Экономические функции государства

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2011 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: изучить экономические функции государства.

В ходе выполнения работы были поставлены следующие задачи:

1. Рассмотреть границы и необходимость государственного вмешательства в экономику.

2. Охарактеризовать и проанализировать экономические функции государства.

3. Изучить положение России в переходный период.

Объект исследования: экономические функции государства как пути урегулирования экономики страны.

Предмет исследования: анализ экономических функций государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ГОСУДАРСТВО И РЫНОК
1.1 НЕОБХОДИМОСТЬ И ГРАНИЦЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА В ЭКОНОМИКУ
1.2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА II. РОССИЯ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА

Работа содержит 1 файл

Экономические функции государства.doc

— 143.50 Кб (Скачать)

Финансы госсектора и их источники и расходы.

Доходы федерального бюджета формируется за счет нескольких статей: личных подоходных налогов -- 46%, налогов с фонда заработной платы -- 35%, налогов на прибыль корпораций --10%, других налогов -- 10%, куда входят акцизные сборы, таможенные пошлины, налоги на дарение и т.п.

Ставка федерального личного подоходного налога в  США вначале 90-х годов выглядит следующим образом.

 
Доходы (долларов) в год

до 29750

от 29751 до 71900

от 71900 до 142200

более 149251

Налоговая ставка (%)

15

28

33

28

 
     

 

Налоги, взимаемые  с фонда заработной платы (на страховые  взносы по пенсионному обеспечению, бесплатной медицинской помощи), выплачивают  работодатели и лица наемного труда. Каждый работодатель и каждое лицо наемного труда выплачивают в  виде налога 7,51% на первые 48 тыс. долларов годового дохода (заработной платы) ставка налогового обложения прибыли корпорацией составляет 34%.

Акцизные налоги взимаются с ограниченного количества товаров: алкогольные напитки, табак, бензин. Указанные ставки подоходного  налога и налога на прибыль введен в США в 1989 году.

Расходы федерального бюджета характеризуются широким  разнообразием и на 80% составляют три величины ставки расходов бюджетных  средств: 1. Помощь престарелым, безработным, инвалидам, малообеспеченным гражданам страны, что составляет 40%. 2. Национальная оборона --28%. 3. Процент по государственному долгу -- 14%.

На образование  и здравоохранение в 1987 году было израсходовано 70 млрд. долларов или 7% бюджета.

Финансы штатов характеризуются своими особенностями. Во-первых, доходы формируются в основном за счет налогов с продажи (налоги с оборота, акцизные сборы), которые составляют около 50%. Во-вторых, налоги с физических лиц (подоходный налог) составляет 31%, лицензии, визы -- 9%.

Расходная часть  бюджета штатов покрывает затраты на образование (24%), социальное страхование (12%), общественную безопасность (7%). Каждый штат в соответствии со своими законами устанавливает нормы расхода на перечисленные нужды, что порождает значительные колебания в размерах налоговых поступлений и расходов.

Доходы местных  органов власти (округов, муниципалитетов, районов) в основном поступают от поимущественных налогов (74% в 1987 г.), налогов с продажи и акцизов (11%). В настоящее время статьей  доходов местных органов власти стали так называемые "неналоговые поступления" в виде лотерей и субсидий федерального правительства и власти штатов.

Главными статьями расходов местных бюджетов является финансирование образования -- 43%, здравоохранения  и социальной защиты -- 12%, потребности в сохранении и защите окружающей среды и жилищные расходы -- 11%.

Финансы госсектора являются наиболее полным отражением экономической деятельности государства, поскольку госсектор все больше и больше становится субъектом хозяйственной  деятельности. Через состояние финансов государственных органов можно судить об уровне производственной деятельности в этом секторе экономики. Через распределение финансовых средств правительство раскрывает содержание и характер распределительных отношений в обществе с рыночной экономикой. Дело в том, что система распределения финансовых средств в госсекторе осуществляется в соответствии с действующим законодательством, что само по себе представляет собой пример требований закона. С другой стороны развитие госсектора ведет ко все большему и большему его влиянию на общие тенденции развития экономики страны, что дает основание утверждать положительные результаты воздействия госсектора в качестве определенного стандарта применительно к сфере хозяйственной деятельности.

Виды налогов, их распределение и общественный дефицит.

Все налоги делятся  на прогрессивные, пропорциональные и  регрессивные.

Это зависит  от тех объектов, которые подлежат налогообложению -- доходы, продукты, здания, участки земли и т.д.

1. Налог является  прогрессивным, если его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода. В этом случае его средняя ставка повышается по мере возрастания дохода.

2. Регрессивный  налог -- такой налог, средняя  ставка которого понижается по  мере роста дохода. Рост доходов  подлежит в этом случае обложению меньшей налоговой ставкой. В этом случае имеется возможность получить большую абсолютную сумму, если темпы роста доходов будут значительными. А может и не произойдет.

3. Пропорциональный  налог характеризуется неизменной  ставкой обложения независимо  от размера дохода и темпов  его роста.

Федеральный личный подоходный налог, налог на прибыль  корпораций, как правило, является прогрессивным.

Общий налог  с продажи, акцизный налог, налог на фонд заработный платы и поимущественный налог имеют регрессивную тенденцию.

Вопрос о налогообложении  затрагивает интересы не только государства, которое является получателем средств, но и каждого плательщика (граждан, фирмы, учреждения).

При распределении налогового бремени на практике руководствуются двумя принципами.

Принцип получения  благ -- первый принцип, который утверждает, что субъекты хозяйственной деятельности (фермеры, предприниматели) должны приобретать  товары и услуги предоставляемые государством таким образом, как продаются другие товары. Если предприниматель получает выгоду от предложенных правительством товаров и услуг, то он должен платить налоги, необходимые для финансирования производства этих товаров или услуг.

В данном случае может идти речь о таких товарах, как сырьевые ресурсы, находящиеся в ведении государства, энергия и т.п. или, если государство защищает интересы частных собственников, их предпринимательской деятельности посредством предоставления услуг через юридические, правоохранительные органы и т.п., предприниматели и граждане должны оказывать эту услуги посредством налоговых платежей.

Принцип платежеспособности -- второй принцип системы налогообложения. Этот принцип платежеспособности основывается на идее, что налоги необходимо взимать с тех, кто имеет доходы и соответствующее благосостояние. Отдельные лица или предприниматели с более высокими доходами должны платить более высокие налоги, чем те, кто имеет более скромные доходы. Этот принцип позволяет распределить тяжесть налогообложения в соответствии с величиной получаемого дохода различными лицами или организациями. Этот подход оправдывается тем, что у лиц имеющих скромный доход: изъятый доллар или рубль, составляет большую жертву, чем доллар или рубль полученный через налоги от богатого или состоятельного человека. Такой подход в распределении налогового бремени вносит своего рода морально-этический баланс в систему налогообложения и распределения налоговых нагрузок на членов общества.

Указанные причины  налогообложения лежат в основе формирования государственного бюджета в странах с развитой рыночной экономикой. Однако это не спасает от ситуации, когда в государственной казне оказывается меньше поступлений, чем те расходы, которые вынуждено нести государство. Превышение расходов правительства над его доходами приводит к возникновению бюджетного дефицита или государственного долга.

Государственный долг представляет собой накопленную  сумму дефицита и бюджетных излишков.

Рост государственного долга обычно является результатом финансирования войн, экономических структур в период экономического спада. Долг государства может возникнуть и по другим причинам -- назкая собираемость налогов, внешнеэкономическая задолженность, кризисные явления в экономике. В этих случаях увеличивается величина государственного долга на душу населения.

Главными проблемами, связанными с государственным долгом, как правило, сводятся к следующему.

1. Выплаты процентов  по долгу требует повышения  налогов, которые могут подорвать  экономическую стабильность, подорвать действие экономических стимулов.

2. Выплаты процентов  или основной суммы долга иностранным  вызывают перевод определенной  части реализации продуктов за  рубеж.

3. Заимствование  правительством на рынке капиталов  с целью регламентирования долга или выплаты процентов, могут увеличить ставку процента и вытеснить частные инвестиционные формирования.

Дефицит американского  бюджета в 80-е годы при определенной экономической политике американской администрации позволил отрицательные  стороны дефицита превратил в некоторые позитивные тенденции. Многие экономисты утверждают, что дефициты госбюджета подталкивали вверх ставки процента, что, в свою очередь, привело к сокращению американского экспорта, сдерживало развитие американской внутренней экономики.

Таким образом, каждое изменение в состоянии государственного бюджета, рост долга и т.п. вызывает самые различные противоречивые процессы в экономике, управлять которыми с пользой для дела, могут только те, кто глубоко понимает общие тенденции развития производства, что возможно при соответствующем знании экономической теории.

Основными направлениями  мер по преодолению государственного долга в странах с развитой рыночной экономикой в 80-е годы следует  назвать следующие.

1. Введение конституционных  поправок устанавливающих ежегодно сбалансирование бюджета.

2. Принятие законов,  обязывающих правительство ежегодно  сокращать дефицит до момента  полного достижения сбалансированного  бюджета к установленной дате.

3. Введение новых  федеральных налогов или установление  более высоких ставок действующих налогов.

4. Усиление приватизации  предприятий госсектора посредством  продажи государственных активов  и программ в частный сектор.

5. Предоставление  президенту права вето по статьям  бюджетных расходов.

Охрана окружающей среды.

В настоящее  время остро встал вопрос об охране окружающей среды. Данный вопрос постоянно  находится в центре внимания всего  мира. Охрана окружающей среды становится составной частью программы завершения строительства материально - технической  базы в государстве.

В ряде государств это проявляется в особой мере, в связи со сложными климатическими условиями.

Крупные ученые ряда государств обеспокоены экологическим  состоянием природы в различных  уголках мира. Из государственного бюджета все больше и больше выделяется средств на поддержание экологии в надлежащем виде, также оказывают различную помощь и общественные организации. В ряде государств правительство принимает различные меры к нарушению нормативных актов по охране природы. Главенствующее положение занимает убеждение, а также штрафы и уголовные наказания.

Охрана природы, окружающей среды - насущная необходимость  современного мира. Человек в результате своей хозяйственной деятельности нарушает естественные природные связи, разрушает окружающую среду, чем  невольно создает для себя неблагоприятные (даже гибельные) условия обитания. Охрана природы - дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может реально обеспечить защиту окружающей среды.

Чем разумнее использовать богатства, тем больше успехов добьются промышленность и сельское хозяйство. Охрана природы выдвигается в  число наиболее острых социальных проблем  и представляет собой одну из важнейших  общегосударственных задач.

Деятельность  по охране природы в рамках своей  компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его  органов.

Так, в статье 9 Конституции Российской Федерации  говорится: “Земля и другие природные  ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов проживающих на соответствующей территории.”

Многие нормы, регулирующие природоохранительную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.

Информация о работе Экономические функции государства