Экономическое развитие в эпоху средневиковья

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 17:03, контрольная работа

Описание работы

Возраст экономической науки как самостоятельной отрасли знания насчитывает уже третье столетие. Как известно, экономическая наука – продукт Нового времени. Ее возникновение обычно относят к ХVIII в. Но, как и в других областях знания, многие элементы новой науки складывались веками. Первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием античных философов, а позже – средневековых богословов, которые, анализируя экономическое поведение индивидуума или микрохозяйства (домохозяйства), исходили из представлений о допустимом и недопустимом в области практической жизни

Содержание

1. Основные черты и этапы развития экономики средневековья.

2. Экономические идеи экономики средневековья в Западной Европе.

3. Экономические идеи экономики средневековья в России.

4. Экономические идеи экономики средневековья в Украине.

5. Экономические идеи экономики средневековья Востока
6. Экономический быт и хозяйственная культура средневековья.

Работа содержит 1 файл

Экономическое развитие в эпоху средневековья..doc

— 110.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 

Основные черты экономической мысли средневековья. 
 
 

        Содержание:  

1. Основные черты и этапы развития экономики средневековья.

2. Экономические идеи экономики средневековья в Западной Европе.

3.  Экономические идеи экономики средневековья в России.

4.  Экономические идеи экономики средневековья в Украине.

5.  Экономические идеи экономики средневековья Востока

6. Экономический быт и хозяйственная культура средневековья.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Возраст экономической науки как самостоятельной  отрасли знания насчитывает уже третье столетие. Как известно, экономическая наука – продукт Нового времени. Ее возникновение обычно относят к ХVIII в. Но, как и в других областях знания, многие элементы новой науки складывались веками. Первоначально и на протяжении многих столетий экономическая мысль была частью морально-философских представлений традиционного общества: она складывалась под влиянием античных философов, а позже – средневековых богословов, которые, анализируя экономическое поведение индивидуума или микрохозяйства (домохозяйства), исходили из представлений о допустимом и недопустимом в области практической жизни 

    1. Основные черты  и этапы развития  экономики средневековья 

    Экономика средневековья связана с развитием  феодализма. Феодализм представляет универсальную стадию, которую прошли почти все народы мира. Однако ее формирование происходило в разных условиях. К примеру, если в одних странах феодализм вырос на фундаменте пришедшего в разложение рабства, то в других (восток и север Европы) он пришел на смену первобытнообщинной системе; в странах Востока (Индии, Китае и др.) ему предшествовала «азиатская» система, постепенно трансформировавшаяся в феодальную. Поэтому становление шло двумя путями: синтезным на основе остатков рабовладельческого уклада и бессинтезным при эволюции варварских хозяйств.

    Феодальная  экономика имеет следующие черты:

    - господство крупной земельной собственности, находившейся в руках класса феодалов;

    - сочетание ее с мелким индивидуальным хозяйством непосредственных производителей, сохранявших в индивидуальной собственности основные орудия труда;

    - своеобразный статус крестьян, которые не являлись собственниками земли, а были ее держателями на различных условиях вплоть до наследственного пользования;

    - различные формы и степень внеэкономического принуждения крестьян;

    - преобладание аграрного сектора над торговым и промышленным в условиях господства натурального хозяйства;

    - низкий в целом уровень знаний и техники, ручное производство, что придавало особое значение индивидуальным производственным навыкам.

    Особое  значение для развития экономики  имела эволюция феодальной собственности. Ее своеобразие проявлялось в  том, что, являясь частной, она тем  не менее не была абсолютной собственностью на землю, поскольку содержала определенную условность. Суть здесь в том, что каждый крупный феодал предоставлял надел более мелкому феодалу лишь при условии несения военной службы. Это порождало особую систему – феодально-сословную иерархию, основанную на вассально-ленных отношениях. Лишь с течением времени условное землевладение превратилось в наследственное.

    Эксплуатация  крестьянства осуществлялась в рамках феодальной вотчины, которая стала  основой для взимания феодальной ренты.

    Феодальная  рента – часть прибавочного продукта зависимых крестьян, присваиваемая землевладельцем и являющаяся экономической формой реализации собственности феодала на землю.

    Известны  три формы феодальной ренты: отработочная (барщина), продуктовая (натуральный  оброк) и денежная (денежный оброк).

    Многие  проблемы истории экономики феодализма достаточно дискуссионны, в частности его периодизация. В последнее время наибольшее распространение получило выделение следующих этапов (табл. 2).

    Таблица 1

    Периодизация  экономики средневековья

 
 
 

2. Экономические идеи экономики средневековья в Западной Европе.

   Экономическая мысль средневековья тесно связана  с экономической политикой государств, рассчитанной на поддержание феодального порядка, его стабилизацию Защитники интересов феодалов отрицательно относились к торговле и ростовщичеству. Натуральнохозяйственная ограниченность производства считалась преимуществом и выдавалась за социальную добродетель.

   В связи с тем, что церковь в  средние века играла исключительную роль, экономическая мысль в ряде случаев облекалась в религиозную оболочку, принимала богословское оформление.

   Представление об экономических идеях раннего  средневековья (VI-X вв.) дает старинная запись судебных обычаев франков "Салическая правда», составленная в начале VI в. н. э.

   Приводя перечень штрафов за всевозможные преступления, она характеризует экономические  воззрения франков: общинного крестьянства с одной стороны, и служилых людей или дружинников — с другой. В ее предписаниях сельское хозяйство выступает как естественное занятие франка. Городам и промышленности не уделялось особого внимания. Проблемы торговли полностью отсутствуют.

   "Салическая  правда" отстаивала позиции общины, устойчивость общинного землевладения, приоритет общинной собственности над частной. Вместе с тем общинные принципы экономической жизни совмещались в ней с признанием рабства, колоната крупного землевладения и королевской власти как правомерных явлений.

   "Салическая  правда" отразила разложение родового  строя, начавшийся процесс феодализации дифференциации франкского общества и интересы служилой аристократии, группировавшейся вокруг короля.

   Спустя  три столетия экономические вопросы  средневекового поместья получили отражение в "Капитулярии о виллах" (закон о поместьях), изданном при Карле Великом. В нем закреплялась крепостная зависимость крестьян, задача экономической политики сводилась к утверждению крепостничества.

   Экономические воззрения канонистов

   Своеобразие экономической мысли средневековья  ярко отразилось в экономических учениях католицизма. В средние века католическая церковь усиливает свое могущество. Обладая колоссальными богатствами и земельной собственностью, церковники оправдывают господство крепостничества и отстаивают его позиции с помощью церковных правил, так называемых канонов церкви.

   Завершителем  взглядов канонистов был итальянский  богослов Фома Аквинский (1225-1275), создавший обширное сочинение "Сумма богословий». Он выделялся как крупный представитель экономической мысли средневековья. Сочинение Аквинского стало своего рода энциклопедией католицизма. И поныне его учение широко используется Ватиканом.

   Аквинский рассматривал такие экономические  проблемы, как собственность торговля, «справедливая цена»», процент.

   Общественное  разделение труда он характеризовал как естественное природное явление и считал, что оно лежит в основе разделения общества на сословия. Аквинский утверждал, что люди рождаются разными по своей природе и, исходя из естественных различий, делал вывод, что крестьяне созданы для физического труда, а привилегированные сословия должны посвящать себя духовной деятельности "во имя спасения остальных". Подобно античным мыслителям он ставил интеллектуальный труд выше физического и трактовал последний как рабское занятие.

   Много внимания Ф. Аквинский уделял частной  собственности. В ней он видел  основу хозяйства и полагал, что  человек от природы имеет право  на присвоение богатства. Отсюда собственность, приобретаемая для удовлетворения необходимых нужд является естественным и необходимым институтом человеческой жизни.

   Важное  место в учении Аквинского занимает теория "справедливой цены". Идею справедливой цены каноническая теория унаследовала от античности. В средние века как крестьянин, так и ремесленник имели более или менее точное представление о затратах труда на производство своих товаров и при обмене определяли их цены в зависимости от труда, затраченного на производство. Закон стоимости действовал задолго до возникновения капиталистического способа производства. Цена, которая основывалась на трудовых затратах, т.е. на обмене эквивалентов, считалась справедливой ценой.

   С одной стороны Аквинский считает "справедливой ценой" правильные цены, соответствующие трудовым затратам, а с другой — доказывает правомерность отступления от этой цены, если она не гарантирует каждому участнику обмена приличное его рангу существование.

   Следовательно, с точки зрения Аквинского, справедливой считалась не одинаковая, а разная для различных сословий цена на один и тот же товар.

   С теорией «справедливой цены»  тесно связаны рассуждения Аквинского о прибыли и проценте. Безоговорочно оправдывая получение земельной ренты, он по отношению к прибыли и проценту занимал двойственную позицию. Аквинский был сторонником натурализации хозяйственной жизни и подобно своим предшественникам, враждебно относился к крупной торговле, ростовщичеству. Один из вопросов своего основного сочинения он посвятил проблеме греховности взимания процента.

   Прибыль получаемая купцами, не противоречит, по его мнению христианской добродетели  и ее следует рассматривать как  плату за труд. Уровень прибыли  является нормальным, если он обеспечивает семье купца возможность жить соответственно его месту в сословной иерархии общества.

   Отдавая дань времени, Аквинский делает попытки  найти компромиссное решение вопроса о взимании процента, которое в середине XIII в. было запрещено и осуждалось церковью. Он трактует его как вознаграждение кредитору за риск неуплаты, за предоставление отсрочки должнику в платеже его долга или как получение от должника бескорыстных подарков, а также в случае использования должником ссуженных денег с целью извлечения прибыли. 

     Другая  памятка западноевропейской экономической  мысли раннего средневековья «Капитулярий о виллах» (начало IX ст.) Карла Большого (или его сына — Людовика Благочестивого) дает представление об организации и управлении вотчиной. Согласно «Капитулярием» вся земля вотчины была в собственности ее властителя (вотчинника), а большинство населения представляли закрепощенные крестьяне. В имении должны были также жить «добрые мастера», что вырабатывали какую-то ремесленную продукцию. Хозяйство мало натуральный характер, король приписывал продавать только излишки, а покупать то, что не вырабатывалось в вотчине, взимать оброки натурой и создавать продуктовые запасы.

     Проблеме  денег был посвящено «Трактат о происхождении, природе, юридическом  основании и изменению денег», написанный французским ученым Школой Оремом (Оресмом) (приблизительно. 1323 — 1382). В нем высказанная мысль, что деньги является искусственным инструментом, что люди изобрели ради облегчения товарообмена. Золото и серебро стали деньгами благодаря своим естественным свойствам. Сначала они были обычными товарами и лишь постепенно приобрели роль денежных металлов. Никола Орем был неприятелем порчи монеты, поскольку она не является собственностью короля, хотя и отчеканивается с его портретом. Он отмечал, что изменение веса и ценности монет наносит убытка торговли и кредита, обесценивает разные денежные доходы. Итак, заслугой Орема есть попытка раскрыть происхождение и суть денег, закономерности денежного обращения.

     На  экономическую мысль средневековой  Западной Европы заметно повлияли также  разнообразные религиозные ереси. Ереси, как правило, были средствами проявления оппозиционных расположений духа определенных социальных слоев. Несмотря на большое разнообразие ересей (вальденсов, апостоликов, катаров, альбигойцев, лоллардов и др.) и значительные отличия между ними все они так или так всегда имели антифеодальную направленность, проповедовали идеи равенства всех людей, возвращение к принципам «евангельской бедности» раннее христианского порядка, осуждали богатство и неограниченную собственность церкви и т.п.. Некоторые ереси стали идеологией восстаний крестьян и городских низов, которыми преисполнена вся история средневековья. Основными экономическими требованиями восставших всегда прошлого возвращения к общине, уничтожению социальной и имущественной неровности, частной собственности, возвращение захваченных общинных земель, отмена барщины, оброков, десятины и т.п..

Информация о работе Экономическое развитие в эпоху средневиковья