Экономические системы и их особенности

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучение экономических систем, их структуры и решение проблемы этих систем.
В связи с вышеизложенным в работе решаются следующие задачи:
- изучение теоретической и методологической литературы по проблеме исследования;
- определение теоретической основы экономических систем;
- изучение и рассмотрение системы «производство – распределение – обмен – потребление»;
- проанализировать виды экономических систем;
- изучить смешанную экономику как экономическую неизбежность;
- рассмотреть виды социально-ориентированных хозяйств.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..…….4
Глава I Экономические системы и их особенности…………………………………………………..……….………..6
Определение экономической системы и ее сущность……………………………………………………………….……….6
Целостность системы: производство – распределение –
Обмен - потребление…….…………………..…………………………….…..10
Виды экономических систем……………………………….……………15
Глава II Анализ современного состояния экономических систем……..…...21
2.1. Смешанная экономика как экономическая неизбежность……………………………………………………..……..……...21
2.2. Социально-ориентированные рыночные хозяйства…….………..……..24
Заключение…………………………………………………………….……….28
Список литературы………………………………...………………….….……30

Работа содержит 1 файл

Курсач.doc

— 133.50 Кб (Скачать)

     В развитой рыночной экономике существенные изменения претерпевает хозяйственный  механизм. Плановые методы хозяйствования получают дальнейшее развитие в рамках отдельных фирм в виде маркетинговой  системы управления. В то же время на макроуровне развитие плановых методов связано с государственным регулированием экономики, вплоть до осуществления общенациональных программ и планов. [1, c. 40]

     Задача  использования ресурсов решается в  рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. В то же время перераспределение ресурсов на развитие новейших отраслей происходит во многом за счет бюджетных ассигнований, на основе государственных общенациональных и межгосударственных программ, государственного стимулирования НИОКР в приоритетных направлениях развития научно-технического прогресса.

     Наконец, задача распределения созданного валового внутреннего продукта не только решается на основе традиционно сложившихся  форм, но и дополняется выделением все больших ресурсов  как крупными компаниями, так и государством для вложений в  развитие «человеческого фактора»: финансирования систем образования, в том числе переподготовки работников различной квалификации, совершенствования медицинского обслуживания населения, на социальные нужды. [5, с.56]

     Смешанная система. В случае соединения и переплетения различных форм хозяйства, различных формационных образований, различных цивилизационных систем, а также более сложных сочетаний различных элементов системы можно говорить о смешанных экономических системах (смешанной экономике). Их отличительная особенность гетерогенность (разнородность) входящих в них элементов.

     Параметры смешанной экономики обладают относительной  самостоятельностью. Однако, возможно превалирование того или иного параметра или одной из групп параметров в условиях различных стран.

     Смешанность экономики характеризует не только наличие разнообразных структурных  элементов в ее составе, но и образование  конкретных форм их сочетания в реальной экономике. Примером этого могут служить частно-государственные акционерные предприятия, контрактные соглашения государственных органов с частными фирмами, социальное партнерство и т. д.

     Совершенно  ясно, что рынок как механизм, ориентирующий экономику только на возрастающий платежеспособный спрос, не может нейтрализовать «внешние эффекты». Суть их заключается в том, что деятельность предприятий в рыночной экономике имеет кроме положительных результатов еще и отрицательные, которые реально влияют на благосостояние других членов общества. В качестве примера можно привести внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды, исчерпанием природных ресурсов в результате все возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, диспропорции в производстве и пр. [8, с.78] 
Регулирование внешних эффектов должно брать на себя государство. Погашение негативного воздействия внешних эффектов государство осуществляет перераспределением доходов через госбюджет или перераспределением выгод, полученных от положительных внешних эффектов, административного запрета на применение вредных технологий, эксплуатации природных ресурсов и т.п.

     Таким образом, корректировка государством действий рыночного механизма смягчает или вовсе может ликвидировать  негативные последствия рыночных сил, проявляющихся во внешних эффектах. 
Особого внимания требует еще одна группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма. Это социально- экономические права личности и, в первую очередь, право на труд. Жизнь подтвердила теоретические предпосылки о невозможности рыночной экономики с полной занятостью. И мы не утверждаем, что необходимо любой ценой обеспечить «полную занятость», ибо это разрушение самого рыночного механизма. Однако эффективное регулирование рынка рабочей силы; поддерживание с помощью социальных выплат, людей, не по своей воле утративших рабочие места; осуществление программ по созданию новых рабочих мест и т.п. возможны только государством. 
Очевидна необходимость гибкой системы образования, способной быстро отреагировать на требования, которые выдвигают новые технологии и новый спрос. Это касается и среднего образования, и высшей школы, и переподготовки на рынке труда, и обучения на рабочих их местах для лиц, которым грозит безработица. [6, с.55]

     На  данный момент можно констатировать тот факт, что экономика большинства стран мира является смешанной. Экономические системы этих стран в основном занимают некое промежуточное положение между двумя крайностями – чистым капитализмом и командной экономикой. Но обычно страна больше придерживается принципов какой-то одной экономической системы, хотя элементы других систем присутствуют. 
 
 
 

     В этой главе мы рассмотрели сущность и структуру экономической системы, выявлена ее целостность и непрерывность. Также была подтверждена важность непрерывной цепи «производство – распределение – обмен –производство».  Помимо этого были рассмотрены четыре типа экономических систем. 
 
 

 

Глава II «Анализ современного состояния экономических систем» 

2.1 Смешанная экономика  как экономическая  неизбежность

     В 1936 г. крупнейший английский экономист Джон Мейнард Кейнс после окончания "Великой депрессии" 30-х годов выдвинул новое объяснение уровня занятости в капиталистической экономике. Согласно этой теории, при капитализме просто не существует никакого механизма, гарантирующего полную занятость, полная занятость скорее случайна, а не закономерна, капитализм не является саморегулирующейся системой, способной к бесконечному процветанию.

     Кейнсианской  теорией занятости отвергается  положение о том, что ставка процента уравнивает сбережения и инвестиции. Субъекты сбережений и инвесторы - это разные группы населения. В условиях здоровой экономики население сберегает значительные суммы во время ее процветания. При этом по собственной инициативе. Корпорации и фирмы, располагая сбережениями в виде нераспределенных прибылей, принимают инвестиционные решения исходя из: а) ожидаемой нормы чистой прибыли и б) реальной ставки процента. Кейнсианцы ставят под сомнение положение об эластичности цен и заработной платы. [18, с. 115]

     Общество  устроено таким образом, что принуждение в известной мере является условием свободы. Рынок, свободный от какого бы ни было вмешательства государства может быть только теоретической абстракцией. Экономическая же реальность состоит в том, что государство выступает активным участником рыночных отношений. Уже в период свободной конкуренции значительная часть производительных сил перерастает рамки классической частной собственности и государство вынуждено было брать на себя содержание больших экономических структур: железных дорог, почты, телеграфа и т.д. В условиях монополистической конкуренции, когда производство стало характеризоваться большой сложностью, капитало- и энергоемкостью, сами монополии оказались заинтересованными в усилении регулирующей роли государства, в постоянной поддержке с его стороны на внутреннем и внешнем рынках. Сегодняшнее усилие межгосударственной интеграции ведет к тому, что общие экономические процессы перешагивают национальные границы, формируют новые социально-экономические задачи, связанные с обороной, наукой, экологией, воспроизводством рабочей силы. Рыночный механизм не в состоянии разрешить все проблемы экономического роста. Наряду с двигательными силами в нем заложены и элементы, сдерживающие экономическое развитие. Это наблюдалось и раньше, когда равновесие в экономике достигалось при неполной занятости ресурсов и прежде всего рабочей силы. [9, с.47]

     Активное  участие государства в экономической  жизни обусловлено, как минимум, тремя причинами.

     Во-первых, этого требует "стержень" рыночного  механизма - конкуренция. Развитие монополий подрывает конкурентное начало рыночной экономики, отрицательно сказывается на решении макроэкономических проблем, ведет к снижению эффективности общественного производства. Поэтому всесилию монополий должны быть противопоставлена законодательная и иная антимонополистическая деятельность государства.

     Правовая  защита производителей и потребителей является важнейшей функцией государства. Прежде всего должно быть обеспечено право собственности. Собственник, не уверенный в неприкосновенности своей собственности, будет опасаться ее отчуждения и не сможет использовать в полную силу творческий и материальный потенциал.

     Во-вторых, всегда существовали такие виды производства, которые "отторгает" рыночный механизм. Прежде всего это производство с длительным сроком окупаемости капитала, без которых общество не может обойтись, а результаты которых нельзя соизмерить в денежной форме: фундаментальная наука. поддержание обороноспособности страны, охрана правопорядка, содержание нетрудоспособных, организация образования, здравоохранение, создание и поддержание нормального функционирования общеэкономической структуры (денежное обращение, таможенный контроль и др.).

     В-третьих, есть причины, вытекающие из ограниченных возможностей рыночных саморегуляторов: обеспечение равновесия в экономической системе, поддержание занятости населения на необходимом уровне, правовое обеспечение функционирования рыночного механизма, разработка теории общественного выбора и принципов рационального экономического поведения.

     В развитии экономики государство  призвано корректировать те недостатки, которые присущи рыночному механизму. Рынок не способствует сохранению не воспроизводимых ресурсов, защиты окружающей среды, не может регулировать использование  ресурсов, принадлежащих всему человечеству (рыбные богатства океана). Рынок всегда был ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги. [3, с.78]

     Административные  методы государственного регулирования  находят эффективное применение в таких основных направлениях:

     1. Прямой контроль государства  над монопольными рынками; административное  регулирование рынков тех товаров  неэластичного спроса, которые отнесены  к монополии государства, с  применением планирования цен,  введением жестких ставок акцизных  налогов;

     2. Обеспечение экономической безопасности  производства;

     3. Разработка стандартов, необходимых  для осуществления всех 

     видов производственной и экономической  деятельности и контроля за их выполнением;

     4. Определение и поддержание минимально  допустимых параметров жизни населения;

     5. Защита национальных интересов  в сфере международных экономических  отношений. 

     Сфера применения административных регуляторов  рыночных отношений довольно обширна. В странах с развитой экономикой они успешно "работают" на повышение эффективности экономических отношений.

     Однако  воздействие государства на экономику  не может носить произвольный характер. Конкурентный рынок "диктует" экономическим  действиям государства свои требования. Применение "внешних" регуляторов  не должно вести к ослаблению рыночных стимулов. В противном случае общество сталкивается с такими явлениями, как расстройство денежной системы и государственных финансов, с переплетением безработицы с растущей инфляцией и т.д. [5, с.77] 

     2.2 Социально ориентированные рыночные хозяйства

          Опыт  формирования  социальной  рыночной  экономики  в   странах   Запада позволяет  сформулировать  основные  принципы   этого   вида   экономической системы.

           >  Принцип  главенства  права.  Социальная  рыночная  экономика может   быть реализована только в правовом государстве, где утверждается  всеобщее уважение  и  соблюдение  общественных  законов,   особенно   в   сфере экономики.

            > Принцип устойчивости экономического роста как материальной основы  для всеобщего и справедливого благосостояния.

           > Принцип свободы экономической  деятельности субъектов хозяйствования  в рамках существующих законов.

           >  Принцип  полной  занятости   трудоспособного  населения,  условия  для которого должно создавать государство.

          > Принцип установления соц. гарантий населению.

           > Принцип социальной  справедливости.

           > Принцип социальной  защиты  людей.

           >   Принцип   соц.    партнерства,    обеспечивающее    равноправие    и равноответственные  отношения  между   нанимателями,   работниками   и

государством.

           > Принцип ответственности граждан   за  экономическую  эффективность   как своей, так и общей деятельности, а также за свой образ жизни. [12, с.68]

Задачами  социально ориентированной рыночной экономики являются:

Информация о работе Экономические системы и их особенности