Взаимосвязь экономической теории и экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать взаимосвязь экономической теории и экономической политики. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
изучить теоретико-методологические основы взаимодействия государства и экономики;
рассмотреть современную концепцию государственного регулирования экономическими процессами;
охарактеризовать влияние государства на экономические процессы в условиях экономической нестабильности начала XXI века.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы взаимодействия государства и экономики …………………………………………………..5
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики 5
1.2. Классическая и кейнсианская концепции регулирования национальной экономики ……………………………………………9
Глава 2. Современная концепция государственного регулирования экономическими процессами ……………………………………………..12
2.1. Цели государственной экономической политики ……………12
2.2. Методы государственного экономического регулирования ...17
Глава 3. Влияние государства на экономические процессы в условиях экономической нестабильности начала XXI века ……………………….26
3.1. Основные направления государственного регулирования пореформенной экономики России ………………………………..26
3.2. Государственная политика в условиях мирового экономического кризиса ……………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………40
Список использованной литературы ……………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 850.50 Кб (Скачать)

      Цель  обеспечения сбалансированности внешнеторговых операций страны достигается при  положительном сальдо внешнеторгового  баланса, т.е. при наличии чистого экспорта товаров и услуг, составляющем от одного до нескольких процентов валового национального (внутреннего) продукта. Понятно, что не все страны способны реализовать такую цель государственной экономической политики. В России эта цель достигается благодаря экспорту сырья.

      При формировании комплекса (системы) целей  приходится иметь в виду их взаимосвязь  и взаимодействие. Отдельные цели и характеризующие их показатели могут оказаться как взаимосдерживающими, так и конкурирующими или даже несовместимыми, взаимоисключающими. Поэтому неизбежны компромиссы. При всей важности перечисленных целей они не исчерпывают всей системы целей государственной экономической политики. Вполне возможны и другие цели, целевые задачи, обусловленные спецификой экономики страны, решаемых ею проблем, точкой зрения правительства. 

    2.2. Методы государственного  экономического регулирования

      Государство, осуществляя регулирование социально-экономических процессов, использует систему методов и инструментов, которые меняются в зависимости от экономических задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ западных теорий и мирового опыта позволяет говорить как о формировании национальных моделей, так и о сложившемся стандартном наборе общественных форм и методов государственного регулирования.

      Рассмотрим  универсальные средства государственного регулирования, применяемые в последнее время. Общепринято деление методов государственного регулирования на правовые, административные, экономические, прямые, косвенные.

      Правовое  регулирование состоит в установлении государством правил "экономической  игры" для фирм – производителей и потребителей. Система законодательных норм и правил определяет формы и права собственности, условия заключения контрактов и функционирования фирм, взаимные обязательства в области трудовых отношений профсоюзов и работодателей и др.

      Административное  регулирование, включают меры по регулированию, контингентированию, лицензированию, квотированию и т.д. С помощью системы административных мер (в виде мер закрепления, разрешения, принуждения) осуществляется государственный контроль над ценами, доходами, учетной ставкой, валютным курсом. В настоящее время сфера действия административных мер ограничивается в большинстве стран областью охраны окружающей среды, социальной защиты населения.

      Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля в рамках национального образования. Это влияние на совокупный спрос, совокупное предложение, степень концентрации капитала, структуризацию экономики и социальных условий, использование факторов экономического роста.

      С этой целью используются бюджетная  и фискальная политика, денежно-кредитная  политика, программирование, прогнозирование и планирование.

      Финансовая  политика предполагает использование  бюджетно-налогового и фискального  механизма для достижения национально-экономических и социальных целей.

      Денежно-кредитная  политика предполагает использование  метода косвенного воздействия Центрального банка на элементы рыночного механизма и прежде всего оптимальность денежного обращения.

      Высшей  формой государственного регулирования  являются программирование, прогнозирование и планирование. Их применение связано с усложнением хозяйственных связей и необходимостью использования комплексных методов в достижении кратко-, средне- и долгосрочных целей. Объектами таких целевых программ являются отрасли (в том числе аграрный сектор экономики), регионы, социальные условия, направления научных исследований и т.д. Программы бывают обычные, целевые, чрезвычайные.

      «Наиболее распространены общенациональные программы  по восстановлению экономики, структурной  перестройке, приватизации, послекризисной стабилизации экономики.

      В условиях рыночной экономики применяется планирование экономики по довольно продолжительному горизонту – 4–5 лет. Такие планы разрабатываются департаментами Франции, правительствами Японии, Китая, Южной Кореи. Они отличаются от планов командно-административной экономики, не имеют распределительного характера. Это индикативные планы, т.е. планы целевого, рекомендательного характера при определенном ресурсном обеспечении со стороны государства»10.

      Прямые  методы регулирования базируются на властно-распорядительных отношениях и сводятся к административному воздействию на функционирование и результативность хозяйствования субъектов. Среди методов прямого ГРЭ преобладают различные формы безвозвратного целевого финансирования секторов экономики, регионов, фирм в виде субвенций или субсидий, включающих дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов общенационального и регионального уровней, а также льготных кредитов. Целью таких методов являются достижение приоритетов развития, защита общественно необходимых секторов экономики и групп населения. Кроме положительного эффекта указанные меры могут иметь и негативные последствия в виде деформации реального соотношения издержек и цен, снижения уровня конкурентности, ослабления балансирующей функции рынка.

      Прямое  воздействие на экономику государство  осуществляет через инвестиции в определенные отрасли хозяйства. Оно может идти по двум направлениям: или развитие государственного предпринимательства, или субсидирование предприятий негосударственного сектора. Первое осуществляется в капиталоемких и малорентабельных отраслях, например, таких, как угольная промышленность, железнодорожный и водный транспорт, содержание автомобильных дорог. Кроме того, для обеспечения высокого уровня развития экономики государство осуществляет инвестирование в отрасли, определяющие на данном этапе научно-технический прогресс, а также подготовку квалифицированных кадров и проведение научных исследований. Государственное предпринимательство развивается в тех областях, где применение других форм собственности может принести отрицательные последствия.

      Так, в оборонной промышленности инвестирование осуществляется путем строительства казенных предприятий или национализации предприятий других форм собственности за счет скупки акций, иногда конфискации, как это было во Франции после второй мировой войны, предприятий, сотрудничавших с фашизмом. На этой основе создаются смешанные предприятия, когда часть акций принадлежит государству. Предпринимательская деятельность позволяет государству решать общенациональные вопросы и важнейшие социальные задачи. При этом государство поддерживает уровень жизни населения, определяя предельные цены на энергию, продукты питания, услуги и т.д.

      Государство осуществляет регулирование и путем  поддержания предприятий совместной или индивидуально-частной форм собственности. Это достигается предоставлением им товаров, услуг по низким ценам или субсидированием. Государство часть дохода направляет на развитие национального хозяйства. Так, политика президентов Р.Рейгана и Дж.Буша была направлена на поддержку крупного бизнеса, что обеспечивалось как прямыми вложениями, так и преимуществами в налоговом обложении.

      Государство реализует программу поддержки  таких сфер, как образование, здравоохранение, охрана окружающей среды, которые без его помощи развивались бы медленнее, чем другие отрасли, или цены на их услуги были бы столь высоки, что были бы доступны немногим. Эти отрасли являются постоянным объектом субсидирования многих государств, так же как аграрное производство, добывающая промышленности, транспорт и т.д.

      Государство оказывает также прямое регулирующее воздействие на экспорт, освобождая экспортера от уплаты пошлин на ввоз сырья или создавая льготное кредитование экспорта.

      Государство осуществляет и прямое воздействие на национальный рынок. Оно может влиять на размер, структуру и направления развития рынка путем государственного заказа. Под ним понимают государственное задание фирме на производство определенного вида продукции в регламентированные сроки и в определенных размерах на уникальную, особо дефицитную продукцию.

      Анализируя  опыт и практику государственного регулирования  развитых стран Европы и Азии, а  также переходной экономики России, можно выделить реальные методы и  конкретный инструментарий, доступные правительствам при осуществлении стабилизирующей политики. Наряду с использованием денежно-кредитной, бюджетной и фискальной политики многие правительства применяют социальные и внешнеэкономические регуляторы.

      Таким образом, экономическая политика правительства – это определенная регламентация норм и правил поведения хозяйственных субъектов посредством экономического инструментария.

      1. Кредитная политика включает:

      нормирование  банковских резервов;

      варьирование  учетной ставки банковского процента;

      проведение  операций на валютном рынке.

      2. Бюджетная политика охватывает:

      регулирование государственных расходов;

      осуществление государственных закупок;

      выпуск  государственных внутренних хозяйств;

      поддержку и регламентирование государственного предпринимательства.

      3. Фискальная политика предполагает:

      регулирование налогового обложения имущества  граждан;

      введение  муниципальных налогов.

      4. Социальная политика включает:

      регулирование минимальных ставок оплаты труда;

      установление  размеров пенсий, пособий по безработице и т.д.

      5. Внешнеэкономическая политика означает:

      законодательное установление ставок таможенных пошлин, обменных курсов валют;

      использование иностранных займов, инвестиций и  валютных ограничений.

      Методы  и инструменты регулирования представлены на рис. 2.111.

    Рис. 2.1. Способы, методы и инструменты  государственного регулирования рыночной инфраструктуры

      Приведенные методы и инструментарий государственного регулирования адекватно требуют их комплексного использования. Взаимосвязь и обусловленность рынков (рынка благ и услуг, денежного рынка, рынка труда, внешнеэкономического рынка) требуют применения взаимосвязанного инструментария при воздействии на равновесный экономический рост.

      Использование односторонних методов, например исключительно монетаристского воздействия на системное равновесие, не может оказать положительного стабилизирующего эффекта. Более того, односторонний подход может привести лишь к углублению экономического кризиса и заложить перспективные основы его разрушительного проявления. Это подтверждено применением только идей монетарной политики 70–80-х годов в американской и европейской экономиках, а также в экономике России 90-х годов XX в.

      Следовательно, современная рыночная система немыслима  без вмешательства государства. Однако существует грань, за которой происходят деформации рыночных процессов, падает эффективность производства. Существуют важные ограничения для регулирования. Например, недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (тотальное директивное планирование, всеохватный административный контроль за ценами и др.). Это не означает, что государство снимает с себя ответственность за неконтролируемый рост цен и должно отказаться от планирования. Как отмечалось, рыночная система не исключает планирования на уровне предприятий, регионов и даже народного хозяйства, выступающего в виде национальных целевых программ. Но рынок во многом является самонастраивающейся системой, и поэтому влиять на него следует только косвенными экономическими методами. В ряде случаев возможно применение административных методов. Но нельзя уповать только на экономические либо только на административные меры. С одной стороны, элементы администрирования несет в себе любой экономический регулятор. Например, денежное обращение ощутит влияние такого известного экономического метода, как ставка по кредитам Центрального банка, не раньше, чем будет принято административное решение. С другой стороны, в каждом административном регуляторе есть нечто экономическое в том смысле, что он косвенно сказывается на поведении участников экономического процесса. Прибегая к прямому контролю за ценами, государство создает для производителей особый экономический режим, вынуждает их пересматривать производственные программы, искать новые источники финансирования инвестиций и т.д.

Информация о работе Взаимосвязь экономической теории и экономической мысли