Экономические потребности, блага и ресурсы

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2012 в 12:49, курсовая работа

Описание работы

Экономические ресурсы (или факторы производства) – это элементы, используемые для производства экономических благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд, капитал (в том числе его организация), предпринимательская способность и информация. [11, с.46]
Как особый экономический ресурс следует выделить время. Люди в своей производственно-экономической деятельности располагают ограниченным количеством этого невоспроизводимого ресурса.

Содержание

Введение……………………………………………………….....…с. 3-3

Глава 1 Понятие экономических ресурсов в современной
науке, технологический прогресс……………..……….с.4-15

§1 Экономические потребности,
категории и рынки ресурсов………………………………...…с.4-9
§2 Информация знания и время,
как экономические ресурсы……………………….………......с.9-12
§3 Технологический выбор, прогресс…………………………..с.12-15

Глава 2 Экономический рост, распределение
и использование экономических ресурсов……..…….с.16-34

§1 Переплетение, мобильность
и взаимозаменяемость экономических ресурсов…….……...с.16-17
§2 Ресурсный потенциал и его использование………………....с.17-33
§3 Эффективность использования экономических
ресурсов………………………………………………………..с.33-34


Заключение……………………………………………………....с.35-36

Список используемой литературы ………………………….. с.37-38

Работа содержит 1 файл

микроэкономика ресурсы ирина.doc

— 181.50 Кб (Скачать)

Большой и малый бизнес в предпринимательстве. Статистика большинства стран чётко классифицирует обычно крупный и малый бизнес, средний же бизнес занимает как бы промежуточное звено.

В большинстве развитых стран мира крупный бизнес занимает ведущее место в экономике. Как правило, на него приходится более 50% (а нередко более 60%) ВВП. Он, безусловно, доминирует во многих отраслях машиностроения (в общем, и транспортном машиностроении, в электромеханической промышленности и приборостроении), в химической промышленности, в черной и цветной металлургии, в топливно-энергетическом комплексе и в добывающей промышленности. Растёт концепция производства и во многих отраслях сферы услуг. Особенно это касается таких отраслей сферы услуг, как высшее образование, здравоохранение, финансы, производство программного обеспечения, информационные услуги, транспорт, торговля и др. Так, в США, например, на долю крупного бизнеса (статистика, относит к крупным предприятиям с числом занятых 500 и более человек) приходится 60% ВВП и 47% всей рабочей силы. Объём продаж и масштаб капитализации (т.е. рыночной стоимости акционерного капитала) отдельных крупнейших компаний составляют десятки, и даже сотни миллиардов долларов и вполне сопоставимы с ВВП многих стран мира.

В России роль крупного бизнеса, ещё выше, чем в других странах. В 2002 г. на предприятиях крупного и среднего бизнеса (отдельная статистика по крупному бизнесу в России отсутствует) было создано 89% ВВП. Это, однако, не достоинство российской экономики, а её недостатки и говорит о недостаточном развитии малого бизнеса. Заметно отстаёт от развитых стран и уровень капитализации крупнейших российских компаний, который не превышает десятков миллиардов долларов («Газпром», РАО «ЕЭС Россия», «Лукойл»).

Малый бизнес играет важную роль в современной экономике. В разных странах критерии отнесения компаний к категории малого бизнеса различны. В США, согласно официальной статистике, к малому бизнесу относятся все предприятия с числом занятых менее 500 человек. В России к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации, в уставном капитале доля участия государственной собственности РФ и субъектов Федерации, муниципальной собственности, собственности общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25% и у которых средняя численность работников не превышает следующих предельных величин: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек, в сельском хозяйстве и научно – технической сфере – 60, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30, в оптовой торговле, остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.

Малые предприятия получили в России ещё слабое развитие. В 2002 г. в стране насчитывалось только 882,3 тыс. малых предприятий с числом занятых на них 7,2 млн. человек (11% общего числа занятых), что несопоставимо со средним уровнем 40 – 60% общего числа занятых. Слабое развитие малого предпринимательства в России во многом связано с неразвитостью механизмов его государственной поддержки. Во многих развитых странах существует хорошо разработанная система государственной поддержки малого бизнеса. Так, в США государство активно поддерживает малое предпринимательство. [1, с.255-257]

Характерные черты предпринимательского потенциала в России. Характер предпринимательского потенциала России обусловлен переходным состоянием российской экономики. С одной стороны, Россия продемонстрировала способность к быстрому формированию предпринимательской инфраструктуры и самого класса предпринимателей, тем более что сами эти понятия на протяжении многих предшествующих десятилетий воспринимались в стране исключительно негативно. С 90 – х. г. XX в. в России образовались тысячи рыночных институтов, возникли миллионы собственников.

Положение российского предпринимательства, особенно малого и среднего, чрезвычайно нестабильно. Это в полной мере продемонстрировал финансовый кризис августа 1998 г., разоривший или поставивший на грань разорения множество фирм, банков и страховых компаний.

К началу XXI в. в России сформировался ряд крупных финансово – промышленных групп, не только устоявших в ходе кризисных потрясений 90 – х. г., но и укрепивших свои позиции. Это крупнейшие компании в нефтяной и газовой промышленности, в алюминиевой промышленности и чёрной металлургии, в автомобильной и авиапромышленности. Более шести лет экономического роста после финансового кризиса 1998 г. способствовали дальнейшему увеличению общего числа предприятий в России – до 3,8 млн. в 2003 г., в которых доля частных предприятий достигла 76.9 %, предприятий со смешанной формой собственности – 6,4, государственных и муниципальных предприятий - 10.3, предприятий общественных и религиозных организаций -  6,4. [1, с.258-260]

11 июля 2007г., Советом Федерации одобрен проект ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (проект принят Госдумой 06 июля 2007г.). “Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между юридическими лицами, физическими лицами, органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства, определяет понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.” [16, int.16.1]

 

§3 Эффективность использования экономических ресурсов.

Экономическая эффективность характеризует связь между количеством единиц ограниченных ресурсов, которые применяются в процессе производства, и получаемым в результате этого процесса количеством какого – либо продукта, т.е. охватывает проблему «затраты - выпуск». Большее количество продуктов, получаемых от данного объёма затрат, означает повышение эффективности. Меньший объём продукта от данного количества затрат указывает на снижение эффективности. [3, с.27]  

Рациональное и экономное               использование экономических ресурсов является первоочередной задачей любого хозяйствующего субъекта. Условия функционирования современного предприятия непосредственно связаны с особенностями развития экономики в целом. Следует отметить, что объектом управления хозяйствующего субъекта являются не ресурсы вообще, а экономические ресурсы.

Экономические ресурсы представляют собой основные элементы экономического потенциала, которыми располагает общество на каждой ступени развития производственных сил в рамках исторически определённой системы правовых отношений. На эффективность использования экономических ресурсов общества определяющее влияние оказывает уровень развития производительных сил и то, насколько производственные отношения на каждом данном этапе соответствуют степени развития производительных сил. Чем выше уровень такого соответствия, тем более эффективно используются экономические ресурсы в процессе воспроизводства материальных благ.

Особенностью современного этапа экономического роста в российской экономике является интенсивная эксплуатация природно-ресурсного потенциала, что, в конечном итоге может привести к тупиковой ситуации. Неэффективное использование ресурсного потенциала экономики способствует замедлению темпов экономического роста, истощению ресурсов.

Теоретическое обоснование и практическая реализация программ ресурсосбережения на российских предприятиях становится национальным приоритетом на долгосрочную перспективу, поскольку нерациональное использование экономических ресурсов приводит к удорожанию себестоимости продукции и снижению прибыльности производства. В данной ситуации определяющую роль должна играть продуманная государственная политика в сфере ресурсопользования. На микроэкономическом уровне государственное регулирование связано с реализацией потенциала ресурсосбережения, и, прежде всего, реализацией производственных, научных, технических, организационных и правовых мер, имеющих целью достижение экономически обоснованного значения эффективности использования экономических ресурсов предприятий.            Ориентирами и критериями ресурсосбережения выступают различные показатели. Наиболее распространённым ориентиром для управляющих воздействий служит потенциал ресурсосбережения, то есть резервы, которые могут быть освоены во времени. При оценке и анализе экономического потенциала ресурсосбережения, необходимо использовать как количественные, так и качественные показатели, а также возможность рационального использования экономических ресурсов.

             

                 Заключение.

 

Под экономическими ресурсами понимают все виды ресурсов, используемые в процессе производства товаров и услуг. В сущности, это те блага, которые используются для производства других благ. Поэтому их нередко называют производственными ресурсами, производственными факторами, факторами производства, факторами экономического роста. Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают одним общим коренным свойством: они редки или имеются в ограниченном количестве. [1, с.43]

Эффективное использование ресурсов состоит из эффективности производства (производство любого продукта с наименьшими затратами) и эффективного распределения ресурсов (производство конкретного набора продуктов, в наивысшей степени желаемого обществом). [6, с.42]

Производительность труда находится под воздействием таких факторов, как профессионализм, технический прогресс, качество рабочей силы и эффективность распределения и управления различными ресурсами.

На экономические и социальные процессы в обществе влияют многие факторы, но ускорение НТП является главным из них. НТП – это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений и реализации знаний. Любое государство, чтобы не отстать в своем научно-техническом развитии, должно разрабатывать и осуществлять единую государственную техническую политику. Любое предприятие не может иметь хорошей перспективы, если не будет постоянно внедрять результаты НТП, так как от этого зависят качество выпускаемой продукции, издержки на ее производство и реализацию, объем реализации и величина получаемой прибыли.

Предпринимательские способности (предпринимательский ресурс, предпринимательство) можно оценить как экономический ресурс, в состав которого следует включать предпринимателей, предпринимательскую инфраструктуру, а также этику и культуру предпринимательства. Уникальность значения предпринимательства состоит в том, что именно благодаря ему приходят во взаимодействие прочие экономические ресурсы – труд, капитал, земля, знания. Современная рыночная экономика представляет собой совокупность крупных, средних и малых фирм.

Информация сегодня рассматривается в качестве одного из важнейших ресурсов развития общества наряду с материальными, и людскими. С помощью информационных продуктов потребитель имеет возможность удовлетворять потребность в новых сведениях и знаниях, а также различные эстетические потребности. Ценность, или полезность, информации состоит в возможности дать дополнительную свободу действий потребителю. Информация расширяет набор возможных альтернатив и помогает правильно оценить их последствия.

Потребности растут быстрее производства благ. Это происходит из – за того, что экономические потребности безграничны, а производство экономических благ ограничено в силу ограниченности экономических ресурсов. [1, с.52]

 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

 

1. Булатов А.С., Экономика, 4 – е издание, изд. «Экономист»,  Москва 2006 г., 831 стр.: - с.41-43; с.52; с.254-260; с.268-270; с.303-307; с.317-323; с.328-329.

2. Елисеев А.С., Современная экономика, 3-е издание, изд. «Дашков и К», Москва 2007 г., 504 стр.:  - с.14; с.40–42; с.452-453.

3. Камаев В.Д., Экономическая теория, 2 – издание, изд. «центр Владос», Москва 1998 г., 640 стр.: - с.27.

4. Климов С.М., Селин А.П., Фёдорова Т.А., Микроэкономика ИВЭСЭП «Знание», СПб 2003 г., 350 стр.: - с.103; с.268.

5. Любимов И.М., Экономическая география, изд. «Гелиос АРВ»,    Москва 2002 г., 144 стр.: - с.93.

6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Экономикс, 14-е издание, изд. «ИНФРА - М», Москва 2002 г., 972 стр.: - с.25-26; с.42; с.464; с.588–590; с.890-891.

7. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики , 2-е издание, изд. «Норма», Москва 2002 г., 572 стр.: - с.45-46; с.329-333; с.386.

8. Носова С.С., Экономическая теория,  изд. центр «Владос», Москва 2005 г., 519 стр.: -  с.82.

9. Репкин А.И. Лекции (диск), Тема 3, 2006 г, 38 стр.: - с.12; с.15; с.16; с.19.

10. Самуэльсон Пол А., Нордхаус Вильям Д., Экономика, 15-е изд., перевод с английского: М: «Бином», Москва 1999 г.,  800стр.: - с.52;  с.695-696.

11. Сафрончук М.В. Микроэкономика, изд. «Эксмо», Москва 2007 г., 256 стр.: - с.11; с.32.

12. Симкина Л.Г., Экономическая теория, изд. «Питер», СПб 2003 г., 448 стр.: - с.135.

13. Скопин А.Ю., Экономическая география России, изд. «Проспект», Москва 2005 г., 368 стр.: -  с.43 – 45.

14. Каждая третья вакансия находится в Петербурге/«Экономика и время» - № 38 (673) от 8 октября 2007 г., - с.8

15. Ценность сотрудника повышает обучение/«Экономика и время» - № 38 (673) от 8 октября 2007 г., - с.12

16. Internet, ссылки:

 

   16.1. Российская газета / Федеральный закон РФ от 24.07.07 № 209-ФЗ/ Статья 1- http://www.rg.ru/2007/07/31/biznes-doc.html

   16.2. Беляев. М.И., Тема 2. - базовые понятия, глава 3 - основные экономические термины - http://www.milogiya2007.ru/micro1.htm

   16.3. Введение в экономику, тема 1-предмет и метод экономической теории - http://ido.edu.ru/ffec/econ/ec1.html

   16.4. Глоссарий - http://www.glossary.ru/cgi-bin/gl_sch2.cgi?RQlxzwx:

Информация о работе Экономические потребности, блага и ресурсы