Взаимосвязь экономической теории и экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2011 в 22:11, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – исследовать взаимосвязь экономической теории и экономической политики. Для реализации поставленной цели в работе предполагается решить следующие задачи:
изучить теоретико-методологические основы взаимодействия государства и экономики;
рассмотреть современную концепцию государственного регулирования экономическими процессами;
охарактеризовать влияние государства на экономические процессы в условиях экономической нестабильности начала XXI века.

Содержание

Введение …………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретико-методологические основы взаимодействия государства и экономики …………………………………………………..5
1.1. Необходимость государственного регулирования экономики 5
1.2. Классическая и кейнсианская концепции регулирования национальной экономики ……………………………………………9
Глава 2. Современная концепция государственного регулирования экономическими процессами ……………………………………………..12
2.1. Цели государственной экономической политики ……………12
2.2. Методы государственного экономического регулирования ...17
Глава 3. Влияние государства на экономические процессы в условиях экономической нестабильности начала XXI века ……………………….26
3.1. Основные направления государственного регулирования пореформенной экономики России ………………………………..26
3.2. Государственная политика в условиях мирового экономического кризиса ……………………………………………29
Заключение …………………………………………………………………40
Список использованной литературы ……………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Курсовик.doc

— 850.50 Кб (Скачать)

      В условиях резкого повышения роли банковской системы в формировании денежного предложения регуляторы вынуждены либо сохраныть статус-кво, полагаясь на естественное развитие событий в ходе кризиса и санируя наиболее слабых участников, либо переходить к реформе банковского сектора.

      Таким образом, государственная политика направлена на ослабление негативного  воздействия кризисных явлений финансово-платежной системе. Реализуемые антикризисные меры и принципы принятия соответствующих решений требуют совершенствования. Осуществление ряда дополнительных мер позволит адекватно противостоять выявленным вызовам.

      Отечественная экономика испытывает, видимо, первый полноценный рыночный кризис, отягощенный слабостью финансовой системы, легко «импортировавшей» шок из-за рубежа. Хотя импульсом к началу нынешних процессов стали события на мировых финансовых рынках и рецессия в развитых странах, но реакцию российской экономики определяли внутренние причины и особенности ее структуры: сильная зависимость сырьевых отраслей от экспорта; неразвитость частной финансовой системы; наличие нерешенных проблем в области экономической политики. Нестабильность финансовых систем, обострение социальных проблем и замедление экономического роста вынуждают правительство принимать различные меры по стабилизации ситуации и стимулированию экономики, в том числе и меры в области платежной системы. Перед нашей страной стоят следующие задачи, касающиеся денежной платежной системы и требующие  достаточно быстрых решений  проблем налично-денежного и безналичного оборота.

      1. Использование мер монетарной  и фискальной политики для  стабилизации ситуации на финансовом  рынке страны.

      2. Использование мер фискальной  политики для решения социальных  проблем.

      3. Поддержка реального сектора  экономики в условиях возможной  рецессии.

      4. Выработка новых правил регулирования  финансовых рынков.

      5. Расширение возможностей сотрудничества с МВФ.

      Таким образом, можно заключить, что модернизационные силы в стране есть. Они не консолидированы  и скорее всего их активность проявится  лишь после кульминации кризиса, когда станет ясно, что его дно  достигнуто. Общепризнанно, что стержнем предстоящей модернизации должна стать инновационная экономика, опирающаяся на реформирование  платежной системы, института собственности и законодательной системы. 
 
 

 

       Заключение 

      Таким образом, важнейшую роль в государственном  управлении экономикой играет проводимый властями, органами управления экономический курс, в котором находит свое выражение экономическая политика. Благодаря наличию и реальному воплощению экономической политики государству удается осуществлять целенаправленную программу действий, проводить стабильную линию экономического поведения.

      Экономика любой страны подчинена прежде всего  объективным историческим и экономическим закономерностям. В этом смысле есть основания утверждать, что путь ее задан, предопределен. Однако в действительности экономика связана историческим прошлым и неизбежным будущим лишь частично. Во многом ее траектория движения зависит от устремлений и воли главных действующих субъектов: организаций, граждан. Каждый из этих субъектов способен влиять на экономическую судьбу. Самыми обширными возможностями обладает в этом отношении государство в лице правительства в широком смысле слова, т.е. всех ветвей государственной власти.

      Правительство, будучи главным кормчим экономического корабля страны, избирает курс, проводит определенную линию действий для реализации избранной социально-экономической стратегии, исходящей из целевых установок и учитывающей сложившуюся ситуацию и намечающиеся тенденции. В этом смысле и принято говорить, что государство осуществляет, проводит выработанную им экономическую политику.

      Таким образом, экономическая политика –  это проводимая государством, правительством страны генеральная линия экономических действий, придание желаемой направленности экономическим процессам, воплощаемые в совокупность предпринимаемых государством мер, посредством которых достигаются намечаемые цели и задачи, решаются социально-экономические проблемы. В экономической политике находит непосредственное отражение реализуемый правительством страны курс. По своему замыслу экономическая политика призвана выражать, воплощать цели, задачи, интересы страны, государства и народа. В то же время, поскольку толкователем, интерпретатором целевых социально-экономических установок государства является правительство, в государственной экономической политике находят отражение интересы, позиции, взгляды самого правительства и тех кругов, лиц, от которых оно зависит, с которыми связано. Граждане способны воздействовать на экономическую политику в той мере, в какой они могут влиять на правительство.

      Во  многом экономическая политика государства  ситуационно обусловлена в том  смысле, что она непосредственным образом диктуется унаследованным прошлым, сложившейся в стране экономической обстановкой, ранее принятыми решениями и обстоятельствами. В значительной степени политика предопределена внутристрановой и мировой конъюнктурой – состоянием хозяйства и рынка, уровнем экономической активности, тенденциями роста и спада, спросом и предложением на товары и услуги, что особенно очевидно подтверждается сегодня – в условиях мирового экономического кризиса.

      Можно сделать вывод, что сегодня взаимодействие экономической теории  и экономической  политики осуществляется по следующим  направлениям.

      1. Поддержка функционирования рыночной  системы обеспечения правовой базы и создания конкурентной среды, защита конкуренции через антимонопольное законодательство.

      2. Перераспределение дохода и богатства,  корректировка распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта, стабилизации экономики посредством контроля за уровнем занятости и инфляции.

      3. Ограничение действия некоторых  элементов рыночного механизма. Так, ограничение использования рыночных элементов наблюдается в сфере совокупного муниципального потребления, когда речь идет о поддержании и об охране общественного порядка, о национальной обороне, транспортной системе обслуживания инфраструктурных комплексов, водоснабжении и т.д.

      Ограничения применяются и в сфере совокупного  потребления и обеспечения общественно-нормальных условий образования и медицинского обслуживания. Государственные и муниципальные органы обеспечивают функционирование систем образования, здравоохранения, экологического контроля с учетом рыночных и общественных интересов.

      4. Достижение и сохранение национальных  конкурентных преимуществ в мировой экономике.

      5. В последнее время во многих  странах широко используется  функция общественного выбора  в принятии правительственных  решений, которая определяет, что покупать правительству, как производить товары, для кого предназначаются государственные расходы, на кого распространяются льготы и т.д. По своему экономическому содержанию функция общественного выбора основывается на главных экономико-политических задачах государства. 
 
 

 

       Список использованной литературы 

    1. Замараев, Б. Экономические итоги 2008 года: конец «тучных» лет. / Б. Замараев. // Вопросы экономики, 2009. №3. С.4-25.
    2. Иохин, В.Я. Экономическая теория / В.Я. Иохин.  - М.: Экономистъ, 2005. -861с.
    3. Козырев, В.М. Основы современной экономики / В.М. Козырев.  -М.: Финансы и статистика, 2003. – 528 с.
    4. Красникова, Е.В. Экономика переходного периода / Е.В. Красникова. – М.: Омега-Л, 2006. – 341 с.
    5. Кудрин, А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию / А. Кудрин  // Вопросы экономики, 2009. №1. С.9-27.
    6. Кудров, В.М. Национальная экономика России / В.М. Кудров. – М.: Дело, 2007. – 544 с.
    7. Райзберг, Б.А. Государственное управление экономическими и социальными процессами / Б.А. Райзберг.  – М.: ИНФРА-М, 2005.- 384 с.
    8. Экономика / Под ред. А.С. Булатова. – М.: ЮристЪ, 2006. – 896 с.
    9. Экономическая теория / Под общ. ред. В.И. Видяпина. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 672 с.
    10. Экономическая теория / Под ред. В.Д. Камаева. – М.: Юрайт-Издат, 2006. – 557 с.
    11. Экономическая теория / Под ред. А.И. Добрынина. – СПб.: Питер, 2004. – 544 с.
    12. Юргенс, И.Ю. Экономический кризис в России: экспертный взгляд / И.Ю. Юргенс // Вопросы экономики, № 4. 2009. С.4-30.

Информация о работе Взаимосвязь экономической теории и экономической мысли