Масштабы и особенности развития теневой экономики в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 11:30, реферат

Описание работы

Не смотря на то, что такое явление как «теневая экономика» исследуется уже не один десяток лет, изучение этого процесса до сих пор является наиболее актуальным в современном мире. Его значимость, прежде всего, определятся тем, что степень развития теневой экономии в стане непосредственно зависит от общего уровня развития экономики и, несомненно, от положения данной страны на международном уровне.

Поскольку проблема криминализации экономики появилась не в последние годы, а намного раньше, то можно предположить, что степень познания этой проблемы находится на достаточно высоком уровне. В связи с этим можно без особых проблем найти интересующие аспекты данной темы. Например, такие пособия как «Шестаков А. В. Теневая экономика: Учебное пособие –М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000.» ,а также «Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации /Под ред. А.И. Татаркина, В.Ф. Яковлева. РАН, УрО; Институт экономики –М.: ЗАО «Издательство «Экономика»,2004» помогут наиболее полно и подробно разобрать общую структуру и сущность теневой экономики. Также проблема теневой экономики освещается в различных экономических журналах, например, Вопросы экономики, Мировая Экономика и Международные Отношения, Вестник Омского университета серия «Экономика», и др.

Работа содержит 1 файл

Готовый курсовик ДЛЯ ПЕЧАТИ.doc

— 925.50 Кб (Скачать)

     В-третьих, меры, направленные против бизнеса на, различного рода, фальсификациях:

  • усиление борьбы со стороны правоохранительных органов с фальшивомонетничеством;
  • создание формального валютного рынка, отход от валютного коридора, преодоление долларизации хозяйственной жизни России;
  • борьба с подделкой ценных бумаг, развитие сети фондовых бирж и меняльных контор (развитие рынка ценных бумаг);
  • создание условий для предупреждения подделок произведений искусства. [25]

     В-четвертых, меры, направленные на борьбу с преступлениями в области бизнеса, удовлетворяющие порочные потребности людей (наркобизнес, игорный бизнес, порнобизнес и т.п.):

  • усиление ответственности за производство, сбыт и распространение наркотических веществ, применение к наркодельцам материальных санкций (конфискация денежных и материальных ресурсов, подрыв экономической базы производства, доставки сбыта наркотиков);
  • выявление материальных предпосылок и условий осуществления наркобизнеса, разработка мер по уничтожению посевов наркосодержащих растений, закрытию каналов хищений и краж наркосодержащих медикаментов;
  • осуществление тотального контроля и соответствующих правовых и материальных санкций (используя опыт западных стран) за игорным бизнесом с целью недопущения  ухода доходов в теневую экономику, «отмывания» криминальных доходов, предупреждения мошенничества;
  • установление жесткого государственного контроля за порнобизнесом, усиление правовых и материальных санкций за занятие порнобизнесом и распространением его продукции. [29, с. 20]

     В-пятых, меры, направленные на борьбу с бизнесом на финансовых махинациях:

  • создание единых на уровне мировых стандартов правовых, финансовых и бухгалтерских нормативных актов;
  • объединение усилий правоохранительных органов с финансовыми, налоговыми органами, аудиторскими организациями и другими объединениями с целью предупреждения и выявления условий криминализации бизнеса в финансовой сфере;
  • создание специальных служб для жесткого контроля за финансово-банковской сферой по образцу западных стран, создание оперативных подразделений экономико-правового анализа, их материально-вещественное и кадровое обеспечение.[ 15, с. 30]

     Таким образом, из анализа данных подходов следует, что для реализации поставленной задачи необходимо прямое вмешательство государства со стороны разных органов, и в первую очередь, законодательных, т.к. требуется коренное изменение налоговой системы и корректировка некоторых разделов общего закона, касаемых предпринимательства и бизнеса в целом. Во-вторых, необходимо вмешательство со стороны органов исполнительной власти, т.к. именно от них зависит безопасность и сохранение порядка в обществе.

     Вывод: факт того, что теневая экономика присутствует в нашей жизни повсюду, неоспорим, при чем с каждым годом процент занятых в этой сфере растет. Первопричиной этого являются недостатки действующего законодательства. Большинство из действенных мер, предусмотренных в законопроектах, на протяжении ряда лет дорабатываются в различных высших законодательных инстанциях, но так и не приняты в виде закона. Несмотря на проводимые правоохранительными органами мероприятия по выявлению и пресечению нарушений в различных теневых сферах, отсутствие законодательно определенных механизмов контроля над деятельностью субъектов позволяет прогнозировать значительный рост числа нарушений и легализацию криминальных капиталов. Из этого следует, что основной задачей государства да данном этапе является все таки корректировка законодательства, которое должно быть направлено на то, чтобы теневой бизнес стал для субъектов не просто запрещенным, но еще и невыгодным.

 

      Заключение

     Теневая экономика имеет много названий - незаконная, нелегальная, скрытая - но суть этого явления не меняется. Теневая экономика - это, прежде всего, неконтролируемый обществом сектор общественного воспроизводства в ходе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ. Масштабы данного процесса могут различаться, но при этом ликвидировать этот процесс вовсе - практически невозможно.

     В начале работы нами была поставлена цель – описать процесс теневой экономики, изучить масштабы и формы, в которых она может себя проявлять. Анализ должен был проводиться не только на примере России, но также необходимо было затронуть картину мира в целом. По нашему мнению, данная цель достигнута, так как все вышеупомянутые пункты были изучены и изложены в ходе всего исследования.

     Заданная  цель достигалась посредством таких  задач как:

  1. рассмотрение сущности и структуры теневой экономики;
  2. изучение наиболее общих черт данного явления в связи с неоднозначностью определения предмета нашего исследования;
  3. изучение различных форм проявления теневой экономики, а также их масштабов;
  4. рассмотрение некоторых способов выведения экономики из «тени».

     Стандартная оценка теневой экономики - это лишь негативное влияние на все сферы жизнедеятельности людей, но если посмотреть на этот процесс под другим углом, откинув в сторону его криминальную часть, то можно выявить и некоторые позитивные особенности. Главное - это то, что теневая экономика обеспечивает значительную часть потребителей необходимыми товарами и услугами.

     Данное  явление необходимо досконально  изучить, прежде чем принять какие-либо меры по его преодолению. Следует  учесть, что основа теневого оборота  и роста преступности - неучтенные доходы экономических агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому, примерная программа действий государства должна состоять в следующем:

  • обеспечить не только в законодательстве, но и в реальной экономической жизни общества равноправие всех субъектов хозяйствования;
  • обеспечить благоприятные для бизнеса изменения финансового и налогового права, связанные с налоговой, внешнеэкономической и другими видами экономической политики государства;
  • важно   укрепить   судебную   и   правоохранительные   органы, закрепив   за   соответствующими   институтами   часть   налоговых доходов;
  • создание единых на уровне мировых стандартов нормативных актов.

     Поскольку криминальное общество не только не в  силах обеспечить внедрение инноваций  и экономический рост, но к тому же оно разрушает систему снабжения населения социальными благами, то мы сами обрекаем себя на деградацию. Именно поэтому мы должны изучать проблему криминализации экономики. Ведь от этого зависит не только уровень экономики, но и уровень страны и общества в целом. 
 

 

     Библиографический список

  1. Авдийский В. И. Теневая экономика и экономическая безопасность государства: учеб. пособие / В.И. Авдийский, В.А. Дадалко.-2-е изд., доп. –М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2010
  2. Воротников В. П. Преодоление теневизации российского  общества. Проблема и решение. –М.: РИЦ ИСПИ РАН, 2004
  3. Есипов В.М. Теневая экономика: Учебное пособие. / В.М. Есипов. – М.: ОНиРИО Московского института МВД России, 1997
  4. Исправников В. О., Куликов В. В. Теневая экономика в России: иной путь и третья сила. – М.: «Российский экономический журнал», Фонд «За экономическую грамотность», 1997
  5. Латов Ю.В.,  Ковалев С.Н. Теневая экономика: Учеб. Пособие. – М.: Норма, 2005
  6. Патов Ю.В., Ковалев С. «Теневая экономика». – М.: Норма,2006
  7. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. «Теневая экономика в системе рыночного хозяйства»: Учебник. –М.:Дело,2005
  8. Рябушкин Б.Т., Чурилова Э.Ю. «Методы оценки теневого и неформального сектора экономики». –М.: // Финансы и статистика, 2003
  9. Суеверов Е.В. Теневая экономика: учебное пособие /–Барнаул: Барнаульский юридический институт МВД России, 2008
  10. Теневая экономика региона: диагностика и меры нейтрализации /Под ред. А.И. Татаркина, В.Ф. Яковлева. РАН, УрО; Институт экономики –М.: ЗАО «Издательство «Экономика»,2004
  11. Тенчов Э.С. О тенденциях современной российской преступности и некоторых направлениях противодействия ей. Преступность как угроза национальной безопасности. Ульяновск, 1998.
  12. Шестаков А. В. Теневая экономика: Учебное пособие  –М.: Издательский Дом «Дашков и Ко», 2000.
  13. Эриашвили Н.Д. «Экономика и право. Теневая экономика»: Учеб. Пособие для вузов/, г. М.: - 2-е издание. Переработано и дополнено. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,2005
  14. Ginsburgh. V. Macroeconomicpolicy in the presence of an irregular sector. In: The economics of the Shadow Economy /V. Ginsburgh., P. Michel – Ed. By W. Gaerther , and Wenig., 1985
 
  1.  Котов К.В. Легализация доходов как способ борьбы с теневой экономикой // Налоговая политика и практика, №6(90), 2010
  2. Филиппова Т.В. Как вывести экономику из тени? // Российское предпринимательство, №7(1), 2009
  3. Выводы и рекомендации по совершенствованию предупреждения коррупции и борьбы с ней (проект). Материалы Международной научно-практической конференции. 9-10 сентября 1999 г. Москва.
  4. Драпкин Л. Я. Теневая экономика и коррупция в Российской Федерации//Чиновник, № 1 (7), 2000
  5. Макаров Д.Г. Экономические и правовые аспекты теневой экономики в России // Вопросы экономики. – 1998. - № 3
  6. Морозова Н.В. Теневая экономика: как бороться, чтобы победить? // Российское предпринимательство, №12(2), 2009
  7. Ореховский П. «Теневые» параметры реформируемой экономики (по материалам научной конференции). // Российский экономический журнал, 1996, № 8-9
  8. Ореховский П. Статистические показатели и теневая экономика //Российский экономический журнал, №4, 1996
  9. Тимошкин А. В. Эволюция финансового контроля теневой экономики.//Банковское дело,№6, 2009
  10. Неустроева Н.Н. Теневая деятельность-особый экономический институт общества //ЭКО, №9, 2008
 
  1. http://books.google.ru/books?id=rHK_Nlag2l8C&pg=PA262&lpg=PA262&dq=%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%8B,+%D0%BD%D0%B0%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BD%D0%B0+%D0%B1%D0%BE%D1%80%D1%8C%D0%B1%D1%83+%D1%81+%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F%D0%BC%D0%B8+%D0%B2+%D0%BE%D0%B1%D0%BB%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B0,+%D1%83%D0%B4%D0%BE%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%8F%D1%8E%D1%89%D0%B8%D0%B5+%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%B5+%D0%BF%D0%BE%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8+%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B5%D0%B9+%28%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BA%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81,+%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9+%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81,+%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81+%D0%B8+%D1%82.%D0%BF.%29:&source=bl&ots=Z8JU5wRmIV&sig=ONtzkzJDm0r-IJh65Ihv_KnbA2c&hl=ru&ei=cGa4Td6QHcyxhAeurM2ODw&sa=X&oi=book_result&ct=result&resnum=3&ved=0CCEQ6AEwAg#v=onepage&q&f=false
  2. http://corruption.rsuh.ru/magazine/2/n2-18.shtml
  3. http://dist-economics.eu.spb.ru/HTML/predmet/discussion/black_economics/black_economics.htm
  4. http://kommentarii.org/nalog_inciklopediay/tom1/1.4.html
  5. http://liborui.ru/fzo/Tenev_ekonomika/UMP_PD_2_sr_pr_ur_2_v_neur.pdf
  6. http://modern-econ.ru/ekonomika-rossii/osobennosti/predprinimatelstvo.html
  7. http://newsme.com.ua/business/bank/555809
  8. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D0%B8%D1%81%D0%BE%D0%BA_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD_%D0%BF%D0%BE_%D0%92%D0%92%D0%9F_%28%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BB%29
  9. http://sevastopol.su/author_page.php?id=698&parent=262
  10. http://viperson.ru/wind.php?ID=635236
  11. http://www.baltic-course.com/rus/opinion/?doc=30546
  12. http://www.epam.ru/index.php?id=23&id2=1282&l=rus
  13. http://www.kp.ru/online/news/706331
  14. http://www.law.edu.ru/doc/document.asp?docID=1143100
  15. http://www.lawmix.ru/zkrf/48465/188338
  16. http://www.nasledie.ru/persstr/persona/samarykov/article.php?art=11

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Приложение 1 

     Рис. 1: Структура теневой экономики

     

     Источник: [23, с. 85] 
 
 
 

     Приложение 2

Таблица 1: Этапы трансформации теневых экономических отношений в Российской Федерации

 
Этапы развития теневой экономики
 
I этап. Теневая экономика административно-распределительной системы хозяйствования (1970-1991 гг.)
II этап. Теневая экономика переходного периода (1992-2001 гг.)  
Ill этап. Теневая экономика постпереходного периода(2002 г. - настоящее время)
 
Масштабы теневой

экономики, % от ВВП (экспертные оценки)

 
     От 3 до 5%
 
     От 10 до 45%
 
 
от 24 до 75% и более      
 
Особенности

содержания

теневой экономики

 
 
- распространение в сферах производства и распределения хронически дефицитных товаров и услуг;

- подпольная экономическая деятельность так называемых «цеховиков»;

- специализация на производстве продукции легкой промышленности;

- производство подпольной продукции, осуществляемое в основном на государственных предприятиях;

- реализация и продажа товаров

через так называемые «черные» рынки;

- преувеличение результатов хозяйственной деятельности, то есть

фиктивная декларация о выполнении планов в целях получения легальных доходов (приписки)

- масштабное распространение теневых экономических отношений в отношениях собственности, практически во всех отраслях народного хозяйства;

- акцентов с фиктивных операций по преувеличению достижений хозяйственной деятельности на сокрытие деятельности с целью ухода от налогов и извлечения нелегальных доходов;

- институционализация теневой экономики, когда наряду с официальной существенные позиции заняла неформальная, повторяющая институты легальной экономики (теневое налогообложение, инвестирование, защита бизнеса и др.)

 
- проникновение теневых экономических отношений во все неэкономические сферы общества (политика, право, наука, образование, армия, спорт и др.);

- формирование рыночного механизма решения ряда политических, экономических, социальных, правовых, кадровых и др. вопросов;

- дальнейшая институционализация теневой экономики, переход от единичных и отдельных групповых форм к постоянно действующим сетевым формам теневых экономических отношений;

- формирование устойчивых властно-хозяйственных структур, работающих под «крышей» представителей органов государственной власти;

- криминализация не только теневых, но и всей системы общественных отношений

Информация о работе Масштабы и особенности развития теневой экономики в РФ