Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:23, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что совершенно конкурентные рынки эффективно распределяют ресурсы без государственного вмешательства, но это не означает, что реально существующие рыночные экономики автоматически являются эффективными, одной из причин которых является власть монополий. Ведущие фирмы знают, что они представляют собой настолько большую часть рынка, что могут посредством своих собственных действий оказывать влияние на рыночную цену. Было бы глупо, если бы такого рода фирмы игнорировали эту власть, делая вид, что цена находится вне их контроля.
Где Е-равновесие Курно
Объем продаж в условиях
Установление
единых монопольных цен повышает
выручку всех участников, но рост цен
достигается путем
Во многих странах формирование картелей запрещено законом, поскольку они способствуют сокращению объема продаж. Картель не оформляется юридически, превращаясь в тайный сговор. Он становится возможным, если фирмы находятся в одной и той же конкурентной среде с одинаковыми или похожими условиями спроса и издержек на свою продукцию. В таком случае возможен выход на оптимальную величину объема и цены и поддержание её в дальнейшем. В условиях конкуренции законсервировать подобный оптимум невозможно, не имея точных представлений о поведении конкурентов.
Если
между участниками сговора
Причинами недолговечности тайных соглашний являются:
Поведение фирм, находящихся в тайном сговоре, описывается формулой, характерной для чистой монополии, а именно P>MC=MR<AC.
Модель лидерства в ценах фиксирует результаты координации действий фирм, не вступающих в прямой тайный сговор. Рынок олигополий в подобном случае возглавляет наиболее крупная или эффективная фирма, диктующая цену рынку, а остальные принимают эти условия.
Типичное поведение ценового лидера характеризуется следующими направлениями.
Модель
«издержки плюс» описывает
P=FVC+m(AVC)
Где AVC-средние переменные издержки;
m-используемый процент надбавки.
Величина процентной надбавки зависит от эластичности спроса на товар. При эластичности спроса массу прибыли можно увеличить даже при снижающихся ценах. Поэтому чем эластичнее спрос на товар, тем ниже процент надбавки, максимизирующей прибыль.
Олигополия и экономическая эффективность. Анализ поведения олигополии в отношении цены и выпуска своей продукции показывает, что цены у нее превышают уровень, складывающийся на рынке совершенной конкуренции. В то же время он ниже цены чистого монополиста, поскольку последний работает вне ценовой конкуренции и его никто не вынуждает сбивать цену.
Олигополистический рынок – это рынок нескольких крупных корпораций, ориентирующих свою стратегию на достижении эффекта масштаба. В результате снижаются издержки и появляются дополнительные выгоды, не доступные мелкому продавцу. Ведь последний не имеет достаточных средств для реализации такой стратегии, поэтому олигополия жостигает больших уровней выпуска и занятости по сравнению с результатами работы совершенно конкурентного рынка.
Олигополистический
рынок обладает относительной ценовой
стабильностью, ибо ценовая война
здесь ухудшает условия максимизации
прибыли у всех его участников.
Сегодняшний расклад стран
Достоинством
олигополистического рынка
Подобный результат является более предпочтительным для общества по сравнению с последствиями действий рынка чистой монополии, нацеленных на консервирование ситуации, выгодной исключительно монополии.
Конкуренция
качества, характерная для
Олигополистический
рынок, как и чистый монополист, обладает
возможностями финансировать
Тогда рынок олигополии перерастает в чисто монополистический, что может подавлять динамизм экономической системы и сдерживать её развитие. В связи с этим рынки чистой монополии и олигополии подвергаются административному контролю в рамках антимонопольной политики.
Всегда ли фирма монополист устанавливает единую цену на свою продукцию? Иногда, в целях получения дополнительного дохода монополия, использует свое рыночное положение, продает один и тот же товар по разным ценам на различных рынках.Это ни в коей мере не связано с дифференциацией цен в зависимости от качества товаров и услуг, а также с различиями в издержках. Практика применения различных цен со стороны фирмы называется ценовой дискриминацией. Применение таких цен не только возможно в силу обособления рынков друг от друга географически или тарифными барьерами, но и становится реальным вследствие рзной реакции спроса на изменение цены (эластичности спроса) на этих обособленных рынках, а следовательно, готовности отдельных потребителей приобрести необходимое количество товара по цене выше рыночной.
Обычно ценовую дискриминацию подразделяют на 2 типа. Во-первых , дискриминация по единицам продаваемой продукции. Суть её заключается в различных условиях покупки товара или оплаты услуги потребителем в зависимости от количества преобретаемого блага. Так, цены на товары, приобретаемые в розницу, всегда выше , чем на те же товары при оптовых закупках. Цена на железнодорожный билет будет возрастать с увеличением пути следования, но цена первых километров будет дороже, чем последующих.
Во-вторых,
дискриминация среди
Ценовая
дискриминация также часто
Ценовая дискриминация возможна при выполнении трех условий:
Каковы же последствия ценовой дискриминации? С одной стороны, дифференцируя цены, фирмы увеличивают свои прибыли за счет покупателей. Но с другой – монополисту становится выгодно объемы производства. В таком случае ценовая дискриминация может способствовать росту эффективности функционирования рынка, поскольку она ведет к росту объема предложения и спроса. И положительным является то, что те сегменты рынка, которые не получилибы никаких товаров и услуг в случае единой цены, теперь обслуживаются.
Меры «за» и «против». Двойственная роль монополии.
Отношение
общественности и государсиаап к
различным формированиям
С другой стороны существуют еще весомые аргумента в пользу монополий. Продукция монополистическмих компаний отличаетсч высоким качеством, что и позволило им завоевать господсчтво ким положение ина рынке. Монополизация воздействует на повышение эффективности производства.ю только крупная фирма на защищенном рынке обладает достатачными средствами для успешного проведения исследований и разработок.
Вместе с тем, что не следует преувеличивать роль монополий в обеспечении НИОКР (научно исследовательский опытно конструктрский врач). Практика свидетельствует, что многие крупные открытия в технике осуществляется сравнительно небольшими, тпак называемыми венчурными компаниями. На этой основе подчас возникают крупные фирмы.
Кроме того, крупные масштабы производства позволяют снижать издержки и в целом экономить ресурсы. Так, повышение цен на нефть в результате дейстий стран ОПЕК крайне негативно сказалосьна издержках во многих отраслях американской ипромышленности. Лишь использование крупными компаниями результатов НИОКР позволило перейти к топливносберегающими и снизить издержки.
Неследует также забывать и того, что крупные монополистические объединения играют роль своеобразного «буферта», сдерживая падение производств и, следовательно, увеличение безработицы во время кризися. Обратно говоря, крупные монополии – это опорные узлы всей конструкции национального хозяйства.
Учитывая
двойной характер монополистических
объединений, правительства стран
с развитой рыночной экономикой стараются
в какой-то мере противостоять монополизму,
поддерживая и поощряя конкуренцию.