Несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что совершенно конкурентные рынки эффективно распределяют ресурсы без государственного вмешательства, но это не означает, что реально существующие рыночные экономики автоматически являются эффективными, одной из причин которых является власть монополий. Ведущие фирмы знают, что они представляют собой настолько большую часть рынка, что могут посредством своих собственных действий оказывать влияние на рыночную цену. Было бы глупо, если бы такого рода фирмы игнорировали эту власть, делая вид, что цена находится вне их контроля.

Работа содержит 1 файл

микроэкономика курсовик.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

      Характеристика  чистой монополии. Чистая монополия выступает как единственный производитель той или иной продукции, у которой отсутствует заменитель. Уникальность продукции предполагает, что покупатель может купить товар только у монополиста. Монополисту это дает ряд преимуществ в виде:

    • Уменьшения издержек, связанных с необходимостью отбивать покупателей у аналогичных продавцов (расходов на рекламу и на содержание маркетинговых служб)
    • Возможности давления на рынок через навязывание покупателям своих условий
    • Формирование барьеров для притока новых капиталов в монополизированную отрасль, что позволяет сохранять свои привилегии.

      Барьеры для вступления в отрасль могут  формироваться даже в том случае, когда монополия не прилагает  для этого усилий. Абсолютный монополист, давно работая на рынке, обладает рядом преимуществ по сравнению с новым предпринимателем, поскольку у него как у представителя крупного бизнеса более низкие издержки за счет работы в режиме положительного эффекта масштаба производства (такой режим недоступен при малых объемах производства).  В результате монополист обладает более высоким доходом  и большими возможностями вытеснить слабого конкурента.

      Навязывание своих условий покупателям может  проявиться в форме:

    • Сокращения объема производства, создания искусственного дефицита, вынуждающего покупателей согласиться с повышением отпускных цен
    • Сдерживания внедрения научно-технического прогресса и улучшения качества выпускаемой продукции, ибо и то  и другое увеличивает затраты и ведет в кратчайший срок к потере дохода.

      Подобное  поведение монополиста свидетельствует  о его власти над рынком. Это  характерная черта рынка продавца, когда не покупатель, а продавец диктует условия продажи. Рынок  чистой монополии является разновидностью рынка продавца.

      Степень монополизации национального хозяйства ( концентрация рынков чистой монополии) и тяжесть власти монополий над  рынком зависят от уровня открытости экономики. Закрытость рынка, связанная  с невозможностью иностранной и  региональной конкуренции, сохраняет монопольное положение производителя и его монопольную власть.

      Монопольная власть не может быть беспредельной. Она имеет следующие рыночные ограничения:

    • Цену монополист не может повышать бесконечно, поскольку при ограниченности объема спроса такая политика может привести к падению реализации товара. Снижение дохода в этом случае может перекрыть выгоды от повышения цены
    • Стремление монополиста сокращать выпуск продукции может гасится возможностью потери дополнительного дохода, связанного с работой в режиме положительного эффекта масштабов производства. Степень монопольной власти может измеряться с помощью специальных показателей. Из них наиболее употребляемый индекс Ларнера (I1) и индекс Херфиндаля – Хиршмана (Ihh). Индекс Лернера фиксирует ситуацию, когда низкая эластичность спроса по цене не дает возможности покупателям отказаться от покупок (речь идет о товарах первой необходимости, таких, как инсулин, хлеб, соль и т.д.). Подобные товары покупаются и при растущих ценах. Поэтому монополии имеют возможность вести агрессивную ценовую политику, проявляя свою власть над рынком. Индекс Лернера имеет следующий вид: I1=1/E

             Где  I1 – индекс Лернера

               E – эластичность спроса по цене

      Монопольная власть проявляется не только на рынках товаров неэластичного спроса по цене, поэтому необходимы и иные её измерители помимо индекса Лернера.

      Индекс  Херфиндаля – Хиршмана показывает возрастание монопольной власти в зависимости от увеличения удельного  веса продукции в отрасли. Чем  большую долю на рынке занимает фирма, тем выше её власть над ним. Чистой монополии принадлежит на рынке наибольшая власть.

      Индекс  Херфиндаля – Хиршмана имеет следующий  вид:

      Ihh=S1+S2+…+Sn

где Ihh – индекс Херфиндаля – Хиршмана;

      S1 – удельный вес самой крупной компании;

      S2 – удельный вес следующей по величине фирмы;

      Sn – удельный вес наименьшей фирмы.

      В США высокомополизированной считается  отрасль, в которой индекс Херфиндаля – Хиршмана превышает 1800.

      В современных странах с развитой рыночной экономикой считается, что монопольная власть над рынком возможна, даже если фирма не достигает параметров чистой монополии; достаточно, чтобы доля её продукции превышала 35%.

      Причины и виды монополизма. Монополия, выросшая на базе свободной конкуренции, образуется на основе вытеснения слабых конкурентов. Рыночный отбор сильных производителей выдвигает лидера в отрасли и даже ведет к образованию чистой монополии. Этот процесс сопровождается концентрацией капитала как результатом капитализации полученных доходов, а также централизацией капитала. Последняя происходит при слиянии капиталов или поглощении одних другими. Разросшийся капитал имеет возможность обеспечить жизнедеятельность крупного хозяйственного комплекса, занимающего значительную долю деятельности в отрасли.

      Естественная монополия является особым случаем монополии. Она предполагает высокую степень концентрации и централизации капитала, вызванную потребностями особого производства, которое по своим технологическим характеристикам предусматривает функционирование единого производственного комплекса. Дробление такого производства ведет к росту издержек и удорожанию продукции. Подобные монополии получили название естественных. В России к ним относятся РАО ЕС, обслуживающее единую энергетическую систему, и ГАЗПРОМ, организующий работу газопровода.

      Монополия, эксплуатирующая уникальные природные  ресурсы, позволяет производить  уникальный товар либо товар с  более низкими издержками. В обоих  случаях производитель получает возможность обойти конкурентов, поскольку  его преимущества постоянно сохраняются.

      Монополия занимает первенство в освоении научно-технического прогресса временно и до тех пор, пока техническим новшеством не овладеют остальные субъекты отраслевого  рынка.

      Административная  монополия действует в условиях привилегий в особом виде деятельности, предоставляемой государственными институтами. Например, в России принято решение об образовании государственной монополии на производство и продажу вино-водочных изделий. Монополистом может стать какой-либо банк, которому предоставили исключительное право обслуживать движение бюджетных средств. Видом административной монополии является ведомственная монополия в условиях господства государственной собственности. Такие монополии сохранялись в нашей стране за счет передачи государством министерствам и ведомствам прав на управление предприятиями, входящими в тот или иной отраслевой комплекс.

      Максимизация  прибыли монопольными фирмами: определение  цены и объемов  производства. В условиях совершенной конкуренции фирма приспосабливается к рыночным ценам и сама их не назначает, поэтому её называют ценополучателем. Что касается объемов производства, то их фирма выбирает самостоятельно. На монополистическом рынке она может не только определять масштабы производства, но и назначать цену, уровень которой обеспечил бы наибольшую массу дохода. Монополистическая фирма становится ценоискателем.

      Решение о выставлении наиболее выгодной цены строится на предварительном анализе  особенностей спроса на данном рынке, а также на изучении факторов, определяющих объем предложения.

      Особенности кривой спроса чистого монополиста:

    • Отраслевой спрос и спрос на продукцию чистого монополиста совпадают, так как производитель работает один на отраслевом рынке;
    • Кривая спроса на данном рынке является нисходящей (на рынке совершенной конкуренции она горизонтальная). Такая форма кривой спроса отражает ситуацию, когда понижение цены сопровождается ростом количества продаж, за счет чего возможно получение дополнительной массы прибыли.

      Пи  выбранной стратегии снижения цены предельный доход (MR) будет падать с большей скоростью по сравнению с ценой (P), поскольку цена на этом рынке превышает предельный доход (P>MR). Подобный результат достигается за счет того, что понижение цены распространяется не только на дополнительную партию товара, но и на всю предыдущую партию.

      Пример. Когда монополист снизил цену на 10 едениц (P – 10),  он смог продать еще одну дополнительную партию товара. Его выгода определяется произведением новой цены (P-10) на количество партий товара от дополнительной продажи, которые в нашем примере равны единице. Значит, выгода составит сумму, равную Р-10.

      Однако  монополист имеет и убытки, поскольку  ему пришлось продать по этой новой  цене все предыдущие партии (g). Эти убытки, равные 10 g, представляют потери в цене на одну партию товара, помноженные на количество таких партий. Если предыдущая партия равна 4, то убытки будут составлять 40 единиц. В результате приращение чистого дохода MR как разница дополнительной выгоды и дополнительных убытков составит величину, равную (Р – 10) – 40, т.е. Р – 50. Приращение чистого дохода, или предельного дохода, оказалось величиной, меньшей по сравнению с падением цены, определенный доход упал больше, чем снизилась цена, ибо цена на дополнительную партию товара (Р – 10) будет представлять большую величину по сравнению с полученным предельным доходом (Р – 50), т.е. Р>МR.

      Подобный  результат функционирования чистой монополии отражает график отраслевого  спроса на её продукцию и получаемого  ею предельного дохода.

      На  графике каждому уровню цены соответствует меньший предельный доход (точка А расположена выше точки В). 
 

        
 

      Отраслевой  спрос чистого монополиста и  его предельный доход 
 

      Поиск объема продаж, обеспечивающего наибольшую массу прибыли (TR), предполагает составление предельного дохода (MR) с ценовой эластичностью.

      Сравнительный анализ цены, общей выручки, предельного  дохода и эластичности спроса по цене выявляет следующие закономерности:

    1. при эластичном спросе предельный доход положителен и снижение цены ведет к росту совокупной выручки (TR), что показывает восходящий отрезок кривой TR на рис.
    2. При неэластичном спросе предельный доход отрицательный, что оборачивается падением совокупной выручки (TR) при снижении цены.
    3. Наибольшая выручка соответствует объему производства в точке А, равной единичной ценовой эластичности, когда предельный доход исчезает и становится нулевым.

      Отсутствие  предельного дохода означает, что  доходность фирмы обеспечивается за счет прибыли,  входящей в издержки предпринимателя в виде его вознаграждения (так называемая средняя прибыль), а не за счет превышающего этот уровень дохода. 
 

        
 

      Кривая  валового дохода несовершенного конкурента 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Выбор наилучшей комбинации цены и объема продаж на эластичном участке кривой спроса должен определяться не только факторами, лежащими на стороне спроса на товар монополии, но и включить анализ затрат фирмы, сопоставление предельных издержек (МС) и предельного дохода (MR)/

      Подобное  сопоставление позволяет монополисту  избежать явно невыгодного варианта развития, когда предельные издержки (МС) явно превышают предельный доход (MR), ибо в подобном случае скорость прироста затрат превышает скорость пророста дохода, что в динамике может привести к неконкурентоспособности фирмы.

      Казалось  бы, вариант, соответствующий условию  MR>MC, очень выгоден, ибо каждая новая партия проданной продукции увеличивает доход в большей мере, чем прирастают издержки. При такой оценке ситуации монополист посчитал бы наилучшими масштабы производства и отпускные цены , при которых рентабельность продукции (TR : TC, где TR – валовый доход, ТС – валовые издержки) была бы наибольшей.

      Однако  такая стратегия ошибочна, поскольку  уводит монополиста с пути, ведущего к получению наибольших выгод. А  эти выгоды растут по мере увеличения масштабов производства до границы равенства предельного дохода (MR) и предельных издержек (МС). Это связано с тем , что прирост издержек перекрывается приростом дохода и масса полученного дохода растет. При равенстве предельного дохода и предельных издержек масса получаемой валовой прибыли оказывается наиболдьшей. Значит, самый выгодный объем производства достигается при условии MR=MC.

Информация о работе Несовершенная конкуренция