Взаимосвязь экономической теории и экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать взаимосвязь экономической теории и экономической политики. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
изучить теоретико-методологические основы взаимодействия государства и экономики;
рассмотреть современную концепцию государственного регулирования экономическими процессами;
охарактеризовать влияние государства на экономические процессы в условиях экономической нестабильности начала XXI века.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы взаимодействия государства и экономики …………………………………………………..5
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики 5
1.2. Классическая и кейнсианская концепции регулирования национальной экономики ……………………………………………9
Глава 2. Современная концепция государственного регулирования экономическими процессами ……………………………………………..12
2.1. Цели государственной экономической политики ……………12
2.2. Методы государственного экономического регулирования ...17
Глава 3. Влияние государства на экономические процессы в условиях экономической нестабильности начала XXI века ……………………….26
3.1. Основные направления государственного регулирования пореформенной экономики России ………………………………..26
3.2. Государственная политика в условиях мирового экономического кризиса ……………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………40
Список использованной литературы ……………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 850.50 Кб (Скачать)

      В условиях командной экономики ни один из приведенных выше вариантов  не является эффективным. Такое государственное  насилие над экономикой, переходящее разумные границы, противоречит законам экономического развития. Поэтому не случайно переход к новой экономической системе требует решительной ломки командной экономики. Однако переход от плановой экономики к рыночной надо рассматривать как сложнейший, длительный и противоречивый по своей сути социально-экономический процесс. Здесь необходимы принципиально новая инфраструктура, новые кадры, новые системы цен, финансов, кредита, распределительных отношений. Это смешанная по многим параметрам и критериям структура.

      Западная  экономика накопила большой опыт государственного регулирования экономики  в условиях рынка, поэтому ее опыт представляет несомненный интерес для России и его изучение будет для нас полезным. 

      1.2. Классическая и кейнсианская концепции регулирования национальной экономики

      В мировой экономической литературе можно выделить два основных направления по вопросу об экономической роли государства и прежде всего по вопросу механизма регулирования национального производства в условиях рынка. Первое – это неоклассическое направление, стоящее на позициях автоматического саморегулирования рыночной системы. Второе – кейнсианское, исходящее из необходимости обязательного вмешательства государства в рыночную систему, особенно в условиях депрессии и связанной с ней безработицы.

      Экономисты-неоклассики, исходя из гибкости цен заработной платы, процентной ставки, т.е. из того, что зарплата и цены могут свободно передвигаться вверх и вниз, отражая баланс между спросом и предложением, утверждают следующее. По их мнению, совокупное предложение (SS) имеет вид вертикальной прямой, отражающей потенциальный объем производства ВНП. Снижение цены влечет за собой снижение зарплаты, и поэтому полная занятость сохраняется, сокращения величины реального ВНП не происходит. Здесь вся продукция будет продана по другим ценам. Иначе говоря, снижение совокупного спроса ведет не к снижению ВНП и занятости, а лишь к снижению цен. Таким образом, классическая теория считает, что экономическая политика государства может воздействовать лишь на уровень цен, а не на объем производства и занятость. Поэтому его вмешательство в регулирование объема производства и занятости нежелательно (рис. 1.2)4.

    Рис. 1.2. Классическая концепция регулирования цен государством:

    SS – совокупное предложение; DD – совокупный спрос, D1D1 – новый совокупный спрос 

      В отличие от классической школы кейнсианская теория полагает, что государство может регулировать развитие экономики, воздействуя на совокупный спрос (объем производства). Самый главный порок классической школы, по мнению Кейнса, состоит в том, что она не могла объяснить, какими путями уменьшить безработицу, которая, становясь массовой, требует все больше и больше государственных средств и создает неблагоприятную социальную ситуацию. Совокупное предложение (рис. 1.3)5 согласно кейнсианской модели принимает форму прямой, параллельной оси Р, что отражает негибкий характер цен и зарплаты в краткосрочном периоде и наличие незанятых ресурсов, в частности безработицы. Линия совокупного спроса пересекает линию предложения в точке Е, где объем ВНП равен 0E. Если спрос возрастет и график спроса переместится в положение D1D1, то цены почти не изменятся, так как будет увеличен объем производства, т.е. ВНП увеличивается. Кейнсианцы считали, что правительство может способствовать росту ВНП и росту занятости, увеличивая правительственные расходы, что повысит спрос до положения D1D1. Это и означает рост ВНП на величину ЕЕ1. Увеличение объема ВНП будет способствовать и повышению занятости населения.

    Рис. 3. Кейнсианская модель совокупного предложения 

      Можно сделать вывод, что ни одну из них  нельзя брать в буквальном виде, поскольку каждая из них несколько упрощает реальные процессы, подчеркивает лишь отдельные стороны действительности. Вряд ли приемлема та позиция, что рынок сам все отрегулирует без всякого вмешательства государства Кейнс показал, что государство может оказывать влияние на рыночную экономику и имеет определенные инструменты для такого влияния. 

 

       Глава 2. Современная  концепция государственного регулирования экономическими процессами 

      2.1. Цели государственной  экономической политики

      Цели  государственной экономической  политики вытекают из целей и задач  государственного управления экономикой.

      Экономическая политика государства в целом ориентирована на достижение общенациональных целей страны, общества, народа. Это обширная совокупность целевых задач, которую трудно свести к одной обобщенной цели. В советское время российской истории генеральная цель социалистического государства формулировалась как достижение максимально возможного в данных условиях уровня удовлетворения материальных и духовных запросов народа. Такая постановка цели политики носила во многом идеологический характер.

      В современной экономической науке проблема целеполагания, установления целей и задач государственной экономической политики рассматривается более утилитарно и сводится не к формированию единой общей цели, а к установлению спектра, совокупности таких целей. Тем не менее и при таком подходе нет возможности однозначно выразить совокупность целей, преследуемых государством в ходе выработки и осуществления своей экономической политики.

      Цели  государства зависят от достигнутого уровня социального и экономического развития страны, историко-национальных традиций. В разных странах существуют свои приоритеты, предпочтения в отношении государственных устремлений, отражающие позицию правительства, общественное мнение, господствующие убеждения.

      Принято считать, что в тех странах, где господствуют рыночные отношения, государство должно принимать на себя и считать главными целями экономической политики те задачи, которые не способен решить сам рынок, которые не подвластны рыночному механизму хозяйствования. При таком подходе цели государственной экономической политики во многом совпадают с целями государственного регулирования.

      Достаточно  конструктивен прагматический подход, в соответствии с которым цели экономической политики государства состоят в создании и поддержании условий стабильности, уравновешенности экономической ситуации. Такой подход получил название стабилизационной политики, он наиболее характерен для ситуации кризиса, спада, когда прежде всего необходимо подавить стихийные процессы, достичь управляемости, предотвратить дальнейшее ухудшение состояния дел. Цели стабилизации важны для закрепления достигнутого и желаемого состояния равновесия, предотвращения нежелательного выхода параметров экономики за допустимые пределы.

      В странах, экономика которых находится  на подъеме или такой подъем ожидается, цели экономической политики становятся целями экономического роста, измеряемого уровнем такого роста.

      «Для  стран с социально ориентированной  рыночной экономикой характерно выдвижение на первый план социальных целей государственной экономической политики. Такие цели во многом смыкаются с экономическими. Выдвижение социальных целей государственной политики и увязка их с экономическими целями характерны для таких стран, как США, Германия, Швеция, в меньшей степени это присуще другим странам, в том числе – России»6.

      К самым распространенным социальным целям государственной экономической политики относят экономическую свободу и экономическую справедливость. Экономическая свобода понимается как свобода выбора форм и видов экономической, предпринимательской деятельности, распределения и использования собственных средств, приобретения и продажи объектов собственности, поведения на рынке, участия в профсоюзах и забастовках.

 

       Государство способно проводить линию  на ограничение экономической свободы отдельных субъектов хозяйственной деятельности. Говоря об экономической свободе как цели государственной экономической политики, следует иметь в виду не безраздельную свободу, граничащую с анархией, а тот уровень свободы, который необходим для обеспечения эффективного функционирования хозяйственной системы и достижения экономических целей государственной политики.

      «Весьма привлекательно выглядит такая цель, как экономическая справедливость, понимаемая с позиций честного, добросовестного отношения ко всем людям в стране, учета их интересов и возможностей, создания им адекватных, в пределе равных условий, прав, возможностей проявить себя в жизни. Справедливость есть не столько экономическое, сколько морально-этическое понятие. У каждого человека существует свое представление о справедливости, диктуемое чаще всего собственными интересами, личной выгодой. В сознании многих людей укоренилось представление о справедливости как о равенстве благ, которого следует добиваться посредством государственной уравнительной политики, направленной на выравнивание доходов. Между тем справедливым следует считать выравнивание потенциальных возможностей получения доходов, в пределах которого каждый достигает того, на что он оказался способным. Надо различать равенство возможностей и равенство результатов»7.

      Более определенной, предметной целью государственной  экономической политики следует  считать социальную защищенность, трактуемую как защита государством граждан  от неизбежных экономических рисков, обеспечение каждого человека минимумом благ, необходимых для существования. Государство призвано защищать своих граждан от безработицы, помогать престарелым и немощным, инвалидам, многодетным семьям, смягчать тяжелые последствия несчастных случаев.

      Универсальной целью государственной экономической политики следует считать содействие достижению высокого уровня, росту социально-экономической эффективности в масштабах хозяйства страны. В конечном счете именно социально-экономическая эффективность, результативность функционирования хозяйства страны, рациональное, экономически выгодное использование всех составляющих ее ресурсного потенциала характеризуют возможность достижения комплекса социальных целей государственной экономической политики.

      «Еще  одна глобальная цель государственной экономической политики известна под названием «общеэкономическое равновесие». Под общеэкономическим равновесием понимается так называемый магический четырехугольник, включающий стабильность цен, высокий уровень занятости, соразмерный экономический рост, сбалансированность внешнеторговых операций. В Германии, например, достижение и поддержание заданного уровня общеэкономического равновесия законодательно закреплено принятым в 1967 г. «Законом по содействию стабилизации и экономическому росту», называемым также «Основным законом экономической политики государства»»8.

      Стабильность  уровня цен означает ограничение  показателя инфляции четким верхним пределом. В экономически развитых странах задачей экономической политики считается недопущение роста цен на величину, превышающую 1 % в год. В действительности даже в таких странах удается сдерживать рост в пределах, не превышающих несколько процентов в год. Имеется в виду, естественно, общий уровень цен, совокупная цена, тогда как цены на отдельные виды товаров способны изменяться в большей или меньшей степени. Кроме того, надлежит понимать, что рост цен при повышении качества товаров не есть инфляция. Так что государственная политика ориентирует на «разумную» стабильность цен.

      «Цель достижения высокого уровня трудовой занятости ассоциируется прежде всего с низким показателем безработицы, не вы- ходящим за пределы нескольких процентов. Принято считать, что уровень безработицы в пределах от 3 до 7% надо рассматривать как нормальный, обусловленный естественной текучестью рабочей силы, неизбежной «фрикционной» безработицей. Удержание безработицы в пределах 5–6% представляет собой целевую установку государственной экономической политики большинства стран»9.

      Экономический рост, как уже отмечалось, измеряется ежегодным темпом роста или прироста валового внутреннего продукта в целом и на душу населения страны. Экономический рост означает увеличение количества производимых товаров, обусловленные этим рост их предложения и доходов населения, а в силу этого и увеличение потребления. Чем больше экономический пирог, испекаемый в стране, тем больше шансов у каждого гражданина получить больший кусок от этого пирога. Поэтому обеспечение экономического роста относится к числу важнейших задач государственной экономической политики. Согласно современным взглядам экономический рост, измеряемый стабильным приростом валового внутреннего продукта величиной 3–4% в год, считается успехом экономической политики государства. Однако для стран, вышедших, подобно России, из зоны длительного кризиса, необходимы более высокие темпы прироста ВВП, находящиеся на уровне порядка 6–10% в год.

Информация о работе Взаимосвязь экономической теории и экономической мысли