Экономический рост, его сущность и факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2010 в 01:56, курсовая работа

Описание работы

Введение
Важным показателем для каждой страны является экономический рост, который тесно связан с ростом общего благосостояния: ростом продолжительностью жизни, качества медицинского обслуживания, уровня образования, сокращением продолжительности рабочего времени и т.д.
Впервые экономический рост возник в Англии, во второй половине XVIII в., в результате промышленной революции. До этого периода все страны жили очень бедно и приблизительно одинаково. Например, не наблюдалось существенных различий в уровне жизни между Англией начала XVIII и Древним Римом.
1. Сущность экономического роста, его типы и показатели
Экономический рост в любой стране мира является одной из основных целей макроэкономической политики правительства. Понятие экономического роста связывается с увеличением общего количества благ, доступности к ним все большего количества граждан. Экономический рост определяет улучшение и облегчение условий работы и жизни.
Термин «экономический рост» в литературе имеет множество трактовок, но значение у них – одинаковый.
2. Государственное регулирование экономического роста
Возможны два различных варианта государственной политики регулирования экономического роста. Первый состоит в том, чтобы отменить излишние меры административного регулирования, заменив их на экономические. Например, вместо того чтобы вводить абсолютные стандарты для контроля за загрязнением предприятиями окружающей среды, лучше назначать им цену за количество выбросов загрязняющих веществ. В этом случае все предприятия будут стремиться к сокращению выбросов загрязняющих веществ. Тем самым заданного сокращения загрязнения можно достичь с большей эффективностью, чем в том случае, когда все предприятия должны соблюдать одинаковые стандарты.
3. Особенности современного экономического роста в России
Проблема экономического роста, приемлемого для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и сокращения разрыва с развитыми странами, обсуждается уже несколько лет.
В настоящее время в Минэкономразвития России продолжается работа над проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.
Её цель– определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

Содержание

Введение
1. Сущность экономического роста, его типы и показатели
2. Государственное регулирование экономического роста
3. Особенности современного экономического роста в России
Практикум
Заключение
Литература

Работа содержит 1 файл

КР эк теория.doc

— 200.00 Кб (Скачать)

     Возможны  два различных варианта государственной  политики регулирования экономического роста. Первый состоит в том, чтобы отменить излишние меры административного регулирования, заменив их на экономические. Например, вместо того чтобы вводить абсолютные стандарты для контроля за загрязнением предприятиями окружающей среды, лучше назначать им цену за количество выбросов загрязняющих веществ. В этом случае все предприятия будут стремиться к сокращению выбросов загрязняющих веществ. Тем самым заданного сокращения загрязнения можно достичь с большей эффективностью, чем в том случае, когда все предприятия должны соблюдать одинаковые стандарты.

     Второй  вариант состоит в активном поощрении  расходов на НИОКР, что означает в  сущности инвестиции в новые знания. Это можно делать с помощью  соответствующего налогового режима, а также прямой государственной  поддержки и бюджетного субсидирования науки и образования.

     Государственная стратегия стимулирования экономического роста в развитых странах на разных этапах имела свою специфику и  брала на вооружение различные концепции.

     Сложившаяся в США после «великой депрессии» 1929--1933 гг. система государственного регулирования была ориентирована преимущественно на управление факторами спроса или совокупным спросом главным образом денежно-кредитными инструментами. Так, стимулирование расширения капиталовложений происходило на основе низких процентных ставок, ограничение - путем их повышения.

     В 80-х гг. в США была провозглашена  новая экономическая политика, суть которой заключалась в переходе от экономики стимулирования совокупного  спроса к экономике предложения  на основе стимулирования инвестиций в машины и оборудование, перспективные технологии.

     Сторонники  экономики предложения сделали  упор на факторы, повышающие производственный потенциал экономической системы. Наметилось три направления воздействия  государства на экономический рост:

    • стимулирование НТП и развитие научных исследований;
    • увеличение  расходов на образование, подготовку и  переподготовку квалифицированных  кадров в государственном масштабе;
    • глубокая  перестройка налоговой системы.

     Главной целью этой политики стали высокие  темпы роста производства, решение социальных проблем: занятости, безработицы, бедности, повышение уровня доходов.

     В 90-е гг. наблюдается значительное увеличение государственных расходов на социальное обеспечение, здравоохранение, образование, что в немалой степени  связано с возрастающей ролью «человеческого капитала», творческой, новаторской деятельностью человека как важнейшего фактора экономического роста и накопления национального богатства. Это характерно не только для развитых, но и для развивающихся стран.

     Другое  направление государственной политики, стимулирующее экономический рост, - поддержание конкурентоспособности и оптимальной структуры производства путем законодательного регулирования налоговых и иных преференций, прямого или косвенного субсидирования отдельных отраслей и регионов из государственного бюджета. Особенно это касается транспортной и коммуникационной инфраструктуры. Большое значение по-прежнему придается государственной поддержке фундаментальных и прикладных исследований, конструкторских разработок.

     Итоги:

     Если  правительство хочет увеличить  производительность, ускорить экономический  рост и повысить уровень жизни  своих граждан, оно должно проводить  следующую политику:

     • Стимулировать  внутренние инвестиции и сбережения.

     • Стимулировать инвестиции из-за границы, снимая ограничения на получение в собственность капитала страны.

     • Стимулировать образование.

     • Стимулировать исследования и разработки. Большая часть роста уровня жизни  происходит благодаря росту технологических  знаний, которые идут из исследований и разработок.

     • Защищать права собственности и  обеспечивать политическую стабильность. Под правом собственности понимается возможность людей свободно распоряжаться  принадлежащими им ресурсами. Чтобы  люди желали работать, сберегать, инвестировать, торговать, изобретать, они должны быть уверены, что результаты их труда и принадлежащая им собственность не будут украдены, и что все соглашения будут выполнены.

     • Стимулировать свободную торговлю. Свободная торговля подобна технологическому достижению. Она позволяет стране не производить всю продукцию самой, а покупать у других стран те виды продукции, которые они производят более эффективно. Часто для развивающихся стран звучит аргумент о необходимости защиты молодых отраслей промышленности от иностранной конкуренции и проведении поэтому протекционистской политики, ограничивающей или даже запрещающей международную торговлю. Этот аргумент несостоятелен, поскольку расширение торговли с развитыми странами не только позволяет развивающимся странам экономить на издержках и не выпускать продукцию, производство которой неэффективно, но и пользоваться новейшими мировыми техническими и технологическими достижениями.

     • Контролировать рост населения. Для  обеспечения роста благосостояния темпы роста производства должны быть выше темпов роста населения. Между тем, высокие темпы роста населения делают остальные факторы производства “более тонкими” (т.е. в расчете на одного рабочего) и уменьшают возможности для роста экономики. Так, быстрый рост населения снижает количество капитала, приходящегося на одного рабочего, что ведет к снижению производительности труда и уровня благосостояния. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     3. Особенности современного  экономического роста  в России

     Проблема  экономического роста, приемлемого  для России, с точки зрения достижения стратегических целей развития и  сокращения разрыва с развитыми  странами, обсуждается уже несколько  лет.

     В настоящее время в Минэкономразвития России продолжается работа над проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации.

     Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации разработана  в соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации 21 июля 2006 года.

     Её  цель– определение путей и способов обеспечения устойчивого повышения благосостояния российских граждан, укрепления национальной безопасности и динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2020 годах), укрепления позиций России в мировом сообществе.

     Согласно  данной Концепции для экономического роста России необходим переход  российской экономики от экспортно-сырьевого  к инновационному социально-ориентированному типу развития. Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и, на этой основе, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.

     Инновационный социально-ориентированный тип роста  имеет ряд качественных и количественных характеристик, отражающих особенности его ключевых факторов. Это рост на основе:

  • диверсификации экономики, в структуре которой ведущая роль переходит к отраслям «экономики знаний» и высокотехнологичным отраслям промышленности. Доля высокотехнологичного сектора и «экономики знаний» в ВВП должна составлять не менее 17-20% (2006 год – 10,5%), вклад инновационных факторов в годовой прирост ВВП – не менее 2-3 процентных пунктов (2006 год – 1,3);
  • повышения эффективности и конкурентоспособности экономики, без существенного наращивания производственных ресурсов. Производительность труда должна увеличиться к 2020 году в 2,4-2,6 раза (по отдельным секторам – до 4 раз), а энергоэффективность – в 1,6-1,8 раза;
  • высокой инновационной активности компаний, связанной с освоением новых рынков, обновлением ассортимента продукции, освоением новых технологий, созданием новых форм организации бизнеса. Доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50% (2005 год – 9,3%), а инновационной продукции в объеме выпуска – до 25-35% (2005 год – 2,5%);
  • активизации фундаментальных и прикладных исследований и разработок при кардинальном  повышении их результативности. Внутренние затраты на исследования и разработки должны подняться до 3,5-4% ВВП в 2020 году (2006 год – 1 % ВВП);
  • повышения качества человеческого капитала и эффективности его использования, что характеризуется опережающим ростом заработной платы квалифицированных работников. Среднемесячная заработная плата в экономике повысится в 2020 году до 2700 долларов США (2007 год – 526 доллара США);
  • опережающего роста отраслей, обеспечивающих развитие человеческого потенциала, прежде всего, образования и здравоохранения. Расходы на образование за счет государственных и частных источников – 5,5-6% ВВП в 2020 году (2006 год – 4,6%), на здравоохранение - 6,5-7% ВВП в 2020 году (2006 год – 3,9 %), что сопоставимо с уровнем наиболее развитых стран.

     Анализируя  данные анализа социально-экономического развития России за 2008 год сделанные Министерством Экономического Развития и Росстатом, можно сделать некоторые выводы.

     Экономическое развитие России в 2008 году было неравномерным. До середины 2008 года благодаря рекордным  экспортным доходам и  интенсивному расширению банковского кредита экономика России развивалась динамично. С начала второго полугодия развивающийся мировой кризис усилил негативное влияние на экономическое развитие России.

     В 2008 году темп роста ВВП составил, по оценке, 105,6%, при последовательном замедлении от 8,5% в I квартале, 7,5% - во II,  6,2%  - в III, до 1,1% - в IV квартале.

     Наиболее  значительное снижение темпов роста  произошло в строительстве, транспорте и промышленном производстве.

     В 2008 году значительно сократился темп ввода в действие жилых домов  – до 104,5% к уровню предыдущего года  (в 2007 году - 120,6 процента).

     Рост  реальных располагаемых денежных доходов  населения по итогам 2008 года составил 2,7%. В IV квартале произошло снижение на 5,8%, в том числе в декабре – на 11,6%. Рост реальной заработной платы за 2008 год составил 9,7%, в IV квартале – 2,5%, в декабре – снижение на 4,6 процента.

     В IV квартале отмечено значительное увеличение просроченной задолженности по заработной плате – на 54,9% к предыдущему периоду, в целом за год она увеличилась на 75,2% и составила на конец декабря 4,7 млрд. рублей.

     В целом за 2008 год общая численность  безработных составила 4,8 млн. человек, увеличившись по сравнению с 2007 годом  на 4,3%. В IV квартале численность составила 5,4 млн. человек, что на 22,7% выше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

     Промышленное  производство за 2008 г. выросло на 2,1% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. В IV квартале произошло снижение по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года на 6,1% - в основном за счет обрабатывающих производств (снижение на 7,7%). В ноябре и декабре произошел спад промышленного производства – соответственно на 8,7% и 10,3 процента. 

     Экспорт товаров (по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, в 2008 году  составил 470,8 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с 2007 годом на 32,8% (в 2007 году - на 16,8%). В IV квартале экспорт товаров снизился и составил 88,7% к соответствующему периоду предыдущего года.

     Импорт  товаров (по методологии платежного баланса), по оценке Минэкономразвития России, 2008 году составил  291,5 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с соответствующим периодом прошлого года на 30,4% (в 2007 году - на 36%). В IV квартале импорт  увеличился на 3,7% к уровню IV квартала предыдущего года.

       По итогам 2008 года объем золотовалютных резервов Российской Федерации снизился на 10,8% и составил 427,1 млрд. долл. США по состоянию на 1 января 2009 года. В IV квартале объем золотовалютных резервов Российской Федерации снизился на 23,2%, при этом за декабрь снижение данного показателя составило 6,3 процента.

     За  январь-декабрь 2008 года инфляция на потребительском рынке составила 13,3%, превысив показатели за последние пять лет, в том числе 2007 года (11,9%) - на 1,4 п.п. и 2006 года (9%) - на 4,3 п.п.

       
 
 
 
 
 

     До  октября ежемесячные темпы были достаточно высокими – а в целом  за период январь-сентябрь инфляция составила 10,6%, что на 3,1 п.п. было выше, чем годом  ранее.

     Ведущую  роль в повышении уровня инфляции в 2008 году в России, также как и в других странах, сыграл рост мировых цен на продовольствие начиная с середины  2007 года. В середине I полугодия 2008 года на мировых рынках цены стали снижаться на зерно, молоко и молочные продукты, в тоже время выросли мировые  цены на мясопродукты, однако с сентября цены стали снижаться. Вместе с тем в России рост цен на продукты был наиболее  высоким по сравнению с другими европейскими странами.

     Рост  цен в отдельных  странах на продукты питания 

     по  международной классификации*

       
 
 
 
 
 
 
 

     В 2008 г. внутренние  цены на продовольственные товары выросли на 16,5%, после роста цен на 15,6% в 2007 году.

     Выводы  из анализа социально-экономического развития России январь-июль 2009  года:

     По предварительной оценке Минэкономразвития России, в июле падение ВВП составило 9,3%, в январе-июле – 10,2% по сравнению с соответствующим периодом  прошлого года. Продолжается спад строительства и потребительского спроса. В то же время обозначился тренд восстановления промышленного производства и грузооборота транспорта, приостановился спад инвестиций в основной капитал. В результате с исключением сезонного фактора, по оценке Минэкономразвития России, рост ВВП продолжается второй месяц подряд – в июле ВВП увеличился на 0,5% по отношению к июню.

Информация о работе Экономический рост, его сущность и факторы