Несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2012 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что совершенно конкурентные рынки эффективно распределяют ресурсы без государственного вмешательства, но это не означает, что реально существующие рыночные экономики автоматически являются эффективными, одной из причин которых является власть монополий. Ведущие фирмы знают, что они представляют собой настолько большую часть рынка, что могут посредством своих собственных действий оказывать влияние на рыночную цену. Было бы глупо, если бы такого рода фирмы игнорировали эту власть, делая вид, что цена находится вне их контроля.

Работа содержит 1 файл

микроэкономика курсовик.doc

— 265.50 Кб (Скачать)

      Графически  это выглядит так…

      На  графике указанному условию соответствует  точка А, которая обозначает равновесие на монопольном рынке при равновнсном  объеме производства Qv . Точка пересечений линий MR b MC, называется точкой КУрно (точка А). Заштрихованныей прямоуголиник показывает наибольшую массв дохода (произведению P   Q).

      Поскольку у монополиста цена (Р) превышает  предельный доход (MR) в результате того, что кривая спроса в данном случае является нисходящей, то цена (Рм) будет и выше предельных издержек (МС). Она будет превышать и средние издержки (АС), что позволит монополисту получать экономическую прибыль, не доступную рынку совершенной конкуренции. Кроме того, следует иметь в виду, что предельные издержки (МС) ни в коем случае не могут превышать средние издержки (АС), ибо производство стало бы весьма невыгодным. Выгодность возможна, если предельные издержки меньше.

      Развернутая формула наилучших условий функционирования рынка чистой монополии имеет следующий вид:

      Р>MR=MC<AC/

      Проведенный анализ позволяет устранить бытующие неправильные представления о монополистическом  поведении. Оказывается, что:

      1)монополист  вовсе не всегда заинтересован  во взвинчивании цены. Монопольная цена, как и при совершенной конкуренции, должна отвечать условию MR=MC;

      2)монополист  всегда заботится о максимизации  общей прибыли, а не о прибыли  на единицу продукции;

      3)чистый  монополист не всегда получает  прибыль, у него возможны и убытки, когда фирма работает неэффективно. Так, многие предприятия России, будучи монополистами, тем не менее являются убыточными. Однако убыточное предприятие не всегда сразу уходит с рынка, а применяет стратегию минимизации своих потерь. Подобная стратегия исходит из того, что постоянные издержки рассматриваются как свершившийся факт (допустим, оплачена арендная плата за землю и помещения). Закрытие предприятия превратит эти затраты в прямые убытки, тогда как при продолжении работы они будут включены в стоимость продукции и при её реализации окупятся. Поэтому монополист будет продолжать работать, если его убыток, приходящийся на единицу продукции, будет меньше средних постоянных издержек (AFC).

      Последствия чистой монополии. В условиях чистой монополии цена превышает средние издержки (Р>АС), в то время как на рынке совершенной конкуренции цена совпадает со средними издержками (Р=АС). Это означает что:

      1)цены  монополистического рынка выше, чем на рынке совершенной конкуренции;

      2)более  высокая цена позволяет монополисту получать прибыль даже при не самом экономном расходовании ресурсов, т.е.монополизм может сдерживать развитие в стране производительных сил.

      Однако  монополия отнюдь не всегда тормозит экономический рост, оно может  содействовать ему. Стремясь закрепить свое монопольное положение, монополия создает условия для исключения возможных конкурентов с помощью рывка в росте производительности труда, что обеспечит наименьшие издержки. Кроме того, она может нарастить и производство в целях получения выгод от положительного эффекта масштаба.

      Изучая  спрос на продукцию монополиста  и уровень устанавливаемых им цен, мы исходили из того, что монополист назначает единую цену для всех покупателей. Однако зачастую он ведет себя иначе, назначая разные цены на один и тот же товар для разных покупателей. Подобное поведение монополиста называется ценовой дискриминацией.

      Ценовая дискриминация – один из способов расширения рынка сбыта и, следовательно, увеличения прибыли в условиях монополии. Она представляет собой продажу  продукта различным покупателям по разным ценам, когда последние не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок.

      Обычно  монополистические цены по сравнению  с ценами рынка совершенной конкуренции  являются более высокими. Это сужает количество потенциальных покупателей, которые хотели бы купить конкретный товар по более низкой цене. Однако, снижая цену в расчете на расширение объема сбыта, монополист теряет монопольную прибыль, ибо в данном случае снижается цена на всю производимую продукцию, которая ранее продавалась по более высоким ценам. Поэтому монополист находит иной выход, позволяющий сохранить монопольную прибыль и одновременно расширить количество продаж: он снижает цены не для всех покупателей, а для отдельных групп. Последние получают ценовые льготы, которые не распространяются на остальных покупателей, т.е. по отношению к ним допускается ценовая дискриминация.

      Использование политики ценовой дискриминации  строится на соблюдении двух условий:

    • Исключении возможности товар перепродать. При перепродаже фирма теряет часть рынка, ибо она не сама выходит на конечного потребителя, а через посредника. В сфере услуг их оказание зачастую совпадает с потреблением, поэтому перепродажа здесь затруднительна. Именно в силу таких обстоятельств сфера услуг стала предпочтительной ареной распространения ценовой дискриминации;
    • Возможности разделить всех потребителей продукции на сегменты в связи с неоднородностью эластичности их спроса в зависимости от цены. Для покупателей, приобретающих товар вне зависимости от колебаний его рыночной цены, снижать цены не имеет смысла. Цены снижаются для групп потребителей, спрос со стороны которых является более эластичным: для них устанавливаются скидки с цены.

      Тактика монополиста, применяющего ценовую  дискриминацию, может быть различной. Он может сохранять цены в сегменте с низкой эластичностью спроса и устанавливать систему скидок для иных сегментов либо назначать более высокую цену в сегменте рынка, где спрос менее эластичен.

      Ценовая дискриминация имеет различные  виды:

    • Пространственная (продажа в городе и в деревне по разным ценам);
    • Временная (продажа железнодорожных и авиабилетов в зависимости от сезона);
    • По доходам потребителей (предоставление услуг для бедных и богатых);
    • По объему потребления блага (минимально необходимое количество и сверх того);
    • По социальному статусу потребителя (проездные билеты для студентов и работающих).

      Ценовая дискриминация выгодна для монополиста, поскольку позволяет ему получить большую массу прибыли, расширяя объем продаж, минуя снижения цены на все предлагаемые к продаже партии товара. Полезна она и для покупателей, получающих возможность расширить ассортимент своего потребления при тех же доходах.


Информация о работе Несовершенная конкуренция