Масштабы и особенности развития теневой экономики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:30, реферат

Описание работы

Не смотря на то, что такое явление как «теневая экономика» исследуется уже не один десяток лет, изучение этого процесса до сих пор является наиболее актуальным в современном мире. Его значимость, прежде всего, определятся тем, что степень развития теневой экономии в стане непосредственно зависит от общего уровня развития экономики и, несомненно, от положения данной страны на международном уровне.

Поскольку проблема криминализации экономики появилась не в последние годы, а намного раньше, то можно предположить, что степень познания этой проблемы находится на достаточно высоком уровне. В связи с этим можно без особых проблем найти интересующие аспекты данной темы. Например, такие пособия как «Шестаков А. В. Теневая экономика: Учебное пособие –М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000.» ,а также «Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации /Под ред. А.И. Татаркина, В.Ф. Яковлева. РАН, УрО; Институт экономики –М.: ЗАО «Издательство «Экономика»,2004» помогут наиболее полно и подробно разобрать общую структуру и сущность теневой экономики. Также проблема теневой экономики освещается в различных экономических журналах, например, Вопросы экономики, Мировая Экономика и Международные Отношения, Вестник Омского университета серия «Экономика», и др.

Работа содержит 1 файл

Готовый курсовик ДЛЯ ПЕЧАТИ.doc

— 925.50 Кб (Скачать)

     Общая схема этого процесса выглядит следующим образом. ( см. Приложение 3)

     В целом в рамках теневой экономики  можно выделить три вида операций: полностью выводимые из-под бухгалтерского учета, направленные на сокрытие части оборота, проводимые под видом других операций.

     Очень привлекательной для преступников является кредитно-финансовая сфера, где  сосредотачиваются денежные ресурсы. Она позволяет немедленно получить желаемый результат - денежный капитал.

     Сегодня преступники активно осваивают  новые финансовые технологии. Активно  развивается мошенничество с  пластиковыми картами. «По разным оценкам, потери платежных систем от незаконных операций с пластиковыми картами составляют порядка 20 млн.$ в год». [7, c. 127]

     «По оценкам МВД России, на ущерб от преступлений в кредитно-финансовой сфере приходится 2/3 совокупных потерь государства от противоправной деятельности. Ущерб только от выявленных преступлений в этой сфере ежегодно составляет порядка 66 млрд. руб.». [19,c.42]

     Рассмотрим  еще одну форму проявления теневой  экономики -таможенные нарушения. Здесь выделяют несколько типов деловых схем:

  • «белые» схемы - достоверно учитывается весь товар, за который таможенные пошлины уплачиваются в полном объеме; [1, с. 59]
  • «серые» схемы - декларации искажаются в целях уменьшения таможенных пошлин (занижается стоимость или количество товара,    ввозится   один    товар    под    видом    другого    и    т.п.);
  • «черные» схемы (контрабанда) - товары ввозятся в страну нелегально, без уплаты таможенных пошлин.

     «Так, по оценкам, на рынке бытовой техники и электроники лишь около 15-20% товаров импортируется по «белым» схемам, 5-10% - по «черным», а большинство - около 70% - по «серым»». [6, c. 270]

     Криминализации  подвергается и экспорт. В частности, это касается икры и рыбы. «В 2003 г. российскими браконьерами было ввезено в Японию морепродуктов более чем на 850 млн.$, что составляет около 10% легального российского экспорта в эту страну». [8,c.123]

     Серьезные проблемы возникают на рынках потребительских  товаров в связи с контрафактной продукцией, т.е. продукцией, выпущенной с неправомочным использованием известных на рынке товарных фирменных знаков, что вводит в заблуждение покупателей и ущемляет интересы владельца товарного знака. Российские подпольные структуры по производству контрафактной продукции зачастую используют труд нелегальных мигрантов (из стран, как СНГ, так и дальнего зарубежья Китая, Вьетнама и т.п.) причем предлагают подделки довольно низкого качества.

     Доля  фальсифицированной продукции на российском рынке достигла астрономических  масштабов. Сегодня вероятность  покупки «левой» продукции по секторам рынка оценивается экспертами торгово-промышленной палаты       РФ       следующим       образом:   

    1. видеопродукция-80%;
    2. музыкальные записи-70%;
    3. парфюмерия и бытовая химия-60%;
    4. продукты     питания-50%;   
    5. алкоголь- 40%;    
    6. автозапчасти-30%;
    7. одежда-30%;
    8. медикаменты-15%. [13, c. 171]               

     Из  всего этого следует, что особенность   современной   России   в   том,   что теневые   отношения   вышли   за   рамки   экономики   и   получили распространение, по существу, во всех неэкономических (социальных) сферах общества. Это теневые договоренности в процессах функционирования институтов исполнительной и законодательной власти (полиция, суд, прокуратура, налоговые и таможенные службы и т.п.), теневые методы решения проблем в отраслях социальной сферы (в учебных заведениях всех уровней, в лечебных учреждениях и т.п.), не говоря уже о теневой политике властей и теневых управленческих решениях.

      2.3. Теневая экономика России на фоне зарубежных стран

 

     В общемировом масштабе удельный вес  теневой экономики оценивается в 5-10% от валового внутреннего продукта. «Так, удельный вес теневой экономики в хозяйственном обороте России равен 40%». [21,c.7]

     Масштабы  теневой экономики огромны не только в России. Согласно исследованиям  австрийского экономиста Фридриха Шнайдера [26], во второй половине 90-х годов в развитых странах теневая экономика составляла около 12 % от общего объема ВВП, в странах с переходной экономикой - 23%, а в развивающихся странах - 39%.

     По  своим размерам (около восьми триллионов долларов) мировая теневая экономика сопоставима с экономикой США - страны, имеющей самый крупный ВВП в мире. Причем мировая теневая экономика в последние десятилетия растет быстрее, чем официальная. «Сейчас только в США теневая экономика за год создает товаров и услуг на 700 миллиардов долларов». [27]

     Разработанные в экономической науке методы позволяют оценить объемы теневой  экономики в различных странах. Так, В Грузии самый высокий уровень теневой экономики: нелегальный бизнес здесь достигает 68,8% [37] ВВП. Следом за Грузией идет Боливия, где уровень теневой экономики составляет 68,1%[37] ВВП. Замыкает тройку лидеров Азербайджан с показателем в 63,3%[37] ВВП. Россия также плетется в конце в «черном списке»: уровень теневой экономики составляет 48,6% [37] ВВП. Украина располагается с показателем 54,9%[37] ВВП, Белоруссия –49,8%[37].

     Самый низкий уровень нелегального бизнеса  в Швеции - 8,6%[31] ВВП, в США - 8,8%[31] ВВП и в Австрии - 9,8%[31] ВВП. Относительно невысоки объемы теневой экономики в Люксембурге, Японии, Великобритании, Нидерландах, Новой Зеландии, Сингапуре и Китае. Из Восточной Европы показательна экономика Словакии, Чехии и Венгрии. Среди европейских стран нелегальный бизнес процветает в Прибалтике: в Латвии уровень теневой экономики составляет 44,3%[35] ВВП, в Эстонии-42,3%[35] ВВП, в Литве-34,0%[35] ВВП. В целом уровень теневой экономики в мире увеличился: если в 1997 году он составлял 32,9% ВВП, то уже в 2007 году вырос до 35,5%ВВП. [35]

     Общая мировая картина теневой экономики  представлена в следующей таблице. (см. Приложение 4)

     Таким образом, на сегодняшний день, более  трети мировой экономики находится  в тени. Причем рост отмечается по всех группах стран — развивающихся, переходных и государств с высоким  уровнем развития. Самой важной причиной роста теневой экономики исследователи называют действия правительств, самой заметной причиной — налоги и законы. Заметим, что показатель 40-50% является критическим для экономики. На этом рубеже влияние теневых факторов на хозяйственную жизнь становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества.

     Вывод: последствия теневой экономики довольно значительны. Эти последствия ощущают все без исключения страны: от высокоразвитых стран Европы, Северной Америки и Азии до слаборазвитых стран Африки. К сожалению, в России теневая экономика стала неотъемлемой частью экономики страны. Этот вывод можно сделать, исследовав трансформацию данного процесса, где явно видно, что из года в год доля «теневиков» заметно возрастала. Основной формой теневых операций является уход от уплаты налогов, осуществляемый различными методами. Особой популярностью пользуется кредитно-финансовая сфера, где преступники используют изощренные методы отмывания денежных средств. Общая картина теневой экономики также имеет тенденцию к повышению доли теневых доходов. Лидером данной тенденции является Грузия, где нелегальный бизнес достигает 68,8% ВВП, самый малый процент имеет Швеция-8,6% ВВП. Таким образом разрыв между странами с высокой  и низкой долее теневой экономики составляет 60%, что превышает даже критический показатель, равный 40-50%, когда влияние теневых факторов  становится настолько ощутимым, что противоречие между легальным и теневым укладами наблюдается практически во всех сферах жизнедеятельности общества. 
 
 

 

     Глава 3. Способы преодоления теневой экономики

      3.1. Общие методы борьбы с теневыми процессами в РФ

      

     С одной стороны, теневые экономические  отношения принято считать серьезнейшей угрозой экономической безопасности государства. С другой, они очень часто способствуют развитию официальной экономики, являясь носителем инновационных решений социально-экономических  проблем. Какую же стратегию избрать государству: исключение теневых отношений из экономической жизни или активное их подключение к легальной хозяйственной деятельности? По мнению А. Королева –эксперта Правового управления Государственной Думы Федерального собрания РФ –самая главная задача государственного регулирования о области сокращения доли теневой экономики –создание таких экономических условий, когда уход в тень станет невыгодным. В этой связи сложились два базовых направления по преодолению теневой деятельности.

     Первое  направление- радикально-либеральное- предполагает легализацию теневых экономических отношений. Легализация должна включать в себя систему мер, обеспечивающих все необходимые предпосылки и факторы для выхода теневого бизнеса из тени и активного его подключения к легальной хозяйственной деятельности. [15, с. 29] Таковыми мерами являются:

  1. обеспечение благоприятных для бизнеса изменений финансового и налогового права, связанных с налоговой, внешнеэкономической и другими видами экономической политики государства.
  2. разграничение капитала криминальных элементов и теневых предпринимателей, а также учет этих различий в правовых актах по борьбе с экономической преступностью и коррупцией, в хозяйственном и налоговом законодательстве в целом, как и во всей правотворческой и правоприменительной деятельности.
  3. для существенного укрепления доверия к власти необходимо развернуть эффективную защиту населения от различного рода финансовых мошенничеств, защиту его сбережений, капиталов и самого института частной собственности. [12, c. 39]

     Второе  направление - репрессивное, предполагающее расширение и усиление взаимодействия органов государственной власти и силовых структур в борьбе против теневой экономики. Данные мероприятия должны быть направлены, прежде всего на противодействие и ликвидацию теневых экономических отношений в сферах производства, распределения, обмена и потребления продуктов и услуг, неприемлемых для общества  в силу сложившихся морально-этических норм и наносящих ущерб жизни и здоровью людей. Применение данного методологического подхода к разработке и реализации стратегии государственной политики в решение проблемы теневых экономических отношений позволит обеспечить максимизацию решения стоящих перед обществом проблем.[20,c. 39]

     Из  вышесказанного следует, что данные методы могли бы быть полезны для  преодоления теневых процессов, но это невозможно без участия государства, которое обязано корректировать систему в целом, т.к. очевиден тот факт, что сложившаяся в России обстановка не является идеальной, более того, она быстрыми темпами приближается к критической отметке, что негативно сказывается на всем обществе. 
 

      3.2. Преодоление теневой деятельности в разных сферах бизнеса

     Преодоление криминального характера теневого предпринимательства предполагает осуществление конкретных мер в  рамках программы борьбы с экономической  преступностью. Можно указать лишь наиболее важные первоочередные направления, без которых невозможно преодолеть криминальный теневой бизнес.

     Во-первых, меры, направленные на преодоление подпольного бизнеса в ходе производства товаров народного потребления и услуг:

  • обеспечить не только в законодательстве, но и в реальной экономической жизни общества равноправие всех субъектов хозяйствования, преодолеть монополизм государства на охрану всех форм собственности;
  • совершенствуя налоговое законодательство, предусмотреть условия и возможности для выхода предпринимательства из теневой экономики
  • упростить процесс оформления создаваемого предприятия, перекрыть каналы коррупции и взяточничества чиновничьему аппарату;
  • пресекать любые формы подпольного предпринимательства, для чего усилить меры административного и уголовного воздействия на подпольных производителей, установить жесткие экономические санкции в зависимости от доходов и нанесенного ущерба обществу против незаконных предпринимателей. [40]

     Во-вторых, меры, направленные против организаторов и исполнителей нечестных операций в ходе осуществления предпринимательской деятельности:

  • борьба с монополией, создаваемой с целью незаконного обогащения, эффективное использование антимонопольного законодательства, привлечение к разрушению монополистических структур правоохранительных органов;
  • контроль за ценами на товары и услуги, недопущение скрытого повышения цен при выпуске новой продукции;
  • борьба с мошенничеством в сфере экономики, подрывающим основы становления рыночного хозяйства. [12, с. 35]

Информация о работе Масштабы и особенности развития теневой экономики в РФ