоты человеческих отношений, дружбы народов, патриотизма за Родину. В каждый раз на историческом этапе развития общества формируются материальные и социальные интересы, мотивы действий людей и формы удовлетворения потребностей населения. Все составляющие процесса движения человеческой сущности имеют единую природу, экономическую, энергетическую, социальную и нравственную основу, которая создается интеллектом и трудом человека. Труд является основой жизни человека, который может обеспечить полноту и гармонию бытия каждой личности. Интересы, качество жизни и потребности человека могут быть удовлетворены за счет труда людей и получения материальных и духовных благ. Совокупность удовлетворения потребностей людей определяется уровнем развития производительных сил и производственных отношений общества. В связи с этим возникает следующая логическая взаимосвязь, последовательность, отражающая сущность всех составляющих парадигмы: интересы – мотивы действий– качество жизни – потребности человека.

Методология изучения категории жизнеобеспечения и механизмов ее функционирования помогает в научном плане исследования объективных и субъективных форм проявления региональной экономики, сложных производственных связей, экономических интересов, внутренних противоречий явлений, а также путей и способов их разрешения. В последние годы принят ряд программ и концепций социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов, но в них не просматривается единая методология их разработки, слабо аргументированы основные постоянные источники их финансирования, нет механизмов реализации концепций. Эти программы не представляют целостную государственную национальную концепцию развития регионов на длительный период времени. Единая методология разработки стратегии и концепции социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов призвана теоретически обосновать решение главного вопроса современности: с помощью каких основных факторов и механизмов экономического роста общество может добиться высоких стандартов жизни и нормальных, достойных условий жизнеобеспечения населения, преодолевая зависимость от циклических и мировых экономических кризисов.

В новых  условиях методологические основы разработки стратегии и концепции жизнеобеспечения населения должны помочь в едином понимании поступательного развития общества, показать его основные цели и задачи, направленные на осуществление государственной национальной политики Российской Федерации. Изучение, обобщение и использование теории, методологии интеграционных процессов рыночной модели экономики способствуют системному определению экономических законов и категорий. Решение методологических вопросов развития национальной стратегии и концепции во многом зависит от понимания и определения сущности и содержания сложной социально-экономической категории жизнеобеспечения населения. Только единая методология разработки стратегии и концепции социально-экономического развития Российской Федерации и ее субъектов до 2020 года призвана теоретически обосновать решение главного вопроса современности. Формирование новых экономических механизмов управления и прогнозирования экономики Российской Федерации и ее субъектов должны помочь внедрению общенациональной идеи выхода страны из структурного экономического кризиса. Общенациональная идея выхода из структурного экономического кризиса – это обеспечение национальной (экономической, социальной, военной, генетической, духовной и нравственной) безопасности всего населения. Поэтому большое значение имеет изучение категории жизнеобеспечения и экономической безопасности населения в условиях глобального мирового экономического кризиса. 
 
 
 
 
 

Заключение

Изучение  данной темы дает обильную пищу для  размышлений. Очень часто государство  является первопричиной изменений  экономического поведения предпринимателей. Для сглаживания социальных противоречий связанных с производством и  распределением экономических благ используется активная экономическая политика, проводящаяся соответствующими государственными органами. От решений, принимаемых правительством, зависят решения, принимаемые (или не принимаемые) на микроуровне. Правительственная политика достигает цели только тогда, когда она поощряет, а не указывает в директивном порядке. При создании благоприятных условий предпринимателям их частный интерес совпадет с интересом государства, то есть общества. Следовательно, государство должно просто сделать более доступной для предпринимателей ту сферу экономики, которая является для него наиболее приоритетной.

В своей  работе я выполнила поставленные передо мной задачи:

  1. Изучила литературу по исследуемому вопросу.
  2. Выявила роль государства в современной рыночной экономике. 
  3. Рассмотрела основные экономические функции государства.

Конечно, вмешательство  государства в экономические  отношения не должно быть безграничным – экономика не должна быть излишне  административно «зарегулирована», так как это ущемляет экономическую свободу, приводит к коррупции государственного аппарата и возникновению теневой экономики. Государство не должно вмешиваться в те сферы экономики, где его вмешательство не является необходимым. Это не только ненужно, но и вредно для экономики.

В целом  трудно переоценить роль государства  в экономике. Оно создает условия  для экономической деятельности, защищает предпринимателей от угрозы со стороны монополий, обеспечивает потребности общества в общественных товарах, обеспечивает социальную защиту малообеспеченных слоев населения, решает вопросы национальной обороны. Особое положение государства в экономике дает ему и некоторые преимущества. Главное из них – возможность очень быстро и беспрепятственно сконцентрировать все необходимые ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) для решения отдельных крупных проблем (строительство крупных промышленных объектов, освоение космоса, строительство новых городов), но это не должно приводить к снижению жизненного уровня населения. Государственное вмешательство может в некоторых случаях заметно ослабить рыночный механизм и принести заметный вред экономике страны, как это было во Франции в конце 70-х - начале 80-х годов. Из-за слишком активного государственного вмешательства из страны начался отток капиталов, темпы экономического роста заметно упали. В таком случае необходима приватизация и дерегулирование, что и было сделано в 1986 году.

В начале XXI столетия человечество стоит перед  задачей, как органически соединить  рыночную экономику, социальную политику государства и экологию. В цивилизованном обществе экономика должна быть социальной. Это возможно лишь при позитивном воздействии на нее государства, в условиях, когда высшей ценностью в обществе являются достоинство и права человека и функционирует правовое государство. Как мне кажется, основная задача государства состоит в том, чтобы удерживать "золотую середину" в сфере влияния на рыночную экономику. 

Список использованной литературы

  1. Булатов А.С. Экономика: учебник. М.: Юристъ, 2005. 896 с.
  2. Видяпин В.И. Экономическая теория: учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2005. 672 с.
  3. http://www.grandars.ru/student/ekonomicheskaya-teoriya/ekonomicheskie-funkcii-gosudarstva.html
  4. Журавлева Г.П. Экономическая теория. Микроэкономика 1,2. Рос. экон. акад. им. Г.В. Плеханова. - М.: Дашков и К°, 2004. 934 с.
  5. Камаев В.Д. Экономическая теория: учебник для вузов. Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. 640 с.
  6. Костюк В.Н. Макроэкономика. Издательство «Центр», Москва, 1998.
  7. http://www.labex.ru/page/tg_53.html
  8. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики. М.: НОРМА, 2006. 560 с.
  9. Максимова В.Ф., Шишов А.Л.. Теория рыночной экономики. М.: СОМИНТЕК, 1992.
  10. http://lib.4i5.ru/cu17.htm
  11. http://www.bank24.ru/info/glossary/?srch
  12. Райзберг Б. А. Основы экономики: учеб. пособие . М.: ИНФРА-М, 2003.  408 с.
  13. Е.Ф. Борисов, Ф.И. Волков. Основы экономической теории. "Высшая школа". М., 1993 г.
  14. Журнал “Октябрь”1996-1 Марченко Г. “От кризиса к стабилизации. Дальнейшая судьба реформ в России”.
  15. Кураков Л.П., Кураков В.Л. Словарь-справочник по экономике, М., 1999.
  16.   21 Попов А.А., Бекетов Н.В. Методологические проблемы формирования и развития научно-инновационного комплекса региона // Проблемы фундаментального и прикладного науковедения: Материалы междунар. науч. конф. — Красноярск: Изд-во Краснояр. высш. команд. уч-ща, 1998. — С. 259-261.
  17. Газ.: Якутия. 2009. 2 апреля. С.3
  18. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. М., 1999.
  19. http://e-college.ru/xbooks/xbook120/book/index/index.html?go=part-003*page.htm
  20. Попов А.А., Мыреев, А.Н., Попова, С.А. Методология изучения экономических и социальных интересов // Экономические исследования : науч. сб. ФЭИ / Мин-во образования Рос. Федерации, Якут. гос.ун-т им. М.К. Аммосова, Финансово-экономический ин-т; под ред.Н.В. Охлопковой. – Якутск, 2007. – 3 вып. – С. 8-18.
  21. Попов, А. А. Экономические интересы и механизмы в организации и управлении сельскохозяйственным производством условиях рыночной экономики. М. : Наука, 2003.

Информация о работе Экономические функции государства