Экономический рост

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Увеличение потребностей, исчерпание национальных ресурсов, увеличение численности населения обуславливает решение двойной задачи: эффективности экономики и экономического роста. Экономический рост есть увеличение объема произведенных за определенный период товаров и услуг, а, следовательно, есть повышение жизненного уровня населения. Можно добиться увеличения производства и потребления материальных благ за счет ухудшения их качества, за счет экономии на очистных сооружениях и ухудшения условий жизни, добиться временного роста производства можно и за счет эксплуатации ресурсов.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ



1. СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА, ЕГО ТИПЫ И ПОКАЗАТЕЛИ.


2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА.

3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ




ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРАКТИКУМ

Работа содержит 1 файл

курсовая эк. теория.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

       Все  рассмотренные выше факторы экономического  роста взаимосвязаны и взаимообусловлены. Роль каждого из них постоянно меняется в ходе поступательного движения экономики.

       Помимо факторов роста, существуют факторы торможения. К их числу относится несбалансированность совокупного спроса и предложения, которое возникает в результате несоответствия нормы сбережений и накоплений в экономике, потока инвестиций и запаса капитала, темпа роста доходов и численности, и др.

    

      

       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

         В любой стране, при любой общественно-политической  системе экономика в той или  иной степени регулируется государством  в лице государственных органов.

          В странах  с рыночной экономикой вмешательство  государства и его органов  в экономическую деятельность  предприятий и предпринимателей  носит преимущественно косвенный  характер.

          Государство  воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ. Во многом ограниченность государственного вмешательства в условиях рыночной экономики обусловлена присущей ей разновидностью форм собственности на средства производства: частной, акционерной, коллективной, включая право собственности на землю.

       Государственное  регулирование экономики может быть направлено как на ограничение или даже на подавление нежелательных для общества видов экономической деятельности, таких как производство и торговля наркотиками, оружием, так и на поддержку некоторых форм предпринимательства.

      Государственное регулирование экономики ставит своей главной целью соблюсти интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях рыночной свободы общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц.6 Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы.

      Существуют разнообразные  формы государственного регулирования  экономики:

- непосредственное государственное  управление рядом отраслей, объектов  полностью или частично. Применяется  по отношению к предприятиям, организациям, имеющим жизненно важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающихся в значительной государственной поддержке ( военные, оборонные, энергетические объекты, заповедники, водные ресурсы, полезные ископаемые).

- налоговое регулирование осуществляется  путем установления тех или иных объектов налогообложения , назначения и дифференциации налоговых ставок, введения налоговых льгот, освобождение от налогов.

- бюджетное регулирование заключается в том, что государственные органы обладают возможностью распределять средства государственного бюджета между регионами по различным направлениям их расходования.

- социальное регулирование  со стороны государства направлено  на обеспечение социальной справедливости, поддержки социально незащищенных  слоев населения, поддержание  уровня условий жизни. 

- денежнокредитное регулирование состоит в воздействии государства на денежное обращение и объем денежной массы.

- ценовое регулирование  в условиях рыночной экономики  заключается в том, что государство  может устанавливать предельный  уровень отдельных цен, запрещая  их повышение сверх этого уровня.

- государственное антимонопольное регулирование направлено на ограничение или даже запрет деятельности предприятий-монополистов, за исключением области естественной монополии.

             Деятельность государства по отношению к экономическому росту развертывается как правило, по следующим направлениям:

  1. поддержание фундаментальных наук, так как очевидна незаинтересованность бизнеса в долгосрочных проектах со сложнопредсказуемым результатом, реализация мер, направленных на сохранение окружающей среды и невосполнимых ресурсов. С этой целью государство может устанавливать пределы экономического роста и тем самым придавать ему новое качество;
  2. антициклическое регулирование через систему управления спросом. Государство должно стимулировать спрос на средства производства и предметы потребления так, чтобы подтянуть спрос к предложению и тем самым уравновесить рынки;
  3. структурное и региональное через денежную политику: стимулирование инвестиций в конкретные отрасли посредством налоговых стимулов, бюджетных грантов, бюджетных ассигнований и т.д. Важным направлением структурного регулирования является региональная политика: выведение остальных регионов из упадка путем соответствующей ориентации инвестиционного процесса;
  4. поддержание оптимальной пропорции между сбережениями и инвестициями, недопущение излишнего перемещения денежных средств от сбережений к потреблению;
  5. регулирующая налоговая политика через дифференциацию процентных ставок, контроль в отношении прибыли;

        К числу факторов, сдерживающих  экономический рост, относится законодательная деятельность государства в области регулирования экологических вопросов, охраны труда и здоровья и т.д.

      Экономический рост  рассматривался представителями различных школ с точки зрения выяснения его тенденции, источников роста и его результатов, обеспечения устойчивых темпов, изменения технологии и структуры национального хозяйства. Современные модели экономического роста сформировались на основах классического и кейнсианского подхода к развитию национального хозяйства. Кейнсианская модель экономического роста делает упор на исследование национального хозяйства в целом. Центральная проблема макроэкономики для кейнсианской теории-факторы, определяющие уровень и динамику национального дохода, его распределение. Эти факторы кеинсианство рассматривает с позиции формирования эффективного спроса. Дж. М. Кейнс предложил обратиться прежде всего к проблеме реализации, и в связи с этим сосредоточил усилие на изучение основных частей спроса, а также факторов, от которых зависит движение этих составных частей.

    Неокейнсианство исследовало проблемы динамики эффективного спроса, использования инвестиций, понятия мультипликатора. В неокейнсианских теориях экономического роста деньги остались за пределами анализа. Теоретической основой неокейнсианской концепции экономического роста являлись взгляды Дж. М. Кейнса, в частности положение о том, что стихийный механизм рыночной экономики не в состоянии обеспечить равновесия между спросом и предложением, в результате чего возникает неполная занятость людей и материальных ресурсов.

     Центральной  проблемой у неокейнсианстов  являлась проблема реализации, т.е.  если движение спроса способствует  полному использованию производственных  ресурсов, то экономика будет  находиться в состоянии динамического  равновесия.

     Главным  фактором экономического роста признавались инвестиции, которые рассматриваются в связи со сбережениями.

     В центре  неокейнсианской модели экономического  роста стоит идея оптимальности  рыночной системы, рассматриваемой  как совершенный, саморегулирующийся механизм, позволяющий наилучшим образом использовать все производственные факторы не только каждому экономическому субъекту, но и экономике в целом.

   Свободная конкуренция  через рыночные цены обеспечивает  общее равновесие, или состояние  оптимальности, создав условия для получения максимальной полезности.

 

3. ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО  ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА В РОССИИ

  

    При сохранении в целом относительно высоких темпов экономического развития, начиная с середины II квартала отмечается постепенное замедление экономического роста. Если в I квартале ВВП вырос на 8,5% к соответствующему периоду предыдущего года, во II квартале - на 7,5%, то в III квартале, по оценке Минэкономразвития России, - на 7,1%, в целом за январь-сентябрь - на 7,7 процента. С исключением сезонного и календарного факторов среднемесячный прирост составил 0,8% и 0,5% в I и II кварталах и 0,4% - в III квартале. Наиболее заметное замедление происходило в июне и июле текущего года, когда среднемесячные приросты составили 0,2%, в августе - 0,5%, в сентябре - 0,4 процента", - отмечается в мониторинге.

По оценкам МЭР, общеэкономическая  динамика складывается под влиянием сохраняющихся высоких темпов потребительского спроса при замедлении роста промышленного  производства (прежде всего обрабатывающих производств), инвестиций в основной капитал и заметном снижении помесячных темпов роста строительства.

  Минэкономразвития РФ представляет следующий мониторинг текущей ситуации в российской экономике. Согласно оценкам МЭР, рост ВВП страны в 2008г. окажется на уровне 7,3% вследствие ожидаемого замедления динамики в IV квартале 2008г. Ранее официальный прогноз ведомства находился на уровне 7,8%. Всему виной мировой финансовый кризис, перерастающий в кризис общеэкономический, грозящий проблемами теперь не только финансовым системам крупнейших развитых и развивающихся стран, но и реальному сектору. По некоторым, не самым пессимистичным прогнозам, ВВП России в 2009г. может оказаться на уровне 5%.

Кризис на отдельных финансовых рынках, в отдельных финансовых инструментах перерос в масштабный финансовый кризис и перерастает в кризис реальной экономики, с падением производства, с сокращением занятости во всем мире. Российская финансовая система не изолирована от этих финансовых процессов. Однако в новой ситуации, которая складывается в условиях падения международных финансовых индексов, в условиях оттока капитала из России, сокращения инвестиций, безрисковая финансовая политика, проводимая ранее Минфином, дает основания чувствовать себя уверенно. "Подушкой безопасности" для российской экономики служат резервы, которые накоплены РФ, сбалансированный бюджет (который в 2008г. таким останется при среднегодовой цене на нефть не ниже 60 долл. за барр., однако в 2009г. при таком же уровне цен, по-видимому, будет пересмотрен), положительный платежный, торговый баланс.

В сложившихся условиях Минфин видит  кардинальные изменения в процессах, являющихся формирующими для основных экономических трендов. Если в предыдущие годы основные проблемы были связаны  с излишним притоком капитала, со стерилизацией излишней денежной массы, с необходимостью ограничения инфляционных тенденций, то сейчас задача финансовых ведомств в том, чтобы обеспечить ликвидность экономике, выделить дополнительные средства банкам, восстановить доверие к банковской системе. Среди мер, которые главное финансовое ведомство страны уже предприняло для оказания такой поддержки экономике, - инвестирование банковской системы, увеличение капитала агентства по страхованию вкладов, государственные вложения в фондовый рынок и т.д.

Заместитель министра экономического развития РФ Станислав Воскресенский  поддержал тезис о том, что  время модели экономического роста  России, существовавшей до сих пор, закончилось. В своем докладе С.Воскресенский представил ряд тезисов, которые будут в ближайшее время основополагающими для МЭР и помогут перенастроить экономику под новые реалии:

Во-первых, в России необходимо построение регионального финансового центра, считает С.Воскресеннский. Доверие  к традиционным финансовым центрам  в мире снизилось. Для России же этот проект должен быть системным. Так, падение российских финансовых индексов является краткосрочной тенденцией. Фундаментально экономика сильна, и те антикризисные меры, которые предпринимаются, рано или поздно этот тренд изменят, убежден С.Воскресенский.

Во-вторых, потенциал развития мирового финансового кризиса таков, что  нельзя ограничиваться мерами по поддержке  только финансовой системы. "Наряду с нормализацией ситуации на финансовом рынке необходимо предпринимать  меры по стимулированию функционирования других экономикообразующих отраслей", - заявил замминистра. В МЭР намерены использовать для этого классические меры и инструменты рыночной экономики. Речь в первую очередь идет о тех секторах, проблемы которых могут оказать мультипликативный эффект на всю экономику (строительство, торговля и т.д.).

В-третьих, то, что сейчас происходит, полезно для российской экономики, убежден С.Воскресенский, поскольку  заставляет заняться более качественным финансовым планированием и чиновников, и бизнес. "Компании уже начали реализацию программ по сокращению издержек. Проведенные на прошедшей неделе опросы показали, что 42% компаний в обрабатывающем секторе начали сокращение издержек. Кризис заставляет компании избавляться от непрофильных активов", - отметил эксперт.7

Сегодня в мире наблюдается все  большее вмешательство государства  в экономику, национализация в банковской сфере - это реалии 2008г. Мы эти настроения не поддерживаем. Главной задачей государства является помощь частному сектору через обеспечение платежеспособного спроса. В самом госсекторе будут продолжаться работы по повышению его эффективности.

По предварительной оценке, индекс потребительских цен в РФ на товары и услуги за октябрь 2008г. может составить 100,9%. Об этом говорится в сообщении Федеральной службы государственной статистики (Росстат) РФ.8

Согласно официальному прогнозу, подготовленному  Минэкономразвития, инфляция в России за 2008г. составит не более 11,8%.

В IV квартале экономика продолжит  замедление, предупреждает Минэкономразвития: из-за кризиса ликвидности на мировых рынках увеличился отток капитала из России, с августа начало резко дешеветь сырье, прежде всего нефть. А рост внутреннего производства ограничен высоким притоком импорта. В октябре снижение темпов производства отчасти было смягчено девальвацией рубля к доллару.

Спад в экономике сопровождается небывалым ростом цен, , инфляция за девять месяцев этого года поставила  рекорд за последние шесть лет - 10,6%. В октябре цены вырастут на 0,9-1,1%, прогнозирует Минэкономразвития. По данным Росстата, с 21 по 27 октября цены выросли на 0,2%, с начала месяца - на 0,8%, с начала года - уже на 11,5%. По итогам 10 месяцев инфляция может достигнуть официального годового прогноза министерства в 11,8%, говорится в мониторинге.9

Информация о работе Экономический рост